Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Процессы ведения современного бизнеса сопровождаются необходимостью менеджмента принимать решения задач различной степени сложности. Важным моментом деятельности предприятия является учет и работа с дебиторской задолженностью, поскольку, являясь большой частью текущих пассивов организации, она влияет на ее платежеспособность и ликвидность.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что дебиторская задолженность всегда извлекает денежные средства из оборота компании, препятствуя их эффективному использованию, которое приводит к напряженному финансовому состоянию предприятия. Поэтому важным направлением работы предприятия является разработка механизмов по определению оптимальной величины и структуры дебиторской задолженности.
2
1. ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В ФИНАНСОВОМ ЦИКЛЕ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Дебиторская задолженность как элемент оборотных активов компании
Процессы ведения современного бизнеса сопровождаются необходимостью менеджмента принимать решения задач различной степени сложности. Важным моментом деятельности предприятия является учет и работа с дебиторской задолженностью, поскольку, являясь большой частью текущих пассивов организации, она влияет на ее платежеспособность и ликвидность.
Современная система управления дебиторской задолженностью должна включать в себя совокупность различных методов анализа, контроля и оценки размеров и оптимальной структуры кредиторской и дебиторской задолженности на предприятии. Вместе с тем управление кредиторской и дебиторской задолженностью - это также работа предприятия с источниками ее возникновения, формированием кредитной политики предприятия и организацией договорных взаимоотношений с основными контрагентами (с поставщиками, покупателями), а также с сотрудниками компании и с бюджетом страны.
Любое предприятие часто сталкивается с проблемами рационального управления дебиторской задолженностью.
Дебиторская задолженность представляет собой сумму задолженности предприятия со стороны его клиентов или дебиторов, которую компания стремится получить в определенный (установленный или оговоренный) срок [8, c.23]. Дебитор, таким образом, выступает должником организации. В качестве дебиторов могут выступать юридические и физические лица.
Дебиторская задолженность представляет собой актив организации, средства, которые не находятся непосредственно в распоряжении предприятий, поэтому такой вид задолженности отрицательно влияет на финансовое положение организаций. Очень важно в связи с этим осуществлять контроль ее размеров, и требовать возвращения задолженностей от недобросовестных клиентов. Однако, если правильно управлять дебиторской задолженностью, то предоставление отсрочки платежей и кредитов позволяет организации расширять рынки сбыта своей продукции.
Также дебиторская задолженность называется будущей экономической выгодой предприятия. В бухгалтерском балансе дебиторская задолженность указывается в строке 1230. В системе бухучета она подразделяется на отдельные счета, составляющие ее объем. Важно заметить, что статьи расчетов с поставщиками, заказчиками, персоналом, бюджетом суммируются по дебетовому сальдо. Из полученной суммы происходит вычет суммы резервов по сомнительным долгам, где учитывают резервы по краткосрочной дебиторской задолженности.
1.2. Роль дебиторской задолженности в финансовом цикле организации
Рассмотрим теперь основы управления дебиторской задолженностью и инструменты управления кредиторской задолженностью на современных предприятиях в условиях кризиса.
3
Неграмотная система управления дебиторской задолженностью ведет к понижению оборачиваемости оборотных средств компании, ухудшению ее платежеспособности, финансовым потерям в результате невозвратов задолженностей. Именно поэтому эффективное управление дебиторской задолженностью выступает важным аспектом деятельности любых современных предприятий и признаком профессионализма финансовых служб компаний.
Процессы управления дебиторской задолженностью условно можно подразделить на два раздела, которые разделены между собой моментом продажи товаров [8, c.401]:
1) действия, которые предпринимаются после принятия решений об осуществлении продажи в кредит (формирование кредитной политики);
2) меры, которые принимаются с целью своевременного погашения образовавшихся долгов (учет, контроль и анализ дебиторской задолженности).
Кредитная политика предприятия определяет такие условия предоставления коммерческих кредитов, как критерии выбора покупателей для предоставления им отсрочек платежей, методики определения максимальных величин текущей дебиторской задолженности покупателей и максимальных сроков предоставления покупателям кредитов.
Кроме того кредитная политика определяет права и обязанности сотрудников, которые непосредственно участвуют в процессах управления дебиторской задолженностью.
Максимальную величину дебиторской задолженности покупателя можно определить с помощью следующей формулы [9, c.276]:
В том случае, когда кредитный лимиты покупателей значительно превышены, компании обычно приостанавливают отгрузку товаров данным контрагентам, пока дебиторы не рассчитаются по своим обязательствам. Однако стоит отметить, что наличие кредитных лимитов часто не означает регулярного появления у контрагентов просроченной задолженности даже в пределах установленных лимитов. Поэтому возникновения таких ситуаций необходимо тщательно контролировать, а при их повторении стоит сделать такому покупателю предупреждение о возможном пересмотре условий предоставления ему коммерческого кредита.
Для решения проблемы управления дебиторской задолженности должна быть создана система управления ею, которая учитывает особенности финансово-хозяйственной деятельности предприятия и способствует оптимизации процессов образования дебиторской задолженности. Оптимизация здесь рассматривается как определение и поддержание допустимых сумм дебиторской задолженности, которые не ухудшают финансовое состояние предприятий, так как их отсутствие в практически невозможно.
1.3. Риски, связанные с дебиторской задолженностью
Дебиторская задолженность может образовываться по разным причинам, зависящим от организаций (например, предоставление товарных кредитов или отсрочек платежей покупателям), и независящим. Самой распространенной причиной появления дебиторской задолженности, не зависящей от организаций, являются недобросовестные партнеры.
4
Дебиторская задолженность является одной из самых важных и неотъемлемых частей оборотных средств любой коммерческой организации. Под этим термином понимается сумма задолженности, которую имеет фирма от других юридических и физических лиц за поставку товаров или выполнение услуг. Компанию, которая имеет задолженность, называют дебитором. Получается, дебиторская задолженность возникает, когда товары поставлены заказчикам или услуги выполнены, но денежные средства не перечислены на счет исполнителей, а непосредственные платежи откладываются.
Организации встречаются со следующими видами рисков:
- кредитный риск (включая риск непогашения дебиторской задолженности);
- риск потери ликвидности;
- операционный риск.
Кредитный риск связан с тем, что контрагенты не исполняют своих обязательств в полной мере. При управлении кредитным риском компания определяет размеры возможных потерь. Тем самым компании регулируют уровень риска.
Риск потери ликвидности связан с тем, что компания не сможет в конкретный момент погасить свои обязательства имеющимися средствами. Основой управления рисками ликвидности является планирование денежных потоков компании. Данные о сроках и размерах поступлений дебиторской задолженности корректируются с учетом выявленных рисков.
Операционный риск связан с недостатками в системе и процедуре управления, поддержки и контроля [11, с. 25-27].
В теории финансового менеджмента риск, связанный с неплатежами дебиторов, называется трансакционным. Это операционный риск, т.е. риск потерь, связанных с конкретной экономической операцией.
2. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВОЛАНТИЛЬНОСТИ РЫНКА
2.1. Просрочки платежей и источники их возникновения
Потенциальная просрочка платежа подчас важным фактором становится для компаний с растущей суммы не исполненного финансового обязательства. Большинство из заемщиков владеет информацией о той сумме, которая была ими не внесена своевременно по графику платежей, но имеются и те моменты, которые не до конца ясны.
Такая просроченная задолженность может в некоторых ситуациях возникнуть, на первый взгляд, не по вине неисправного плательщика — того, который иногда узнает о невыполненном финансовом обязательстве.
Кредиты и займы компаний набирают все большую популярность. Это обусловлено минимальными требованиями к заемщикам и скоростью выдаче денежных средств. Но при
5
просрочке платежа, в отличие от банковских организаций, финансовые не проявляют должной лояльности. Поэтому прежде, чем брать на себя долговые обязательства, нужно понимать, что просрочки платежей и невыплата задолженности могут привести к риску неплатежеспособности предприятия.
Весьма важным моментом при оформлении кредита или рассрочки является вопрос просрочки платежа. Существуют сотни непредвиденных причин, из-за которых заемщик может не успеть погасить долг в назначенный срок: экономический кризис, задержка выплат, какие-либо технические проблемы и многие другие [17, c.102].
При подписании договора кредитования необходимо внимательно смотреть на все пункты этого важнейшего для потребителя документа. Многие банки умышленно или случайно не пишут пункт о просрочке платежа. Другие очень незаметно приписывают маленький пункт, по которому за каждый день, а то и меньше, неуплаты с клиента взимается комиссия. Порой она доходит до огромных размеров. Поэтому компании следует обратить внимание на пункт о просрочке платежа по кредиту. Заемщик только дополнительно обезопасит себя и будет более ответственно, относится к своему долгу.
Статья 395 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливает порядок и максимальный размер штрафа за несвоевременную уплату долга [1]. Каждый банк устанавливает свою комиссию, не превышающую максимальный штраф, установленный законодательными органами РФ. Кроме штрафа-процента, есть ещё фиксированные штрафы.
2.2. Институт несостоятельности и банкротства, специфика в условиях развивающейся экономики
В условиях спада экономического развития и непредсказуемости экономической ситуации в целом ни одна организация не может считаться застрахованной от риска финансовой несостоятельности. На данный момент в экономике России все еще не сформированы эффективные механизмы устойчивого роста и развития.
Банкротство - это признанная арбитражным судом неспособность должника восстановить свою платежеспособность и удовлетворить требования кредиторов, каким-либо другим способом, нежели путем ликвидации [10, с.3].
Существует множество определений банкротства, одним из наиболее распространенных в отечественной экономической теории следует считать -прекращение хозяйственной деятельности по причине отсутствия возможности восстановить платежеспособность на основе порядков, установленных законодательством [12, с. 1117].
В Европе (за исключением Франции) еще с древних времен применяется «прокредиторская» система банкротства, ставит своей целью наиболее полно удовлетворить требования кредиторов [18, с.165]. Часто при этом интересы должника в расчет не берутся. Главное в этой системе – жесткий контроль за хранением активов должника и их оперативной реализации.
Таким образом, банкротство признается арбитражным судом как невозможность компании установить собственную платежеспособность и выполнить все требования кредиторов.
6
На рисунке 6 представлена динамика банкротств предприятий в России:
Банкрот (субъект банкротства) – это должник, неспособность которого выполнить денежные обязательства перед кредиторами установлена хозяйственным судом, в том числе обязательства по уплате налогов и сборов в течение трех месяцев после наступления установленного срока.
Основным нормативно-правовым актом, занимающимся вопросами, связанными с институтом несостоятельности в России является закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ [13, с.39].
Существуют различные подходы к выделению причин банкротства.
Причины банкротства можно четко разделить на внешние:
- экономический кризис,
- непомерное налогообложение,
- рост конкуренции,
- нестабильная политическая ситуация и т.д.;
Также есть внутренние причины:
-непродуманная стратегия,
-рискованные инвестиции,
-перерасход капитала,
-слабая клиентура,
-перепроизводство и т.д.
Основные внутренние причины финансовой несостоятельности организации могут касаться ее расчетно-платежной системы, производственных ресурсов, структуры управления, управления финансами и персоналом, маркетинга.
Цели прогнозирования банкротства связаны тесно со стремлением избежать основных следствий данного явления.
Следствием банкротства являются следующие отрицательные моменты [46]:
«Эффект домино». Финансово несостоятельная организация может генерировать серьёзные бизнес-риски для успешно-работающих организаций – её партнеров
Замедление экономического и социального развития страны. Финансово несостоятельная организация замедляет предусмотренные бюджетом программы развития страны
Социальный хаос. Вынужденное сокращение объёмов хозяйственной деятельности вызывает сокращение численности рабочих мест
7
Экологический риск. Финансово несостоятельная организация не имеет возможности тратить средства на реализацию природоохранных программ.
Во всех странах процесс банкротства регулируется специальными законодательными актами и правительственными нормативными документами. В РФ основными актами являются следующие:
ГК РФ, утвержденный ФЗ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ
ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ
Приказ Минэкономразвития РФ «Об утверждении методических рекомендаций по составлению плана финансового оздоровления» от 25 апреля 2007 г. № 57/134.
Так, ст.65 Гражданского Кодекса РФ устанавливает понятие несостоятельности юридических лиц. Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом) [8, с.63].
2.3. Волатильность рынка и инструменты управления ликвидностью
Волатильность с английского переводится как изменчивость. Применительно к финансовому рынку волатильность – статический показатель, характеризующий изменение цены [26, c.76].
Волатильность определяется при движении цены как вверх, так и вниз, не зависимо от направления. Посчитать этот показатель на будущее время невозможно, поскольку он зависит от настроения участников рынка и определяется их активностью.
Волатильность измеряет количество и скорость движения цены вверх и вниз. Когда торговый инструмент достаточно волатильный, то всегда есть возможность получить прибыль на ценовых колебаниях. Любое изменение в цене бумаги – будь-то рост или падение – создает торговые возможности; тяжело делать деньги, когда цена остается прежней все время.
Волатильность показывает степень изменчивости стоимости ценной бумаги. Если ликвидность является характеристикой конкретной ценной бумаги (если бумага ликвидна, то, скорее всего, она будет оставаться ликвидной в ближайшем будущем), то волатильность отражает степень неуверенности участников рынка относительно будущего направления движения цены.
Существует несколько видов волатильности валюты:
• историческая – основанное на исторических данных движения валюты отклонение доходности за определённый промежуток времени
• ожидаемая – определяется при помощи рыночной стоимости валюты и предположения, что она является отражением ожидаемых торговых рисков
• историческая ожидаемая – представляет собой статистику прогнозов ожидаемой волатильности.
8
Для определения волатильности необходимо взять максимум и минимум движения за интересующий промежуток времени (например, час). Разница между ними и будет часовой волатильностью.
В торговле принято использовать понятие средней волатильности, она более корректно отражает результат. Для её определения необходимо взять несколько свечей или баров (желательно не менее 10), сложить разницу между их экстремумами и разделить на количество свечей или баров. Полученный результат – среднее значение часовой волатильности. По такому принципу можно рассчитать среднее значение волатильности на любом таймфрейме (временном промежутке).
Рассчитывать волатильность вручную сегодня вовсе необязательно. Существуют специальные программы, которые техническими методами определяют значение этого показателя на любом временном промежутке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процессы ведения современного бизнеса сопровождаются необходимостью менеджмента принимать решения задач различной степени сложности. Важным моментом деятельности предприятия является учет и работа с дебиторской задолженностью, поскольку являясь большой частью текущих пассивов организации, она влияет на ее платежеспособность и ликвидность.
Дебиторская задолженность представляет собой сумму задолженности предприятия со стороны его клиентов или дебиторов, которую компания стремится получить в определенный (установленный или оговоренный) срок. Дебитор, таким образом, выступает должником организации. В качестве дебиторов могут выступать юридические и физические лица.
Дебиторская задолженность представляет собой актив организации, средства, которые не находятся непосредственно в распоряжении предприятий, поэтому такой вид задолженности отрицательно влияет на финансовое положение организаций. Очень важно в связи с этим осуществлять контроль ее размеров, и требовать возвращения задолженностей от недобросовестных клиентов. Однако, если правильно управлять дебиторской задолженностью, то предоставление отсрочки платежей и кредитов позволяет организации расширять рынки сбыта своей продукции.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с изм. и дополнениями)
2. Федеральный Закон от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции от 28.11.2011 года)
9
3. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 №34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (в редакции от 25.10.2010 года)
4. Приказ Минфина РФ от 13.12.2010 №167н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010)» (с изменениями от 27.04.2012 года)
5. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие.. - М.: Инфра-М, 2012. - 278 с.
6. Азаренкова Г.М. Финансы предприятия. – М.:Юнити-Дана, 2013. Доступ через http://uchebnikionline.com
7. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс - Киев: Издательство «Ника-Центр», 2012. – 196 с.
8. Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие / С.М. Бычкова- М.: Экономика, 2014. – 602 с.
9. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения/ А.В. Зонова-- СПб.: Питер, 2013. -- 456 с.
10. Богомолов А.М. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью как элемент системы внутреннего контроля в организации // Современный бухучет. - 2013. - N 5. – С. 46-51.
11. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб. пособие / под ред. проф. Я. В. Соколова. -- М.: Магистр, 2012. -- 337 с.
12. Васильева Л.С. Финансовый анализ. – М.: Дашков и К, 2017. – 557 с.
13. Вахрушина М.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Вузовский учебник, 2013. – 347 с.
14. Дебиторская и кредиторская задолженность: Учеб. пособие/ Ф.Н.Филина - М.:Велби, 2012. – 603 с.
15. Ефимова О. В. Финансовый анализ – М.: «Бухгалтерский учет», 2012 г. – 547 с.
16. Грязнова А.Г.Финансы. – М.: Инфра-М, 2012. – 225 с..
17. Сироткин В.Б. Финансы. – СПб.: Питер, 2014. – 336 с.
18. Короткова М.В. Оптимизация управления кредиторской задолженностью на предприятиях// Вестник ОГУ. – 2012.- №2. – с.102
19. Лапина О.Г. Списание кредиторской задолженности: два мнения - и оба могут быть верны // Российский налоговый курьер. - 2015. – N8. - С. 90 - 123.
20. Лапуста М.Г. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 436 с.
21. Мельник М.В., Герасимова Е.Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 239 с.
10
22. Маннибаева К.А., Остапенко В.В. Обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами: факторы изменения // Финансовый менеджмент. - 2013. - N 4. - С. 40-47.
23. Петров А.М. Контроль за движением дебиторской и кредиторской задолженности // Современный бухучет. - 2012. – N4. – С.40-54.
24. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Доступ через http://www.bibliotekar.ru
25. Сергеев И.В. Экономика предприятий. Доступ через http://uchebnik.biz
26. Спицына О.М. Реструктуризация кредиторской задолженности: условия и порядок проведения // Бухгалтерский учет (с прил.). - 2012 - N 20. – С. 29-32.
27. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика – М: Издательство «Перспектива», 2012. – 427 с.
28. Фельдман А. Б. Оценка дебиторской и кредиторской задолженности. М: Международная академия, 2014. - 230 с.
29. Финансово-экономическое состояние предприятия. /Бакадоров В.Л., Алексеев П.Д. Практическое пособие. - Москва: Изд-во «Приор», 2013. – 200 с.
30. Финансы /Под редакцией Дробозиной Л.А. – М: издательство «Финансы» ЮНИТИ, 2013. – 340 с.
31. Фомин П.А, Хохлов В.В. Оценка эффективности использования финансов рыночной экономики - М.: «Высшая школа», 2012 г. – 371 с.
32. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Дашков и К, 2013. – 367 с.
33. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М., Инфра-М, 2012. – 198 с.
34. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент: учебное пособие - М.: ИД ФБК-Пресс, 2013. – 288 с.
35. http://gaap.ru/ - Теория и практика финансового учета
36. http://www.consultant.ru - Интернет-версия правовой системы "Консультант Плюс"
37. http://www.audit-it.ru – коэффициенты и анализ платежеспособности
38. http://finance0.ru/ - расчет финансовых показателей
39. http://economuch.com – анализ коэффициентов ликвидности
40. http://institutiones.com – экономический портал
41. http://fd.ru/ - журнал «Финансовый директор»
42. http://www.fin-izdat.ru – финансы и кредит
43. http://www.finman.ru – финансовый менеджмент
11
44. http://www.upruchet.ru – журнал «Управленческий учет»
45. finance-journal.ru – журнал «Финансовый вестник»
46. https://unecon.ru/page/gorulev-denis-alekseevich - публикации. Горулев Д.А.