Фрагмент для ознакомления
2
В аспекте развития творческих способностей организация образовательного процесса должна базироваться на следующих принципах:
– задействование внутриличностных факторов мотивации учащихся к творчеству (природных потребностей в самовыражении и самоутверждении, стремления познать себя и т. д.);
– активизация и стимулирование процесса осмысления творческой деятельности за счёт понимания и осознания учащимися конкретных потребностей в творчестве, усвоения ориентировочной основы их будущей самостоятельной деятельности и формирования умственных действий посредством изученных методов, приёмов и способов безошибочного достижения необходимого результата творческой деятельности;
– непрерывность, систематичность и последовательность в формировании умений и навыков творческой деятельности, в развитии способностей к творческому саморазвитию (самосовершенствованию);
– сотрудничество учителя и учащегося в процессе творчества;
– деятельностный подход к обучению творчеству и перенос акцента на самостоятельную творческую деятельность.
Предмет Технология – это творческий предмет, который способствует формированию разносторонней личности, а так же даѐт необходимые знания и умения для повседневной жизни как мальчикам, так и девочкам.
Творческое отношение к труду – это любовь к делу и стремление познать его особенности.
Проблемное обучение немало способствует творческому развитию.
Махмутов М.И. считал, что использование в проблемном обучении проблемных ситуаций и технических задач позволяет добиться лучшего усвоения системы знаний и умений, способов умственной и практической деятельности; формирования навыков творческого применения усвоенных знаний и умений, приемов труда; развития активности, самостоятельности и творческих способностей учащихся. Благодаря использованию проблемного обучения, Махмутов М.И., считал, что повышается интерес учащихся к предмету, меняется эмоциональное состояние и отношение к учению в лучшую сторону. Проблемное обучение дает хорошую основу для развития активности и самостоятельности учащихся.
Приоритет творчества предопределяет повышение роли художественного труда в рамках образовательной области Технология [2], обладающего определенной самоценностью: позволяет привить обучающимся необходимые трудовые умения и навыки, ознакомить учащихся с правилами обработки и использования в быту и на производстве различных материалов, позволяет развивать:
- мелкую моторику рук,
- мускулатуру пальцев,
- воспитывает способность к трудовому усилию,
- наконец, позволяет ознакомить обучающихся с традициями народного творчества, с национальными эстетическими представлениями,
- развить у школьников наблюдательность и пытливость,
- творческое и пространственное воображение, что составляет ядро их творческих способностей.
Занятия художественным ручным трудом могут проводиться в самых разнообразных направлениях: объёмная аппликация, картонография, коллаж, оригами, конструирование – и являться действенным средством развития творческой личности обучающихся.
Школьники, работая с разнообразными материалами: тканью, бумагой, проволокой, картоном, фольгой, в том числе с природным: шишками, соломой, камушками, листьями, ветками, ракушками, а также с нетрадиционным и бросовым: пластиковыми бутылками, различными упаковками и др. – получают дополнительные знания об окружающем мире, вырабатывают умения создавать композиции, приобретают и закрепляют знания о правилах техники безопасности при работе с инструментами, что положительно влияет на внимание, память, наглядно-образное мышление. Одним из самых благодатных материалов для детского творчества является бумага, с её помощью можно создавать великое множество невероятных по своей красоте вещей, интересных, оригинальных и полезных в быту (сувениры, украшения для интерьера, подарки и т. д.).
Техника бумажного рукоделия формирует интеллектуальную и творческую активность ребёнка, учит планировать свою деятельность, осваивать новые бумажные технологии в изготовлении своих творческих работ.
В результате этого каждое изделие приобретает свою индивидуальность и эксклюзивность. Обучение бумажной пластике позволяет сочетать индивидуальные и коллективные формы конструирования изделий, обеспечивает взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности, например, рисованием и игрой.
Работа над композициями из бумаги развивает глазомер, мелкую моторику рук, цветоощущение, наблюдательность, умение сравнивать, выделять характерное в образе, развивает объёмно-пространственное мышление, являющиеся основой дальнейшего творческого развития ребёнка. Обучающиеся учатся создавать авторские проекты нестандартной формы, уникальные и единственные в своём роде вещи, комбинировать детали и варианты композиций, чувствовать особенности материала, совмещать несколько техник в одной работе.
В результате этого у учащихся возникает потребность в творческом труде.
Эмоциональные переживания детей как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения её результатов побуждают их говорить, порождают речевой диалог, общение.
Нужно отметить что, важным моментом деятельности учащихся является самостоятельный выбор темы работы, способов её оформления, что способствует развитию творческой личности, проявлению своих интересов, оригинальных, креативных идей, раскрытию себя с самой неожиданной стороны [4].
При создании эскиза рисунка, обучающиеся составляют композицию, подбирают бумагу по цвету и структуре и в результате получают неповторимое изделие.
Именно здесь и раскрываются творческий потенциал учащихся, их творческие способности, детям представляется значительный простор для воплощения их идей.
Очевидным преимуществом создания творческой работы является возможность увидеть продукт своего личного труда как на промежуточных стадиях работы, так и в окончательном виде.
Таким образом, большое внимание известных психологов и педагогов было уделено формированию опыта творческой деятельности как базового компонента содержания образования. Творческая деятельность в коллективе зависит от эстетического содержания окружающей среды, стимулирующей творческий потенциал. Использование в педагогической деятельности творческих форм и методов работы включается в эстетическое содержание воспитательного процесса, они характеризуются оригинальностью, образностью, новизной и эмоциональностью, доступностью и целесообразностью, возможностью импровизации
1.3 Развитие творческого мышления с помощью заданий творческого характера на уроках технологии
В современном обществе концепции развития системы образования связаны с идеей создания условий для раскрытия индивидуальности ученика, развития его личности и самореализации в жизни. Весомое значение в этом процессе имеет формирование и развитие творческого мышления учащихся, которое является одним из важнейших психологических образований, обусловливающих успешность человека в самых разных областях деятельности.
В настоящее время в научной психолого-педагогической литературе мышление определяется как прочно сцепленный с речью высший психический процесс поиска и открытия принципиально нового, процесс опосредованного и целостного отображения реальности в ходе ее анализа и синтеза.
Мышление – психический познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира [1].
Творческое мышление рассматривается как один из видов мышления, характеризующийся созданием нового продукта и новообразованиями в процессе самой деятельности по его созданию.
Исследования интеллектуальной креативности связаны с именами многих отечественных и зарубежных ученых, таких как Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, А. Г. Ковалев, В. А. Крутецкий, Н. С. Лейтес, А. Я. Пономарев, С. Л. Рубинштейн и др. Большой вклад в разработку разных аспектов данной проблемы внесли зарубежные психологи Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Г. Линдсей, Э. П. Торренс, К. Халл, Л. Хьелл и др. Формулировка цели статьи.
Г. Линдсей, К. Халл и Р. Ф. Томпсон указывали, что творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи [4]. Оно в своем развитии прямо связано с формированием у учащегося личностной целостности, с актуализирующейся тенденцией самосовершенствования.
Творческое мышление в подростковом возрасте, основанное на абстрактно-логической форме, отличается большой продуктивностью, хорошими показателями по дивергенции. Свернутость мыслительного процесса у подростков, согласованность мыслительных операций, опора на дифференцированное восприятие – все это обеспечивает гибкость генерирования новых идей.
Особенности творческого мышления подростков складываются под влиянием содержания и форм учебной деятельности, в которую включены школьники.
Они заключаются как в различных уровнях развития отдельных функций в структуре творческого мышления, так и в качественном своеобразии интеграции этих функций у подростков.
«Технология» – (от греческого techne – искусство и умение), есть совокупность методов и приемов обработки, изменения состояния, формы сырья, свойств материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; научная дисциплина, которая изучает химические, механические, физические и другие закономерности, действующие в технологических процессах [5].
Цель курса Технология – формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, а также развитие зрительного восприятия, культуры при овладении художественным творчеством, понимание его особенностей и многообразия проявления.
Задачи курса Технология:
− развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного мышления, фантазии, эстетического восприятия действительности;
− воспитание культуры восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и дизайна;
− совершенствование практических умений и навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем;
− овладение умениями и навыками технологии пошива швейных изделий;
− воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве,
− формирование устойчивого интереса к художественной обработке материала, художественным традициям своего народа.
Используемая программа учебной дисциплины Технология предусматривает следующие основные разделы:
− технологии ведения дома;
− кулинария;
− создание изделий из текстильных материалов;
− декоративно-прикладное творчество.
В процессе изучения данной дисциплины значительное время отводится практическим работам, целью которых является не только усвоение теоретического материала, но и получение практических навыков в создании различных форм художественной обработки материалов и их художественного оформления.
Один из способов развития творческого мышления подростков на уроках технологии – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера, к которым относят проблемные задачи, проблемные вопросы и задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов.
Творческие задачи требуют от учащихся большой самостоятельности мышления. По содержанию они подразделяются на познавательные и экспериментально-исследовательские, нестандартны и конструкторские; развивающие логические и комбинаторные способности; задания с изюминкой, требующие помимо знания предмета нестандартного логического подхода [3].
Творческие работы бывают двух видов: обязательные (они предлагаются в качестве задания на оценку) и по желанию. В максимальной степени отражают творческий потенциал вторые, но путь к ним лежит через первые.
Многие ребята не чувствуют в себе таланта или решимости выполнять творческие задания — обязательная работа может их подтолкнуть к этому. Можно сделать эту работу групповой. Аппликация, лепка, различные виды ручного творчества: квиллинг, бумагопластика, оригами и прочее.
Суть работы та же, только эти виды творчества обычно требуют более качественного владения техникой и хорошего пространственного мышления.
Итоговые проекты по разделам могут быть исследовательские или творческие. Может использоваться групповая или индивидуальная форма работы.
Задача формирования творческой личности обучающегося, развития его творческих способностей, является одной из важных задач, стоящих перед современным учителем. Особая роль в формировании этих качеств отводится урокам технологии, чья основная задача – подготовка обучающихся к трудовой жизни.
В высокоразвитом обществе особую роль должна играть технологическая подготовка обучающихся, т.к. из-за быстрой смены технологий человек вынужден многократно менять профессию. Работник должен уметь проектировать, самостоятельно принимать решения, выполнять творческую работу. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большой степени от методов, применяемых в процессе обучения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: 1984, 1985, Я 1990.
2. Альтшуллер Г.С Творчество как точная наука. - Петрозаводск: Скандинавия, 2004
3. Альтшуллер Г.С. Найти идею. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003.
4. Арламов М.Ф. Педагогика / М.Ф. Харламов. - Мн. Университетское, 2001.-45-49с.
5. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. - Новосибирск, 1993.
6. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества - Ростов-на-Дону, 1983.- 274с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детcком возрасте /Л.И. Божович. – М. Просвещение, 1968.-224с.
8. Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В.Леонтьев- М. Издательский центр «Академия»,2000.-208с.
9. Веккер Л.М. Психические процессы. ВЗТ. – Т.1. – Л., 1974.
10. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. – М., 1973.
11. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей Книга для детей, учителей и родителей - М. АСТ-ПРЕСС, 1999.-368с. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СП-б. Питер, 1999-368с.
12. Вудвордс Р.С. Зрительное восприятие глубины - М.: Просвещение, 2006 - 455 с.
13. Выготский, Л.С. (1996): Психология развития как феномен культуры. Под ред. М.Г. Ярошевского. Москва: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК. [Vygotsky, L.S. (1996): Developmental Psychology as a Cultural Phenomenon: ed. M.G. Yaroshevsky. Moscow: Institute of Practical. Psychology; Voronezh: MODEK].
14. Гин А. Задачки - сказки от кота Потряскина. - М.: Вига- I Пресс, 2002.
15. Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 1999.
16. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания /И.З.Гликман. – М. Владос, 2002.-176с.
17. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1996.
18. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. // Под ред. А.Р. Лурия и В.П. Зинченко. – М., 1970.
19. Гурин Ю.В., Монина Г.Б. Игры для детей от трех до семи лет. К -СПб.: Речь, 2008.
20. Джемс У. Психология. – М., 1986.
21. Дружинин, В.Н. (2007): Психология общих способностей. Санкт-Петербург: Питер. [Druzhinin, V.N. (2007): Psychology of general abilities. St. Petersburg: Peter].
22. Дубровина И.В. и др. Психология. – М.: Академия, 1999.
23. Дубровина, И.В. Психология /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. – М. Академия,2000-464 с.
24. Ермолаева-Томина, Л.Б. (2003): Психология художественного творчества. Москва: Академ. Проект. [Ermolaeva-Tomina, L.B. (2003): Psychology of artistic creativity. Moscow: Academic. Project].
25. Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей. М.: Проспект, 2006 - 309 с.
26. Запарожнов А.В. Восприятие и действие. М., Просвещение, 2007 -543 с.
27. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М., 1986.