Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Для того чтобы бизнес не стоял на месте, организация должна развиваться. Одна из составляющих успеха — лояльность персонала. Выстроить доверительные отношения с коллективом гораздо труднее, чем внедрить инновационную технологию или запустить новое оборудование. Поддержка коллектива — это благодарность, которую получает руководство за справедливость и объективность в кадровой политике.
Лояльность персонала в организации констатируется, если имеет место: открытая и благожелательная атмосфера; созвучность целей руководства и работников; готовность поступиться личными принципами ради достижения интересов коллектива и предприятия в целом; готовность работать в полную силу; готовность подтверждать свой профессионализм высокими личными достижениями в работе; добросовестность каждого члена коллектива, которая предполагает отсутствие стремления к мошенничеству; личная заинтересованность в высокой производительности труда каждого работника.
Актуальность темы заключается в том, что лояльность является свидетельством доверия сотрудников к руководителям, миссии и целям компании. Это то состояние, когда есть чувство наличия общих интересов, общей судьбы и отношений между работниками и руководством компании. Когда лояльность широко распространена, мы имеем дело с самомотивацией сотрудников, чувством ответственности за результаты и судьбу компании.
Объект работы – формирование лояльности персонала.
Предмет – инструменты формирования лояльности персонала в компании ООО «Томскбурнефтегаз».
Цель работы – проанализировать сущность и основные инструменты формирования лояльности персонала и факторы ее повышения на примере конкретного предприятия.
В связи с этой целью ставятся задачи:
раскрыть понятие и основные направления формирования системы управления персоналом
описать факторы лояльности персонала компании
указать влияние уровня лояльности на эффективность компании
провести анализ системы управления персоналом в организации
дать оценку уровня лояльности персонала
выявить основные пути и инструменты повышения лояльности персонала
оценить предложенные мероприятия.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Для раскрытия темы были использованы учебные пособия в области управления персоналом, внутренние материалы компании ООО «Томскбурнефтегаз» и ресурсы Интернет.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛОЯЛЬНОСТЬЮ ПЕРСОНАЛА КОМПАНИИ
1.1.Понятие и основные направления управления лояльностью персонала
Лояльность (от английского слова loyal) персонала обозначает не совсем стремление соблюдать требования закона. Слово это по отношению к организации характеризует скорее верность компании, ее идеалам, а также готовность сотрудников идти и развиваться в одном направлении с коллективом [17, c.67].
Лояльный сотрудник готов работать больше и больше во благо предприятия, при этом он всегда поступает так, как того требуют его должностные инструкции и в своих действиях не идет вразрез с целями компании.
Рисунок 1 – Место лояльности работника в системе управления персоналом [33]
Многоплановый термин лояльность означает доброжелательное отношение человека к явлению, предмету или к каким-то персоналиям. В компании, где имеет место лояльность коллектива, работники не считают себя противопоставленными руководству. Напротив, они считают себя частью общей системы, поскольку их интересы с руководством во многом совпадают.
Если коллектив настроен лояльно по отношению к администрации, то профессиональные задачи выполняются на высоком качественном уровне и часто — с вдохновением. Лояльность по отношению к работодателю — это безоговорочное уважение и признание не только его профессиональных заслуг, но и человеческих качеств. При таком подходе сотрудники работают увлеченно и с удовольствием делятся рационализаторскими предложениями. Они сознательно стремятся избегать профессиональных просчетов, поскольку считают их не столько личной неудачей, сколько опасаются в целом принести урон производству [21, c.114].
Чтобы придать большую конкретность слову «лояльность», можно рассмотреть синонимы, предлагаемые известными специалистами в области менеджмента (Г. Десслер, Т. Соломанидина и др.). Лояльность – это приверженность, преданность, а также благонадежность. Одно из проявлений лояльности можно охарактеризовать термином «организационное гражданство» [16, c.76]. Это поведение сотрудника, никак не закрепленное в официальных его обязанностях, но всячески способствующее развитию организации, потворствующее ее целям.
Основные признаки лояльности сотрудников [11, c.126]:
1. Они выполняют неофициальные (не зафиксированные в документах) обязанности, которые помогают предприятию эффективно функционировать.
2. Они также соблюдают данные обязанности самостоятельно и добровольно, без принуждения со стороны вышестоящего персонала.
Часто за этим термином кроется доброжелательное отношение персонала к руководству. Это, в свою очередь, влечет признание за руководителем права принимать основополагающие решения. Базовый критерий понятия «лояльность сотрудников» предполагает доверительное следование действиям руководства, ориентированное на высокий результат в работе.
Лояльность персонала в организации констатируется, если имеет место: открытая и благожелательная атмосфера; созвучность целей руководства и работников; готовность поступиться личными принципами ради достижения интересов коллектива и предприятия в целом; готовность работать в полную силу; готовность подтверждать свой профессионализм высокими личными достижениями в работе; добросовестность каждого члена коллектива, которая предполагает отсутствие стремления к мошенничеству; личная заинтересованность в высокой производительности труда каждого работника [14, c.110-112].
Само отношение к понятию «лояльность» в таком коллективе является положительным и искренним. Типичным примером лояльности персонала является ситуация, в которой сообщение руководству о недобросовестности, воровстве или о сознательном занижении ежедневной нормы кем-то из сотрудников рассматривается не как пресловутое доносительство.
Выявление подобных ситуаций в лояльном коллективе воспринимается как естественное стремление к общему успеху и желание искоренять негативные явления на этом пути. Кроме того, лояльность персонала имеет место только тогда, когда в каждый член коллектива дорожит местом работы. Заинтересованность в присутствии именно в этой компании и именно в этом коллективе, приносящая удовлетворение, — это высшее проявление доброжелательного отношения к руководству.
Лояльность может проявляться на разных уровнях, но определить ее можно уже вначале, по некоторым внешним параметрам [10, c.90]:
готовность персонала служить организации на любых условиях;
добровольное следование этическим требованиям на предприятии;
привязанность к фирме, желание способствовать ее процветанию;
попытки избежать конфликтов на рабочем месте;
внесение добровольных предложений по улучшению функционирования фирмы, совершенствования ее деятельности.
Психологи выделяют два уровня нелояльности сотрудников:
1. Демонстративная или открытая.
2. Скрытая или тайная.
Для каждого из этих уровней присущи свои собственные признаки, и разделяют их по неравным уровням опасности. Так, демонстративная нелояльность выражается в [9, c.209]:
выставлении приоритета личных интересов сотрудника перед интересами компании, потребительском отношении;
лжи и обмане;
высказываниях в пренебрежительном тоне о ценностях и интересах объекта лояльности, в данном примере – организации;
расторжении договоренностей как с вышестоящим персоналом, так и другими сотрудниками.
Рисунок 2 – Роль повышения лояльности сотрудников в бизнесе [30]
Нелояльные сотрудники пытаются внести хаос в четко сформированную структуру организации. Они будут напрямую высмеивать убеждения коллег и сомневаться в правильности и целесообразности выставленных организацией задач.
Признаки действий работников, имеющих скрытую нелояльность по отношению к предприятию [25, c.47]:
1. В присутствии начальства нелояльный сотрудник будет стремиться сохранить нейтралитет к любым выдвигаемым предложениям.
2. Бывшие лояльные сотрудники после контакта с нелояльными могут поменять свое отношение к компании на прямо противоположное.
3. Скрыто нелояльные и открыто нелояльные работники часто взаимодействуют друг с другом, при этом в присутствии руководства они могут пытаться не выдавать своих связей.
4. Такие работники не будут протестовать сами против принимаемых решений, но будут стараться склонить других к своей точке зрения и тем самым принудить их к возмущениям в адрес фирмы.
Скрыто нелояльные сотрудники могут работать наравне с лояльными, но не на добровольных началах, а под страхом наказания: выговора, лишения премий, увольнения.
На основе соотношения уровней лояльности, предложенных К. Харским, можно составить шкалу лояльности (от низшего уровня к высшему) [27, c.51]:
1. Нулевая лояльность. Важно понимать, что отсутствие лояльности не подразумевает нелояльность – так можно охарактеризовать отношение к компании постороннего человека или новичка, который еще не успел сформировать свое собственное мнение.
2. Лояльность на уровне внешних атрибутов. Это внешние признаки, позволяющие соотнести человека с конкретной фирмой – одежда с логотипами компании, записные книжки, кружки и т. д. Уже на этом уровне сотрудник психологически не может демонстрировать свою нелояльность, так как ему приходится выступать от лица фирмы.
3. На уровне поступков. Подразумевается копирование новым сотрудником линий поведения, заданных в коллективе – участие в корпоративных мероприятиях и др.
4. На уровне убеждений. В этом случае сотрудник склонен действовать на благо компании, соотнося свои интересы с интересами коллектива. Достаточно, если такого уровня достигнет хотя бы 15% работников.
5. На уровне идентичности. Это самая высокая ступень, когда сотрудник видит свою жизнь так же, как жизненный цикл фирмы, соотносит ее взлеты и падения со своими.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Трудовой Кодекс РФ
2. Гражданский Кодекс РФ (глава 4)// "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
3. Закон РФ от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016 г.)
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.11 №342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»
5. Афанасьева В.Я. Теория менеджмента. – М.: Юрайт, 2015. – 346 с.
6. Бухалков М.И. Нормирование труда. – М.: ИНФРА, 2014. – 424 с.
7. Веснин В.Р. Теория организации. – СПб: Проспект, 2016. – 303 с.
8. Веснин, В. Р. Управление предприятием. Теория и практика: учебник / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2016. – 688 с.
9. Веснин, В. Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2016. – 688 с.
10. Веснин, В.Р. Управление персоналом: учебник / В. Р. Веснин. – М.: Проспект, 2015. – 439 с.
11. Генкин, Б.М. Основы организации труда: учебное пособие / Б.М. Генкин, В.М. Свистунов. - М.: Норма, 2014. - 400 с.
12. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 1. - М.: «Издательство ПРиОР», 2012. - 176 с.
13. Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения: учебно-методическое пособие: практикум / под ред. Р. П. Колосовой, Г. Г. Меликьяна. - М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 2015. - 458 с.
14. Ивановская Л.В. Организация труда персонала. – М.: Проспект, 2016. – 64 с.
15. Кибанов А.Я. Социология труда. – М.: ИНФРА, 2015. – 584 с.
16. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: ИНФА-М, 2015. – 200 с.
17. Мумладзе Р.Г. Управление персоналом. – М.: Палеотип, 2014. – 402 с.
18. Неверкевич Д.О. Влияние современного состояния занятости на формирование кадрового потенциала предприятия. – М.: МГУ, 2016. – 122 с.
19. Половинко В.С. Человеческие ресурсы и кадровая политика. – ОмГУ, 2014. – 210 с.
20. Романова А.Т. Экономика предприятия. – СПб.: Проспект, 2016. – 442 с.
21. Рофе А.И. Организация и нормирование труда. – М.: Кнорус, 2014. – 336 с.
22. Рофе И.А. Экономика труда. – М.: Кнорус, 2013. – 224 с.
23. Скляревская В.А. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. – М.: Дашков и К, 2015. – 340 с.
24. Тихомирова Т.П. Организация и нормирование труда. Электронная библиотека. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/586/75586
25. Фищенко К. С. Оценка эффективности работы персонала// Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф.— М.: РИОР, 2014. — 70 с.
26. Чеботарев Н. Ф. Оценка конкурентоспособности: человеческий капитал // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 4. - С. 262-272.
27. Чижова Л. Развитие трудового потенциала: обоснование стратегии // Человек и труд. - 2016. - № 1. - С. 48-53.
28. http://www.rosmintrud.ru/ - министерство труда РФ
29. http://www.niitruda.ru/ - НИИ труда
30. http://eactt.ru/ - аналитический центр по труду
31. http://laboureconomics.ru/ - экономика труда
32. http://www.jobgrade.ru/ - все об организации труда в компании
33. http://www.vevivi.ru – информационно-образовательный портал
34. http://www.ilo.org – международная организация труда
35. http://www.inventech.ru – библиотека по менеджменту
36. http://www.ilo.org – международная организация труда
37. http://consulting.1c.ru – управление предприятием
38. http://ekonomic.narod.ru/ - организация труда и заработной платы
39. http://investobserver.info –институт управления бизнесом
40. http://tbng.ru/ - компания ООО «Томскбурнефтегаз»