Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие институциональных структур является одной из приоритетных задач государства независимо от степени развитости инновационных элементов в экономике или преобладающего технологического уклада. Институциональная структура задает стандарты экономического поведения, определяет «правила игры» для хозяйствующих субъектов, которые формируются в рамках выбранной системы хозяйственной деятельности. Так, например, лауреат Нобелевской премии по экономике и представитель неоинституционализма Оливер Уильямсон дает наиболее общее определение институциональной структуры: «это основные политические, социальные и правовые нормы, являющиеся базой для производства, обмена и потребления» .
Неэффективность действующих в государстве институтов возникает вследствие высоких издержек на организацию их функционирования, а также на проведение реформирования институтов показавших свою неэффективность на данном этапе экономического или политического развития коллективных действий, необходимых для изменения институтов, что, в свою очередь, определяется другими экономическими и политическими институтами. Именно такого рода затраты по изменению институтов обусловливают достаточную продолжительность существования институтов, необходимую для того, чтобы выявить их экономическую эффективность.
Таким образом, политика государства в первую очередь должна быть направлена на создание условий для становления отдельных институтов и создание целостной эффективной институциональной структуры. К эффективным институтам относят те, которые положительно влияют на производство через накопление капитала, увеличение производительности труда, снижение материалоемкости продукции и т.п. Это, как правило, институты, предполагающие четкую спецификацию прав собственности, конкуренцию и надежность контрактных отношений. Неэффективные институты приводят к росту издержек производства, снижению рентабельности, уменьшению реальных доходов граждан. Они способствуют перераспределительным и спекулятивным процессам. При господстве таких институтов экономическим субъектам выгоднее направлять ресурсы не на производство, а на перераспределение благ, добиваясь бюджетных субсидий и налоговых льгот.
Для федеративного государства одним из важнейших институтов является местное самоуправление, обладающее огромным потенциалом развития и являющееся базой для эффективного управления на субфедеральном и общегосударственном уровнях. Ключевое значение на уровне государства имеет распределение полномочий между центром и регионами. По версии, предложенной С.В. Кельбахом, на федеральный центр возлагается развитие институциональной межрегиональной и финансово-банковской инфраструктуры, стимулирование долгосрочных факторов инновационного роста, развития человеческого капитала и массового предпринимательства, а на уровне регионов и муниципальных образований предполагается создание благоприятного инновационно-инвестиционного и делового климата . В Российской Федерации институт местного самоуправления имеет глубокие исторические корни, но с точки зрения двигателя экономического развития оно стало рассматриваться не столь давно. Последние десятилетия проводится многоэтапная муниципальная реформа, основной целью которой является укрепление и развитие местного самоуправления как одного из институтов национальной инновационной системы.
В условиях формирования рыночной среды в современной России происходит коренное переосмысление сущности стратегического планирования и управления устойчивым развитием территорий. В связи с этим возрастает роль органов государственной власти всех уровней управления в разработке методического инструментария оценки их устойчивости и проведения эффективной экономической политики для повышения качества жизни населения. В связи с этим актуальность разработки эффективной системы стратегического планировании и регионального управления устойчивым развитием местного самоуправления, предопределила выбор темы исследования.
Актуальность темы исследования определяется ее направленностью на решение правовых и организационных вопросов становления и функционирования органов государственной власти субъектов РФ, а также представлением предложений по совершенствованию структуры, полномочий и функций данных органов, формированию современной нормативно-правовой базы.
Объектом исследования является организационная структура Тутаевского военного комиссариата.
Предмет исследования составляют направления совершенствования организационной структуры местного органа военного управления.
Целью исследования является анализ и совершенствование организационной структуры органов государственной власти субъекта РФ.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
– рассмотреть теоретико-методологические основы управления в органах государственной власти;
– проанализировать особенности организационной структуры местного органа военного управления;
– изучить проблему совершенствования организационной структуры Тутаевского военного комиссариата;
– выявить причины, мешающие совершенствованию организационной структуры местного органа военного управления
– обосновать и сформулировать управленческие решения по совершенствованию организационной структуры Тутаевского военного комиссариата.
При проведении исследования использовались такие методы научного познания как: исторический, социологический, статистический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Теоретическую основу работы составляют труды таких отечественных ученых, как: О.А. Бабошин, В.П. Бардовский, И.А. Гончаров, Ф.С. Петров, С.П. Попова, М.С. Мастепанова, В.И. Беликов, А.Я. Запорожан, М.В. Демидов, А.Л. Четриков, Ю.Е. Аврутин, А.И. Каплунов, Е.А. Гоголева, Т.А. Кисаев и другие.
В.П. Бардовский в своей статье указывает, что важным направлением улучшения муниципального управления является совершенствование территориальной и организационных основ местного самоуправления в регионе. Муниципальная реформа была направлена в основном на сельские территории. Регулирования городских поселений как центров опережающего развития не являлось приоритетным направлением муниципальной реформы. По мнению автора, стало очевидным, что регулирование территориальной организации городских поселений становится важным фактором повышения эффективности местного самоуправления. В статье рассматриваются актуальные проблемы совершенствование территориальной и организационных основ местного самоуправления в регионе.
В статье Т.В. Кисаева рассматривается проблема осмысления местного самоуправления в России с точки зрения его места и роли в системе политического взаимодействия власти и общества, критерии деятельности С развитием местного самоуправления сегодня связывают надежды на возрождение и укрепление демократического общества в России. Практика последних лет дает основания полагать, что местное самоуправление становится в современной России эффективно работающим институтом народовластия, реализующим социальные, политические и гражданские инициативы.
Нормативной основой исследования являются Конституция РФ , Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , иные нормативные правовые акты.
Структура работы обусловлена предметом, объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников информации.
В первой главе исследуются теоретико-методологические основы управления в органах государственной власти, рассмотрены основные подходы к управлению в органах государственной власти, а также правовая, территориальная и финансовые основы местного самоуправления.
Вторая глава посвящена исследованию организационной структуры Тутаевского военного комиссариата, сделан анализ финансово-экономических показателей учреждения, изучены проблемы совершенствования организационной структуры Тутаевского военного комиссариата.
В третьей главе рассмотрены направления совершенствования организационной структуры местного органа военного управления, раскрыты обоснование и формулирование управленческих решений по совершенствованию организационной структуры Тутаевского военного комиссариата, мероприятия по реализации управленческих решений по совершенствованию организационной структуры местного органа военного управления, а также расчет экономической и обоснование социальной эффективности предлагаемых мероприятий.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1 Основные подходы к управлению в органах государственной власти
В связи с необходимостью перехода управления на программно-целевой принцип в органах государственной власти используется проектное управление.
Вопрос внедрения проектного управления в исполнительных органах государственной власти рассмотрен в работе О.Н. Сафроновой, Е.А. Анчихрова. Главный акцент их сосредоточен на современных тенденциях, позволяющие говорить о возрастании доли и значения проектно-ориентированной деятельности в органах государственной власти. Важность поставленного вопроса обусловлено потребностью в повышении эффективности их деятельности и обеспечении роста российской экономики .
Государственное управление – тот вид социального управления, без которого невозможно представить существование такого политического института как государство, нормального функционирования цивилизованного, развитого общества. При этом государственное управление многоплановое и многостороннее понятие, которому трудно дать одно определение.
В современной правовой науке выделяют два основных подхода к пониманию государственного управления: широкий и узкий. Согласно широкому подходу государственное управление принято ассоциировать с целенаправленным воздействием государства на отношения в целом. В таком случае государственное управление – это организующая, упорядочивающая деятельность государства, регулирование различных общественных отношений путём деятельности всех ветвей государственной власти .
В данном определении «государственного управления» находит свое отражение принцип разделения властей, который указывает нам, что в государственном управлении участвуют все ветви власти. Б.В. Россинский понимает государственное управление по-другому.
Считаем, что его определение ближе к узкому пониманию государственного управления, так как он отводит важную роль органам исполнительной власти, на которые ложится бремя осуществления большей части полномочий в сфере управления.
По мнение В.С. Чиркина, государственное управление – целенаправленная организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного правления в различных отраслях и сферах социально-культурного, экономического и административно-политического строительства .
Вышесказанные определения позволяют выделить характерные признаки государственного управления. Во-первых, оно является организующей деятельностью, так как происходит формирование органов управления, устанавливается порядок их деятельности, цели и задачи. Во-вторых, это исполнительно-распорядительная деятельность, что означает наличие определенных полномочий у органов власти, должностных лиц. В-третьих, эта деятельность – подзаконная, потому что осуществляется на основании и во исполнение закона. В-четвертых, такой вид деятельности должен соответствовать принципу законности, ведь управленческая деятельность органов власти не может превышать те полномочия, которые им предоставлены.
Для понимания сущности государственного управления и определения субъектов, его осуществляющих, особое значение имеет проблема соотношения этой категории с понятием «исполнительная власть» .
Говоря о Российской Федерации, мы должны утверждать, что государственное управление более широкое понятие, чем исполнительная власть, так как в Российской Федерации помимо органов исполнительной власти этот вид деятельности осуществляют и другие организации. Например, Счетная Палата РФ направляет по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий соответственно представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Кроме того, Президент РФ осуществляет управленческие полномочия: руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Тем не менее, необходимо сказать, что государственное управление по большей части реализуется через органы исполнительной власти. Так, в Российской Федерации главным субъектом исполнительной власти является Правительство РФ. Правительство РФ имеет круг полномочий в сфере государственного управления: оно осуществляет управление федеральной собственностью, руководит работой федеральных министерств, обеспечивает единство системы исполнительной власти, направляет и контролирует деятельность ее органов, в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ и иных нормативно-правовых актов, осуществляет меры по обеспечению законности.
Таким образом, государственное управление – эта важнейшая составляющая современного государства, которая позволяет обеспечивать нормальную жизнь общества. Реализация данного вида управления в Российской Федерации осуществляется различными организациями и должностными лицами, но в большей мере через систему органов исполнительной власти.
1.2 Отечественный и зарубежный опыт в сфере управления в государственных структурах
5 сентября 2017 года Правительство Российской Федерации получило награду от Международной Ассоциации Управления Проектами (IPMA) за продвижение, развитие и внедрение современного управления проектной деятельностью в государственном секторе в России.
Решение о системном внедрении проектного управления в органах государственной власти в Российской Федерации было официально принято 30 июня 2016 года. Официальным документом создан Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Основным видом деятельности этого органа является разработка подходов к способам и формам решения приоритетных задач по наиболее важным направлениям долгосрочного стратегического развития страны.
В перечень основных направлений стратегического развития Российской Федерации до 2018 г. и на период до 2025 г. входит все отрасли и сферы жизнедеятельности общества и государства (медицинское обеспечение, образование, обеспечение доступности жилья, эффективный труд, поддержка бизнеса и развитие предпринимательской инициативы, контрольная и надзорная деятельность, экология и некоторые другие). В настоящее время сформировано 10 приоритетных направлений стратегического развития станы .
В роли Федерального проектного офиса выступает Департамент проектной деятельности Аппарата Правительства Российской Федерации. Задачами департамента является выполнение функций Федерального проектного офиса, он организует проектную работу, формирует портфели наиболее приоритетных программ, проводит оценку результатом, ведет мониторинг.
В целом задача Федерального проектного офиса – помочь федеральным и региональным органам государственной власти организовать их проектную деятельность так, чтобы внедрение проектных подходов не нарушало исполнение текущих обязательств.
Необходимо отметить, что Советом утверждены требования к участникам проектной деятельности в части их квалификации в сфере проектного управления. Так, чтобы претендовать на роль старшего должностного лица, руководителя проекта или руководителя рабочего органа проекта, кандидату необходимо сдать экзамен в Центре проектного менеджмента и подтвердить квалификацию. Таким образом, роль руководителя отвечает высоким требованиям при реализации проектного управления.
Для более простого понимания необходимо оговориться, что проектное управление (проектная деятельность) как понятие включает в себя совокупность различных методов, приемов и способов, направленных на достижения цели проекта при сбалансированности между объемами работ, ресурсами (деньги, труд, время), качеством и рисками .
Проводя аналогию проектной деятельности с функциональной работой государственных служащих и их работы по поручениям можно заметить, что в этой деятельности много общего. Так, нацеленность на результат и ресурсные ограничения имеются у каждого проекта. В паспорте любого стратегического проекта зафиксированы цель проекта, различные показатели на этапах достижения результата, сами результаты, контрольная и надзорная деятельность на всех уровнях и бюджет, выделяемый на проект. Паспорт проекта позволяет точно понять, что необходимо выполнить в рамках проекта, определить ответственных, за реализацию результата и какие на это ресурсы выделены. В данном случае формируется мотивация и нацеленность на результат.
Планирование – одна из ключевых составляющих проектной деятельности. Планы проектов позволяют прочертить траекторию движения к цели, в результате каждый участник проекта обладает инструментом реализации общей задачи, появляется ясность, собранность, предсказуемость, понимание цели. Гибкость проектного управления дает возможность корректировки плана в части выполнения определенных задач. Гибкий подход
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативно-правовые акты
1. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Собр. законодательства РФ. – 1998. – № 36. – Ст. 4466.
2. Конституция Российской Федерации. – М.: Приор, 2015. – 32 с.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
4. Об утверждении Положения о военных комиссариатах: Указ Президента РФ от 07.12.2012 № 1609 // Собр. законодательства РФ. – 2012. – № 50 (ч. 5). – Ст. 7017.
II. Научная и учебная литература
1. Чиркин В.С. Государственное управление: Элементарный курс. – М., 2002. – С. 106.
2. Скопина И.В. Оценка эффективности организационных структур управления: учеб. пособие / И.В. Скопина, О.В. Скопин, Ю.О. Бакланова. – Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов (Киров), 2016. – 275 с.
III. Статьи в периодических изданиях
1. Абушахманова Н.З. Государство и местное самоуправление в России: история отношений // Региональная власть, местное самоуправление и гражданское общество: механизмы взаимодействия: Сборник научных трудов II Всероссийской научно-практической конференции. – 2018. – С. 3-6.
2. Алексеев А.П. О функциональном назначении местного самоуправления в современных условиях // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2018. – № 3 (46). – С. 36-44.
3. Бардовский В.П. Совершенствование территориальной и организационной основ местного самоуправления в регионе // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. – 2018. – № 7. – С. 19-25.
4. Бардовский В.П. Совершенствование территориальной и организационной основ местного самоуправления в регионе // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. – 2018. – № 7. – С. 19-25.
5. Бардовский В.П. Совершенствование территориальной и организационной основ местного самоуправления в регионе // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. – 2018. – № 7. – С. 19-25.
6. Блудова С.Н. Проектное управление в органах государственной власти // Современные вызовы и реалии экономического развития России: Материалы V Международной научно-практической конференции / Под ред. Л.И. Ушвицкого, А.В. Савцовой. – 2018. – С. 67-69.
7. Бурдинский Е.В., Каменев П.В., Безугольный А.Ю., Дайнес В.О. Военные комиссариаты: история создания и развития. 1918-2018 гг. // Военно-исторический журнал. – 2018. – № 4. – С. 4-13.
8. Дабижа А.И. Особенности и принципы построения организационных структур в сфере государственного и муниципального управления / А.И. Дабижа. – Ставрополь: Деловая книга – 2017. – 374 с.
9. Демидов М.В. Формирование и структура органов местного самоуправления: проблемные аспекты // Наука сегодня: история и современность: Материалы международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 40-41.
10. Досяк А.Я., Утрендеева Х.Н. Основные проблемы повышения эффективности государственного управления в России // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право Сборник научных трудов Международная конференция. – 2018. – С. 441-444.
11. Дроздова Е.А., Дроздов А.И. Проектное управление в органах государственной власти // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: военно-научный журнал. – 2018. – № 1 (45). – С. 248-251.
12. Кельбах С.В. Управление реформированием региональной инфраструктуры Российской Федерации: автореф. дис. … доктора экономических наук. – СПб, 2015. – С. 27.
13. Кельбах, С. В. Управление реформированием региональной инфраструктуры Российской Федерации: автореф. дис. … доктора экономических наук. – СПб, 2015. – 247 c.
14. Кисаев Т.А. Структура органов местного самоуправления: правовая основа, становление и развитие // Научные исследования: теория, методика и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 283-290.
15. Кисаев Т.А. Структура органов местного самоуправления: правовая основа, становление и развитие // Научные исследования: теория, методика и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 283-290.
16. Колодина Е.А. Исследование тенденций развития местного самоуправления в современной России // Известия Байкальского государственного университета. – 2017. – Т. 27. – № 2. – С. 162-170.
17. Лазарчук, Д. В. Проблема соотношения понятий «система органов местного самоуправления» и «структура органов местного самоуправления» // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в Российской Федерации: Материалы межвузовской научной студенческой конференции, посвященной 100-летию Иркутского государственного университета. – 2018. – С. 119-122.
18. Ляшенко К.В., Неводова И.А. Современная финансово-экономическая основа местного самоуправления в России // Аллея науки. – 2017. – Т. 4. – № 10. – С. 163-166.
19. Магомедов Р.М. Методологические подходы к государственному регулированию регионального развития // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2017. – № 8 (82). – С. 39-47.
20. Морозова Т.В. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов региональной власти: теоретический аспект // Проблемы экономики и управления: сб. науч. тр. молодых ученых. – Ульяновск: филиал ФГБОУ ВПО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 20147. – С. 65-71.
21. Нагдалян Д.А. Государственное управление и его реализация в Российской Федерации // Устойчивое развитие науки и образования. – 2018. – № 4. – С. 226-229.
22. Осинцев Д.В. Некоторые итоги нового этапа административной реформы: выводы и вопросы // Государственная власть и местное самоуправление. – 2019. – № 1. – С. 6-10.
23. Пучков Г.П. Основы построения организационных структур органов местного самоуправления // Центральный научный вестник. – 2017. – Т. 2. – № 24 (41). – С. 85-86.
24. Сафонова О.Н., Анчихров Е.А. Внедрение проектного управления в исполнительных органах государственной власти как механизм эффективного управления ресурсами // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2015. – № 2 (14). – С. 58.
25. Солохина К.С. Органы местного самоуправления: понятие, структура, принципы организации и деятельности // Синергия Наук. – 2017. Т. 1. – № 18. – С. 1605-1618.
26. Суфянова Е.З., Ишкильдин А.И. Территориальные основы местного самоуправления // Синергия Наук. – 2018. – № 24. – С. 983-985.
27. Тарасова Н.Е., Лысенко А.И. Инновационные управленческие структуры в менеджменте и парадигмы управления организацией // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2016. – № 8. – С. 65-70.
28. Уильямсон О. Частная собственность и рынок капитала // ЭКО. – 1993. – № 5. – С. 14-16.
29. Филонов В.И., Елисеев А.Л. Правовая регламентация основ территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации // Устойчивое развитие регионов России: от стратегии к тактике сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – С. 198-203.
30. Фисенко Е.Е. Финансово-экономическая основа местного самоуправления в РФ // Вопросы гуманитарных наук. – 2018. – № 6 (99). – С. 20-24.
31. Хамалинский И.В., Сапрыкина Е.С. Кадры государственного управления в России и за рубежом // Научный альманах. – 2018. – № 3-3 (41). – С. 67-75.
32. Чернова Э.Р. Формы осуществления функций государства публичными органами власти // Аллея науки. – 2017. – Т. 2. – № 11. – С. 438-441.
33. Шульгин В.А. Проектное управление: суть и проблемы внедрения в государственных органах власти // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации: Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов: в 2 частях / Под ред. В.А. Ковалева и А.И. Ковалева. – 2018. – С. 452-456.
IV. Ресурсы-Интернет
1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 15.03.2019).
2. Администрация Тутаевского муниципального района [Электронный ресурс]. https://admtmr.ru (дата обращения: 15.03.2019).