Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Журналистика данных - это новая тенденция в распространении новостей, она не только исследует и практикует современную мировую журналистику, но и представляет новое направление развития текущей журналистики. Журналистика данных основана на сетевых технологиях посредством анализа данных. В последние годы, западные СМИ «New York times» и «Guardian» выпустили большое количество материалов, используя журналистику данных.
В настоящее время журналистика данных находится на стадии исследования. Связанные с ней идеи и конкретные практики все еще являются незрелыми и несовершенными. Поэтому, основываясь на сравнениях и практике, объединяют несколько концепций журналистики данных, устраняя сходство и различия как внутри страны, так и международном. В данном исследовании, мы сначала обобщим историю развития журналистики данных, проанализируем представительные работы международных СМИ, исследуем нынешнюю ситуацию, а затем изучим перспективы развития и ограничивающие факторы журналистики данных.
Актуальность: Будь то Китай или зарубежная практика журналистики данных все еще находится на стадии изучения, соответствующие концепции и конкретные практики все еще незрелы и несовершенны. Таким образом, посредством сравнительного изучения практики журналистики данных в Китае и международном СМИ, она сортирует отечественные и международные знания в области журналистики данных и проясняет аспекты и сходства и различия журналистики данных в Китае и международном, что имеет определенное значение и ценность. В условиях развития журналистики данных в Китае и международном СМИ в сочетании с репрезентативными примерами журналистики данных, и работают отечественные и международные СМИ, понимают статус-кво и различия отечественных и международных СМИ в конкретной практике, а затем анализирую развитие статус и ограничения журналистики данных.
При этом, следует иметь во виду, что более детальное погружение в данные, поиск комплексных зависимостей и корреляций требует использования также использования более комплексных инструментов (SPSS, R Studio) и наличия определенных навыков программирования (на основе систем MySQL, языка Python и др.).
Цели: рассмотреть проблемы и особенности развития журналистики данных в Китае.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие и история журналистики данных
2. Изучить журналистику данных в современных международных СМИ
3. Рассмотреть роль открытых данных в развитии журналистики данных
4. Провести анализ журналистики данных в Китайских и зарубежных СМИ
5. Рассмотреть примеры и анализы журналистики данных в Китайских СМИ
6. Выделить затруднения развития журналистики данных в Китае
7. Рассмотреть стратегию развития журналистики данных в Китае
Объект: журналистика данных. Предмет исследования проблемы и особенности развития журналистики данных в Китае.
Гипотеза: Все большее распространение открытых массивов данных и увеличение количества журналистских материалов, основанных на их обработке, анализе и визуализации позволяют определенно назвать направление журналистики данных одним из перспективных направлений в развитии журналистики на ближайшие годы, как для китайских, так и для зарубежных СМИ.
Глава 1. Понятие и нынешнее состояние журналистики данных
1.1 Понятие и история журналистики данных
Журналистика данных — это направление журналистики, в основе которого лежит обработка данных и их использование для создания новых информационных поводов, либо для предоставления дополнительных сведений, фактов или уточнений в рамках текущего исследовательского журналистского материала или новостной статьи. Таким образом, данные могут или служить инструментом для того, чтобы раскрыть и показать некую журналистскую историю, или могут быть лишь фундаментом для нее, или выполнять и первую, и вторую функцию одновременно.
Ниже на рисунке представлены особенности журналистики данных в зависимости от ценности для аудитории.
Рисунок 1. Особенности журналистики данных в зависимости от ценности для аудитории
По своей сути, термин «журналистика данных» включает в себя сразу несколько направлений работы, а именно:
—Работу журналиста с данными (основное направление)
—Инфографику и визуализацию данных в целом (статичная либо интерактивная, включая игровые форматы)
— Журналистика, основанная на работе с базами данных (предоставление
для аудитории возможности открыто изучить большие объемы данных без дополнительной аналитики).
Первый пример журналистики данных в «Guardian» датируется 1821 годом. Это сводная таблица школ в Манчестере, в которой перечислено количество студентов, которые посещали занятия, и расходы на школу. По словам Роджерса, это помогло показать реальное количество студентов, получающих бесплатное образование.
Рисунок 2. Журналистика данных в «Guardian» в 1821 году («Guardian»)
Ещё одним ранним примером в Европе является Флоренс Найтингейл и её исследовательская работа «Смертность британской армии», опубликованная в 1858 году. В своем докладе для парламента она использовала диаграмму, дабы государство задумалось об улучшении служб здравоохранения.
Самая известная её «coxcomb» - спираль секций, каждая из которых представляет смертельные случаи в месяц. В диаграмме подчеркивается, что подавляющее большинство смертей было от предотвратимых болезней, а не от пуль.
Рисунок 3. Смертность британской армии Флоренс Найтингейл
В статье «Журналистика баз данных: модный тренд или будущее журналистики?» автор описывает прошлое журналистики данных следующим образом: «Считается, что журналистика баз данных (Databasejournalism) появилась в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого столетия и поначалу называлась CAR (computer-assisted reporting). Уже тогда журналистам приходилось писать статьи, используя первые, далеко не персональные, компьютеры, позволявшие обрабатывать архивы статистических и иных данных.
1.2 Изучение журналистики данных в современных международных СМИ
Количество информации в мире растет Возраст, номер телефона, количество гигабайт свободной памяти на флеш-накопителе или планшетном компьютере, пароль от аккаунта в социальной сети или кредитной карты - вот немногий перечень тех, на данный момент, жизненно необходимых цифр, которые помогают нам питаться, общаться, жить и радоваться жизни.
Журналистика, как один из институтов социальной сферы общества, не может обойти стороной числовую составляющую жизни. Необходимо анализировать, сравнивать, перерабытывать огромное количество различных чисел каждый день. Для этого появилось новое направление в журналистике под названием журналистика данных (Data driven journalism или Data-journalism).
Сегодня на смену живому общению с целью получения информации приходят статистические таблицы и базы данных. Уже достаточно спорным выглядит, ещё недавно бытовавшее, утверждение о том, что «журналиста ноги кормят».
Несмотря на кажущуюся скучность и однообразность, электронные таблицы могут содержать ту информацию, которую не сообщит журналисту ни один источник. А потому одним из серьёзных требований к подготовке современного журналиста является формирование навыка работы с электронными таблицами и базами данных. Необходимо не просто уметь их создавать и читать. Важно уметь анализировать имеющуюся информацию и на основе анализа делать обобщающие выводы. Этот вид деятельности журналиста становится всё более распространённым. А поэтому появляется новый тип не только журналистики, но и журналистов. Зарождающееся в настоящий момент сообщество людей, которые называют себя журналистами данных, в значительной степени отличается от более зрелого сообщества экспертов в области компьютерной журналистики. На наш взгляд, это новое сообщество обладает более инновационными способами предоставления данных, создания сюжетов и представления итоговых репортажей, сочетающих в себе глубоко аналитический и критический подходы сообщества компьютерной и визуальной журналистики. Этим определяется актуальность нашей работы. Цель нашей статьи - определить, что подразумевает под собой понятие 'журналистика данных', рассмотреть её содержание и перспективы развития.
Для изучения концепций, например, журналистики данных и их моделей, Европейским центром журналистики и Фондом открытых знаний была организована «Data Journalism Handbook». В книге имеется такая информация, как методы сбора данных, анализ и визуализация.
Эксперты Uskali и Kuutti, на основе интервью с известными журналистами определили 4 модели организационной структуры. Это модель традиционных данных (Traditional Data Desk Model), гибкая модель данных (Flexible Data Projects Model), модель предпринимателя (Entrepreneur Model), модель субподрядчика (Sub-Contractor Model). Помимо этого, они считают, что существует две модели журналистики данных: это рас следовательская журналистика данных (Investigative Data Journalism) и общие данные журналистики (General Data Journalism). Общие данные журналистики являются распространенной формой журналистики данных. Кроме того, существует модель журналистики в режиме реального времени (Real-Time Data Journalism). Эта модель основана на данных, генерируемых алгоритмом, для автоматической обработки больших объемов информации, и в настоящее время доступна только в США.
1.3 Изменения, вызванные эпохой больших данных
Британский ученый Виктор Мейер Шонберг в своей книге «Возраст больших данных» отметил, что «объем информации, хранящейся у людей, растет быстрее, чем объем мировой экономики. Темп роста в 4 раза выше, а вычислительная способность обработки данных в 9 раз лучше, чем в мировой экономике. «Быстрый рост означает, что мы находимся в эпоху больших данных. Данные проникли в различные отрасли в современном обществе, внося новые изменения в социальное управление, управление бизнесом и человеческое мышление.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3. .Симакова С.И. Тенденции визуализации журналистского контента в современных СМИ / С.И. Симакова // URL: https://clck.ru/9xRqC (дата обращения: 07.03.2016).
4. 50.Хуан Веласко: Мир Переживает Настоящий Бум Визуальной Информации // РИА Новости. [Электронный ресурс]. 2014. URL:http://ria.ru/interview/20130529/940099777.html (дата обращения : 28.05.2017).
5. Adrian Holovaty. A fundamental way newspaper sites need to change [Электронный ресурс]. 2006. URL: http://www.holovaty. com/writing/ fundamental-change/ (дата обращения: 4.05.2017).
6. BUDGETAPPS Первый всероссийский конкурс по открытым финансовым данным [Электронный ресурс]. - URL: http://budgetapps. ru/contest (дата обращения 12.04.2015).
7. Can Visualization Techniques Help Journalists to Deepen Analysis of Twitter Data? Exploring "Germany 7 x 1 Brazil"? [Электронный ресурс] URL: Case http:// ieeexplore.ieee.org/ abstract/document/7427426/
8. Data.gov [Электронный ресурс]. - URL: https://www.data.gov/ (дата обращения 10.04.2015).
9. Data-driven journalism: What is there to learn? [Электронный ресурс] URL: http://mediapusher.eu/datadrivenjournalism/pdf/ddj_paper_final.pdf (дата обращения: 14.06.2017).
10. Francesco Franchi on Visual Storytelling and New Languages in Journalism // Gestalten.tv [Электронный ресурс]. URL: http://www.gestalten.tv /motion/francesco-franchi (дата обращения: 12.06.2017).
11. Friendly M. Milestones in history of thematic cartography, statistical graphics, and data visualization // York University [Электронный ресурс]. URL: http://www.math.yorku.ca/SCS/Gallery/milestone/milestone.pdf (дата обращения: 12.06.2017).
12. Get data [Электронный ресурс]. 2017. URL: http://getthedata.org/ (дата обращения: 28.05.2017).
13. GOOD Infographics. Your daily dose of water [Electronic resource] // GOOD Infographics. URL: http://awesome.good.is.s3.amazonaws. com/transparency/web/1204/your-daily-dose-ofwater/flash.html.
14. Goranson C. Data Visualization For Big Data. – 2014, pp.7-14. 46 10. Interesting, Easy, Beautiful, True? // Information is beautiful. – 2013. - URL: http://www.informationisbeautiful.net/2009/interesting-easybeautiful-true/ (дата обращения: 12.04.2014).
15. Joshua Johnson 10 советов по созданию качественной инфографики. // CMS Magazine [Электронный ресурс]. 2014 URL: http://www.cmsmagazine.ru/library/items/graphical_design/jj_2011-10-25/ (12.06.2017).
16. Making Sense of Data in Media [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://www.futurelearn.com/courses/media-data (дата обращения: 09.05.2017).
17. MEGAN MCARDLE Ending Infographic Plague [Электронный ресурс] URL: https://www.theatlantic.com/business/archive/2011/12/ending-theinfographic-plague/250474/ (дата обращения: 12.06.2017).
18. «New York times» Hurricane Sandy [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nytimes. com/interactive/2012/10/26/us/hurricane-sandy-map.html?_r=0 (дата обращения 13.04.2015)
19. «New York times» Mapping 2010 U.S. Census [Электронный ресурс]. - URL: http:// projects.nytimes.com/census/2010/map (дата обращения 13.04.2015).
20. Nikki Usher Interactive Journalism: Hackers, Data, and Code 2016 [Электронный ресурс] URL: https://play.google.com/books/reader?id=B6hSDQAAQBAJ&printsec=front cover&output=reader&hl=ru&pg=GBS.PA1 (дата обращения: 12.06.2017).
21. Open data institute [Электронный ресурс]. - URL: http://theodi.org/ (дата обращения 12.04.2015).
22. Open data institute Open data in Macedonia: from legislation to engagement [Электронный ресурс]. - URL: http://theodi.org/case-studies/ case-study-a-profile-of-open-data-initiatives-in-macedonia (дата обращения 12.04.2015).
23. ParisTech Review [Электронный ресурс]. - URL: http://www.paristechreview. com/2013/03/29/brief-history-open-data/ (дата обращения 14.04.2015).
24. Portalul Guvernamental al Datelor Deschise [Электронный ресурс]. - URL: http://data.gov. md/ (дата обращения 13.04.2015)
25. Register now for third edition of Knight Center’s MOOC on "Infographics and Data Visualization" // Journalism in Americas [Электронный ресурс]. URL: https://knightcenter.utexas.edu/blog/00-14415-registernowthird-edition-knight-center%E2%80%99s-mooc-infographics-and-datavisualization (дата обращения: 12.06.2017).
26. Register now for third edition of Knight Center’s MOOC on "Infographics and Data Visualization" // Journalism in Americas [Электронный ресурс] URL: https://knightcenter.utexas.edu/blog/00-14415-registernowthird-edition-knight-center%E2%80%99s-mooc-infographics-and-datavisualization (дата обращения: 12.06.2017).
27. What is an Infographic? // Visual.ly [Электронный ресурс]. URL: http://visual.ly/what-is-an-infographic (дата обращения: 12.06.2017)
28. Yau N. Visualize This: Flowing Data Guide to Design, Visualization, and Statistics [Электронный ресурс]. URL: http://book.flowingdata.com/ (дата обращения: 28.05.2017).
29. Артюхин В.В. Статистическая графика и инфографика: области применения, актуальные проблемы и критерии оценки // Books Google [Электронный ресурс]. URL:http://books.google.ru/books?id=fUJpAAAAQBAJ&hl=ru&source=gb s_navlinks_s (дата обращения: 10.02.2015).
30. Бегтин И. Готовы ли мы к журналистике данных? [Электронный ресурс] / И. Бегтин. [Электронный ресурс]. URL : http://polit.ru/article/2013/04/29/data_ journalism/ (дата обращения: 12.06.2017).
31. Бегтин, И. Готовы ли мы к журналистике данных? [Электронный ресурс]. - URL: http:// polit.ru/article/2013/04/29/data_journalism/ (дата обращения 17.04.2015).
32. Википедия [Электронный ресурс]. -URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D 1 %82%D0%BA%D1 %80%D1 %8B%D1 %82%D 1%8B%D0%B5_%D0%B4%D0%B0%D0%BD %D0%BD%D1%8B%D0%B5 (дата обращения 10.04.2015).
33. Галкин С.И. Техника и технология СМИ: Художественное конструирование газеты и журнала. М.: Аспект Пресс, 2005. С. 120.
34. Джонатан Грей. Пособие по журналистике данных [Электронный ресурс]. 2014. URL: https://ria.ru/files/book/_site/index.html (дата 48 обращения: 23.02.2017).
35. Доброва И. Инфографика: шаг вперед, два назад? // InfoGrapher.– [Электронный ресурс]. URL:http://infographer.ru/infografika-shag-vpereddva-nazad/ (дата обращения: 28.05.2017).
36. Журналистика баз данных: модный тренд или будущее профессии? [Электронный ресурс]. 2011. URL: http://newmedia.in.ua/articles/business/zhurnalistika-baz-dannyx-modnyjtrend-ili-budushhee-professii.html (дата обращения: 23.02.2017)
37. Журналистика данных. Кейсы РИА Новости от Марии Стравинской // Планета СМИ. [Электронный ресурс]. 2013 URL: http://planetasmi.ru/kontent/27883-zhurnalistika-dannykh-kejsy-ria-novosti (дата обращения: 17.04.2017).
38. Журналистка данных : как «Guardian» превратила информационное сырье в золотую жилу [Электронный ресурс]. URL: http://mediapedia.ru/2010/08/11/zhurnalistka-dannyxkak-»Guardian»prevratila-informacionnoe-syre-vzolotuyu-zhilu/.(дата обращения: 17.04.2017).
39. Журналисты, работающие с данными, обсуждают выбранные инструменты. [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/files/book/_site/трактование_данных_6.html (дата обращения: 17.04.2017).
40. За кулисами в «Guardian» Datablog [Электронный ресурс]. 2014. URL: https://ria.ru/files/book/_site/%D0%B2_%D0%BD%D1%8C%D1%8E%D1 %81%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5_3.html (дата обращения: 17.04.2017).
41. Засурский Я.Н. Теория коммуникации в контексте новых технологий // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. М.: Издво МГУ, 2006, №3. С. 4. 49
42. Игнатова, А. М. Открытые данные как новый способ взаимодействия государства и общества [Текст] / А. М. Игнатова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 1 (51). - С. 78-80.
43. Истории 10 лучших проектов хакатона [Электронный ресурс]. Московские новости. 2010-2014. URL: http:// www.mn.ru/society/ 20131120/363029873.html#bg (дата обращения: 28.05.2017).
44. Как ввести в заблуждение при помощи визуализации данных [Электронный ресурс] URL: https://vc.ru/p/data-visualization-
45. Как мы участвовали в хакатоне по дата журналистике. Социально значимое: Государству виднее [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://habrahabr.ru/post/278155/ (дата обращения: 8.05.2017).
46. Как создавать инфографику и визуализацию данных [Электронный ресурс]. 2013 URL: http://www.cmsmagazine.ru/library/items/graphical_design/10-tools-forcreating-infographics-visualizations/ (дата обращения: 28.05.2017).
47. Левченко В. Ю., Шилина М. Г. BigData, OpenData, LinkedData, метаданные в PR: актуальные модели трансформации теории и практики // Медиаскоп. 2003-2013. URL: http://www.mediascope.ru/node/1486#14 (дата обращения: 28.05.2017).
48. Лима М. Манифест визуализации информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.vmethods.ru/2010/05/blog-post_18.html/ (28.05.2017). 38.Мирко Лоренц [Электронный ресурс]. URL: http://www.mirkolorenz.com/?id=6 (дата обращения: 1.05.2017).
49. Некляев С.Э. Инфографика: принципы визуальной журналистики // Современное журналистское образование: технологии и особенности преподавания / Под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Медиа-Мир, 2008. С. 130.
50. Открытое правительство. Открытые данные: теория и практика [Электронный ресурс]. 2017. URL: http://odc.open.gov.ru/ (дата обращения: 8.05.2017) 50
51. Открытые данные. О Совете [Электронный ресурс] - URL: http://opendata.open.gov.ru/ about/ (дата обращения 12.04.2015).
52. Памятка по журналистике данных. [Электронный ресурс].URL: http://ivan.begtin.name/2011/05/22/datajournalism/ (дата обращения: 12.06.2017).
53. Полит.ру. Спрос на открытые данные [Электронный ресурс] / А. Сакоян. - URL: http://polit.ru/article/2015/04/04/open_data/ (дата обращения 13.04.2015).
54. Портал открытых данных Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://data.gov.ru/ (дата обращения 12.04.2015).
55. Почему за интерактивной инфографикой - будущее [Электронный ресурс] / Infogra – URL: http://infogra.ru/infographics/pochemuzainteraktivnoj-infografikoj-budushhee (дата обращения: 12.06.2017).
56. Правительство России [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/open_data/ (дата обращения 10.04.2015).
57. Процесс создания интерактивной инфографики // Журналистика данных [Электронный ресурс]. 2013 URL: http://www.datadrivenjournalism.ru/2013/06/19/interactive-infographics/ (дата обращения: 12.06.2017).
58. РАЭК Открытые данные : Совещание у Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева по вопросу «Открытые данные» [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/media/ files/41d466695a6e367e6dd3.pdf (дата обращения 12.04.2015).
59. Русский репортер «Кто есть кто и почему в российской элите» [Электронный ресурс]. -URL: http://rusrep.ru/article/2011/09/07/who_is_ who/ (дата обращения 13.04.2015)
60. Рэнди К. Инфографика. Визуальное представление данных. СПб.: Питер, 2014.
61. С.И. Симакова. Инфографика: прошлое, настоящее, будущее // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2016, С.46
62. Свитич Л.Г. Профессия: журналист. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.
63. Симакова, С. И. Дата-журналистика как медиатренд [Текст] / С. И. Симакова // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. - 2014. - № 2 (2). - С. 481-485.
64. Симакова, С. И. Журналистика данных как современное направление журналистики [Текст] / С. И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2013. - №1. - С. 52—58.
65. Симакова, С. И. Журналистика данных: модно или актуально? [Текст] / С. И. Симакова // СМИ в условиях информационной глобализации : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. / сост. Д. Л. Стровский, О. В. Ильина. - Екатеринбург : Урал. фед. ун-т, 2013.- С. 39-43.
66. Скоробогатько В.В. Моделирование: технологичность плюс красота [Электронный ресурс]. Центр журналистских технологий. URL: http://www.cjt.nnov.ru/ur-media/8-9.htm(28.05.2017). (дата обращения: 12.06.2017).
67. Скоробогатько В.В.: Моделирование: технологичность плюс красота // Центр журналистских технологий. [Электронный ресурс]. 2014 URL: http://www.cjt.nnov.ru/ur-media/8-9.htm ( дата обращения: 12.06.2017).
68. Степанов В.Н. Этика массовой коммуникации // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Материалы межвузовской научно-практической конференции. СПб, 2006. С. 290– 296.
69. Школа открытых данных [Электронный ресурс]. - URL: http://opendataschool.ru (дата обращения 12.04.2015).