Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Речь осуществляет разнообразные функции и служит основным средством
общения. Без нее человеку не представлялась бы возможность воспринимать и сообщать
информацию, которая несет большую смысловую наполняемость или определяет в себе то, что
невозможно получить с помощью органов чувств.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, она является одним из видов
коммуникации человека: язык используется для общения людей друг с другом. Речевое общение
способствует познанию людей, организует совместную деятельность друг друга, является важным
фактором в формировании и развитии межличностных отношений.
3
Глава 1. Теоретические аспекты развития речи детей посредством игровой деятельности в
младших классах общеобразовательной школы
1.1.Этапы и особенности развития речи
В системе процессов психики речь занимает особенное положение, она состоит из множества
компонентов и уровней. Регулирует поведение и является основой мышления, речь выполняет
ведущую роль в становлении психики ребёнка.
Речевое развитие представляет собой необходимое условие для становления всех функций
высшей психики. М.Р. Львов утверждает, что «речь – это вербальное, языковое общение с
помощью языковых знаковых единиц: слов, синтаксических конструкций, текста, интонаций, часто
при поддержке невербальных средств, жестов, мимики и пр.» .
С.Л. Рубинштейн пишет, что «речь - это деятельность общения - выражения, воздействия,
сообщения - посредством языка, речь - это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная
от него, является единством определенной деятельности - общения - и определенного
содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь - это форма
существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством
общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования
мышления» .
В физиологии речь – сложный двигательный акт, происходящий по механизму условнорефлекторной деятельности. И.П. Павлов говорил о второй сигнальной системе как о слове,
произносимом, слышимом и видимом, указывал, что физиологической основой второй
сигнальной системы являются кинестетические, двигательные раздражения, поступающие в кору
головного мозга от речевых органов (Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский) .
Речевое развитие ребенка представляет собой довольно сложный процесс, включающий в себя
множество различных аспектов. В него входят самые разные стороны овладения ребенком речью.
Среди таких сторон можно выделить психологическую, нейропсихологическую, педагогическую,
непосредственно лингвистическую и многие другие. У ребенка дошкольного возраста развитие
речи опосредовано обучением. Тем не менее, утверждение о том, что овладение речью является
результатом специальной учебной деятельности, было бы в корне неправильным. Изучение речи
на начальных этапах жизни не является специфической учебной целью. Первичное овладение
ребенком родным языком осуществляется в процессе жизненно мотивированной деятельности
общения. Иными словами, ребенок овладевает речью в процессе ее использования в различных
коммуникативных ситуациях – не изучая ее в процессе учения.
1.2.Дидактические игры как средство развитие речи младших школьников
Игра – это общепринятое научное понятие. В психологии, философии, педагогике термин «игра»
имеет разную интерпретацию. Игровые модели применяются в различных науках и прикладных
отраслях знаний, имеющих дело со сложными системами прогнозирования процессов, вызванных
различными факторами. Игра также включена в познавательные процессы, художественного и
4
научного творчества и искусство, психотерапию и др. Наука считает «игру» в основу карнавалов,
фестивалей, драматического искусства, шоу.
В философии и педагогике природа игры определяется следующими аспектами:
1. Игра-это условность, которую можно показать по-разному: и как условность соревнования, и
как условность представления (обозначение, роль, знак).
2. Прямые функционирование игры как самостоятельного явления обеспечивается системой
правил, которые в целом определяют нормы (порядка взаимоотношений участников).
3. Игра, как самостоятельное явление культуры, занимает в ней определенное место, имеет
специальные механизмы встраивания.
4. Сущность игры состоит в апробации, отладки, обнаружения некоторых норм отношений между
людьми (как социальных, так и личностных) и установлении гибких переходов в этих отношениях.
Игра - понятие многогранное, поэтому к настоящему времени сложилось немалое количество
классификаций игр, в зависимости от точки зрения автора классификации, от подхода к детской
игре. Так, Ф. Фребелем за основу классификации был взят принцип дифференцированного
влияния игры, в соответствии с которым можно выделить: умственные игры (влияющие на
развитие ума); сенсорные игры (оказывающие влияние на развитие внешних органов чувств);
моторные игры (воздействующие на развитие движений) .
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по развитию речи у детей
младшего школьного возраста
2.1. Организация экспериментального исследования по развитию речи у младших школьников
Опытно-экспериментальной работы по развитию речи у детей младшего школьного возраста
проводилось на базе школа № 34.
Эксперимент длился с декабря 2018 года по март 2019 года и проходил в 3 этапа:
констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе была проведена первичная диагностика развития функций речи у детей
младшего школьного возраста контрольной и экспериментальной группы.
Далее, на формирующем этапе, в работу с детьми экспериментальной группы была внедрена
программа, направленная на развитие функций речи.
На контрольном этапе исследования была осуществлена повторная диагностика развития
функций речи у детей контрольной и экспериментальной группы.
В эксперименте участвовало 40 детей младшего школьного возраста. С целью сравнительного
анализа дети были поделены на две группы: 20 детей вошло в экспериментальную группу (ЭГ) и
20 детей в контрольную группу (КГ). Средний физиологический возраст участников эксперимента
от 7 лет.
5
Для исследования развития функций речи у детей использовались следующие диагностические
методики:
Методика оценки уровня развития лексической стороны речи И.А. Смирновой.
2.2. Реализация программы по развитию речи
С детьми экспериментальной группы были проведены занятия, с использованием игр.
«Язычок на прогулке». Содержание. Педагог рассказывает, обращаясь к детям: «Надоело нашему
язычку дома сидеть, и решил он погулять. Открыл он свой домик (Учитель показывает детям, что
нужно делать: открывает рот), посмотрел направо, затем налево, потом опять направо, снова
налево, никого не нашел, и решил язычок погреться на солнышке и лег на забор возле своего
домика (Педагог кладет на нижние зубы широкий язык)». В течение всего рассказа дети
повторяют действия за взрослым.
«Вкусное варенье». Содержание. Учитель рассказывает детям: «Ела Света малиновое варенье и
испачкала всю верхнюю губу. Света – слизала варенье с верхней губы широким языком вот так
(взрослый показывает детям, как нужно сделать)». Затем педагог предлагает детям чуть-чуть
приоткрыть рот и сделать движения сверху вниз широким передним краем языка, облизывая
верхнюю губу.
«Вот так грибок!» Содержание. Педагог вместе с детьми вспоминают, как выглядит гриб, что у
него есть шляпка и ножка. Учитель напоминает детям, что шляпка у него широкая, большая, а
ножки бывают толстые или тонкие. После этого он предлагает детям придать своему язычку
форму грибка. Учитель объясняет, для того, чтоб получился гриб, что нужно язычок поднять и
прижать его спинкой к нёбу, тогда будет хорошо видна тоненькая ножка нашего грибочка -
подъязычная уздечка. Для того, чтобы у детей правильно получилось упражнение, педагог просит
их сначала растянуть рот в улыбке, приоткрыть его и приклеить свой язычок к нёбу.
«Качели». Содержание. Дети вспоминают, как они качались летом на качелях. Потом учитель им
предлагает «покачать на качелях» их язычок. Для этого нужно приоткрыть рот, (по указанию –
«вниз») широкий язык опускается за нижние зубы, затем (по указанию– «вверх») поднимается за
верхние зубы. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, а движения вверх-вниз выполняются
только языком, губы растянуты в улыбке, зубы – обнажены.
«Болтушка». Содержание. Педагог, показывая детям игрушку (картинку) с изображением индюка,
и говорит: «Когда индюк сердится, он «болбочет» («хлопает» языком по верхней губе и
произносит звуки бл, бл). Затем предлагает детям попробовать показать, как индюк «болбочет».
Дети производят сначала медленные «хлопки» широким языком по верхней губе вперед и назад.
Затем постепенно темп движения увеличивается и добавляется голос, пока не послышатся звуки
бл, бл.
«Летят листочки». Содержание. Детям раздаются «листочки», вырезанные из бумаги и
подвешенные на нитке. Дети, изображая ветер, спокойно дуют на «листочки».
«Насос». Содержание. Учитель говорит: «Решил как-то Максим покататься на велосипеде, а у него
спущены колеса, весь воздух вышел. Взял он насос и стали накачивать шины. Воздух со свистом
6
выходит из насоса: сссс..., сссс... Поможем Максиму накачать все колеса». Дети имитируют
движения при накачивании шин насосом, и все вместе длительно произносят звук сссс.
«Цветочек» Содержание. Учитель говорит: Мы с вами пришли на красивую полянку, где растет
много цветов. Давайте понюхаем эти красивые цветочки. Вдохнули и задержали дыхание. Ах, как
они приятно пахнут.
«Физкультурные свистки» Содержание. Учитель говорит: У меня сегодня для вас сюрприз.
Отгадайте, что это за звук. Отворачивается и свистит в свисток. Дети отвечают. Затем всем
раздаются свистки. Дети свистят на одном длинном выдохе.
2.3. Анализ результатов исследования
В результате констатирующего эксперимента были определены особенности развития речи у
детей контрольной и экспериментальной групп, а также сопоставлены между собой полученные
показатели.
Анализируя полученные результаты, можно отметить, что дети старались назвать нужные слова.
Так дети контрольной группы показали средний уровень развития лексической стороны речи
(55%), только 45% детей этой группы с низким уровнем развития лексической стороны речи. В
экспериментальной группе 50 % детей демонстрируют средний уровень и 50 % - низкий.
Далее представим полученные результаты по методике М.А. Поваляева, можно отметить, что у
детей контрольной и экспериментальной группы нет существенных различий в развитии развития
грамматической стороны речи.
Анализируя полученные результаты, можно отметить, что дети контрольной и экспериментальной
группы показывают низкий уровень владения речью. В экспериментальной группе 40% детей со
средним уровнем развития речи, у 60 % отмечается низкий уровень развития речи.
Теперь рассмотрим полученные результаты по методике О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой.
Заключение
По итогам проведенного экспериментального исследования, можно сказать, что:
1. Развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу
овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением,
словоизменением и т.п. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже.
Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже
усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда такое
разнообразие нарушений разговорных норм детьми.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абдулова Т.П. Психология игры: современный подход. - М.: Издательский центр
«Академия», 2013. - 208 с.
7
2. Акшонова М.Ю. Развитие речевого дыхания у ребенка // Логопед. - 2013. - № 9. - С. 82-84.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. -
М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с.
4. Алтынник Е.В. Поиграем с непоседой: картотека игр для детей 4-5 лет // Логопед. - 2015. -
№ 4.- С. 110-115.
5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей детского сада. - М.:
Мозаика- Синтез, 2005. - 72 с.
6. Арушанова А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками //
Дошкольное воспитание. - 2001. - № 5 - 78 с.
7. Бахарева К.С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста. Ростов н/Д:
Феникс, 2009. - 218 с.
8. Бодалев А. А. Психология общения. Энциклопедический словарь / А. А. Бодалев. - М. :
Когито-Центр, 2015. - 600 с.
9. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателя детского
сада. - М. Просвещение, 1991. - 160 с.
10. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по
спец. «Дошкол. педагогика и психология». 2-е изд. М.: Просвещение, 1981. - 255с
11. Выготский. Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Издательство «Лабиринт», 1999. - 352
с.
12. Гербова В.В. занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий. -
М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 84с.
13. Головин Б.Н. Основы культуры речи: учеб. для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.». 2-е изд.,
испр. М.: Высш. шк., 1988. - 320 с.
14. Гризик Т.И. развитие речи детей 4-5 лет: метод. пособие для воспитателей дошк.
образоват. учреждений / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. 2-е изд. М.: Просвещение, 2005. - 221с.
15. Губанова Н.Ф. развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского
сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 160 с.
16. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И.
Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
17. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1978. - 415
с.
18. Епифанова О.В. Современные методы обследования речевого развития ребенка //
Логопед. - 2013. - № 5. - c. 6-17.
8
19. Занятия по развитию речи в детском саду: кн. для воспитателя детского сада / Ф.А. Сохин,
О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова и др.; под. ред. О.С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1993. - 271с.
20. Иванова А.И. К вопросу о диагностике речевого развития ребенка / А.И. Иванова, Г.А.
Карпухина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2015. - № 7. - С. 110-121.
21. Колодяжная Т.П., Колунова Л.А. речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы:
методич. рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений,
слушателей ИПК. Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. - 32 с.
22. Круглова А.М. Говорим правильно. Логопедические игры и упражнения. М.: РИПОЛ
классик, 2012. - 96 с.
23. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, - 1967. - 368 с.
24. Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности. - М.: - 1974. - 368 с.
25. Локтионова А.В. Игровая среда современного ребенка // Московский
психотерапевтический журнал. - 2015. - № 1. - С.40-42
26. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Академия, - 2000. - 248 с.
27. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников: пособие для
педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 64 с.
28. Менджрицкая Д.В. воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя дет. сада. - М.:
Просвещение, 1982. - 128 с.
29. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М. : ВЛАДОС, 2001.
– 224 с
30. Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников. - М.: ВАКО, 2010. - 192с.
31. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: ПРАЙМЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
32. Развитие речи детей 4-5 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий,
игры и упражнения / Авторы составители О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: Вентана-Граф, 2008. -
192с.
33. Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий,
игры и упражнения / Авторы-составители О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Вентана-Граф, 2014.
– 272 с.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб. : Издательство «Питер», - 2000. - 712 с
35. Скоробогатова А.И. Методика развития речи: учеб. пособие. - Казань: Изд-во «Познание»
Института экономики, управления и права, 2014. - 119 с.
36. Степанова О.А. Психолого-педагогический потенциал детской игры: ретроспектива и
современные подходы к изучению // Начальная школа Плюс: До и после, 2014. - № 6. - С. 2-8.
37. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1972. - 165 с
9
38. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240 с.
39. Филичева Т.Е. Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим
недоразвитием речи. - М. : Феникс +, - 1993. - 44 с.
40. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд.,
стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
41. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 2013. - 368 с.
42. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. :
Издательский центр «Академия», 2013. – 448 с