Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современных условиях развития общества довольно значимое место отводится театрализованным представлениям, массовым мероприятиям, народным празднествам, конкурсам, которые организовываются в честь прздников, важных событий, памятных дат. Они занимают важное место не только в жизни каждого отдельного человека, но и в развитии и функционировании общества в целом.
Конкурсы, массовые мероприятия сближают людей, формируют идентичное, торжественное настроение, возникает чувство единства. Возникает праздничное настроение, которое объединяет в себе реальность и искусство. Кроме того, конкурс выступает средством развития молодежи, способствует личностному росту, развитию творческого потенциала.
В настоящее время центральным вопросом социологии молодежи является организация досуговой и социально-культурной деятельности молодежи, и в первую очередь, студенчества. Досуг представляет собой важное социо-культурное явление. Во все времени досуг занимал важное место в жизни общества. Досуг оказывает преображающее воздействие на человека, человек раскрывается духовно, происходит формирование общечеловеческих чувств, ценностей и идеалов. При этом такие ценности являются основой формирования эстетических чувств, нравственных идеалов, творческого потенциала, физического совершенства и гармоничной личности. Под современным идеалом, обладающим различными ценностями, понимают всестороннюю реализацию интеллектуально-нравственной свободы, эстетической, творческой самостоятельности и высокой активности .
Досуг обладает огромным воспитательным потенциалом. Он позволяет решить проблему творческого развития, духовно-нравственного воспитания, приобщения человека к общечеловеческим социокультурным ценностям и морально-нравственным идеалам. На протяжении всего исторического развития общества эта проблема никогда не теряла своей актуальности.
Не утратила актуальности эта проблема и сегодня. Современное российское общество переживает глубокий кризис духовности и нравственности, снижается творческий потенциал. Едва ли не на первое место выходит необходимость возрождения духовных традиций, поддержание морали, нравственных идеалов и патриотических чувств, раскрытие творческого потенциала людей.
Особую значимость имеет организация досуга студентов, молодежи. Организация социально-культурной деятельности молодежи будет способствовать их социокультурному, моральному и нравственному развитию, а также способствовать приобщению к духовным и социокультурным ценностям Российской Федерации, формированию нравственности, этики, вежливого общения, раскрытию творческих возможностей и нарастанию творческого потенциала .
Повышение занятости, вовлечение молодежи в активную деятельность, способствует профилактике таких социально неблагоприятных факторов, как безнадзорность, беспризорность, развитие отклоняющихся форм поведения. Это связано с тем, что сегодня эти проблемы весьма остро беспокоят современное общество. В последние годы наблюдается рост преступности среди молодежи, увеличивается проявление неконтролируемой агрессии.Наибольшая общественная опасность такого положения состоит в том, что недостаточная занятость влечет за собой различные отклонения в поведении и характере, способствует развитию агрессивности, неудовлетворенности жизнью.
Необходимость разработки различных мероприятий, вовлечение молодежи в совместную деятельность, привлечение к творчеству, традициям, затрагивает не только личность, семью, и школу, но и общество в целом, способствует возрождению моральных и нравственных ценностей.
Проблематика исследования. Организация культурного досуга людей – достаточно сложный и трудоемкий процесс, который существовал во все времена и прошел долгий путь своего развития. В основе любой социально-культурной деятельности лежит необходимость удовлетворить потребности населения в области культуры. Сделать мероприятие, которое будет соответствовать всем требованиям и запросам общества, достаточно сложно. Такая организация требует длительной подготовки, тщательных репетиций, временных и материльных затрат. Важно не только организовать культурное мероприятие, но и максимально приблизить ее к условиям современности, отвечающим потребностям общества, края, региона. Сегодня важно организовывать различные мероприятия для молодежи, привлекать ее к активным видам деятельности, помогать в раскрытии талантов и реализации творческого потенциала. Одним из эффктивных способов раскрытия творческого потенциала молодежи является конкурс.
Объект исследования – конкурс как самостоятельный вид социально-культурной деятельности.
Предмет исследования – конкурс как способ развития творческого потенциала молодежи.
Цель исследования – рассмотреть особенности молодежной политики в Российской Федерации и раскрыть роль конкурсов в развитии творческого потенциала молодого поколения
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать молодежь как отдельную социальную категорию.
2. Рассмотреть роль конкурсов и праздников в развитии творческого потенциала молодежи.
3. По данным статистики охарактеризовать отношение населения Российской Федерации к конкурсам.
4. Охарактеризовать молодежную политику, молодежную культуру на территории РФ.
5. Рассмотреть виды конкурсов по жанрам искусства.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что организация конкурсов и праздников для молодежи будет способствовать выявлению талантливых, творческих людей среди молодежи, а также будет способствовать дальнейшему раскрытию их творческого потенциала.
Методы исследования: теоретические (анализ литературных данных, требований ФГОС, программ, нормативно-правовых актов, историографических источников, научных публикаций), эмпирические (анализ статистических данных), математико-статистические методы.
Теоретическая значимость. Результаты могут быть использованы для организации досуга, социокультурной деятельности молодежи. Результаты пополнят теоретическую базу социологии молодежи, расширят представления о конкурсе, как способе развития творческого потенциала среди молодежи. Результаты позволят повысить занятость молодого поколения, предотвратить социально неблагоприятные явления в обществе.
Практическая значимость. Полученыне результаты позволят развить творческий потенциал молодежи, позволит самореализоваться наиболее талантливым личностям.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖЬ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
1.1. Понятие «молодежь» и ее интересы в сфере деятельности
Молодежь – социальная категория лиц, в возрасте от 15 до 35 лет. Это важный период жизни, во время которого наблюдается пик социальной активности человека. В это время у человека есть огромный творческий потенциал, который необходимо развиваться. Особенно уязвима молодежь в подростковом возрасте, поскольку это один из наиболее тяжелых, кризисных периодов в жизни человека. В этот период развивается творческий потенциал, формируются ценностные ориентации, мировоззрение .
Период формирования ценностных ориентаций личности является одним из наиболее сложных периодов в ходе становления и развития человека. Обычно он приходится на школьный и студенческий возраст, на подростковый этап развития личности. Происходит полная перестройка организма, изменяется гормональный фон, возникают психические изменения и новообразования. Период формирования ценностных ориентаций можно охарактеризовать как период заложения сознательного поведения, формируются общие закономерности поведения, направленность интересов, представлений и социальных установок, ценностей и моральных убеждений личности. Ценностные ориентации личности являются основой формирования творческого мышления, основой для развития творческого потенциала, формирования социальной картины мира человека.
Формирование ценностных ориентаций молодежи сопряжено с определенными трудностями. Это всегда кризисный, переходный период, при котором возникает ряд трудностей. Так, в период формирования ценностных установок, у молодого поколения, как правило, возникает сложность в общении, особенно затруднительным для них представляется выстраивание отношений со старшим поколением.
Молодежь всегда стремится проявить и показать свой характер, имеет собственное мнение, суждение. Формирование ценностных ориентаций обусловлено новообразованиями в психике молодого человека. Основным новообразованием является открытие понятия «собственное я», возникновение рефлексии, осознание собственной индивидуальности, раскрытие и познание социальной картины мира .
К началу молодежного периода исчезают некоторые прежние особенности психики и появляются новые. Интересы молодых людей существенно изменяются, порой они могут меняться на противоположные. Учебная деятельность теряет свою актуальность и на первый план выходит именно общение и поиск своего места в жизни. Молодежь всегда стремится занять более лидирующие позиции, выйти на самостоятельный уровень жизни. Это обусловлено в первую очередь, высоким творческим потенциалом, амбициозностью. Именно поэтому особую значимость приобретает необходимость направления энергии, потенциала личности в нужное русло, формирование интересов, вовлечение молодежи в различные виды деятельности.
Наибольшую практическую значимость имеют такие качества, как эмоциональные, поведенческие, коммуникативные и творческие факторы. Именно они формируют самосознание человека и в определенной ситуации могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на человека и общество. Кроме того, эти факторы тесно взаимосвязаны между собой. Эмоциональные факторы, такие как достоинство и честь, способствуют формированию поведенческих реакций, таких, как воля, целеустремленность. На основе поведенческих факторов формируются коммуникативные факторы, такие как открытость, толерантность, которые играют положительную роль при становлении контактов. На основе положительных коммуникативных и поведенческих реакций формируются творческие способности индивида .
Основным свойством, которое формируется на основе общей совокупности личностных качеств, является самосознание личности. Под самосознанием понимают общую характеристику личности, которая отражает отношение человека к самому себе, осознание собственного я. Это очень важная характеристика не только для самого человека, но и для общества, поскольку способствует принятию самого себя человеком, помогает людям быть такими, какие они есть, ощущать собственную значимость и свое место в обществе, а также рационально мыслить и уметь сопоставлять свои недостатки и сильные стороны. В дальнейшем человек учится выстраивать баланс между своими сильными и слабыми сторонами и вести себя подобающим образом в обществе . В молодежном возрасте важным новообразованием психики является зарождение личностной зрелости, формирование «Я-концепции» .
В основе зрелости лежит «Я–концепция», представляющая собой совокупность всех представителей индивида о себе, сопряженная с их оценкой .
1.2. Молодежная политика в России
Современная молодежная политика многогранна, но в основном отмечается направленность на обеспечение социализации личности, а также патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодого поколения. Существуют различные виды и формы деятельности, которые существенно изменяются, в зависимости от возраста, базы социализации. Категория социализации играет важную роль в развитии не только личности, но и каждого человека в отдельности. Именно социальные изменения в обществе лежат в основе изменения подходов к категории социализации. Ряд исследователей подчеркивает, что в основе социализации лежит в первую очередь, ориентация на общечеловеческие ценности. При этом нужно понимать, что под ценностями подразумевают те основополагающие истины, которые корнями уходят глубоко в историю общества, в древние обычаи и традиции общества. Необходимо ориентировать молодое поколение на общероссийские ценности, поскольку сегодня все больше наблюдается искажение ценностей, а также самого понятийного аппарата. Так, под общечеловеческими ценностями сегодня все больше подразумевают западные ценности.
Важным направлением молодежной политики сегодня является именно ориентация на социализацию молодого поколения, которая, в свою очередь, должна быть ориентирована на основные ценности российского народа. Важная роль в процессе социализации личности отводится гражданскому, патриотическому воспитанию. При этом ориентация производится на такие ценности, как самоопределение и саморазвитие личности, гражданское и правовое воспитание, овладение основами правовой культуры, правового сознания. Важно привить молодому поколению уважение прав и свобод человека, умение ориентироваться на соблюдение законодательства, уважение прав и свобод человека, уважение человеческого достоинства. Важно уважать институты гражданского общества, нормы и права современной демократии, справедливость. Важно привить навыки патриотизма, уважения к национальным традициям, культурным и общечеловеческим ценностям, патриотизму. Под гражданскими ценностями мы понимаем совокупность социальных ценностей, при помощи которых производится характеристика смысла определенных явлений, событий. Именно социальные ценности определяют специфику отношения человека к самому себе, к другим людям, обществу, гражданственности, государству. От социальных норм во многом зависит уровень толерантности, независимости и объективности суждений, патриотизма, активности и гражданской позиции.
Под социализацией подразумевают многогранный процесс, который охватывает основные сферы жизнедеятельности человека. Социализация обеспечивает различные уровни и сферы социализации. Для молодежи особую значимость обретает гражданское воспитание, гражданская социализация, суть которой состоит в воспитании гражданина, становлении личности, освоении социальных и гражданско-правовых норм, основ политической и правовой культуры.
Социализация личности может быть успешной только в том случае, если процесс воспитания и социализации личности будет способствовать изменению личностных качеств человека, а также будет способствовать поиску оптимального сочетания своих ценностей и общечеловеческих ориентиров. Важно, чтобы человек нашел свое место в обществе, определил свою социальную роль, выработал устойчивые взгляды. Важно достичь оптимального сочетания своих индивидуальных ценностей и общечеловеческих ценностей.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить ряд основных наиболее значимых факторов, которые оказывают воздействие на процесс социализации личности. так, в первую очередь, уровень социализации определяется семейными традициями и ценностями, совокупностью социальных норм, школой, и другими учебными учреждениями, средствами массовой информации. Важная роль в социализации личности отводится также
Показать больше