Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Камчатский край имеет не только уникальное географическое расположение, но и великолепные природные условия, большое количество интересных достопримечательностей. Всё это создаёт благоприятные возможности для развития здесь туризма. Однако на сегодняшний день имеется ряд проблем, препятствующих ведению туристического бизнеса в данном регионе. Так, существуют многочисленные трудности, связанные с высокими тарифами на авиаперелёты, проблемами с воздушным сообщением, недостаточной работой по продвижению туристических услуг. Решение этих проблем позволит вывести на новый уровень туристическую индустрию.
Для активного туризма в Камчатском крае имеется немало возможностей: вулканы и гейзеры, велотрасы, речные и морские ресурсы, места для совершения пеших походов. Однако на сегодняшний день используются далеко не все эти возможности. Поиск новых решений для развития активного туризма в данном регионе значительно усилит индустрию туризма в целом, будет способствовать укреплению приграничного туризма. Таким образом, тема данной работы актуальна и перспективна.
Противоречие отмечается в высоком туристическом потенциале Камчатского края и недостаточной работой в сфере продвижения туристических услуг в данном регионе.
Степень разработанности темы. Исследованиям различных аспектов, направленных на повышение эффективности сферы туризма, посвящены работы А.Ю. Александровой, С.А. Барановой, В.В. Богалдина-Малых, У.Н. Воеводиной, А.С. Голобокова, В.С. Гудкова, Е.А. Дедовой, Е.Л. Драчёвой, М.А. Жуковой, В.В. Зубенко, О.И. Кобякиной, А.А. Котова, Н.А. Морозова, В.С. Новикова, Е.А. Окладниковой, А.И. Слинчак, Н.В. Федюковой, И.Г. Филипповой и др. Проблемы и возможности развития туризма в Камчатском крае рассматриваются в работах Т.А. Адашовой, А.А. Бирюковой, Е.А. Демьяненко, В.Н. Завгорудько, М.С. Ивашкина, Е.Ю. Комляковой, И.П. Куманевой, С.А. Лебедевой, П.А.Назаренкова, И.П. Оропай, Н.М. Пестеревой, Н.П. Рогалёвой, К.Д. Ромашкиной, О.Е. Руденко, Е.А. Тропиной, А.Н. Тюрина и др. К настоящему времени определены важнейшие особенности туризма на Камчатке, установлены благоприятные перспективы его развития. Однако для того чтобы развитие туризма на Камчатке было эффективным, необходимо использование актуальных тенденций и инноваций в туристической индустрии, а также проведение мероприятий по продвижению туристических услуг в Камчатском крае.
Объект исследования: туристический бизнес в Камчатском крае
Предмет исследования: развитие устойчивого туризма в Камчатском крае.
Цель работы: определить эффективные возможности развития устойчивого туризма в Камчатском крае.
Исследование проводилось в 2019-2020 гг. В задачи исследования входило:
1. Охарактеризовать основные туристские ресурсы.
2. Выявить важнейшие проблемы развития туристической индустрии.
3. Провести обзор туристических ресурсов Камчатского края.
4. Определить перспективы развития туризма в Камчатском крае.
5. Разработать туристический проект для Камчатского края
6. Обосновать экономическую эффективность разработанного проекта.
7. Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Гипотеза исследования: существует предположение, что введение инноваций в сфере активного туризма станет эффективным для устойчивого развития туризма в Камчатском крае.
Методы исследования: анализ литературных источников и интернет-ресурсов, анализ статистических данных, анализ ценовых показателей.
Теоретическая значимость работы: выявлены важнейшие туристские ресурсы Камчатского края, а также перспективы развития туризма в данном регионе.
Практическая значимость работы: разработан экономически эффективный проект активного тура «Легенды Камчатского края»
Структура работы: данная работа содержит в себе введение, три главы основной части, заключение, глоссарий, список используемых источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУРИЗМА КАК ОДНОГО ИЗ КОМПОНЕНТОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Экономическое значение сферы туризма
Для определения экономического значения сферы туризма рассмотрим её основные экономические составляющие:
1. Привлечение инвестиций
2. Эффективное использование туристских ресурсов
3. Возможности для трудоустройства.
На сегодняшний день инвестирование имеет огромное значение для функционирования и устойчивого развития различных сфер туристического бизнеса. Для того чтобы инвестирование в различные направления туризма принесло прибыль, необходимо провести комплексный анализ перспективности выбранной туристической сферы.
При анализе экономической эффективности туристического бизнеса следует руководствоваться системой показателей, которая отражает соотношение величины затрат и возможных результатов. При этом учитывают следующие показатели инвестиционного бизнес-проекта:
1. Показатели финансовой эффективности, которые призваны учитывать финансовые последствия реализации проектов.
2. Показатели бюджетной эффективности, которые отражают финансовые последствия реализации проекта для муниципального, регионального и федерального бюджета.
3. Показатели экономической эффективности, которые учитывают затраты и результаты, связанные с осуществлением проекта, выходящие за рамки прямых финансовых участников инвестиционного бизнес-проекта и допускающие стоимостное измерение .
Планирование инвестиций осложняется наличием нескольких альтернатив, таких как выбор источников финансирования, места расположения туристических объектов, производственных технологий, кадровых ресурсов в сфере туризма. Для того, чтобы сделать правильный выбор, следует учесть весь комплекс факторов, которые могут оказать влияние на реализацию бизнес-плана.
Как правило, инвестор сталкивается с ситуацией, когда ему предлагается сразу несколько туристических бизнес-идей. Для того чтобы выбрать из них наиболее эффективную, следует провести комплексный анализ. Из всех представленных вариантов предложенных бизнес-идей выбирается та, которая при данном общем капитале и достаточной норме прибыли для инвестора может обеспечить максимальную общую прибыль .
Для оценки финансового состояния обычно используют следующие показатели:
1. Рентабельность инвестиций
2. Возврат инвестиций: I=ЧП/Валюта баланса
3. Коэффициент оплаты процентов
4. Коэффициент рентабельности производства.
Таким образом, на основе выше сказанного можно основные пять факторов анализа экономической эффективности инвестиционных бизнес-проектов в сфере туризма:
1. Определение целей и задач структурных мероприятий. Здесь определяются желаемые результаты в ходе предпринимательской деятельности, параметры, по которым будет оцениваться эффективность и достижимость проводимой деятельности в сфере туризма.
2. Диагностика существующей структуры экономики. Определяются сильные и слабые стороны, определяются перспективы дальнейшего развития и конкурентоспособность действующих направлений туристического бизнеса, выявляются структурные диспропорции, оценивается научно-технический потенциал, степень технологического развития и оснащенности промышленного производства.
3. Разработка долгосрочной стратегии и программы развития экономических аспектов туристического бизнеса. На основе полученных результатов диагностики составляются альтернативные варианты развития структуры экономики, производится их оценка и выбор. Выбор альтернативного варианта основывается на наибольшей результативности и мультипликативном эффекте от его принятия.
4. Начало предпринимательской деятельности в сфере туризма в соответствии с разработанной стратегией и программой.
5. Сопровождение деятельности, оценка её первых результатов. Осуществляется контроль за выходом на уровень установленных целевых количественных и качественных показателей, анализируются полученные результаты.
Мировой опыт финансирования инновационной деятельности в сфере туризма показал, что инвестиционный процесс способен интенсивно развиваться как за счёт частных источников, так и посредством финансирования государством. Основную роль при этом играет не характер источников инвестирования, а его эффективность. Важное значение имеет уровень развития инвестиционной политики в государстве, возможности законодательной базы, регулирующей отношения участников предпринимательской деятельности, развитое материально-техническое и информационное обеспечение научных исследований, сотрудничество субъектов сферы туризма.
Для системы государственной поддержки сферы туризма в США в последние годы характерно распространение программно-целевого подхода. При этом финансовые ресурсы концентрируются как на отраслевых, так и на приоритетных технологических направлениях .
В отличие от Соединённых Штатов Америки и стран Европейского Союза, в Японии размер частных инвестиций в туристический бизнес превышает государственные. Самый изменяемый вид финансирования – венчурный капитал – складывается преимущественно из частных источников.
В целом для России финансирование туристической деятельности может эффективно осуществляться как за счёт частных, так и государственных инвестиций, а также посредством смешанного финансирования (частно-государственного партнёрства). Как показывает мировая практика, необходимо разделение и четкое определение тех сфер и направлений туризма, которые могут быть профинансированы наиболее эффективным способом за счёт каждого источника.
Развитие сферы туризма в условиях рыночной экономики нуждается в наличии рекреационных ресурсов, финансов, технологий, которые составляют индустрию туризма. В отличие от других отраслей экономики, туристская инфраструктура разнообразна и включает в себя естественные и антропогенные геосистемы, объекты и явления, происходящие в природе, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью. В связи с этим они могут применяться для организации отдыха и восстановления определённого контингента людей посредством актуальной технологии и финансовых условий. Эффективность развития туристического бизнеса также нуждается в современной инфраструктуре, так как без этого даже при высоком аттрактивном качестве природных и культурных комплексов освоение их большим кругом потребителей не представляется возможным .
Развитие инфраструктуры туризма во многом зависит от туристических ресурсов определённой территории. Так же, как и любые другие, туристические ресурсы являются ограниченными, т. е. они имеют определённый объём (потенциальные запасы), условия использования, время эксплуатации, стоимость.
Основными факторами развития туристической инфраструктуры являются:
1. Капитал
2. Технологии;
3. Кадры
4. Туристические ресурсы (рис.1.1).
Рисунок 1.1. Основные факторы развития туристической инфраструктуры
В первую очередь для старта бизнеса в сфере туризма необходимо выбрать месторасположение, где имеются туристско-рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Это на протяжении длительного времени является одной из специфических особенностей туристического бизнеса. Поскольку туристические ресурсы - наиболее дешёвый компонент из перечисленных, то в целом они определяют рентабельность бизнеса в сфере туризма. Если деятельность в сфере туризма связана с разработкой туристических ресурсов (а не с потреблением имеющихся), то себестоимость туристического продукта значительно возрастает.
Туристская инфраструктура - это совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, которые могут быть использованы для создания туристического продукта. Как правило, именно туристские ресурсы служат ключевым фактором выбора направления туристской инфраструктуры в определённом регионе.
Туристские ресурсы обладают следующими основными свойствами (рис.1.2):
Рисунок 1.2. Свойства туристских ресурсов
Данные ресурсы используются в туристических, спортивных, познавательно-ознакомительных и оздоровительных целях.
Туристские ресурсы условно разделяют на две категории:
1. Природные
2. Инфраструктурные.
Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов без наличия коммуникаций, средств связи, коммунальной инфраструктуры просветительных учреждений, памятников культуры, искусства и др. невозможно развитие бизнеса в сфере туризма.
Деятельность в сфере туризма заметно отражается на экологической ситуации в регионе. Снижение ущерба инфраструктуры туризма на экологию регулируется на государственном и международном уровнях за счет:
- экономического просвещения;
- ограничения туристско-рекреационной нагрузки на природные ресурсы;
- налогового регулирования и т.д.
Основная цель инфраструктуры туризма – обеспечение рекреации. Рекреация (в переводе с польского языка rekreacja - отдых, с латыни recreation - восстановление) – имеет несколько определений:
1) праздники, каникулы, перемена в школе (устаревшее)
2) помещение для отдыха в учебных заведениях
3) отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда .
Изучением рекреационных процессов посвящены многочисленные работы специалистов различных направлений: географов, биологов, психологов, экологов, медиков, социологов, экономистов. Следует отметить значительную сложность в определении круга понятий, которые относятся к рекреационной деятельности.
Рекреационная география - это:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты
1. Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 года N 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ и услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
2. Стратегия развития туристско-рекреационного кластера Камчатского края [Электронный ресурс]-URL:http://clusterkamchatka.ru/public/files/sr_turistsko_rekreacionnyy_klaster_2018.pdf
Литература и интернет-ресурсы
3. Адашова, Т. А. Российский Дальний Восток: особенности развития международного туризма // ТУРИЗМ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ. 2017. С. 128-132.
4. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. СПб.; Питер, 2013г.-384с.
5. Александрова, А.Ю. Международный туризм / А.Ю. Александрова. - М.: Аспект пресс, 2016. - 460 c.
6. Бабич, М.Н. Использование технологий веб-дизйна для визуализации туристической информации с учётом специфики туризма на Камчатке // МОЛОДЁЖЬ, НАУКА, ТВОРЧЕСТВО – 2016. Материалы XIV межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. 2016. С. 222-224.
7. Баранова, С. А. Государственное регулирование предпринимательских структур индустрии туризма на региональном уровне // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2011. № 4 (127). С. 236-242.
8. Баранова, С. А. Методы государственного регулирования предпринимательских структур индустрии туризма на региональном уровне. Автореферат дис. ... кандидата экономических наук / Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2012
9. Баранова, С. А. Методы государственного регулирования предпринимательских структур индустрии туризма на региональном уровне. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого. Псков, 2012
10. Берд П., Бизнес-план: Пошаговое руководство. - М.: Гранд-Фаир, 2014г. - 304 с
11. Бирюкова, А.А. Динамика развития туристской индустрии в Камчатском крае в рамках реализации стратегии развития туризма // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами. Материалы Восьмой международной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск Н.Г. Клочкова. 2019. С. 73-77.
12. Богалдин-Малых, В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса: Учебное пособие / В.В. Богалдин-Малых. - М.: МПСИ, 2012. - 560 c.
13. Воеводина, У. Н. Оценка конкурентоспособности развития делового туризма // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. Т. 1. № 1 (36). С. 27-32.
14. Голобоков, А.С. Сможет ли камчатский туристический бренд стать мировым? // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2014. № 3 (30). С. 58-67.
15. Гудкова, В.С. Взаимодействие России и Азии в ракурсе туризма // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. Электронный сборник статей по материалам XXXIX студенческой международной научно-практической конференции. 2018. С. 168-172.
16. Дедова, Е. А. Потенциал развития делового туризма в псковской области // РОССИЯ НА ПУТИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов; Под общей редакцией И.А. Максимцева. 2012. С. 37-38.
17. Демьяненко, Е. А. Перспективы развития туризма на Дальнем Востоке // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие. Коллективная монография по материалам VI Международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы В.П. Соломин, Н.О. Верещагина, А.Н. Паранина. 2017. С. 307-310.
18. Драчёва, Е.Л. Историческая реконструкция как основа формирования нового турпродукта // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. Т. 8. № 4. С. 55-67.
19. Жукова, М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 200 c.
20. Завгорудько, В.Н. и др. Рекреационный туризм как составляющая часть экологического туризма и перспективы его развития на Камчатке // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2014. № 1 (121). С. 52-56.
21. Зубенко, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник и практикум / В.В. Зубенко, О.В. Игнатова, Н.Л. Орлова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 409 c.
22. Ивашкин, М. С. , Кузнецова, Н. С. Оценка рынка туристских услуг в Дальневосточном федеральном округе // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2018. № 3. С. 49-55.
23. Инновационные маркетинговые инструменты в продвижении туристских предприятий [Электронный ресурс] /режим доступа: http://ljournal.ru/wp-content/uploads/2016/04/d-2016-024.pdf
24. Кобякина, О. И. Традиции и инновации в образовательном туризме на региональном уровне / О. И. Кобякина, Е. Ю. Смирнова, Л. Ш. Шитова // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. С. 244.
25. Комлякова, Е.Ю. Развитие социального туризма на Камчатке // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА, АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ. Сборник научных трудов бакалавров, магистров, аспирантов и профессорско-преподавательского состава факультета физической культуры РГСУ, г. Москва Электронный ресурс. Факультет физической культуры РГСУ. Москва, 2018. С. 112-115.
26. Котов, А. А. Формирование туристического имиджа региона // ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, БИЗНЕС. Международный научно-практический семинар : сборник статей. Псковский государственный университет. 2018. С. 100-122.
27. Кузнецова, Н. С., Никитенко Н. Н. Оценка туристских предпочтений в отдельных субъектах дальневосточного округа // Гуманизация образования. 2015. № 1. С. 63-68.
28. Куманева, И. П. Развитие туристской отрасли на Дальнем Востоке России. Автореферат дис. ... кандидата исторических наук / Дальневосточный федеральный университет. Владивосток, 2017
29. Лебедева, С.А. Экономика впечатлений о сфере туризма. Некоторые направления реализации туристско-рекреационных возможностей Камчатского края // Экономика, управление, финансы. Материалы VIII Международной научной конференции. 2018. С. 178-184.
30. Морозов, Н. А., Морозова, Н. С. Формирование системы показателей для оценки эффективности деятельности регионов в сфере туризма // Sochi Journal of Economy. 2015. № 2 (35). С. 105-115.
31. Назаренков, П. Водный туризма в Камчатском крае // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2019. Т. 14. № 1. С. 87-91.
32. Николайчук, О. А. Экологический туризм в регионе (на примере Псковской области) // Научные исследования и разработки. Экономика. 2018. Т. 6. № 2. С. 4-12.
33. Новиков, В. С. Инновации в туризме / В.С. Новиков. - М.: Академия, 2013. - 208 c.
34. Окладникова, Е. А. Международный туризм. География туристских ресурсов мира / Е.А. Окладникова. - М.: Учитель и ученик, Омега-Л, 2014. - 384 c.
35. Оропай, И. П. К вопросу о туристской политике на дальнем Востоке России // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2016. № 1 (35). С. 107-117.
36. Пестерева, Н.М. Комплексная биоклиматическая оценка комфортности территорий Дальнего Востока России для зимней рекреации лечебно-оздоровительного туризма // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2018. Т. 95. № 2. С. 37-42.
37. Практикум по продвижению туристического агентства в Инстаграм.- [Электронный ресурс] /режим доступа: http://www.travel-school.ru/prodvizhenie-turagentstva-v-instagram-praktikum
38. Рогалева, Н.П. Оценка состояния туристского продукта в Камчатском крае // Инновации и инвестиции. 2019. № 2. С. 283-289.
39. Ромашкина, К.Д. Вулканы Камчатки как фактор развития устойчивого туризма в Регионе // ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В РОССИИ. Материалы студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 182-186.
40. Руденко, О. Е., Бойцова, Т. М. Туристский потенциал Дальневосточного региона России и его привлекательность для стран АТР // Устойчивое развитие технологии сервиса. Материалы VI Международной студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 13-18.
41. Рынок международного туризма: состояние и тенденции Электронный ресурс]/режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-mezhdunarodnogo-turizma-sostoyanie-i-tendentsii-razvitiya (Дата обращения: 20.12.2019)
42. Слинчак, А. И. Проблемы эколого-хозяйственных и социально-культурных систем трансграничных регионов (Международная научно-практическая конференция, Псков, 20-21 ноября, 2014) // Псковский регионологический журнал. 2015. № 21. С. 117-124.
43. Статистика туризма [Электронный ресурс]/режим доступа: https://vawilon.ru/statistika-v-turizme/ (Дата обращения: 20.12. 2019)
44. Третьяков, М. М., Кузнецова, Н. С. Классификация субъектов ДФО по уровню развития сферы туризма // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2014. № 4 (35). С. 217-224.
45. Тропина, Е.А. Перспективы развития экологического туризма на полуострове Камчатка // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России. Материалы I Всероссийской с международным участием научной конференции. 2018. С. 284-288.
46. Тюрин, А.Н. Перспективы развития экологического туризма в системе особо охраняемых природных территорий Камчатского края // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России. Материалы I Всероссийской с международным участием научной конференции. 2018. С. 292-295.
47. Федюкова, Н. В. Туризм как фактор развития приграничного региона // Вестник Национальной академии туризма. 2011. № 2 (18). С. 85-89.
48. Филиппова, И. Г. География туризма / И.Г. Филиппова, В.Л. Погодина, Е.А. Лукьянов. - М.: Бизнес-пресса, 2013. - 266 c