Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Последнее десятилетие характеризуется существенными изменениями социальных приоритетов государства в сторону развития здорового образа жизни и физической культуры населения. Демографический кризис, высокий уровень смертности и снижение качества здоровья граждан заставили обратить внимание государственной власти на необходимость формирования условий для решения данных проблем и формирования условий улучшения качества жизни населения.
По заявлению Президента РФ на встрече посвящённой развитию системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта «Спорт по праву вернулся в число приоритетов государственной политики» . Именно поэтому на федеральном уровне решение проблемы развития физической культуры и спорта решается достаточно активно, о чем свидетельствует большое количество разработанных законов, концепций и программ, таких как Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» и другие.
В то же время разработка и реализация данных законов и программ осуществляется непосредственно на региональном и муниципальном уровнях, что обуславливает необходимость создания аналогичной нормативно-правовой базы и создания эффективных механизмов ее реализации.
В результате становится важным сформировать комплексную научную базу для поддержки деятельности местных органов власти по развитию физической культуры и спорта на муниципальном уровне.
Данный аспект обуславливает необходимость исследований и теоретико-методологических разработок в данном направлении, что определяет актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - деятельность муниципальных органов власти по управлению физической культурой и спортом.
Предмет исследования деятельность местных органов власти в сфере управления физической культурой и спортом.
Таким образом, очевидна проблема отсутствия у местных органов власти необходимого опыта и ресурсной базы для реализации мероприятий по развитию физической культуры и спорта. Зачастую им крайне не хватает финансовых средств, на которые можно построить или модернизировать спортивные комплексы, оборудовать спортивные залы, оплатить работу преподавателей и тренеров.
Цель работы – разработка предложений по совершенствованию управления физической культуры и спорта на основе анализа деятельности местных органов власти (на примере Администрации Камешковского района).
Задачи исследования:
- рассмотреть предпосылки развития физической культуры и спорта в Российской Федерации,
- определить полномочия органов местного самоуправления в сфере развития физической культуры и спорта,
- рассмотреть методы развития физической культуры и спорта,
- выявить особенности развития культуры и спорта в Камешковском районе,
- проанализировать деятельность Администрации Камешковского района по развитию физической культуры и спорта,
- обосновать необходимость использования проектного подхода в развитии физической культуры и спорта,
- определить возможности привлечения ресурсов представителей местного сообщества для развития культуры и спорта.
Правовую базу основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», Федеральный закон № 329-ФЗ от 04.12.2007 года «О физической культуре и спорте в Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составляют работы ученых, которые исследовали особенности и направления развития управления физической культурой и спортом в Российской Федерации: Вороновой Н.А., Дуплинской Е.Б., Золотова М.И, Передельского А.А., Филипова С.С.и других.
Научная значимость исследования заключается в формировании теоретических положений об основных тенденциях и проблемах управления развитием физической культурой и спортом на муниципальном уровне и разработке положений и принципов совершенствования данных процессов, оптимизации действующей системы управления.
Практическая значимость исследования заключается в определении направлений совершенствования развития физической культуры и спорта в Камешковском районе.
Сложность исследования обуславливает его структуру, которая представлена тремя главами, семью параграфами, заключением, списком источников.
В первой главе рассматриваются теоретические и методологические основы управления физической культурой и спортом. Вторая глава исследования раскрывает особенности управления физической культурой и спортом в Камешковском районе. В третьей главе представлены пути решения обозначенных проблем.
1.Роль органов местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта
1.1. Предпосылки развития физической культуры и спорта в РФ
Право на занятия физической культурой и спортом гарантировано Конституцией Российской Федерации, в которой отмечается, что в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая развитию физической культуры и спорта. За последние годы создана фундаментальная нормативно-правовая основа их развития.
Государство обращает взгляд и принимает определенные усилия для формирования благоприятной атмосферы оздоровления и повышения качества жизни своих граждан, что обуславливает необходимость развития физической культуры и спорта.
Активная социальная политика государства обуславливает пропаганду здорового образа жизни на предприятиях и одного из его ключевых аспектов – физического развития населения. Это формирует первоочередную тенденцию развития социального аспекта управления – рост значимости данного направления деятельности предприятий и учреждений в общегосударственном масштабе.
Следующая значимая тенденция развития социального управления –активное вовлечение бизнес структур к участию в процессах развития физической культуры и спорта. Пропаганда значимости и важности здорового образа жизни и физической культуры сегодня осуществляется на предприятиях различных форм собственности и сфер деятельности, а также касается не только управляющего состава организации, но и других категорий сотрудников.
Государство в лице органов власти должно создавать условия для формирования и развития системы физической культуры и спорта на вверенной территории.
Конституция определяет Российскую Федерацию как социальное государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный размер минимальной оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». В статье 41 записано, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта…»
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 №329-ФЗ определяет организационные, экономические, правовые и социальные основы деятельности в сферы физической культуры и спорта в нашей стране.
С 2007 года по настоящее время:
– число спортивных сооружений увеличилось на 12%;
– доля лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, возросла на 7,7% (в СЗФО – на 5,7%, в Вологодской области – на 5,1%).
Однако по-прежнему остается ряд проблем. Так, согласно данным Росстата, на 2012 г. количество объектов спортивной инфраструктуры в России равнялось 262 тыс. единиц при единовременной пропускной способности 6,8 млн человек, что составляло только 25% от установленного норматива единовременной пропускной способности спортивных сооружений. В связи с этим «Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» обозначено повышение уровня обеспеченности спортивными сооружениями к 2018 году не менее чем в 1,5 раза.
Кроме того, в России не выполняется и норматив кадровой обеспеченности отрасли физической культуры и спорта (на 2012 г. составлял не более 23 работников на 10 тыс. населения при нормативе в 26). Помимо этого существуют проблемы с материально-техническим оснащением, соответствием санитарно-гигиеническим нормам и неравномерностью размещения спортивной инфраструктуры по территории страны.
На региональном уровне разработаны и реализуются свои программы развития физической культуры и спорта, основанные на номах федерального законодательства.
К субъектам управления физической культурой и спортом общественного характера относятся Олимпийский комитет России, а также общероссийские объединения: физкультурно – спортивные, общественные, (общественно-государственные) физкультурно – спортивные общества, федерации, союзы (союзы, ассоциации) по видам спорта и др.
В нашей стране исторически сложилась система физической культуры, которая представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта в стране. Среди субъектов физической культуры и спорта заметное место отводится спортивным федерациям как одному из видов общественных организаций физкультурно-спортивной направленности.
Система обеспечения защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций включает в себя несколько элементов (рис.1.1.):
Рис.1.1. Система государственного и муниципального управления в сфере физической культуры и спортом
В процессе обеспечения государственного и муниципального управления физической культурой и спортом особенно важны следующие аспекты:
- разработка федеральных и региональных программ развития физической культуры и спорта,
- формирование эффективной организационной структуры управления, в которую включены не только государственные организации, но и привлечены ресурсы общественных организаций, волонтерских движений,
- пропаганда повышения культуры поведения и знаний населения о значимости физической культуры и спорта,
- строительство объектов для занятий спортом,
- создание инфраструктурных объектов для обеспечения занятий физической культурой и спортом,
- создание образовательных программ для специалистов в данной области,
- проведение тренировочных мероприятий по обучению физической культуре и спорту.
Вышеуказанная система мероприятий должна осуществляться на основе нормативной и методической базы, отработанных алгоритмов и стандартов, использования успешного зарубежного опыта организации управления физической культурой и спортом на муниципальном уровне.
Таким образом, современный период характеризуется не только активной пропагандой спорта и физической культуры, но и существенными изменениями системы управления данной сферой не только на федеральном и региональном, но и на муниципальном уровне. В связи с этим, представляется целесообразным рассмотреть каким образом реализуется управление развитием физической культуры и спорта на территории Камешковского района.
1.2. Полномочия органов местного самоуправления в сфере развития физической культуры и спорта
Как государственные, так и муниципальные власти рассматривают спорт как важнейший фактор, определяющий показатель здоровья граждан, оказывающий влияние на продолжительность жизни населения страны, региона или муниципального образования. Федеральное законодательство включает деятельность по обеспечению условий для развития спорта на территории муниципального образования в состав вопросов местного значения.
Муниципальный спорт представляет собой разновидность деятельности человека, ориентированную на обеспечение физического совершенствования жителя муниципального образования в частности и населения муниципального образования в целом, и призванную оздоровительно, политически, воспитательно и социально-экономически влиять на развитие общества.
Двумя составляющими сферы спорта являются:
- во-первых, спорт профессиональный, то есть высших достижений. Данный вид спорта курируется государственными и региональными органами власти;
- во-вторых, массовый спорт. Данный вид спорта относится к сфере деятельности муниципальных властей. При этом крупные муниципальные образования часто осуществляют содержание профессиональных спортивных коллективов или финансируют отдельных спортсменов за счет средств муниципальных бюджетов и спонсорских пожертвований.
Правовую основу муниципальной политики в сфере спорта составляют такие нормативные акты как Конституция Российской Федерации, закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», иные законы и нормативно-правовые акты. Основу концепции муниципального управления спортом составляет принцип самоуправления, который реализуется муниципальными учреждениями спорта.
Полномочия органов местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта заключаются:
- формирование правовой основы развития физической культуры и спорта,
- разработка муниципальных программ развития физической культуры и спорта,
- создание условий для населения муниципалитета по активному занятию физической культурой и спортом,
- строительство объектов и комплексов для занятий физической культурой и спортом,
- организация проведения массовых спортивных мероприятий, соревнований,
- осуществление активной пропаганды физической культуры и спорта на муниципальном уровне,
- эффективное использование средств на реализацию федеральных и региональных программ развития физической культуры и спорта.
Достижение указанной цели муниципальные власти обеспечивают выделением в своей структуре специального подразделения (в виде комитета, отдела, управления, департамента и прочего), которое в процессе взаимодействия с другими структурными подразделениями муниципального управления осуществляет регулирование деятельности таких учреждений спортивной сферы как:
- спортивные клубы при образовательных учреждениях;
- спортивные кружки при образовательных учреждениях;
- спортивные школы детско-юношеского уровня;
- клубы физической подготовки;
- спортивно-технические школы;
- специализированные школы олимпийского резерва;
- образовательные учреждения и научные организации в сфере спорта;
- муниципальные физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения (плавательные бассейны, стадионы, корты, спортивные залы, велотреки и прочее).
Муниципальные органы власти взаимодействуют с указанными учреждениями в отношении следующих вопросов:
- совместное проведение различных спортивных мероприятий (спортивные соревнования, спартакиады и прочее);
- организация пропаганды спорта;
- осуществление профессиональной подготовки персонала спортивных организаций и повышения их квалификации;
- обеспечение эффективного использования спортивных сооружений; строительство спортивных сооружений;
- оказание помощи физкультурно-спортивным объединениям;
- содействие выполнение уставных задач физкультурно-спортивными объединениями;
- заслушивание информации относительно вопросов развития спорта;
- принятие решений в сфере спорта и контроль их исполнения;
- осуществление сбора данных относительно деятельности спортивных организаций.
Одним из основных направлений развития спорта выступает физическое воспитание, осуществляемое в отношении детей-дошкольников и учащихся образовательных учреждений. Это направление муниципального управления в сфере спорта направлено на обеспечение роста качества такого воспитания, в основу которого заложены определенные нормативы физической подготовки для образовательных учреждений.
Органами муниципального управления осуществляется реализация различных программ в сфере спорта. К числу таких программ относятся:
- во-первых, программы расширения и реконструкции существующих спортивных сооружений;
- во-вторых, программы строительства новых спортивных сооружений;
- в-третьих, программы ввода дополнительных спортивных занятий в учреждениях образования.
Еще одним важным направлением муниципального управления спортом является сотрудничество муниципальных властей со спортивными учреждениями, осуществляющими работу с инвалидами – их физическая подготовка, участие в соревнованиях или иных спортивных мероприятиях.
Также объектом муниципальной политики управления спортом является работа с молодежью. Муниципальная молодежная политика в области спорта направлена на приобщение молодого поколения муниципального образования к систематическим занятиям спортом, формировании приверженности к здоровому образу жизни.
В рамках данного направления муниципальные власти осуществляются следующие мероприятия:
- профилактика правонарушений, совмещаемая со спортивными соревнованиями массового характера и спартакиадами;
- создание физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов. Финансирование развития спорта на муниципальном уровне осуществляется за счет муниципального бюджета, а также средств спортивных организаций, доходов от реализации билетов спортивных лотерей, благотворительных пожертвований граждан и организаций, иных источников.
1.3. Методы развития физической культуры и спорта
Методами управления развитием физической культурой и спортом являются:
- административные методы,
- социальные методы,
- экономические методы,
- технологические методы.
К административным методам управления относятся:
- разработка нормативных актов, регламентов, программ и стандартов,
- распоряжения и приказы ведомств по управлению развитием физической культуры и спортом,
- разработка нормативов формирования инфраструктуры развития спорта.
Показать больше