Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы (ВКР) обусловлена тем, что спортивные игры способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма – нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, а также улучшению физического развития детей, воспитанию у них морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют развитию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для создания дружеских отношений в коллективе. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством для закаливания ребенка.
Умение адекватно использовать спортивные игры, правильно их организовывать имеет исключительное значение в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации (ДОО). Спортивные игры в детском саду используются не только как средство повышения двигательной активности детей, совершенствования умений и навыков, развития физических качеств, но и в качестве формы развития детских способностей, наклонностей и природных задатков ребенка. В играх у детей развивается инициатива, организаторские способности, самостоятельность, дисциплинированность (соблюдение правил игры, уважение соперника, подчинение личного успеха интересу коллектива). Особенно это благотворно воздействует на неконтактных детей с заторможенной речью, повышенной тревожностью. Спортивные игры расширяют, обогащают, углубляют личность ребенка и его культуру поведения.
Анализ образовательной практики показывает, что дети старшего дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой и спортивными играми. Большой интерес у них вызывают такие игры как: баскетбол, футбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон, хоккей и др. Поэтому изучение цели, задач, видов и особенностей применения спортивных игр в современных условиях дошкольного образования является актуальной задачей педагогической теории и практики.
Степень разработанности темы ВКР. В научной литературе по теории и методике физического воспитания и развития ребенка (Э.Й. Адашкявичене, Е.Н. Вавилова, В.Г. Гришин, Т.И. Дмитренко, Л.В. Карманова, Т.И. Осокина и др.) подчеркивается, что спортивные игры позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. В играх с элементами спорта совершенствуется чувство мышечных усилий, чувство пространства, чувство времени, совершенствуются функции различных анализаторов.
Цель исследования: теоретически обосновать цель, задачи, виды и особенности спортивных игр для детей дошкольного возраста, проанализировать практику организации спортивных игр в МБОУ СОШ с. Ныш Ногликского района Сахалинской области и сформулировать предложения по совершенствованию физического развития детей.
Указанная цель обусловила постановку следующих задач:
• Изучить цель, задачи, место и значение спортивных игр в дошкольной образовательной организации;
• Охарактеризовать виды спортивных игр для детей дошкольного возраста;
• Выявить особенности проведения спортивных игр с дошкольниками;
• Провести анализ организации спортивных игр для детей дошкольного возраста в практике МБОУСОШ село Ныш Ногликского района Сахалинской области и внести предложения по совершенствованию физического развития дошкольников.
Объект исследования: спортивные игры в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: цель, задачи, виды и особенности спортивных игр для детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, наблюдение, беседы, анализ результатов деятельности.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что включение спортивных игр в работу с детьми дошкольного возраста будет способствовать популяризации спортивных игр среди детей, а также совершенствованию физического развития дошкольников.
Теоретическая основа исследования: исследования в области физического воспитания дошкольников 5-7 лет (Л.В. Абдульманова, В.А. Баландин, В.П. Губа, М.С. Леонтьева, М.А. Правдов, Т.И. Осокина, С.О. Филиппова, Ю.К. Чернышенко, В.Н. Шебеко и др.); положения теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста о первоначальном обучении спортивным играм и физическим упражнениям (Э.И. Адашкявичене, Б.А. Ашмарин, Л.Н. Волошина, М.Н. Дедулевич, М.А. Зайцева, Ю.И. Зинченко, Э.А. Колидзей, Т.Г. Котова, В.Д. Мазниченко, Л.П. Матвеев, Д.М. Правдов, В.И. Столярова, Ш.А. Тарпищев, B.И. Усаков, Н.В. Финогенова, А.И. Фомина и др.
Нормативно-правовая база исследования: в качественно нормативно-правовой базы исследования были изучены образовательные программы дошкольного образования, а также ФГОС ДО.
Теоретическая значимость ВКР. В работе проведен анализ организации спортивных игр для детей дошкольного возраста в условиях ДОО и предложены рекомендации по совершенствованию физического развития дошкольников при помощи спортивных игр.
Практическая значимость ВКР. Полученные в работе результаты могут быть использованы воспитателями и педагогами ДОО в своей работе для совершенствования организации работы с детьми дошкольного возраста.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка сокращений, списка использованных источников, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Цель, задачи, место и значение спортивных игр в дошкольной образовательной организации
Анализ исследований, отражающих вопросы совершенствования двигательных умений и качеств детей, показывает, что около 40% старших дошкольников демонстрируют уровень формирования двигательных способностей ниже среднего (Е.Н. Вавилова, Н.А. Ноткина, Ю.К. Чернышенко). По результатам М.А. Руновой, двигательный режим в ДОО дает возможность пополнить лишь 55 – 60% натуральной необходимости детей в движениях. Недостаточный баланс между игрой и другими видами детской деятельности, между различными видами игр (высокой и малой подвижности, индивидуальными и коллективными) отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на уровень формирования двигательных способностей детей .
В связи с этим актуальным становится поиск возможностей физического и духовного оздоровления детей, результативных средств формирования двигательной сферы дошкольника, формирования потребности к движению на базе жизненной необходимости быть ловким, сильным, смелым. Наиболее важными в этом отношении представляются спортивные игры. Однако по результатам практических исследований ученых замечено, «что реальный уровень овладения играми с элементами спорта не соответствует программным требованиям и возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста» .
Наиболее распространенное направление совершенствования физического воспитания дошкольников сегодня – использование отдельных элементов и технологий спортивных игр в практике детского сада. Это направление многие педагоги рассматривают как наиболее перспективное, но и важно понимать, что такая работа должна осуществляться при определении норм допустимой физической нагрузки, соблюдений требований к технике движений.
Современные дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. На смену дворовым увлекательным играм пришли не менее увлекательные – компьютерные. Многие отдали предпочтение малоподвижным видам деятельности: телеиграм, планшетам, просмотру мультфильмов. Это вызывает озабоченность не только врачей, но и педагогов. Очень мало двигаются дети. А для ребенка – малоподвижный образ жизни – это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития. Именно в подвижных и спортивных играх ребенок проявляет собственную активность и творчество, утверждает себя, получает массу радостных эмоций и переживаний .
В существующих современных программах воспитания детей, реализуемых сегодня педагогами ДОО, перечислены спортивные игры и спортивные упражнения, которые могут быть включены в двигательный режим детского сада. Это хоккей, футбол, баскетбол, городки, настольный теннис, бадминтон, а также катание на санках, велосипеде и самокате, лыжах и коньках, плавание, скольжение по ледяной дорожке. В спортивной и педагогической литературе описано их содержание, однако большинство педагогов затрудняются в выстраивании системы обучения детей той или иной игре, спортивному упражнению и чаще всего ограничиваются тем, что выносят на прогулку спортивное оборудование и предоставляют детям полную самостоятельность в его использовании. Но только целенаправленное, планомерное, не реже 1-2 раз в неделю обучение спортивным играм и спортивным упражнениям даст детям возможность по-настоящему ощутить азарт спортивной игры и её пользу.
Польза движений для гармоничного развития ребенка является общепризнанной и не требует особого обоснования. Долгое время физкультура в образовательном процессе уступала место интеллектуальному, эстетическому и духовному развитию. На сегодняшний день в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее по тексту – ФГОС) дошкольного образования направление «Физическое развитие» занимает ведущее место в образовательном процессе ДОО.
Модернизация дошкольного образования неизбежно влечет за собой появление новых форм организации и содержания образовательного процесса. Интеграция образовательных областей способствует расширению кругозора детей, усвоению ими разных умений и навыков, развитию творческих способностей, двигательной активности. Для этого в первую очередь должна быть реализована система мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие познавательной и двигательной активности, формирование навыков здорового образа жизни. Нужно создать условия, обеспечивающие практическое ознакомление детей с принципами здорового образа жизни через использование элементов спортивных игр и упражнений .
Для решения проблемы малоподвижного образа жизни дошкольников целесообразен метод проекта по приобщению детей к занятиям отдельными видами спорта. Сам метод проекта является целой системой форм и видов деятельности, что позволяет решать большой спектр задач, активизировать главных участников - детей - и второстепенных, но не менее главных (педагогов и семей воспитанников) к совместному общему делу.
Поставленные задачи направлены не только на знакомство детей со спортивными играми, но и на расширение знаний о спортсменах, о странах, спортивной атрибутике. От полученных знаний у детей быстрее возникает осознанное желание заниматься спортивными играми и упражнениями. Тем самым дети воспитывают в себе самостоятельность, выдержку, уверенность. Такая интеграция задач, деятельности и методов соответствует реализации ФГОС дошкольного образования. Планируемые результаты – это реализация наших задач. Предполагается, что у детей улучшится качество физической подготовки, общее самочувствие. Очень важно в результате работы получить навыки осознанного применения детьми умений в практической деятельности как в организованной, так и в самостоятельной игровой деятельности.
Спортивные игры содействуют развитию деятельности главных физиологических систем организма – нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, физического состояния детей, воспитанию морально-волевых качеств. Практика демонстрирует, что дошкольники с большим желанием занимаются физической культурой и различными видами спорта. Большой интерес у них инициируют спортивные игры (баскетбол, футбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон, хоккей и др.) .
Характерными признаками спортивных игр детей дошкольного возраста являются :
1) свобода и самостоятельность. Во время игры ребенок самостоятельно переключает одно двигательное действие на другое, при этом стремится принимать и реализовывать игровую задачу также самостоятельно;
2) высокая эмоциональная насыщенность. Ребенок получает удовольствие, достигая в игре результат, преодолевая трудности, переживает чувства, связанные с двигательными действиями (Приложение А).
В спортивной игре ребенок переживает не только положительные эмоции, но и горечь поражения, неудовлетворение своими действиями. Но тем не менее игра всегда радует ребенка;
3) саморегуляция действий, поступков и поведения. Проявления играющих детей регулируется определенными правилами и требованиями;
4) разносторонний характер воздействия на организм ребенка.
Изменяющиеся по интенсивности и продолжительности двигательные действия оказывают комплектное воздействие на организм ребенка, способствуют развитию у детей основных психофизических качеств;
5) коллективность, соревновательность. Эта особенность спортивных игр имеет важное значение для воспитания у дошкольников дисциплинированности, целеустремленности, честности, настойчивости, инициативы, находчивости.
Анализ состояния практики обучения дошкольников элементам спортивных игр в ДОО выявил слаб
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // "Сборник международных договоров СССР", выпуск XLVI, 1993
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (ред. от 27.08.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564)// "Российской газете" от 19 июля 2013 г. N 157
3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)// Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377
4. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038)// "Российской газете" от 23 октября 2013 г. N 238
5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций / Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13// "Российской газете" от 19 июля 2013 г. N 157
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утв. приказом Мин–ва образования и науки Рос. Федерации от 17 окт. 2013 г. № 1155. – М. : Аспект–плюс, 2017
7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019) [Электронный ресурс].// "Российской газете" от 31 декабря 2012 г. N 303
8. Адашкявичене, Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. - М.: Просвещение, 2018. – 215 с.
9. Андреев С.Н., Алиев Э.Г. Мини-футбол в школе. – М.: Сов. спорт, 2019. – 98 с.
10. Ашмарина, Б. А. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для ТЗЗ студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 "Физ. Культура". - М.: Просвещение, 2018. – 84 с.
11. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: Изд во «Физкультура и спорт» Государственного комитета СССР по печати; Москва; 2018. – 158 с.
12. Бузарова Е. А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2017. – № 3. – С. 338–353.
13. Бутин И. М. Развитие физических способностей детей. - Москва: Владос-Пресс, 2017. – 248 с.
14. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - М.: Просвещение, 2019. – 204 с.
15. Валитова И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: задачи и упражнения. 2-е изд. – Минск: Университетское, 2019. – 158 с.
16. Веракса Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 70 с.
17. Вершинин М. А., Финогенова Н. В., Сабуркина О. А. Эффективность включения элементов спортивных игр в содержание занятий по физической культуре в дошкольном возрасте // Фундаментальные исследования. - 2018. - № 2. - С. 120-124.
18. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия [Текст] / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М. : Академия, 2018. – 624 с.
19. Волошина Л. Н. Влияние подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.07. - Екатеринбург, 2019. - 23 с.
20. Воробьева Т.А. Мяч и речь. - СПб.: КАРО, 2019. – 156 с.
21. Выготский Л. С. Психология развития человека. – М. : Смысл, 2018. – 1136 с.
22. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. – М. : Педагогическое общество России, 2018. – 512 с.
23. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2019. – 167 с.
24. Гришин В.Т. Игры с мячом и ракеткой. - М.: "Просвещение". 2019 г. - 112 с.
25. Дарвиш О. Б. Возрастная психология. – М. : Владос-Пресс, 2019. – 263 с.
26. Желобкович Е.Ф. Футбол в детском саду. - М.: Скрипторий, 2019. – 94 с.
27. Здоровье детей - здоровье нации: сб. материалов межрег. науч.-практ. конф. 28-29 мая 2008 г. / Попова М.Н. Психолого-педагогический и оздоровительный эффект использования технологии «Навстречу друг другу». - СПб., 2018. – 244 с.
28. Иванов Ю. Ю., Овчинникова Е. И. Внедрение комплекса ГТО в дошкольных образовательных учреждениях // Физическая культура и спорт - основы здоровой нации: сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конф. - Чита: ЗабГУ, 2019. - С. 104-109.
29. Ильина Г.В. Развитие физических качеств дошкольников в непрерывной физкультурной деятельности: монография. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2018. - 401 с.
30. Козырева О.В. Спорт в системе образования, воспитания и организации досуга детей дошкольного возраста: (программа и первые результаты исследования) // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 2019. - Вып. 7. - С. 245-280.
31. Коновалова В.Е., Гафурова Р.Б. Физическая культура спорт и здоровье - Йошкар-Ола, 2019, № 27. - С. 24-26
32. Коротков И.М. Подвижные игры. - Москва: СпортАкадемПресс, 2018. – 168 с.
33. Косякова О. О. Психология раннего и дошкольного детства. – Ростов н/Д. : Феникс, 2019. – 415 с.
34. Лебедева Н. Т. Физическая культура шестилеток. – Минск : Асвета, 2019. – 136 с.
35. Лепешкин В.А. Бадминтон для всех В.А.Лепешкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 124 с.
36. Лещенко М. Анатомия и физиология дошкольника // Здоровье дошкольника. – 2011. – № 7. – С. 5–7.
37. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб: Питер, 2019. – 320 с.
38. Лысенко Е. М. Возрастная психология. – М. : Владос-Пресс, 2019. – 172 с.
39. Магомедов, Р.Р. Азбука физической культуры для детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Р.Р. Магомедов. - Ставрополь: Издательство СГПИ, 2019. – 128 с.
40. Манжелей И. В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2018. - 144 с.
41. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М. : Академия, 2018. – 656 с.
42. Николенко Ю. Ф., Шибаева А. А., Овчинникова Е. И. Проектирование процесса физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: учеб. пособие. - Чита: ЗабГУ, 2019. - 173 с.
43. Новоселова Р. А. Игры и упражнения для профилактики и укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников // Научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» – 2009. – № 3 – С. 28-34.
44. Особенности планирования физкультурной деятельности детей дошкольного возраста (старшая группа): учебное пособие / под ред. Г.В. Ильиной. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2019. - 191 с.
45. Пахалья, В. Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст. – СПб. : Питер, 2018. – 237 с.
46. Пирсон А. Школа мгновенной реакции, ловких движений, быстрых ног и сильных рук. Физическое развитие детей 4-11 лет / Алан Пирсон, Дэвид Хокинс. - АСТ, Астрель - Москва, 2019. - 320 c.
47. Погадаев Г. И. Физкульт-Ура! Физическая культура дошкольников: пособие для родителей и воспитателей - Москва: Школьная Пресса, 2018. - 96 с.
48. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Наука, 2019. – 148 с.
49. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [. - М.: Академия, 2018. – 324 с.
50. Шебеко В.Н. и Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. - М.: ACADEMIA, 2019. – 176 с.
51. Шебеко В. Н. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 3-е изд., стерсотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2018. – 258 с.
52. Шишкина В. А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования. - Минск: Нац. ин-т образования, 2018. – 302 с.