Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Совершенно очевидно, что на современном этапе в условиях действия законов рыночной экономики бизнес представляет собой движущую силу развития общества. Развитость предпринимательства – это один из факторов благополучия общества в стране или внутренней территории страны (регион, город). Организации и индивидуальные предприниматели – это не только факторы, влияющие на доходы в бюджет, но и дополнительные рабочие места (способ борьбы с безработицей).
В последние годы достаточно широкое развитие получили так называемые средний и малый бизнес. Значимость субъектов среднего и малого предпринимательства на местном уровне выражается в том, что малые предприятия обеспечивают трудоустройство населения, включая социально незащищенное, в частности, молодежи, женщин, поэтому особое значение приобретает разработка, реализация и совершенствование политики по поддержке малого предпринимательства.
Развитие политических и культурных российско-китайских отношений также способствует созданию новой платформы для нового формата российско-китайского бизнеса и обмена опытом в данной сфере. Не секрет, что китайские предприниматели демонстрируют высокий уровень организации бизнеса и инновационности, что особенно важно и интересно российскому бизнесмену.
Анализ факторов, влияющих на развитие среднего и малого предпринимательства, а также опыт реализации программ поддержки и развития малого предпринимательства в разных странах – важный этап осознания перспектив развития. Именно поэтому изучать зарубежный опыт и выявлять возможности его адаптации в российских условиях представляется особенно актуальным. Все вышесказанное обуславливает актуальность данной темы.
Степень разработанности проблемы обусловлена тем, что до сих пор вопросы регулирования среднего и малого предпринимательства рассматривалась такими учеными, как: Г.Б. Поляк, Т.В. Владимирова, Н.М. Коршунов, Буянкина А.Н. и другими.
Целью данного исследования является анализ развития китайского предпринимательства на территории России.
Для достижения поставленной цели предполагается необходимым решить следующие исследовательские задачи:
- изучить роль малого и среднего бизнеса в развитии экономики государства,
- определить формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в разных странах,
- выявить особенности создания и развития малого и среднего бизнеса в России,
- определить особенности создания и развития малого и среднего бизнеса в Китае,
- определить направления развития форм государственной поддержки среднего и малого бизнеса,
- обосновать необходимость обмена опытом российских и китайских предпринимателей.
Объектом работы являются организационно-экономические отношения по развитию малого и среднего бизнеса.
Степень изученности данной темы достаточно высокая. Что обусловлено интересом к ней со стороны политических и государственных деятелей, субъектов предпринимательства, руководителей российских и китайских компаний. Однако, до сих пор в литературе нет единого мнения о перспективах развития российско-китайских бизнес-отношений, что представляет потенциал для дальнейших исследований.
Предметом работы выступает малое и среднее предпринимательство в России и Китае.
Методологической базой исследования являются инструменты логического, аналитического методов познания, а также сравнительно – правовой метод.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1 Современные тенденции развития малого и среднего бизнеса
1.1 Роль малого и среднего бизнеса в развитии экономики государства
Вообще, средний и малый бизнес являются основой любой экономики. В экономически развитых странах средний и малый бизнес дают 50−60% ВВП страны. Поэтому многие развитые государства всячески поддерживают развитие малого бизнеса у себя в стране. Так как малый бизнес - это еще и основа образования среднего класса, наличие и размер которого в свою очередь и определяет отношение государства к экономически развитому.
В условиях кризиса наиболее действенным инструментом социально- экономического развития местного самоуправления в разных регионах страны также является малое предпринимательство. Значимость субъектов малого предпринимательства на местном уровне выражается в том, что малые предприятия обеспечивают трудоустройство населения, включая социально незащищенное, в частности, молодежи, женщин, поэтому особое значение приобретает разработка, реализация и совершенствование политики по поддержке малого предпринимательства на муниципальном уровне.
С 1 января 2016 года в силу вступил трехлетний мораторий на проведение плановых проверок. Это значит, что если малое предприятие за предыдущие три года не имело никаких проблем с законом, то оно освобождается от необходимости принимать у себя проверяющие органы.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в 2015-2020 годах малые предприятия могут получить налоговые каникулы . Однако решение о предоставлении этой привилегии будут принимать лишь субъекты РФ, а главное условие – после вступления закона в силу организация должна в течение двух лет перейти на УСН или патентную систему налогообложения. К сожалению, воспользоваться налоговыми каникулами смогут только индивидуальные предприниматели, работающие в научной, производственной или социальной сфере. При этом юридические лица, даже, если они являются малыми предприятиями, не смогут воспользоваться этой привилегией.
Продлен период для оплаты стоимости патента, теперь налог можно уплатить не позднее срока окончания действия патента, а не до начала его действия, как это было раньше.
Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предоставило малым и средним предприятиям полноценный доступ к закупкам субъектов естественных монополий, госкомпаний, госкорпораций и организаций с государственным участием.
С 11 января 2016 года организации, рассматривающие дела об административных правонарушениях, вправе назначать штрафы для юридических лиц и должностных лиц ниже низшего предела, предусмотренного статьями КоАП РФ. Такое законодательное изменение должно снизить чрезмерное административное давление на малый и средний бизнес, что весьма актуально во время экономического кризиса.
Под предпринимательской деятельностью понимается инициативная деятельность граждан, которая осуществляется на основе собственных затрат для получения прибыли . Сущностью предпринимательской деятельности является создание товаров или услуг, которые могут быть востребованы на рынке и представляют ценностью для потребителя.
Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены следующие критерии :
- микропредприятия - 120 млн. рублей;
- малые предприятия - 800 млн. рублей;
- средние предприятия - 2 млрд. рублей.
Таким образом, малый бизнес – это предпринимательская деятельность, исполняемая субъектами рыночной экономики при определенно установленных критериях, которые обозначены выше. Они могут быть установлены законом, государственными органами, или другими представительными организациями.
Итак, малый бизнес сегодня - это своего рода особый инновационный пласт развития экономики, плацдарм для создания среднего и крупного бизнеса.
В то же время малый бизнес обеспечивает широкое разнообразие представленности организационно-хозяйственных структур в разных направлениях и видах товаров и услуг .
На современном этапе в условиях экономического кризиса малый бизнес особенно подвержен негативному воздействию и в первую очередь страдает от происходящих негативных тенденций. Именно в малом бизнесе в первую очередь происходит сокращение объемов сбыта товаров и услуг, увольнение персонала. Именно поэтому в условиях кризиса малый бизнес особенно нуждается в поддержке и помощи государства.
Малый и средний бизнес стали неотъемлемой частью практически всех экономик развитых государств, наполняя бюджет, создавая новые рабочие места, производя новые продукты и услуги, являясь источником инноваций.
1.2 Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в разных странах
Развитию малого предпринимательства в зарубежных странах придается большое значение со стороны органов государственной власти и управления, оказывая различную поддержку при финансировании и предоставлении широкого спектра льгот.
Косвенный, не избирательный характер мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства стимулирует использование предлагаемых инструментов для повышения устойчивости и конкурентоспособности бизнеса, не нарушая условий рыночного равноправия .
В международной практике сформировалось несколько моделей взаимодействия государства и бизнеса, основанных на традициях и особенностях общественного развития (рисунок 1).
Рисунок 1 – Модели взаимодействия государства и бизнеса
В германии государственная поддержка малого бизнеса осуществляется поэтапно. Изначально происходит оценка перспектив развития бизнеса и бизнес-плана в Службе развития предпринимательства, который является подразделением Федерального агентства развития предпринимательских инициатив. При положительном рассмотрении предпринимателю предоставляется широкий спектр инструментов для развития:
- налоговые каникулы,
- субсидии на развитие бизнеса,
- варианты предоставления льготного лизинга,
- предлагается ко-маркетинг,
- предлагается участие в муниципальных закупках,
- консультационная и юридическая поддержка.
Следует отметить, что государством инициируется активная экономическая поддержка в виде предоставления кредитов на льготных условиях (с процентной ставкой не выше 2% годовых). В таком случае у предпринимателя есть достаточно много шансов для развития и укрепления своих позиций на рынке.
Во США действует масштабная и разветвленная система государственной поддержки предпринимателей, аффилированная Министерством экономического развития и представленная агентствами развития бизнеса. Каждый начинающий предприниматель может обратиться в такое агентство чтобы оставить заявку на регистрацию своего бизнес-проекта. В 78% случаев такие заявки согласовываются и предпринимателю оказывается государственная продержка в виде льготных кредитов и сниженной ставки налогообложения на 1 год.
Если бизнес формируется в стратегически приоритетных отраслях экономики, то налоговые льготы могут быть увеличены, а также предпринимателю может быть предложены стать частью государственной бизнес-корпорации в данной сфере, с получением дивидентов от развития.
Особенно развита в США государственная поддержка в виде грантов, которая адресована на развитие определенных направлений бизнеса: переработка мусора, создание экологических технологий, ресурсодобыча и переработка, инновации.
Таким образом, в России развитие предпринимательства является базисом становлении рыночной экономики и показателем ее эффективности. Однако за последние годы формирование данного сектора значительно замедлилось ввиду активного влияния кризисных проявлений экономики и недостаточной государственной поддержки. Данная проблема требует вмешательства государства, адаптации положительного зарубежного опыта и применения высокоэффективных механизмов стимулирования и поддержки предпринимательской активности населения.
2 Сравнительный анализ создания и развития китайского малого и среднего бизнеса в России
2.1 Особенности создания и развития малого бизнеса в России
Опытом развития многих государств доказано, что предпринимательство является основой любой экономики. Действительно, в экономически развитых странах малое и среднее предпринимательство бизнес дает 50−60% ВВП страны . Поэтому современные государства всячески поддерживают его развитие и стараются создать благоприятные условия для расширения сегмента предпринимателей.
Помимо того, что предпринимательство является одним из институтов рыночной экономики, оно формирует конкурентную обстановку и необходимый уровень предложения товаров и услуг для других секторов народного хозяйства, определяет предпринимательский климат и базис для крупного бизнеса.
Создание новых типов и видов предпринимательских структур существенно обогащает рынок и создает необходимое многообразие финансово-экономических связей и товарообмена, препятствует выделению монополистических субъектов и их влиянию на ценообразование, способствует развитию честной конкуренции и эффективных экономических механизмов влияния на потребителя и конкурентов.
На примере России можно отметить, что малые и средние предприятия - это крупнейшие работодатели, обеспечивающие занятость значительной части населения страны, что особенно значимо в процессе формирования рыночной экономики.Каждая новая бизнес-структура – это место работы и профессионального развития для разных категорий специалистов. В свою очередь, многообразие организационных профилей создает спрос на разные профессиональные специальности и профессиональную подготовку и, как следствие, развитие образовательного сектора.
Однако, на современном этапе предпринимательство в России занимает на рынке труда значительно более скромное место. Сегодня оно обеспечивает занятость менее чем 15 % трудоспособного населения, в то время как за рубежом данный показатель колеблется от 65 до 85 %. При этом создание новых рабочих мест стоит в отечественном предпринимательстве еще дешевле, чем в странах с исторически сформировавшейся рыночной экономикой. Это связано с принципиальным «разрывом» в среднем уровне заработной платы на однотипных предприятиях малого и крупного бизнеса.
В то же время опыт зарубежных стран демонстрирует огромное положительное влияние предпринимательства в решении проблем развития рыночной экономики, таких как безработица, влияние монополистов на ценообразование на основные ресурсы и т.п. При создании благоприятных условий для экономической активности населения и возможности организации собственного бизнеса данные проблемы быстро находят свое решение и не требуют вмешательства государства.
На становление и развитие предпринимательства в условиях формирования рыночной экономики серьезное влияние оказывают существующая в стране экономическая ситуация и связанные с ней проблемы, а именно:
- сложность процедуры и существенные ограничения для предпринимателей при оформлении кредитов на стартовый капитал;
- сложность в поиске стартового капитала и его объема, высокие ставки банковских кредитов;
- низкий уровень доступности производственных, офисных и торговых площадей связанных с постоянным увеличением стоимости аренды;
- административные препятствия при решении вопросов предпринимателей и развития субъектов малого бизнеса, коррупционность органов власти и управления, принимающих решение по вопросам поддержки предпринимателей,
- сложность выхода малых предприятий на новые рынки и новые сегменты в связи с недостаточностью нужных ресурсов, финансовых, кадровых, административных;
- сложность получения консультационной поддержки в сфере привлечения новых инвестиций и разработки рыночной стратегии, оптимизации бизнес-процессов,
- не достаточно высокий уровень квалифицированного персонала, отсутствия опыта в принятии сложных управленческих решений;
- низкая эффективность действующих механизмов комплексной поддержки начинающих предпринимателей, а также
свою продукцию.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изм. 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 9. - Ст. 851.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №32. – Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 15.02.2016 N 17-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 40. - Ст. 3822.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2008г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, - 2007 г. - № 3. - Ст. 4006.
5. Постановление РФ от 30 декабря 2014 года № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» // Собрание законодательства РФ. – 2015. - № 2. – Ст. 508.
6. Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 N 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" // Собрание законодательства РФ. – 2015. - № 29 (часть II). - Ст. 4500.
7. Приказ Минэкономразвития России № 167 от 25 марта 2015 г. «Об утверждении порядка конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетами которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» (с изм. от 4 февраля 2016 г. N 42) // www.pravo.gov.ru.
8. Закон Московской области от 30.12.2014 N 208/2014-ОЗ "О преобразовании городского округа Балашиха и городского округа Железнодорожный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования" (с изм. от 13 апреля 2015 г. N 52/2015-ОЗ) // Ежедневные Новости. Подмосковье". - 2015 г. - № 7.
9. Закон Московской области от 10.07.2009 № 88/2009-ОЗ «Об аренде имущества, находящегося в собственности Московской области».
10. Постановление Правительства Московской области от 23.08.2013 № 662/37 «Об утверждении государственной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья» (в ред. от 28.12.2015 N 247/2015-ОЗ) // Ежедневные Новости. Подмосковье. – 2009. - № 133.
11. Постановление от 09.09.2015г. № 791/34 «О распределении субсидий из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на реализацию мероприятий муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства по финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, в 2015 году» // Ежедневные новости. Подмосковье". – 2015. - № 178.
12. Устав г.о. Балашиха (утвержден решением Совета депутатов Городского округа Балашиха от 21.09.2015 №02/08. Зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области 22.09.2015) // Факт. – 2013. - № 74.
13. Постановление администрации городского округа Балашиха от 26.10.2015 № 564/14-ПА «Об утверждении муниципальной программы Городского округа Балашиха «Предпринимательство Городского округа Балашиха» на 2016-2020 годы» (с изм. от 17 июля 2015 г. N 330/14-ПА) // Факт. – 2015. - № 28.
14. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом. М.: Финансы и статистика, 2011. 152 с.
15. Анищенко А.В. Управление малым бизнесом. М.: Вершина, 2012. 200 с.
16. Биншток Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. М.: ИНФРА-М, 2013. 197 с.
17. Блинов А. Малое предпринимательство и большая политика // Вопросы экономики. - 2015. - №7. - С. 45-55.
18. Блинов А. Условия регулирования малого бизнеса // Экономист. - 2014. - №2. - С. 41-47.
19. Блинов А.О. Малое предпринимательство. Теория и практика. М.: Эксмо, 2012. 149 с.
20. Бутова Т.В. Предпринимательство: Пособие для подготовки к экзамену. М.: Юридическая книга, 2012. 415 с.
21. Веретенов А.О. Малое предпринимательство как субъект экономики // Предпринимательство и бизнес. - 2015. - № 2. - С. 77-84.
22. Владимирова Т.В. Малые предприятия: Практическое пособие. М.: Экзамен, 2014. 159 с.
23. Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б., Швандар В.А. Организация предпринимательской деятельности. М.: ЮНИТИ, 2011. 525 с.
24. Дашков Л.П., Данилов А.И., Тютюкина Е.Б. Предпринимательство и бизнес. М.: НОРМА, 2012. 311 с.
25. Демьяненко Л. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства // Финансовый контроль. – 2015. - № 11. - С. 110-119.
26. Ежова М.Б. Основные правовые направления поддержки малого предпринимательства // Вестник Московского государственного университета леса. - 2014. - № 5. - С. 89-91.
27. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. Мировая экономика: учебное пособие. М.: КноРус, 2013. С.44
28. Ивасюк Р.Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - № 4. - С. 11-15.
29. Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы // Банковское кредитование. - 2015. - № 2. - С. 42-46.
30. Карпов В.В., Лукина Н.В. Малые предприятия. Практич. пособие. М.: Экономика и Финансы, 2014. 287 с.
31. Красноярские и китайские предприниматели договорились о сотрудничестве// https://dela.ru/articles/237990/ (дата обращения 03.04.2019)
32. Климова Н.В., Глущенко О.С. Инновационное предпринимательство в Китае // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 10. – С. 74-78
33. Коваленко С.В., Багирова Л.И., Попченко А.С. Особенности развития малого предпринимательства в России и Китае // Евразийский научный журнал. – 2015. - №12. – С.14
34. Кремин А.Е. Методологические подходы к управлению развитием малого бизнеса // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2017. № 6(24). URL: https://regrazvitie.ru/metodologicheskie-podhodv-k-upravlenivu-razvitiem-malogo-biznesa/_
35. Круглова Н.Ю. Основы бизнеса. СПб.: Нева, 2012. 302 с.
36. Крутик А.Б. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие. М.: Академия, 2011. 320 с.
37. Лапуста М.Г. Предпринимательство. Гриф УМО ВУЗов России. М.: Инфра-М, 2011. 665 с.
38. Лукичева Л.И. Управление организацией. М.: Омега, 2011. 366 с.
39. Макарова Т. Н. Развитие предпринимательства, как необходимое звено в экономике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 164–168. – URL: http://e-koncept.ru/2017/570035.htm.
40. Малый бизнес Подмосковья. Исследование предпринимательского климата.URL:http://mbmosreg.ru/content/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B (дата обращения: 10.03.2019).
41. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. СПб.: Бизнес-пресса, 2012. 377 с.
42. Пелих А.С. и др. Организация предпринимательской деятельности. М.: Март, 2013. 336 с.
43. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса. М.: КноРус, 2015. 424 с.
44. Попов С.А. Стратегический менеджмент: Видение - важнее, чем знание. М: Дело, 2014. 489 с.
45. Райзберг Б.А. Основы бизнеса. М: Дело, 2012. 321 с.
46. Шейнин Э.Я. Предпринимательство и бизнес. М.: Феникс, 2010. 352 с.
47. Юдина С.В. Современное состояние малого предпринимательства в России // Вопросы управления. – 2015.- № 12. – С. 17-25.
48. Яровая М.Н. Развитие предпринимательства на современном этапе: проблемы и перспективы // Бизнес и экономика. – 2016. - № 1. – С. 30-43.
49. Московский областной фонд развития малого и среднего предпринимательства. URL: http://fpmo.ru.
50. Министерство экономического развития РФ. URL:http://economy.gov.ru.
51. Поддержка малого и среднего бизнеса. URL: http://tpprf.ru/ru.
52. Статистика малого бизнеса. URL:http://statistika.ru/stat/small-business.
53. Статистика Федеральной службы государственной службы. URL:http://www.gks.ru.
54. China Business Forum 2018: в России научат предпринимателей “заходить” на рынок Китая // http://anticorr.media/china-business-forum-2018-v-rossii-nauchat-predprinimatelej-zaxodit-na-rynok-kitaya/