Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время в связи с формированием новых стандартов образования, наряду с изменением учебно-воспитательного процесса большое внимание уделяется содержанию и характеру дошкольного образования. Установка новых принципов, целей и задач, ведут к неотъемлемой модернизации образовательных программ и предопределяют необходимость совершенствования многоаспектного процесса развития ребенка. Одной из важнейших задач данного процесса является речевое развитие ребенка, учитывающее его индивидуальные особенности, в том числе ограниченные возможности здоровья.
В ходе общения ребёнка со взрослыми, а также на основе развития предметной и познавательной деятельности усваиваются основные закономерности языка, происходит овладение основными правилами построения двусложных и трёхсложных слов. В то же время, овладевая процессом построения сложных слов, ребёнок получает мощное орудие социального взаимодействия, сотрудничества со взрослыми. Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности.
На текущий момент одной из самых распространенных проблем в течении последних нескольких лет становится увеличение количества детей, страдающих речевыми нарушениями. Главная роль в становлении речи отводится развитию высших психических функций. Недостаточно сформированные предпосылки речевого развития в онтогенезе зачастую приводят к задержке и нарушениям формирования речи. Позднее появление речи, несформированность языковых средств отрицательно воздействуют на развитие мышления и другие психические процессы, вызывая специфическую недостаточность когнитивного развития у детей с речевой патологией. Одной из серьезных проблем, возникающих в процессе речевого развития у детей, является нарушение развития слоговой структуры слова, которая проявляется в трудностях воспроизведения многосложных слов. Изучение особенностей нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР и разработка дифференцированных методов их преодоления являются актуальной проблемой теории и практики логопедии.
Анализ проработанной литературы показал, что клинико – педагогическим особенностям детей с ОНР посвящены работы Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Проблему несформированности слоговой структуры слова у детей с ОНР различного патогенеза рассматривали В.К. Воробьева, Б.М. Гришпун, Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков, В.К. Офринская, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская., однако в настоящее время все большую значимость приобретает описание нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР, что объясняется недостаточной изученностью этого вопроса, а также особой ролью словообразования в процессе становления речи.
Цель исследования: изучить особенности при формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР, разработать методические рекомендации по логопедической коррекции выявленных речевых нарушений.
Объект исследования – слоговая структура слова у детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – особенности формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования: особенности механизмов нарушения слоговой структуры слова при различных формах общего недоразвития речи, обусловливает комплексный и дифференцированный подход при формировании речевой системы языка при коррекционно-логопедическом воздействии.
Задачи исследования:
1. Провести анализ и обобщение современного состояния проблемы изучения нарушений слоговой структуры слова в литературе.
2. Выявить закономерности усвоения слоговой структуры слова в онтогенезе.
3. Изучить особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.
4. Провести эмпирическое исследование нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.
5. Разработать методические рекомендации, способствующие коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ анамнестических данных, констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент.
Констатирующий этап эксперимента: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ анамнестических данных, констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент.
Экспериментальная база исследования: Экспериментальную базу исследования составили дети старшего дошкольного возраста, воспитывающиеся в ГБДОУ № 106 Фрунзенского района Санкт-Петербурга. В эксперименте принимали участие 20 учеников старшей группы в возрасте 6 лет. Для эксперимента были отобраны дети, в личных делах которых, по итогам обследования в условиях психолого-медико-педагогической комиссии, имелось заключение о наличии ОНР III уровня, дизартрия, занимающиеся в логопедической группе № 8, а также дети, не имеющие патологии речевого развития.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, 7 параграфов, заключения, списка литературы, включающего 50 источников, содержит 11 таблиц, работа выполнена на …. страницах.
Глава 2. Исследование особенностей сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР
2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования
Успех в будущем обучении дошкольников во многом зависит от речевого развития ребенка. Недостаточно сформированные предпосылки речевого развития в онтогенезе зачастую приводят к задержке и нарушениям формирования речи. Позднее появление речи, несформированность языковых средств отрицательно воздействуют на развитие мышления и другие психические процессы, вызывая специфическую недостаточность когнитивного развития у детей с речевой патологией, что существенно снижает успеваемость и влияет на овладение ребенком дальнейших учебных компетенций. Нарушение сформированности слоговой структуры слова в настоящий момент является наиболее распространенным явлением среди детей младшего дошкольного возраста и выступает следствием ОНР. Именно данная проблема обусловливает цель исследования: выявить и изучить особенности нарушения развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Определить методики эмпирического исследования, методы обработки результатов исследования.
2. Провести эмпирическое исследование.
3. Провести количественный и качественный анализ результатов исследования.
Организация исследования:
Констатирующий эксперимент проводился в естественных педагогических условиях на базе ГБДОУ № 106 Фрунзенского района Санкт-Петербурга с февраля по май 2019 года.
Экспериментальную базу исследования составили дети старшего дошкольного возраста, воспитывающиеся в ГБДОУ № 106 Фрунзенского района Санкт-Петербурга. В эксперименте принимали участие 20 учеников старшей группы в возрасте 6 лет. Для эксперимента были отобраны дети, в личных делах которых, по итогам обследования в условиях психолого-медико-педагогической комиссии, имелось заключение о наличии ОНР III уровня, дизартрия, занимающиеся в логопедической группе № 8, а также дети, не имеющие патологии речевого развития.
На первом этапе исследования (февраль 2019 г.) после знакомства дети были условно поделены по 10 человек на контрольную и экспериментальную группы (см. Приложение 1). Все учащиеся, вошедшие в контрольную и экспериментальную группу, согласно медицинской документации, не имели нарушений интеллекта и физического слуха. В контрольную группу вошли дети, не имеющие патологий речевого развития, в экспериментальной группе присутствовали дети, имеющие ОНР III уровня, дизартрия. При поступлении в школу все дети имели заключение о нормальном нервно-психическом и физическом развитии. Для всех детей русский язык был родным.
На втором этапе (март 2019 г.) проводилось обследование особенностей сформированности структуры предложения и текста. При разработке методики констатирующего эксперимента применялись в модифицированном виде методы, описанные в работах Р.И. Лалаевой, А.Р. Лурия, О.Б. Иншаковой. Также для эксперимента были адаптированы методики, указанные в работе А.К. Марковой и З.Е. Агранович, при помощи которых возможно выяснить нарушения процесса сформированности слоговой структуры слова и установить особенности искажений слогового состава слова у старших дошкольников с ОНР. Экспериментальный материал был представлен в виде текстов и заданий, подобранных согласно возрасту испытуемых. При выполнении заданий проводилась количественная и качественная оценка, а также при обследовании детей учитывалась психологическая составляющая характера каждого ребенка, поведенческие реакции, использование мимико-жестикуляторных средств, эмоциональное отношение к заданию и характеру его выполнения.
На третьем этапе (апрель 2019) проводился анализ результатов исследования, формулировка выводов. Был детально изучен навык воспроизведения слов разной по сложности звукослоговой структуры, их устная речь, исследована возможность детей воспроизводить ритмический рисунок слов ударами, а также проведен качественный анализ воспроизведения слоговой структуры слов при ответах на вопросы у детей, участвующих в эксперименте. По результатам исследования была дана характеристика нарушений у детей контрольной и экспериментальной групп, а также рассмотрена комплексная программа логопедической коррекции, направленная на устранение нарушения процесса сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников. В исследовании принимали участие 20 учеников старшей подготовительной группы в возрасте 6-7 лет. Для эксперимента были отобраны дети, в личных делах которых, по итогам обследования в условиях психолого-медико-педагогической комиссии, имелось заключение о наличии ОНР III, дизартрия, а также дети, не имеющие патологии речевого развития. дети были условно поделены по 10 человек на контрольную и экспериментальную группы (см. приложение 1).
Все учащиеся, вошедшие в контрольную и экспериментальную группу, согласно медицинской документации, не имели нарушений интеллекта и физического слуха. В контрольную группу вошли дети, не имеющие патологий речевого развития, в экспериментальной группе присутствовали дети с ОНР III, дизартрия. При поступлении в сад все дети имели заключение о нормальном нервно-психическом и физическом развитии. Для всех учащихся русский язык был родным.
В процессе проведения констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности поведения детей:
1. Слабая концентрация и неустойчивость внимания.
2. Быстрая утомляемость.
3. Неточность воспроизведения представленного материала.
Также были отмечены нарушения причинно-следственных связей, пространственно-временных отношений, со стороны языковых операций наблюдались нарушения анализа, синтеза, обобщения и сравнения. Дети охотно идут на контакт, выражают желание работать, но долго не могут концентрировать внимание, им трудно усидеть на одном месте в течение продолжительности занятия. У детей с ОНР наблюдается слабо выраженная познавательная активность. Внимание концентрировалось только на тех заданиях, которые включали красочные наглядные составляющие. Дети с экспериментальной группы тратили больше времени на выполнение заданий, чем дети контрольной группы. Наблюдалось отсутствие интереса к упражнениям, требующим усидчивости и мыслительной деятельности.
Дети, входящие в состав контрольной группы, охотно выполняли задания, шли на контакт, концентрировали внимание на заданиях, что не наблюдалось у детей с ОНР. Отклонений в языковой сфере и речи не наблюдалось.
2.2 Содержание методики изучения уровня сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР
Логопедическое обследование детей, принимавших участие в констатирующем эксперименте, проводилось с помощью модифицированных методов, описанных в работах Р.И. Лалаевой, А.Р. Лурия, О.Б. Иншаковой, А.К. Марковой и З.Е. Агранович. При исследовании состояния воспроизведения слоговой структуры слова использовались тестовые задания, описанные в работах О.Б. Иншаковой, не требующие особой подготовки и не затрачивающие большого количества времени на проведение. При исследовании состояния воспроизведения ритмических
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапкина О.П. Учёт фактора дополнительной слоговости при обучении русской фонематике // Слух и речь в норме и патологии О.П. Агапкина–Л., 2015. – с. 52-62.2З.
2. Агранович Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПБ.: Детство-Пресс, 2014. – 248 с.
3. Анисимова Л.Г. Формирование слоговой структуры слова посредством ритма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Медико-психолого-педагогическая работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: материалы конференции. Л.Г. Анисимова –Ярославль: ЯГПУ, 2017. – с. 26-33.
4 Антипова Ж.П. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Сфера, 2017. – 256 с.
5. Бабина Г.В. Обследование слоговой структуры слова и предпосылок ее развития у младших школьников с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Г.В. Бабина –2012. –№ 4. – с. 12-19.
6. Бабина Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Логопедические технологии. Г.В.Бабина. – М.: Парадигма, 2016. – 96 с.
7. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. –М.: Владос. 2015. – 462 с.
8. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). – М.: Педагогика, 2017. – 256 с.
9. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 164 с.
10. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М.: Просвещение. 2017. – 175 с.
11. Бондарко Л.В. Структура слога и характеристика фонем // Вопросы языкознания. Л.В. Бондарко. – 2016. – № 1. – с. 34-36.
12. М.А. Виноградова М.А. Особенности лексикона дошкольников с ОНР /Логопед в детском саду. М.А. Виноградова –2016. – № 5(14). с. 20-23.
13. М.А. Виноградова. Состояние фонетической системы языка у детей с ОНР / Логопед в детском сад. М.А. Виноградова – 2017. – № 6(21). – с. 5-13.
14. Воробьева В.К. Особенности смыслового восприятия и воспроизведения речевого сообщения учащимися, страдающими ОНР / Недоразвитие речи. Вопросы теории и практики. В.К. Воробьева.– М.: МПГИ, 2015 – с. 80-88.
15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2017.– 472 с.
16. Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников: – СПб.: ЦДК 2015. – 175 с.
17. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 96 с.
18. Гуровец Г.В. Динамика речевых нарушений и вопросы социальной адаптации детей с ОНР // Речевые расстройства у детей и методы их устранения. Г.В. Гуровец. – М., 2018. – с. 23-41.
19. Гуровец Г.В. Особенности психо речевых расстройств у детей с ОНР и обоснование методов лечебно-коррекционного воздействия. – М.: Владос, 2015. – 462 с.
20. Давидович Л.Р. К вопросу об особенностях мышления при ОНР на поздних этапах речевого развития // Логопатопсихология: учебное пособие для студентов / М.: Владос, 2015. – 262 с.
21. Дель С.В. Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Логопед в детском саду. С.В. Дель. 2017. – № 4. – с. 26-39.
22. Есечко Т.Б. Овладение слоговым составом слова учащимися школы для детей с ОНР // Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. Т.Б. Есечко. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2010. –142 с.
23. Есечко Т.Б. Опыт формирования слоговой структуры состава слова у детей с ОНР // Методы коррекционного нарушения звуковой стороны речи у детей. Т.Б. Есечко – Киев: КГПИ, 2018. – № 6 – с. 22-52.
24. Жинкин Н.И. Психолингвистика. – М.: Лабиринт, 2019. – 288 с.
25. Жукова Н.С, Е.М.Мастюкова, Т.Б. Филичева. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: КнигоМир, 2015. – 320 с.
26. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Владос, 2008. –280 с.
27. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М.: ЕЕМедиа, 2015. –192 с.
28. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Книга по требованию, 2015. –172 с.
29. Кирилова Е.В. Логопедическая работа с детьми с ОНР: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 164 с.
30. Ковшиков В.А. Особенности речи детей с ОНР. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2011. – 96 с.
31. Колесникова А.М. Специфика устной речи, зрительно-пространственных и временных представлений у детей с ОНР // Логопед. А.М. Колесникова – 2016. – № 1. – с. 37-43.
32. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. – М.: Гном и Д, 2015. – 136 с.
33. Корнев А.Н. Особенности интеллектуального развития детей с ОНР // Логопатопсихология / А.Н. Корнев–М.: Владос, 2015. –462 с.
34. Курдвановская Н.В. Формирование слоговой структуры слова: Логопедические задания. – М.: Сфера, 2017. – 87 с.
35. Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Союз, 2015. – 222 с.
36 Левина Р.Е. Нарушения слоговой структуры слова у детей // Специальная школа. Р.Е.Левина. –М.: Изд-во АПН РСФСР, 2009. – Вып. 4. –с. 86-89.
37. Левина Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии. Р.Е.Левина. – М.: Просвещение, 2008. –с. 67-85.
38. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Академия, 2018. –287 с.
39. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. – М.: КомКнига, 2016. –248 с.
40. Лямина Г.М. К вопросу о механизме овладения произношением слов у детей второго-третьего годов жизни // Вопросы психологии. Г.М. Лямина – 2018. – № 6. – с. 119-131.
41. Маркова А.К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих ОНР – М.: Литера. 2013. – с. 83-89.
42. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи. – М.: 2013. – 224 с.
43. Михайлова Е.А. Особенности усвоения слоговой структуры слова дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. Е.А.Михайлова. – 2016. – № 8. – с. 15-21.
44 Носиков С.М. Опыт фонетического описания лепета// Становление речи и усвоение языка ребенком. – М.: Педагогика, 2015. – с. 36-64.
45. Пятница Т.В. Система коррекционного воздействия при ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 264 с.
46. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. –М.: Академия, 201 5. –144 с.
47 Титова Т.А. Логопедическая работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников // Логопед в детском саду. Т.А. Титова. – 2015. – № 5/6 (8/9). – с. 69-75.
48. Титова Т.А. Нарушение звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. –126 с.
49. Титова Т.А. О нарушениях слоговой структуры слов при стертой форме дизартрии // Речевая деятельность в норме и патологии. Т.А. Титова –СПб., 2009. – с. 58-60.
50. Титова Т.А. О некоторых особенностях логопедической работы и коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова // Школьный логопед. Т.А. Титова – 2015. – № 4. – с. 25-30.