Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях хозяйствования особую роль в формировании стратегической эффективности деятельности организации играет такой ресурс, как персонал. В настоящее время одним из важнейших условий успешного реформирования российской экономики является проведение эффективной политики в области управления персоналом, в том числе мотивация персонала, которая используются для роста производительности и заинтересованности персонала в работе.
Во время кризиса для организации особое значение приобретает привлечение человеческого капитала высокого качества, которое позволит компании иметь конкурентное преимущество. Для управления развитием системы компетенций специалистов организаций необходима активизация их мотивации, которая формирует побуждение персонала к тем или иным действиям.
Таким образом, для достижения высоких результатов и эффективного функционирования организации возможно при внедрении комплексной системы мотивации, сочетающей в себе материальные и нематериальные виды, так как именно в совокупности они способны в полной мере удовлетворить человеческие потребности и, следовательно, выступить в качестве мощного стимула к труду.
Проблема исследования заключается в необходимости поиска путей совершенствования системы мотивации трудовой деятельности персонала в МБДОУ детский сад №59 СП № 59 для повышения качества его работы в целом.
Цель исследования: изучить систему управления и разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации трудовой деятельности персонала в МБДОУ детский сад №59.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретико-методологические мотивации трудовой деятельности персонала в организации;
2. Провести исследование существующей системы мотивации трудовой деятельности персонала в МБДОУ детский сад № 59;
3. Разработать мероприятия по совершенствованию системы мотивации трудовой деятельности, опираясь на изученный материал и анализ системы управления персонала организации МБДОУ детский сад №59.
4. Определить нормативно-правовое обеспечение мероприятий по совершенствованию мотивации трудовой деятельности персонала МБДОУ №59.
5. Обосновать экономическую и социальную эффективность реализации мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала.
Объект - система мотивации трудовой деятельности персонала.
Предмет - совершенствование системы мотивации трудовой деятельности персонала в МБДОУ №59.
Теоретико-методологической базой исследования являются работы научные труды современных отечественных ученых, таких как Базаров Т.Ю., Бухалков М.И., Герчиков В.И., Еремина Б.Л., Кибанов А.Я., Куприянчук Е.В. по проблемам управления персоналом и организации системы мотивации труда.
Исследование проводилось теоретическими методами - анализ литературных источников, изучение и обобщение опыта, метод системного подхода и практическими методами исследования – анализ документов и анкетирование.
Информационную базу исследования составили материалы специализированных печатных изданий «Человек и труд», «Труд», данные управленческой отчетности и иных документов учреждения МБДОУ детский сад №59.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Во введении указываются актуальность темы исследования, обозначены цели, задачи, предмет и объект исследования.
В первой главе работы дана характеристика деятельности учреждения, проведен анализ системы управления персоналом, проведена оценка существующей системы мотивации трудовой деятельности персонала, выявлены основные проблемы. Во второй главе работы разработаны мероприятия по совершенствованию мотивации трудовой деятельности персонала учреждения, дано нормативно-правовое обеспечение данных мероприятий и проведена оценка социально-экономической эффективности разработанных мероприятий.
Выпускная квалификационная работа содержит 60 страниц, 17 таблиц и 11 рисунков.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА В МБДОУ№59
1.1.Характеристика деятельности организации МБДОУ №59
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №59 комбинированного вида является некоммерческой образовательной организацией и создано в соответствии с законодательством Российской Федерации для оказания муниципальной услуги в сфере дошкольного образования, направленного на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Основной целью деятельности Учреждения является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, направленным на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для них видов деятельности.
Основным видом деятельности Учреждения является реализация основных общеобразовательных программ – образовательных программ дошкольного образования.
В состав Учреждения входят структурные подразделения – детские сады (рисунок 1).
Собственником имущества и учредителем учреждения является муниципальное образование город Нижний Тагил. Функции и полномочия учредителя МБДОУ детский сад № 59 при его создании от имени Администрации города Нижний Тагил осуществляет управление образования Администрации города Нижний Тагил.
Рисунок 1– Структура МБДОУ№ 59 [29]
В работе рассмотрено структурное подразделение детский сад № 59 расположенное по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, Ленинградский проспект, 99а. Рабочих мест в детском саду №59 рассчитано на 130 мест. Общая площадь здания 1513 кв. м (площадь двух этажей), из них площадь помещений, используемых непосредственно для нужд образовательного процесса, 839,4 кв.м.
Структура управления МДОУ №59 представлена на рисунке 2.
Рисунок 2– Структура управления МБДОУ №59 [29]
В организационную структуру управления МБДОУ входит:
административное управление;
общественное управление.
В соответствии с Уставом, в Учреждении сформированы коллегиальные органы управления, к которым относятся:
общее собрание работников ДОО;
педагогический совет ДОО;
совет родителей.
В данной организационной структуре выделяются 3 уровня управления:
Первый уровень управления данной организации, является Управление образования администрации города Нижний Тагил. Это высший уровень управления, на котором осуществляется планирование на длительный период, принимаются решения, имеющие очень важные для организации последствия, происходит реагирование на перемены, которые уже начались или ожидаются в ближайшем будущем и т. д.
Второй уровень управления — это Директор МБДОУ д/с №59. Это следующий уровень, на котором осуществляется координирование действий различных работников и подразделений для достижения стоящих перед организацией целей.
Третий уровень управления, является заведующая с/п № 59. Это уровень, на котором выполняются стандартные трудовые операции; этот уровень можно соотнести с повседневной работой [29].
Данная схема организационной структуры, имеет линейную структуру управления, которая отнесена к самому простому способу построения организационной системы, в которой воплощается принцип централизма. У руководителя имеются все виды полномочий, полная власть и единоличное осуществление руководства. В данной структуре управления прослеживается принцип открытости и гласности. Структура и система управления соответствует специфике деятельности дошкольного учреждения.
Таблица 1 – Динамика показателей деятельности МБДОУ №59 за 2016-2018 гг. [37]
Показатели 2016г. 2017г. 2018г. Отклонение Темп роста, %
2017г. к 2016г. 2018 г. к 2017г. 2017г. к 2016г. 2018г. к 2017г.
Общее количество воспитан-ников, по программе дошколь-ного образования (чел.) 1098 1098 1098 0 0 100 100
В т.ч. МБОУ №59 129 129 129 0 0 100 100
Общая численность
пед. работников (чел.) 125 123 121 -2 -2 98 98
Соотношение «педагогичес-кий работник/ воспитанник» 1/9,0 1/8,9 1/8,8 - - - -
Число дней посещения детьми 21546 21684 21810 138 126 101 101
Уровень удовлетворенности качеством образоват. услуг,% 82 86 87 4 1 105 101
Данные таблицы 1 показывают, что посещаемость детского сада хорошая и он пользуется спросом. Сравнительный анализ показывает стабильное увеличение числа посещений на 1%, что свидетельствует о повышении состояние здоровья и физического развития воспитанников детского дошкольного учреждения. Дети успешно осваиваю образовательную программу дошкольного образования. В период 25.12.2018 г. по 29.12.2018 года проводилось анкетирование родителей. Родители удовлетворены работой воспитателей и сотрудников детского сада и в течении анализируемого периода наблюдается рост удовлетворенности. С точки зрения родителей, детям нравится ходить в детский сад. Результаты проведённого педагогического мониторинга свидетельствуют о том, что в структурных подразделениях наблюдается положительная динамика развития воспитанников.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что МБДОУ детский сад №59 комбинированного вида создано для оказания муниципальной услуги в сфере дошкольного образования. Анализ показателей деятельности дошкольного учреждения свидетельствует о их росте, увеличении посещаемости детского сада и росте удовлетворенности качеством образовательных услуг. Кадровый состав МБОУ №59 является основой развития деятельности Учреждения, что приводит к актуальности анализа системы управления персоналом в следующем разделе.
1.2. Анализ системы управления персонала организации
Управление персоналом в сфере дополнительного образования детей можно рассматривать как процесс комплексного обеспечения хозяйственной деятельности, который основан на сочетании совокупности принципов, форм, методов, приемов и средств управления персоналом, применяемых для достижения целей бюджетного учреждения[8]. Главной целью управления персоналом в МБДОУ детский сад №59 является обеспечение эффективной деятельности учреждения, благодаря результативному использованию кадрового потенциала и разумной организации процесса предоставления услуг, направленного на выявление и удовлетворение потребностей потребителей услуг в сфере дошкольного образования.
Управление Учреждением осуществляется в соответствии с действующим законодательством и уставом Учреждения (таблица 2).
Таблица 2 – Органы управления, действующие в МБДОУ №59 [33]
Наименование органа Функции
Директор Осуществляет текущее руководство деятельностью
Учреждения в соответствии с действующим законодательством;
Контролирует работу и обеспечивает взаимодействие
структурных подразделений организации;
Утверждает штатное расписание, отчетные документы Организации.
Общее собрание
работников Учреждения
Вносит предложения по внесению изменений в Устав Учреждения;
Избирает членов Совета из числа работников Учреждения,
определяет срок их полномочий;
Обсуждает и принимает коллективный договор, правила
внутреннего трудового распорядка;
рассматривает иные вопросы в пределах своей компетенции.
Совет Учреждения Рассматривает вопросы развития образовательной организации; финансово-хозяйственной деятельности;
материально-технического обеспечения.
Педагогический совет Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью Учреждения, рассматривает вопросы: развития образовательных услуг; регламентации образовательных отношений; разработки образовательных программ; выбора учебных пособий, средств обучения; материально технического обеспечения образовательного процесса; аттестации, повышения квалификации педагогических
работников.
Структура и система управления соответствует специфике деятельности дошкольного учреждения.
Кадровый процесс – это совокупность последовательных действий для достижения определенного результата кадровой политики (кадровой программы) путем рационального использования интеллектуальных, трудовых и материальных ресурсов в соответствии с действующим законодательством и организационно-правовыми основами, принципами, функциями и методами современного у
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 11.10.2018) : [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ГАРАНТ.РУ.
2. Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012г. №2190-р О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018гг. : [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ГАРАНТ.РУ.
3. Приказ Минтруда России от 26.04.2013 №167н (ред. от 20.02.2014) «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта» : [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ГАРАНТ.РУ.
4. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от 04.10.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ГАРАНТ.РУ.
5. Абасова С.В. Введение эффективного контракта педагога в ДОУ: основания и перспективы // Мир детства и образование. - 2018. - С.31-36.
6. Артемова, О.В. Совершенствование системы мотивации труда персонала организаций [Текс] // Проблемы обеспечения устойчивого развития Российской экономики.- 2018. - С.80-87.
7. Барков, С.А. Управление персоналом [Текс] / С.А. Барков. – М.: ЮристЪ, 2015. - 451 с.
8. Брагин Г.Н.К Теории вопроса о содержании понятия «мотивация» трудовой деятельности [Текст] / Г.Н. Брагина // Наука, образование и инновации.- 2016. - С.28-31.
9. Борисова, Е.А. Оценка и аттестация персонала [Текс] /Е.А. Борисова. – СПб.: Питер, 2018. - 256 с.
10. Бородина, Н.А. Совершенствовать регулирование внутреннего трудового распорядка на предприятиях, в учреждениях и организациях [Текс] // Юстиция. - 2017. - № 20. - С. 38-46.
11. Веснин В.Р. Менеджмент [Текст] : учебник / В.Р. Веснин. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2015. - 613 с.
12. Верховкина М.Е. Проблема оценки качества труда педагогических работников системы дошкольного образования // Академический вестник. - 2018. - №2(25). - С.71-75.
13. Волгин, Н.Н. Мотивационная основа эффективности труда [Текст] / Н.Н. Волгин // Человек и труд. - 2018. - №4. -С. 75-79.
14. Волков И.В. Эволюция понятия «мотивация» в трактовках зарубежных и отечественных ученных [Текст] / И.В. Волков // Учетно-аналитические инструменты развития инновационной экономики: российский и европейский опыт. - 2017. - С.153-156.
15. Гальперин, Л.Б. О специфике локального нормативного регулирования [Текс] // Правоведение. - 2017. - № 5. - С. 25-28.
16. Генкин Б.М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика) [Текст] : Монография / Б.М. Генкин. - 2-е изд. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 352 с.
17. Герчикова, И.Н. Менеджмент [Текст] : учебник / И.Н. Герчикова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 510 с.
18. Гореликов С.Ю. Особенности правового регулирования труда работников ДОУ // Экономический журнал. - 2017. - №4. - С.34.
19. Дейнека А.В. Управление персоналом организации: Учебник для бакалавров. – Издателько-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. - 288 с.
20. Долинин А.Ю. Кадровый аудит : курс лекций / А.Ю. Долинин. – Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2018. - 96 с.
21. Егоров Е.Е. Мотивация и стимулирование труда в управлении персоналом [Текст] : монография. – Н. Новгород., 2016. – 431 с.
22. Зайцева Т.В. Мотивация трудовой деятельности [Текст] : учебное пособие / Т.В. Зайцева, Г.В. Черняева, Е.В. Батоврина; Под ред. проф. В.П. Пугачева. -М.: ИНФРА-М, 2014. - 394 с.
23. Иванцевич, И.А., Лобанов, А.А. Человеческие ресурсы управления [Текс] / А.А. Иванцевич, А.А. Лобанов. - М.: ИНФРА, 2017. - 315 с.
24. Иванов, П.И. Программы повышения квалификации – главный регулятор развития персонала учреждений[Текс] // Труд. - 2018. - №4. - С. 51-53.
25. Ивановская, Л.В., Свистунов, В.М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии [Текс] / Л.В. Ивановская, В.М. Свистунов. - М.: ГАУ, 2016. - 512 с.
26. Кибалов, А.Я., Захаров, Д.К. Формирование системы управления персонала на предприятии [Текст] / А.Я.Кибалов, Д.К.Захаров. – М.: Дело, 2014. – 516 с.
27. Кибанов А.Я. Управление персоналом: теория и практика. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности [Текст] : учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2015. - 63 с.
28. Кибанов А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности [Текст] : учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова, М.В. Ловчева / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 524 с.
29. Коллективный договор МБДОУ №59 на 2017- 2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://родничок.образование-нт.рф. Коллективный договор.pdf
30. Конобеева А.Б. Особенности управления развитием персонала образовательного учреждения // Ученые записки ИУО РАО. - 2018. - №2(66). - С.182-185.
31. Куликова Е.В. Управление мотивацией персонала дошкольной образовательной организации [Текст] / Е.В. Куликова // Интернет-журнал Науковедение. 2017. Т. 9. № 1. С. 21.
32. Лебедев О.Т. Основы менеджмента [Текст] : учебн. пособие / О.Т. Лебедева. – СПб.: Издательский дом «МиМ», 2015. - 318 с.
33. Локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности МБДОУ №59 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://родничок.образование-нт.рф.Локальные нормативные акты.pdf
34. Меньшенина К.А. К вопросу о мотивации трудовой деятельности [Текст] / К.А. Меньшенина // Генезис экономических и социальных проблем субъектов рыночного хозяйства в России. - 2018. - Т.1. - №1(10). - С.55-62.
35. Минаева О.И. Анализ состояния мотивации деятельности педагогов ДОУ в условиях введения эффективного контракта // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - №5-3. - С.403-405.
36. Мотивация трудовой деятельности [Текст] : учебн. пособие / А.Р.Муратова, М.А. Шумилина. – М.: ООО Аркаим, 2017. - 114с.
37. Отчет о результатах деятельности МБДОУ №59 за 2017 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://родничок.образование-нт.рф. План ФХД. рdf
38. Отчет о выполнении муниципального задания МБДОУ №59 за 2015-2017 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://родничок.образование-нт.рф. Отчет о вып муниц задания. Рdf
39. Пархомчук М.А. Сущность и содержание теорий мотиваций в менеджменте [Текст] / М.А. Пархомчук // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. - 2016. - С.59-64.
40. Пишун С.В. Проблемы профессиональной мотивации педагогов дошкольных образовательных учреждений // Образование и культурный капитал. - 2018. - С.62-66.
41. Платонов, О.А. Оценка качества трудовой жизни [Текст] // Труд. – 2016. - №2. - С.41-43.
42. Показатели деятельности МБДОУ №59, подлежащей самообследованию за 2017 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://родничок.образование-нт.рф
43. Правила внутреннего трудового распорядка МБДОУ №59 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://родничок.образование-нт.рф Правила внутреннего трудового распорядка.pdf
44. Тамбовцева Е.В. Мотивация педагогов ДОУ как фактор повышения эффективности педагогической деятельности // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста. - 2016. - С.15-16.
45. Тамбовцева Е.В. Проблема профессионального развития и мотивации педагогов ДОУ // Проблемы и перспективы развития образования. - 2016. - С. 118-120.
46. Устав Учреждения МБДОУ №59 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://родничок.образование-нт.рф Устав Учреждения.pdf
47. Ущеко А.В. Развитие системы управления персоналом образовательного учреждения [Текст] / А.В. Ущенко // Дискуссия. - 2017. - № 6. - С. 49-54.
48. Чурянина Д.А. К вопросу о сущности мотивации персонала [Текст] / Д.А. Чурянина // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. - 2017. - С.170-173.
49. Шкробот А.А. Система мотивации государственных гражданских служащих [Текст] / А.А. Шкробот // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право Сборник научных трудов. - 2017. - С.435-438.
50. Шкатулла, В.И. [Текст]: Комментарий к Трудовому кодексу РФ. 5-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 582