Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях высокой конкуренции между действующими на рынках компаниями есть необходимость в обеспечении своей экономической эффективности. Сегодня компании должны смочь завоевать рыночную нишу, удержать ее от основных конкурентов. Для принятия решений об осуществлении этих задач любая компания должна регулярно производить финансовый анализ своей текущей хозяйственной деятельности. Реализация качественных финансовых исследований не решает всех проблем предприятий, но обеспечивает конкретными данными о сильных и слабых сторонах фирм.
Основная цель анализа хозяйственной деятельности коммерческих организаций является изучение условий получения максимального размера прибыли.
Финансовый анализ – это определенный метод оценки, который позволяет определять финансовую устойчивость предприятий путем расчета показателя, на основе которого делается вывод о результате текущей деятельности компаний в настоящем и перспективном плане.
Актуальность данной темы заключается в том, что финансовый анализ деятельности предприятий производится для выявления путей наиболее эффективного менеджмента и дальнейшего эффективного пути развития организаций. Он помогает составлять наиболее правильные и рациональные прогнозы будущего положения компаний и прогноза суммы денежных средств, которыми она будет располагать.
Анализ финансовой отчетности предприятий содержит нужную информацию о текущих обязательствах организаций, их активах и фондах, осуществляя полный контроль всех событий и хозяйственных операций, а также результатов. Данной информацией пользуется значительный круг пользователей, принимающих бухгалтерские решения.
Объект - финансовый анализ.
Предмет данной работы – система анализа и управления финансовым состоянием современных предприятий.
Основной целью данного исследования является наиболее полное и комплексное раскрытие системы управления финансовым состоянием конкретной организации.
В связи с этой целью в работе поставлены следующие задачи:
- определить основные методы анализа финансового состояния предприятий
- раскрыть нормативно-правовую базу проведения такого анализа
- рассчитать основные финансовые показатели предприятия ООО «Колор-Студия»
- выявить текущие проблемы
- разработать мероприятия по улучшению финансового состояния организации.
В соответствии с поставленными задачами данного исследования работа будет состоять из трех основных глав.
В первой главе рассматриваются теоретические вопросы управления финансовым состоянием компании.
Во второй главе проводится финансовый анализ ООО «Колор-Студия».
В третьей главе разрабатываются меры по улучшению финансового состояния компании.
Методами исследования выступили анализ, синтез, сравнение, прогнозирование.
Для раскрытия темы были использованы различные литературные источники: монографии на русском языке за последние 5-7 лет; исследования зарубежных авторов; нормативно – правовые акты; ресурсы Internet.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1.Понятие и сущность финансового анализа организации
Для успешного ведения бизнеса необходимо иметь четкую стратегию. Ее формулирование – это первое и обязательное мероприятие, которое следует сделать компании с первых дней ведения бизнеса. Однако, наличие правильной стратегии хоть и один из первоначальных, но далеко не основных факторов успеха фирмы [1].
По данным множества исследований, финансовый крах бизнеса связан не с выбором плохой стратегии, а с неудачным ее внедрением. Эксперты приводят такие цифры – только десять процентов предприятий реализуют свою стратегию на практике. Причина же неуспеха компаний не в том, что стратегия плохая, а в том, что она просто не внедряется, компании ее не придерживаются.
Поэтому любой компании необходимо как можно часто и заблаговременно проводить финансовую диагностику своего ткущего состояния.
Финансовый анализ выступает одной из основных частей диагностики любого предприятия. Невозможно долго осмысленно продвигаться вперед, не оглядываясь периодически назад, не осознавая пройденный путь. Так и финансовый анализ, изучая историю деятельности компании, ее финансовую отчетность, помогает оценить перспективы будущего [2, c.117].
Финансовый анализ – это деятельность, направленная на изучение финансового состояния фирмы и ее финансовых результатов, определение тенденций и закономерностей ее развития.
Таким образом, целью финансового анализа является помощь пользователям в принятии осознанных и рациональных решений по инвестированию, финансированию, управлению операционной деятельностью [5, c.46].
Рисунок 1 – Цели финансового анализа [8, c.224]
Управление финансовым состоянием в рамках деятельности организаций представляет собой совокупность специальных знаний, связанных с исследованием результата деятельности компаний по их официальной финансовой отчетности. Он позволяет выявить факторы, которые влияют на будущие направления развития организации [4, с.18].
На основе проводимого финансового анализа организация оптимизирует структуру своих активов и пассивов для увеличения размеров прибыли и финансовой стабилизации.
Таблица 1 – Основные методы анализа финансового состояния [11, c.135]
Метод сводок и группировок Метод объединения, а также структуризации данных финансовой отчетности и дополнительной информации.
Вертикальный анализ Метод, при котором проводится анализ структуры данных отчетности. Результирующий показатель принимается за сто процентов, а элементы и статьи отчета, указываются как доля от итога.
Горизонтальный анализ
Метод анализа, при котором данные отчетности рассматриваются в динамике за несколько последующих периодов. Целью данного метода является определение тенденций развития компании во времени.
Анализ коэффициентов
Расчет относительных величин по данным отчетности. Метод помогает оценить влияние и взаимосвязи между элементами отчетности.
Сравнительный анализ
Метод позволяет сравнить результаты деятельности анализируемого предприятия с фирмами-конкурентами, лидерами рынка, среднеотраслевыми показателями. Проводится сравнение результатов филиалов и дочерних фирм.
Факторный анализ
Метод позволяет определить силу влияния того или иного фактора на результирующий показатель.
Управление финансовым состоянием является существенным элементом финансового менеджмента и аудита компаний, использующих основные методы подобного анализа для принятия решения по оптимизации своей деятельности [9, c.129].
Анализ финансового состояния организаций дает обобщающую, комплексную характеристику деятель¬ности компаний (минимальные размеры величины капитала, уровня рисков и показателей ликвидности, стоимости пассивов и т.д.) [10, c.76].
В большинстве случаев осуществленный анализ предоставляется в форме аналитической записки или аналитического отчета. Объем данного документа зависит от целого ряда факторов [13, c.227]:
- целей анализа,
- особенностей анализируемого предприятия,
- его размера,
- финансового состояния,
- периода анализа.
Структура финансового анализа деятельности организации представлена на Рисунке 2.
Рисунок 2 - Структура финансового анализа организации
[14, c.152]
Основой финансового анализа и управления является финансовая отчетность. Стандарты отчетности не содержат жестких правил по учету и отражению в отчетности фактов хозяйственной деятельности компании, а допускают определенный выбор. Учетная политика – это конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практика, применяемые компанией для подготовки и представления финансовой отчетности [7, c.88].
На предприятиях учетная политика обычно предоставлена в виде Приказа об учетной политике или приказа, которым утверждается Положение об учетной политике. Объем данного документа на отечественных предприятиях две-три страницы, в то время как в иностранных компаниях учетная политика может быть представлена на десятках или даже сотнях страниц [3, c.300].
Финансовый анализ служит не для операционного управления, а для выявления тенденций развития. Просрочка в платеже на пару дней из-за того, что на эти дни пришлась дата конца месяца – это не тенденция ухудшения платежной ситуации компании.
Также в ходе анализа компании обращают внимание на нетипичность во время горизонтального анализа (анализа статей в динамике). Например, увеличение кредиторской задолженности при уменьшении дебиторской задолженности требует пристального внимания. Или, например, уменьшение кредиторской задолженности при росте запасов. Все эти примеры не обязательно указывают на ошибки, манипуляции, эффективное или, наоборот, плохое управление [12, c.155].
При анализе динамики важно не забывать про сезонность, обращать внимание на существенные бизнес факты (установка новой линии, продажа сегмента бизнеса, вход новых акционеров, начало работы на экспорт и т.д.).
Таким образом, в целом нельзя делать финансовый анализ предприятия в отрыве от коэффициентного анализа. Например, аналитический баланс показал, что доля запасов оставалась практически неизменной [6, c.33]. Но если коэффициент оборачиваемости показывает, снижение срока оборота запасов, это, безусловно, является позитивным фактором. Поэтому финансовый анализ включает в себя проведение сразу нескольких метод анализа отчетности для получения наиболее достоверного результата.
1.2 Основные методы и подходы к анализу финансового состояния организации
Основной целью хозяйственной деятельности любой коммерческой организации является получение максимальной прибыли. Предприятие использует свои активы для достижения экономического результата, постепенно накапливая денежные обязательства. Под влиянием различных внешних и внутренних факторов предприятие может оказаться в состоянии, когда долгов становится больше, чем имущества, и оно не может вовремя расплатиться по своим обязательствам [15, c.208].
Для избегания данной ситуации предприятие обязано проводить комплексную оценку своего финансового состояния на основе анализа ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости основного финансового документа предприятия – бухгалтерского анализа. В соответствии со статьями баланса оно может рассчитать относительные коэффициенты, которые помогут восстановить необходимую платежеспособность.
Знание принципов, правил и методик подготовки финансовой отчетности, хоть и является базой финансового анализа, но далеко не гарантирует его качества [18, c.143].
В информатике есть так называемый принцип GIGO (от англ. Garbage In, Garbage Out), при котором неверные входные данные дадут неверный результат, даже если алгоритм правильный [22, c.192]. Не будучи уверенным в том, что отчетность достоверно представляет информацию о фирме, невозможно со спокойным сердцем анализировать, предоставлять выводы и рекомендации.
Конечно, если компания является публичной, доверие к ее отчетам намного выше. Ее цифры подробно проверяются значительным количеством государственных органов. То же относится и к компаниям, которые, для подтверждения своей финансовой отчетности, приглашают уважаемые, ценящие свою репутацию, аудиторские фирмы [19, c.130].
Поэтому важнейшим аспектом финансового анализа является выявление искажений предоставленной для анализа отчетности.
Для начала определимся с видами искажений, которые могут быть в отчетности. Их условно можно разделить на три группы [21, c.102].
Во-первых, это могут быть механические (неосознанные) ошибки. Это ошибки, связанные с невнимательностью или неаккуратностью при осуществлении записей в учете и подготовке отчетности. В принципе автоматизация сводит на минимум возможность таких ошибок. Однако часто бывает, что, несмотря на компьютеризацию учета, отчетность подготавливается вручную (например, в электронных таблицах) [17, c.206]. Это бывает в силу разных причин. Например, некоторые бухгалтера, настоящие практики учета, никогда не полагаются на баланс, подготовленный компьютером. Они готовят отчеты на основании оборотно-сальдовой ведомости.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азаренкова Г.М. Финансы предприятия. – М.:Юнити-Дана, 2013. Доступ через http://uchebnikionline.com
2. Антонов А.Ю. Управленческий анализ деятельности как основа эффективного развития предприятия // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2017. - № 11. - С. 116-119.
3. Балдин К.В.. Банкротство предприятий: анализ, учёт, прогнозирование. – М.: Дашков и К, 2016. – 244 с.
4. Барчуков А.В. Система KPI в процессе контроля деятельности подразделений компании финансовой службой // Финансовый менеджмент. - 2015.- № 5. –С.57.
5. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций // Общество: политика, экономика, право. - 2013. - № 1. - С. 44-50.
6. Бутов Д.В. Диагностика предприятия с помощью финансовых коэффициентов // Справочник экономиста. - № 9. - 2014. – С. 51
7. Бушуев П. Управленческая отчетность в группе компаний: достоверная и оперативная // Финансовый директор. - № 2. - 2013. – С.121.
8. Васильева Л.С. Финансовый анализ. – М.: КноРус, 2017. – 804 с.
9. Вахрушина М.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Вузовский учебник, 2014. – 347 с.
10. Виноградская, Н.А. Диагностика и оптимизация финансово-экономического состояния предприятия: финансовый анализ: Практикум / Н.А. Виноградская. - М.: МИСиС, 2016. - 118 c.
11. Григорьева, Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: Учебник для магистров / Т.И. Григорьева. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013. - 462 c.
12. Ендовицкий Д.А., Щербакова М.В. Диагностический анализ финансовой несостоятельности организаций. М.: Экономистъ, 2015. – 287 стр.
13. Ефимова О.В. Анализ финансовой отчетности предприятия. – М.: Омега-Л, 2015. – 449 с.
14. Ефимова, О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: Учебник / О.В. Ефимова. - М.: Омега-Л, 2013. - 349 c.
15. Жарковская Е.П. Финансовый анализ. – М.: Омега-А, 2014. – 325 с.
16. Жилкина, А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: Учебник / А.Н. Жилкина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 332 c.
17. Казакова Н.А. Финансовый анализ// учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 327 с.
18. Киреева, Н.В. Экономический и финансовый анализ: Учебное пособие / Н.В. Киреева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 293 c.
19. Кирьянова Э.В. Анализ финансовой отчетности. – М.: Юрайт, 2014. – 428 с.
20. Кокорев Н.А., Турчаева И.Н. Учёт и анализ банкротств. М.: КНОРУС, 2016. – 368 стр.
21. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Л.И. Кравченко. – М.: Новое знание, 2016. – 247 с.
22. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. – М.:ИКЦДИС, 2018. – 223 с.
23. Лапуста М.Г. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 585 с.
24. Литовченко, В.П. Финансовый анализ: Учебное пособие / В.П. Литовченко. - М.: Дашков и К, 2013. - 216 c.
25. Передеряев И.И. Учёт и анализ банкротств. М.: МГИУ, 2017. – 356 стр.
26. Ровенских В.А. Бухгалтерская отчетность. – М.: Дашков и К, 2013. – 562 с.
27. Ронова Г.Н. Анализ финансовой отчетности. Доступ через http://azbook.net/book
28. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: Новое знание. Доступ через http://www.bibliotekar.ru
29. Сергеев И.В. Экономика предприятий. Доступ через http://uchebnik.biz
30. Турманидзе, Т.У. Финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Т.У. Турманидзе. - М.: ФиС, 2014. - 224 c.
31. Турманидзе, Т.У. Финансовый анализ: Учебник для студентов вузов / Т.У. Турманидзе. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 287 c.
32. Черненко А.Ф. Финансовое положение и эффективность использования ресурсов предприятия. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 208 с.
33. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Дашков и К, 2015. – 367 с.
34. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – М.: Инфра-М, 2016. – 208 с.
35. http://www.finances-analysis.ru/ - анализ финансового состояния предприятия
36. http://www.cfin.ru/ - корпоративный менеджмент
37. http://www.audit-it.ru – коэффициенты и анализ платежеспособности
38. http://finance0.ru/ - расчет финансовых показателей
39. http://economuch.com – анализ коэффициентов ликвидности
40. Компания ООО «Колор-Студия»