Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Характерной чертой развития криминологической ситуации в современной России стал значительный рост преступности в сфере внешнеэкономической деятельности. Развитие современного международного правопорядка предполагает соответствующие изменения в национальном законодательстве, в том числе имплементацию уголовно-правовых норм международного уровня в уголовное законодательство Российской Федерации. Нужно учесть, что уголовное законодательство России, прежде всего в сфере экономической деятельности, имеет собственный опыт развития и не всегда в полной мере соответствует международно-правовому регулированию данной сферы .
Нельзя не отметить, что борьба с контрабандой в значительной мере обусловлена и недостатками уголовного и таможенного законодательства, сложностью уголовной квалификации, представляющими повышенную общественную опасность деяний. При этом самым опасным и распространённым преступлением в сфере таможенного дела была и остаётся контрабанда, виды которой отражены в ст. 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ, отличающихся прежде всего предметом преступного посягательства, предопределяющим специфику основных непосредственных объектов этих преступлений. Постановлением Правительства РФ № 923 утверждён перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей ст. 226.1 УК РФ. Соответственно возникают проблемы квалификации криминализированных составов. Наибольший интерес, обусловленный наибольшей степенью общественной опасности среди объектов контрабанды и влиянием рассматриваемого деяния на обеспечение мира и безопасности, представляет ст. 226.1 УК РФ.
История формирования отечественного уголовного законодательства о контрабанде насчитывает несколько столетий, однако и на данный момент пока не создано совершенное законодательство, удовлетворяющее всем требованиям современной действительности. Анализ развития уголовно-правовых норм об ответственности за контрабанду показывает, что данный вопрос является проблемным и вызывает различные дискуссии в уголовно-правовой теории и правоприменительной деятельности. В первую очередь, законодательное определение самого преступного деяния – контрабанды.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере преступлений контрабандного характера на государственной границе РФ.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие уголовно-правовую характеристику преступлений контрабандного характера на государственной границе РФ, совершённых на участке отделения (ПОГЗ).
Целью настоящего исследования является анализ уголовно-правовой характеристики преступлений контрабандного характера на государственной границе РФ, совершённых на участке отделения (ПОГЗ).
Согласно указанной цели в работе решаются следующие задачи:
– раскрыть понятие преступлений контрабандного характера;
– исследовать объективную сторону контрабандных преступлений;
– рассмотреть понятие содержания субъекта преступлений контрабандного характера;
– проанализировать субъективную сторону контрабандных преступлений.
Методологической основой исследования послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Теоретическую основу работы составляют труды таких отечественных ученых, как: С.Х.Р. Умаров, П.Н. Путилов, А.М. Шихова, Е.П. Катранжи, В.Я. Поздеева, А.В. Федоров, Р.Г. Хайруллина, А.В. Макаров, А.А. Корчукова и др.
Структура работы обусловлена предметом, объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также библиографического списка.
Глава 1. Объективные признаки преступлений контрабандного характера
1.1 Понятие преступлений контрабандного характера
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в числе стратегических национальных интересов страны, а также стратегических национальных приоритетов названо обеспечение территориальной, экономической, экологической безопасности государства. Сложная криминальная ситуация в современной России сформировалась и в области противодействия преступлениям против здоровья населения и общественной нравственности, что нашло отражение в существенном увеличении числа контрабандных преступлений, а также фактов уклонения от уплаты таможенных платежей. Актуальность темы исследования обусловлена и спецификой таможенных отношений в рамках Евразийского экономического союза (ранее – Таможенного союза).
Определенные отличия в конструировании составов контрабанды, в обеспечении режима перемещения товаров через Государственную и таможенную границы Российской Федерации способствуют незаконному перемещению предметов контрабанды из третьих стран на территорию России.
Поэтому требуется самый серьезный подход к унификации и гармонизации принимаемых важнейших нормативных правовых актов и согласованности проводимых организационных мероприятий. Кроме того, в условиях участия во Всемирной торговой организации (ВТО) еще более обострилась сложившаяся в России масштабная диспропорция между импортом и экспортом, что поставило российского производителя в весьма невыгодное положение, который вынужден искать варианты сбыта товаров, нередко криминальных.
Одно из наиболее древних и распространенных преступлений, связанных с перемещением товара через государственную границу – контрабанда, в связи с чем борьбу с последней по праву считают одним из важнейших направлений правоохранительной деятельности государства. Также считаем необходимым отметить тот факт, что сегодня в мире свыше двухсот миллионов человек употребляют различные виды наркотиков. Такое явление вполне обоснованно можно назвать наркоагрессией, провокаторами которой являются страны-производители наркотических препаратов, с территории которых осуществляется распространение наркотиков, это Афганистан, Пакистан и Иран. При этом большая часть наркотических веществ поставляется на территорию стран СНГ .
Стоит отметить, что контрабандистская деятельность с течением времени развивается, одной из тенденций развития на сегодняшний день является наличие тесной взаимосвязи между российскими и международными мафиозными структурами, сопряженной со стремлением преступных элементов обладать контролем над объектами государственных секторов экономики, а также с тем, что в последнее время деятельность международной организованной преступности в сфере наркобизнеса заметно активизировалась.
Такое явление, как контрабанда представляет угрозу национальной безопасности России, она дестабилизирует экономическую систему страны. Ввоз на территорию РФ контрабандных товаров приводит к неконтролируемому насыщению внутреннего рынка иностранной продукцией. При этом продукция отечественного товаропроизводителя вытесняется, так как ее стоимость порой выходит в 2-3 раза дороже. Сегодня в России ужесточилось наказание за незаконный ввоз определенных товаров на территорию РФ. Теперь такая статья закона, как «Контрабанда» подлежит наказанию согласно УК РФ .
Исторически сложилось понимание контрабанды как таможенного преступления, т.е. преступления, связанного с нарушением таможенных правил (правил перемещения товаров и иных предметов через границу государств), посягающего на охраняемые законом таможенные отношения.
Контрабанда сконструирована как разноуровневая, открытая бланкетная норма. Поэтому для уточнения признаков состава преступления предполагается обращение к нормативному материалу иных отраслей права. Определение смысла слов, содержание терминов (сочетание слов) составов контрабанды всегда предлагалось и предлагается в регулятивном законодательстве, в международных договорах. Например, определения таможенной границы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, его таможенной территории, государств — участников этого сообщества и другие предлагались в Таможенном кодексе Таможенного союза.
Поэтому для нашего аспекта исследования необходимо сравнить определения этих понятий с вновь появившимися определениями таможенной границы Таможенного союза (ЕАЭС), его таможенной территории и др.; проанализировать трансформацию (преобразование одного в другое) ЕврАзЭС, прекратившего свою деятельность и деятельность своих органов с 1 января 2015 г., в ЕАЭС. Этот процесс регламентирует Договор о Евразийском экономическом союзе (г. Астана, 29 мая 2014 г.), особенно его переходные положения, которые предлагаются к каждому разделу договора .
Согласно нормам Договора, во-первых, договорно-правовая база предыдущего Сообщества входит в право вновь созданного Союза.
Ранее за контрабанду товаров злоумышленнику грозила административная ответственность, а также уголовная ответственность по ст. 188 УК РФ. Но на сегодняшний день этой статьи в уголовном праве уже нет. В Уголовном кодексе появились четыре новых статьи:
– статья 200.1 – контрабанда наличных денежных средств;
– статья 200.2 – контрабанда алкоголя и сигарет;
– статья 226.1 – контрабанда сильнодействующих веществ, оружия, товаров и ресурсов, культурных ценностей, ценных диких животных;
– статья 229.1 – контрабанда наркотиков, психотропных веществ, инструментов, оборудования и др.
Ответственность по указанным статьям устанавливается в зависимости от типа контрабандных товаров, которые незаконно ввозятся на территорию Российской Федерации. При этом контрабандой будет считаться перемещение только предметов, закрепленных диспозициями статей 226.1 и 229.1 Уголовного кодекса РФ. Также необходимо обратить внимание на то, что понятие незаконного перемещения и таможенной границы Таможенного союза закрепляются таможенным законодательством, то есть пояснений по поводу сущности данных понятий уголовный закон не содержит .
Вопрос о целесообразности признания утратившей силу ст. 188 УК РФ и включения в разные главы УК нескольких статей об ответственности за контрабанду остается дискуссионным и споры по этому поводу продолжаются. В частности, одни считают, что законодатели, внося изменения в УК РФ, не учли теоретические положения уголовного права и, в первую очередь, теорию объекта преступления, имеющую важное значение в построении Особенной части УК РФ. По их мнению, все виды контрабанды необходимо включить в одну статью главы «Преступления в сфере экономической деятельности» .
Другие, исходя из анализа субъекта преступления, считают, что контрабанда должна быть отнесена к преступлениям против общественной безопасности .
Третьи, напротив, приходят к выводу, что произошедшие изменения уголовного законодательства в указанной части полностью соответствуют теории объекта преступления и целесообразность «расчленения» ст. 188 УК РФ на несколько статей должна оцениваться с позиции происходящих в Российской Федерации социально-экономических преобразований и ее участия в международном сотрудничестве .
Именно указанные обстоятельства обусловили то, что в отличие от ст. 188 УК, признававшей контрабандой незаконное перемещение через таможенную границу РФ товаров и иных предметов, статьи 226.1 и 229.1 УК определяют контрабанду как незаконное перемещение указанных (перечисленных) в них предметов: а) через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо б) через Государственную границу России с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС; ст. 200.1 УК – как незаконное перемещение предметов контрабанды только через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, а ст. 200.2 – как незаконное перемещение предметов контрабанды просто через таможенную границу Таможенного союза (без указания – в рамках ЕврАзЭС).
Внесение указанных изменений в УК потребовало, в первую очередь, участие России в Евразийском Экономическом сообществе (ЕврАзЭС).
В приведенном в ст. 226.1, 229.1, 200.1 УК РФ определении контрабанды слова «в рамках ЕврАзЭС» означают не то, что незаконное перемещение предметов осуществляется в рамках ЕврАзЭС, которое образовало пять стран, а выступают в качестве части полного наименования таможенного союза – «Таможенный союз в рамках Европейского экономического сообщества», образованного тремя государствами ЕврАзЭС (Россией, Белоруссией и Казахстаном) .
Как уже отмечалось выше, беспошлинный провоз товаров через границу приводит к ухудшению экономической ситуации в стране. Отечественные предприятия несут ощутимые убытки, ведь их продукцию потребители не покупают, отдают предпочтение более дешевым аналогам, хоть и завезенным в страну нелегальным путем .
Анализируя сказанное, можно сделать вывод о том, что контрабанда будет являться уголовно наказуемым деянием в том случае, если перемещение товара будет осуществляться через Государственную границу России, даже если такая граница не будет совпадать с таможенной границей Таможенного союза. Однако, в таких случаях может возникнуть возражение, заключающееся в том, что при перевозке товаров через Государственную границу не обязательно нужно декларировать товары и предъявлять их таможенным органам, подвергать такой товар таможенному контролю.
Иными словами, таможенные формальности необходимы только при перемещении товаров именно через таможенную границу, однако, перемещая товары через государственную границу, такие формальности также должны быть выполнены. В противном случае деяние будет считаться противоправным. При этом, перемещать товары внутри единой таможенной границы Таможенного союза, то есть между странами – участницами ТС, можно без декларирования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 6. Июнь. 2017.
4. Приговор по делу Адлерского районного суда г. Сочи от 05.03.2013 № 1-122/13 // СПС «КонсультантПлюс».
5. Приговор Матвеево-Курганского районного суда Ростовская область от 25.09.2018 по делу № 1-160/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
6. Приговор Домодедовского городского суда Московская область от 23 июля 2018 г. по делу № 1-545/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
7. Приговор Ленинского районного суда г. Омска от 27.09.2018 по делу № 1-545/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
8. Обвинительное заключение по обвинению М. в совершении преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ // Архив Сибирского ЛУ МВД России.
9. Обвинительное заключение по обвинению Р. в совершении преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ // Архив Сибирского ЛУ МВД России.
10. Азаренкова Е. Момент окончания контрабанды // Уголовное право. 2018. № 4. С. 4-10.
11. Азаренкова Е.А. Уголовная ответственность за контрабанду, посягающую на общественную безопасность: ст. 2261 УК РФ: автореф. дис. … к.ю.н. М.: Московский университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя, 2016. 136 с.
12. Балуков Н.А. История развития уголовной ответственности за контрабанду // Евразийский научный журнал. 2017. № 11. С. 110-111.
13. Балуков Н.А. Контрабанда, посягающая на общественную безопасность как таможенное преступление // Евразийский научный журнал. 2017. № 10. С. 50-55.
14. Белов М.Н. Субъективная сторона состава преступления // Уголовный закон: современное состояние и перспективы развития: Материалы II Международной научно-практической конференции, приуроченной ко дню принятия Уголовного Кодекса РФ. 2018. С. 74-83.
15. Вобликов А.Б. Основные изменения уголовного законодательства в таможенной сфере // Международная очно-заочная научно-практическая конференция Тверской государственный университет. 2016. С. 61-82.
16. Войцещук А., Стопенчук С. Риски перемещения культурных ценностей через таможенную границу: вызовы для Украины // Схiд. 2016. № 4 (144). С. 17-22.
17. Дёмина Р.А. Субъективная сторона как элемент состава преступления // Актуальные проблемы российского права и законодательства сборник материалов Х Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. 2017. С. 205-207.
18. Денисова Н.О. Субъект преступления: история, теория и практика // Современные проблемы уголовного права и криминалистики: Сборник студенческих статей Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 18-21.
19. Зайнуллина З.Ф. Особенности квалификации контрабанды, предусмотренной ст. 200.2 УК РФ, должностным лицом с использованием своего служебного положения // Евразийский юридический журнал. 2018. № 1 (116). С. 211-213.
20. Зайнуллина З.Ф. Проблемы правовой природы преступлений, предусмотренных статьями 200.1 и 200.2 УК РФ // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. 2018. № 2. С. 28-34.
21. Зайнуллина З.Ф. Субъективная сторона контрабанды, предусмотренной ст. 200.1 и 200.2 УК РФ // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2018. № 1 (45). С. 64-68.
22. Калоша В.С. Способы незаконного перемещения товаров через таможенную границу на различных видах транспорта // Современные вопросы таможенного дела: Сборник научных статей студентов специальности 38.05.02 – «Таможенное дело» Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Брянск, 2018. С. 153-159.
23. Катранжи Е.П. Сравнительный анализ законодательства за контрабанду государств-членов Евразийского экономического союза // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XIX Международной научно-практической конференции: в 2 ч.. 2019. С. 125-128.
24. Кибин С.Д. Субъект преступления, его значение // Наука среди нас. 2017. № 4 (4). С. 291-296.
25. Конин В.В. Новые особенности элементов криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств (на основе анализа материалов уголовного дела) // Современное право. 2018. № 5. С. 84-87.
26. Корсун Л.Ю. Отдельные аспекты предупреждения контрабандных преступлений // Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке: Сборник материалов Всероссийской научно-теоретической конференции курсантов и слушателей вузов МВД России, студентов гуманитарных вузов, адъюнктов, аспирантов и соискателей / Отв. ред. К.А. Плясов. 2018. С. 266-276.
27. Космодемьянская Е.Е., Прейс Н.Г. Актуальные вопросы практики расследования контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, а также сильнодействующих веществ (по материалам Сибирского ЛУ МВД России) // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2018. № 2 (31). С. 47-53.
28. Куракин А.В., Сухаренко А.Н. Борьба с контрабандой товаров и ресурсов в условиях евразийской интеграции // Российская юстиция. 2017. № 11. С. 53-56.
29. Лапшина А.В. Правовая квалификация правонарушений, посягающих на порядок перемещения товаров через таможенную границу // Academy. 2017. № 3 (18). С. 66-71.
30. Любавина М.А. Квалификация контрабанды наркотиков путем международных почтовых отправлений // Уголовное право. 2018. № 3. С. 72-77.
31. Любавина М.А. Незаконное перемещение предметов наркоконтрабанды через государственную границу Российской Федерации // Криминалистъ. 2016. № 2 (19). С. 22-26.
32. Любавина М.А. Способ наркоконтрабанды как признак объективной стороны преступления // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. 2016. Т. 2. № 9. С. 176-182.
33. Ляпкин А.Ю. К вопросу о понятии субъекта преступления // Актуальные проблемы реализации российского права: Сборник статей к 20-летию Рязанского филиала Московского университета МВД России. Рязань, 2018. С. 170-173.
34. Макаров А.В., Корчукова А.А. К вопросу о квалификации и практике применения мер уголовной ответственности за контрабанду // Юридическое образование в Забайкальском крае: 20 лет юридическому факультету Забайкальского государственного университета Материалы национальной научно-практической конференции. Забайкальский государственный университет; Ответственные редакторы: А.В. Макаров, Н.А. Киселева. 2018. С. 182-188.
35. Мамбеткереева М.С. Уголовно-правовые меры противодействия контрабанд // Лучшая студенческая статья 2018 сборник статей XVII Международного научно-исследовательского конкурса. В 3 частях / Ответственный редактор Г.Ю. Гуляев. 2018. С. 86-90.
36. Натаева З.А. Состав субъективной стороны преступления // Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 1. № 5 (22). С. 460-461.
37. Новичкова Е.Е., Майоров А.В. Криминологическа характеристика лиц, совершающих преступления в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2018. № 2 (16). С. 78-84.
38. Панфилова Н.Е. «Контрабандные» преступления: единая природа – дифференцированная регламентация //Вестник экономики, права и социологии. 2018. № 1. С. 107-112.
39. Первова А.Ю. Определение понятия «контрабанда» в условиях современной реальности // Вестник Международного юридического института. 2018. № 1 (64). С. 119-122.
40. Плохова В.И. Толкование признаков контрабанды // Lex Russica. 2016. № 5 (114). С. 147-155.
41. Подройкина И.А., Кругликова Д.А. Проблемы регламентации уголовной ответственности за контрабанду в современном законодательстве // Современное право. 2018. № 9. С. 100-105.
42. Поздеева В.Я. Актуальные вопросы уголовной ответственности за контрабанду // Российская наука в современном мире: Сборник статей XIII международной научно-практической конференции. 2017. С. 237-238.
43. Попова Н.С., Семенов К.П. К вопросу о понятии должностного лица как субъекта преступления // Уголовное законодательство: вчера, сегодня, завтра Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 409-414.
44. Путилов П.Н., Шихова А.М. Проблемы уголовного законодательства об ответственности за контрабанду и пути его совершенствования // Эпоха науки. 2018. № 16. С. 52-56.
45. Рябко Н.В. Уголовная политика в сфере противодействия контрабанде // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3 (44). С. 307-312.
46. Сибирцев А.В. Проблемы квалификации контрабанды при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС или государственную границу РФ // Молодежь – науке и практике: Взгляд в будущее Сборник материалов международной научно-практической конференции. Под редакцией И.П. Краснощеченко. 2017. С. 587-593.
47. Скачко А.В. Совершение контрабанды должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «а» ч. 2 ст. 226.1 и п. «б» ч. 2 ст. 229.1 УК РФ): вопросы квалификации в аспекте конкуренции общей и специальной нормы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 6-7. С. 161-163.
48. Скляров С.В. Некоторые вопросы квалификации контрабанды, совершенной в соучастии // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2017. № 4 (60). С. 14-17.
49. Скорова Н.А., Рудаков А.А. Ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза культурных ценностей: правовой анализ законодательства Российской Федерации // Эволюция государства и права: история и современность: Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию юридического факультета Юго-Западного государственного университета / Ответственный редактор С.Г. Емельянов. 2017. С. 112-117.
50. Умаров С.Х.Р. Анализ действующей уголовно-правовой нормы об ответственности за контрабанду, посягающую на общественную безопасность // Актуальные проблемы современного права Материалы первой региональной научно-практической конференции. 2017. С. 59-61.
51. Умаров С.Х.Р. Отграничение контрабанды, посягающей на общественную безопасность от смежных составов // Евразийский научный журнал. 2017. № 4. С. 48-52.
52. Умаров С.Х.Р. Отграничение контрабанды, посягающей на общественную безопасность от смежных составов // Актуальные проблемы современного права Материалы первой региональной научно-практической конференции. 2017. С. 61-62.
53. Федоров А.В. Контрабанда одних и тех же предметов, совершенная неоднократно, как единичное преступление и совокупность преступлений // Российский следователь. 2017. № 18. С. 3-10.
54. Федоров А.В. Место совершения контрабанды // Российский следователь. 2017. № 16. С. 3-11.
55. Федоров А.В. Новые разъяснения по делам о контрабанде // Российский следователь. 2017. № 15. С. 3-13.
56. Федоров А.В. Общественная опасность и объект контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий // Российский следователь. 2017. № 21. С. 3-9.
57. Федоров А.В. Уголовная ответственность за контрабанду: новые разъяснения и старые вопросы// Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2017. № 3 (17). С. 13-30.
58. Федоров А.В. Уголовная ответственность за контрабанду: пять лет спустя // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2017. № 2 (16). С. 14-25.
59. Федоров А.В. Уголовно-правовое значение способа совершения контрабанды // Российский следователь. 2017. № 17. С. 28-35.
60. Хайруллина Р.Г. Необходимость унификации норм уголовного законодательства о контрабанде государств-членов Таможенного союза // Наука Красноярья. 2017. Т. 6. № 3-2. С. 44-49.
61. Хастинов Э.М. Уголовное преследование по уголовным делам о контрабанде вооружений и военной техники: по материалам таможенных органов Российской Федерации // Публичное и частное право. 2018. № 2 (38). С. 118-145.
62. Шайдуллина Э.Д. Контрабанда алкогольной продукции (ст. 200.2 УК РФ): уголовно-правовая характеристика и вопросы квалификации // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. № 1 (23). С. 26-29.