Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Стартап — это временная структура, предназначенная для поиска и реализации масштабируемой бизнес-модели. Иными словами, это «новый» игрок на рынке товаров и услуг. Очень важно стартапу произвести такое «первое впечатление», чтобы оно стало незабываемым для покупателей и возможных клиентов.
Ежедневно множество брендов борются за внимание потребителей. В этой ситуации стартапу тяжело стать заметным для покупателя, конкуренция с каждым днем возрастает. Продвижение молодых компаний в условиях современной конкуренции – это сложная задача, но существуют приемы, которые помогут преуспеть в этом деле.
Сегмент сервисных услуг характеризуется высоким уровнем сложности и рисковости создания новых проектов, что требует глубоких знаний методологии данного процесса и проведения специализированных исследований.
Актуальность данной темы заключается в том, что ее изучение и анализ поможет правильно создать и продвинуть стартап сервисных услуг в области кибербезопасности.
Цель исследования магистерской диссертации – создание стартапа для реализации сервисных услуг в области кибербезопасности.
Предмет – методология создания стартапа.
Объект исследования магистерской диссертации – стартапы сервисных услуг в области кибербезопасности.
Задачи исследования магистерской диссертации:
- изучение эволюции подходов к созданию стартапов;
- определение стартапа как современной модели бизнеса;
- выявление особенностей стартапов в сфере сервисных услуг в области кибербезопасности;
- исследования кибербезопасности как ключевой потребности современного бизнеса;
- анализ практики управления кибербезопасностью в реальном секторе;
- определение стартапа как привлекательной формы реализации услуг по кибербезопасности;
- представление общей характеристики стартапа;
- разработка рекомендаций по применению проектного управления в стартапе;
- выявление направлений повышения экономической эффективности стартапа.
Теоретико-методологической базой для написания работы послужили труды таких исследователей в области продвижения стартапо вкак: С. Бланк , Х. Брайан , Д. Коэн , Ф. Котлер , И.М. Синяева , И.Я. Рожков , В. Эстель , Т.Н. Федорова , Л.Г. Тульчинский , О. Ткачев .
В работе использовались методы: теоретический анализ, сравнение, обобщение, анализ документов, изучение причинно-следственных связей, системный анализ, маркетинговый подход к изучению компании.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.
В первой главе исследования отражены теоретические основы создания стартапов в сфере сервиса, выявлены особенности стартапов как современной модели бизнеса, в том числе в области кибербезопасности.
Во второй главе рассматривается кибербезопасность как перспективный сегмент рынка, что обусловлено ключевыми потребностями бизнеса на современном этапе.
В третьей главе исследования представлен анализ создания стартапа для реализации сервисных услуг в области кибербезопасности, определена необходимость применения проектного управления для повышения его эффективности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СТАРТАПОВ В СФЕРЕ СЕРВИСА
1.1.Эволюция подходов к созданию стартапов
Термин «start-up» введен Стивеном Бланком в далеком 1976 году, за многие годы ассоциативная основа лексемы, связанная с открытием молодого предприятия, значительно устарела. Стартап давно не сопоставляют с малым бизнесом. По факту это программное бизнес-моделирование, позволяющее создавать новые продукты и изобретения. Основывается строительство аргументированной базы на идее. Этим стартапер отличается от молодого бизнесмена. Чувство и желание наживы стоит в стороне, доминирует вера в нововыдуманную идею, так называемый проект или платформу, на основе которой будут развиваться другие проекты. Эти предложения не всегда являются обоснованными, и, как показывает практика, более 85% из начинающих стартапов прогорают. Остальные 15% получают крупную прибыль, патентуют проекты или изобретения и смело их продают. Возможен отказ от продажи, в таком случае подключают теорию расширения задач, позволяющую конструировать новые протомодели.
Для любого проекта необходимы материальные вливания. Малый бизнес начинает функционирование с уже имеющейся конструкции, существующего предмета, поэтому организатор сам предлагает потенциальным инвесторам бизнес-проект с обоснованием и калькуляцией. В таком случае деньги на развитие своего дела можно легко получить от инвесторов, родственников или в кредит. Материально обеспечить стартап нелегко, поскольку единым его аргументом является идея. Собрать средства для стартапа позволяет краудфандинг. Это новое направление финансирования группой единомышленников. Дословно – crowdfunding – финансирование толпы. Структура процесса краудфандинга сводится к тому, что стартапер собирает людей, желающих добровольно спонсировать свой проект, при этом сумма и минимальный платеж не оговариваются. По такому принципу работают благотворительные фонды, волонтерские организации. Полученные деньги уходят на развитие идеи или производство продукции.
Внедрение продуктивного стартапа проходит все необходимые этапы: от определения задач и целей, через фокусировку аудитории, масштабирование, к реализации плана-продаж. На последней стадии основателю потребуются дополнительные материальные вливания, поэтому сотрудничество с несколькими инвесторами является необходимым.
Таким образом, разработать и внедрить стартап намного сложнее, чем открыть собственный бизнес. Эта платформа является прекрасной основой для бизнес-моделирования.
Стартап или стартап-компания - это организация с достаточно короткой историей деятельности. Обычно эти компании созданы не так давно, и находятся на стадии исследования (захвата) рынка и развития.
Отметим их отличительные черты:
1. Относительная молодость компании (находится на стадии развития);
2. Ограниченность в ресурсах (временных, материальных);
3. Наличие инновационных технологий, новых идей;
4. Небольшие размеры компании (ИП или микро предприятие, 2-10 человек);
5. Отсутствие четкого разделения труда, четкой организационной структуры.
Итак, стартап – это организация, в рамках которой реализуется венчурный проект, основанный на нестандартной идее, которому для успешной раскрутки и получения прибыли необходимо четкая реализация бизнес-плана, а также продвижение посредством маркетинговых инструментов. А чтобы этот проект смог «выстрелить», необходимо грамотно подойти к постановке цели и пустить все ресурсы вокруг решения главной задачи. Количество проектов, создаваемых с нуля, сейчас растет, достаточно многие компании заявляют о поддержке инновационных проектов и готовы к венчурному финансированию, при условии грамотного бизнес-проекта.
Стартапы должны решать определенные проблемы людей, при этом более привлекательно решение проблем корпоративных клиентов. Более популярными являются такие сферы, как программное обеспечение, медицинские технологии, микроэлектроника, логистические системы, справочно-рекомендательные сервисы, социальные сети, рекламные и облачные технологии. Лидерство ІТ-сегмента среди общего объема венчурных инвестиций достаточно очевидно, ибо затраты на создание и развитие проекта составляют лишь заработную плату программистов. Созданный продукт при этом может быть быстро продан и неограниченно масштабирован. Востребованное программное обеспечение можно было писать находясь в любой стране мира, а вот создавать сервисы, ориентированные на клиентов, более привлекательно в больших странах, обладающих развитым сектором услуг.
Различные аспекты деятельности стартапов отображены в работах многих зарубежных исследователей, предпринимателей. В своей работе Майкл Микаловец19 приводит целый список авторов, которые проводили исследования по данной теме. По мнению П. Тиля одним важных условий выживания любого проекта является умение основателей смотреть на мир по-новому, замечать выигрышную идею, которую никто еще не развил. С. Бланк и Б. Дорф описывают опыт создания стартапов, дают четкую методику того, как создаются новые бизнесы, шаг за шагом. Д. Коэн и Б. Фелд акцентируют внимание на практических вопросах работы с идеями, создания и совершенствования продукта, ценности для потребителя, формирования команды, поиска инвестора и финансирования. У. Дрейпер показывает процесс оценивания инвесторами бизнес-идей, историю становления лидеров мировой экономики, особенно в сфере высоких технологий. Дж. Маллинс и Р. Комисар представляют современную концепцию и набор технологий, позволяющих найти оптимальную, лучшую модель организации бизнеса. В работе В. Харниша показан путь от небольшой предпринимательской компании до хорошо структурированной корпорации и связанные с этим принципы развития компаний. С. Экланд дает оценку основных типов инвесторов, умения привлечения их в свой бизнес, особенно на самых ранних стадиях развития проекта.
Так как стартапы занимаются реализацией венчурных проектов они обладают высокой степенью новизны и повышенным уровнем риска реализации. Поэтому задача каждого стартапера максимально снизить риски еще на зародышевом этапе - продумать четкую структуру выхода на рынок, другими словами обратиться к брендингу.
Известны классические модели менеджмента стартапов - американская, японская и западноевропейская. В основе американской модели менеджмента — национальные черты американцев: способность бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Американцы традиционно много внимания уделяют коммуникации и координации действий в команде, а также долгосрочному планированию. В европейской школе большое значение придается исчерпывающей информации о продукте и конкурентах при выходе на рынок. Это ведет к принятию обоснованных и взвешенных решений. В числе важнейших характеристик японской модели — трудолюбие, сдержанность и дипломатичность, восприимчивость к новому и бережливость.
Сегодня классические методы управления близки между собой, но могут выбирать разные средства для достижения общей цели. Так, японские менеджеры залогом успеха компании считают прежде всего эффективность каждого члена команды в отдельности. Мотивации здесь придается первоочередное значение, а координация лишь способствует повышению результативности работы. В свою очередь, европейская и американская модели делают акцент на получении наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.
1.2 Стартап как современная модель бизнеса
Эксперты утверждают, что без бизнес модели невозможно запустить успешный проект. Связано это в первую очередь с тем, что, не имея чёткого представления и целях и способах их достижения, молодым предпринимателям будет сложно привлечь деньги инвесторов. Именно это и представляет собой бизнес модель стартапа – логическое понимание и отображение того, как функционирует бизнес на всех уровнях, а также каким образом стартап привлекает клиентов и зарабатывает деньги. В идеале такое представление должно иметь графическое или схематическое отображение.
В сфере бизнеса бытует мнение, что идея не дееспособна и не существует, пока не нашла своего отображения на бумаге. Сегодня существуют различные подходы к тому, что считать бизнес-моделью. Их все можно объединить, сказав, что бизнес модель должна объяснять, какой спрос будет удовлетворен путем создания компании и чем эта идея лучше, чем предложение конкурентов, а также, насколько и каким образом окупятся понесённые расходы. Бизнес модель стартапа – это идеальный вариант того, как должен функционировать бизнес. Она обязательно должна учитывать следующие факторы:
- продукт (что предлагает стартап?);
- потребители (кто нуждается в товаре?);
- маркетинг (как будет осуществляться сбыт?);
- поставщики и производство;
- рынок (объем и тип);
- наличие конкурентов и их особенности;
- способ получения доходов;
- система формирования расходов;
- неэкономические факторы, оказывающие влияние на проект.
Прототип или тестовая модель стартапа – это ещё не полноценный проект. Обычно для проверки и сбора отзывов в жизнь воплощаются только ключевые моменты идеи. Это даёт возможность понять реакцию потребителей на новый продукт и в дальнейшем усовершенствовать стартап, сделав его более привлекательным в глазах инвесторов.
Прототип – это основа для воплощения конечной идеи проекта, однако не всегда тестовая модель получается удачной с первого раза. Именно в этом смысл её существования, чтобы определить слабые места идеи и доработать их. После прохождения основных шагов тестирования прототипа можно окончательно определить бизнес модель.
Стартаперы должны быть готовы к тому, что идея за это время претерпит значительные изменения и воспринимать неудачи, как толчок к развитию. Прототип запускается обычно на средства создателей. Привлечь инвесторов на уровне идеи сложно. Однако можно попытаться заинтересовать «бизнес-ангелов», которые не предъявляют повышенных требований к проектам и готовы вложить средства в понравившуюся идею. Найти их можно на краудфандинговых платформах и площадках. Но чаще всего инвесторы готовы вкладываться в проект с уже сформированной бизнес идеей.
Количество бизнес моделей практически идентично количеству успешных стартапов. Подогнать бизнес под уже имеющиеся схемы невозможно – любой проект сродни живому организму со своими особенностями. Однако существует наиболее распространенные и популярные.
По Стиву Бланку, стартап — временная организация, предназначенная для поиска устойчивой и масштабируемой бизнес-модели. Конечный продукт стартапа должен быть ценностью для потребителя, за которую он готов платить, и таких потребителей должно становиться все больше. Традиционные
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» // Консультант Плюс
Монографии, научная литература:
2. Алешин А.В., Аньшин В.М. и др. Управление проектами: Фундаментальный курс. Учебник / А. В. Алешин, В. М. Аньшин, К. А. Багратиони и др. ; под ред. В. М. Аньшина, О. Н. Ильиной. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. — 500 с.
3. Бак Г.А. Инновационные стратегии транснациональных корпораций в отдельных секторах мирового хозяйства // Креативная экономика. — 2013. — № 7 (79). — c. 48-52.
4. Браверман А.А. Маркетинг в условиях кризисной экономики: макромаркетинг на товарном рынке, микромаркетинг на финансовом рынке, микромаркетинг на рынке труда //Материалы конференции РАМ, 2016
5. Брилка М.С Инновационная и адаптивная стратегии ТНК в сфере высоких технологий // Инновационная наука. 2015. №11-1 С.38-41.
6. Вицелярова К.Н., Захарова Ю.Н., Попов М.Н. В 549 Бизнес-планирование : учеб. пособие / К.Н. Вицелярова, Ю.Н. Захарова, М.Н. Попов. – Майкоп: Изд-во Магарин О.Г., 2018. – 132 с.
7. Володин В.В. Управление проектом: теория, методология, практика: монография / В. В. Володин, В. И. Хабаров. – М.: Университет «Синергия», 2018. – 314 с.
8. Гаранина Г.Г. Методические рекомендации по совершенствованию механизмов работы с документами на промышленном предприятии // Современное образование: плюсы, минусы и перспективы: материалы международной научно-практической конференции / отв. ред. А.А.Зарайский.— Саратов: Изд-во ЦПМ «Академия Бизнеса», 2013. — С. 40.
9. Геращенко М.М., Шерстобитова Т.И. Подходы к определению сущности маркетинга инноваций // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3-2. – С. 321-325
10. ДеГрейс Л., Шталь Г. Нечестивые проблемы, праведные решения. 2015
11. Клычев Т.Ю. Перспективы развития транснациональных корпораций на мировом рынке // Российское предпринимательство. — 2014. — № 13 (259). — c. 86-92.
12. Клочкова А.В. Разработка стратегии предприятия в условиях кризиса // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. №1 (97) С.76-81
13. Ляндау Ю.В. Бизнес-архитектор: построение систем управления Часть II. / М.: Издательство «Русайнс», 2016. – 140 с.
14. Ляндау Ю.В. Бизнес-архитектор: проектирование систем управления. Часть I./ М.: Издательство «Русайнс», 2015. – 112 с.
15. Ляндау Ю.В. Процессно-проектное управление. Монография. / М.: Изд-во: Палеотип, 111с. Масленников В.В. Управление рисками, определяющими экономическую безопасность организации. Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. / Изд-во: «Интеллект-бизнес-групп», №1, 2016г. – 75 с.
16. Масленников В.В., Антонов В.Г. Стратегический менеджмент для собственника. / Вестник ГУУ №6, 2014г. – 114 с.
17. Масленников В.В., Ляндау Ю.В., Чигров А.С. Формализация стратегий на основе сбалансированной системы показателей. / М.: Издательство «Русайнс, 2016. – 240 с.
18. Неретина Е.А., Бочкина О.Н. Управление проектами на основе Scrum методологии // УЭкС. 2017. №4 (98). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-proektami-na-osnove-scrum-metodologii (дата обращения: 12.03.2018)
19. Никитская Е.Ф. Гаранина Г.Г. Модели реализации организационно-управленческих инноваций в информационной среде крупных компаний с позиции системного подхода // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1 (часть 1), С.31-35
20. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK 5). 5-е изд. — Project Management Institute, 2013. — 614 с.
21. Синенко С.А. Управление проектами. Конспект лекций. — М.: МГСУ, 2014. — 101 с.
22. Сазерленд Д. SCRUM Революционный метод управления проектами. / Изд-во: Манн, Иванов и Фербер, 2015г.– 27 – 30 с.
23. Федоров В.А. Структура организации: понятие, принципы построения и анализа // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 10 апр. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 2 (8). – С. 260
24. Федюкова Г.Х., Барт Т.В. Комплексный подход к организационному проектированию на предприятиях малого бизнеса // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. – 2017. - №1. – С.74-79.
25. Чехов А.Ю. Обусловленность устремлений: выбор и обоснование стратегий инновационного развития предприятий / Анна Юрьевна Чехова // Креативная экономика. - 2013. - № 4. - С. 67-73.
26. Шустов А. А. Маркетинговые инновации как одно из важнейших направлений инновационной политики // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 258-263.
Интернет-источники
27. Алло, ищем российские стартапы // https://www.eprussia.ru/epr/369-370/1466562.htm (Дата обращения: 10.11.2019)
28. Аносов М. Кибербезопасность: эффективность защиты бизнеса от хакерских атак все больше зависит от него самого // https://www.eg-online.ru/article/385557/ (Дата обращения 11.11.2019)
29. Бондаренко Т.Г., Исаева Е.А. Стартапы в России: актуальные вопросы развития // Вестник евразийской науки. 2015. №5 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/startapy-v-rossii-aktualnye-voprosy-razvitiya (дата обращения: 14.11.2019).
30. Вешняковская Е. Стартап: умные начинают — и выигрывают // Наука и жизнь (Электронный журнал) https://www.nkj.ru/archive/articles/21082/ (Дата обращения: 08.11.2019)
31. Ищанова Р. К. Обеспечение кибербезопасности // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2019. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-kiberbezopasnosti (дата обращения: 14.11.2019).
32. Кибербезопасность как сервис — часть глобального тренда // https://plus.rbc.ru/news/5da764d07a8aa93fe16c745c (дата обращения: 10.11.2019)
33. Коновалов Р. Кибербезопасность в энергетике: как победить невидимого врага // https://iot.ru/energetika/kiberbezopasnost-v-energetike-kak-pobedit-nevidimogo-vraga (Дата обращения 11.11.2019)
34. Советы по кибербезопасности для малого бизнеса: понимание основ //https://www.kaspersky.ru/resource-center/preemptive-safety/small-business-cyber-security (Дата обращения: 27.09.2019)
35. Как изменится индустрия кибербезопасности в ближайшее 10 лет https://dou.ua/lenta/articles/future-of-cybersecurity/ (Дата обращения: 12.10.2019)
36. KPMG International снова названа лидером в области оказания консультационных услуг по информационной безопасности // Согласно отчету Forrester Research Inc. за 2017 г. https://home.kpmg/ru/ru/home/media/press-releases/2017/11/kpmg-international-again-named-leader-in-information-security-consulting.html (Дата обращения: 16.10.2019)
37. Современный бизнес и кибербезопасность: чему стоит обучить сотрудников // https://vc.ru/flood/50740-sovremennyy-biznes-i-kiberbezopasnost-chemu-stoit-obuchit-sotrudnikov (Дата обращения: 01.11.2019)