Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Демографическая ситуация, сложившаяся в России в результате проведения реформ 80-90-х годов прошлого столетия, оказала существенное влияние на социальную и экономическую жизнь нашего общества. Качественно изменилась и миграционная политика государства. Россия превратилась из закрытой страны в активного участника международного миграционного обмена. Высокий темп экономического развития, ускоряющаяся динамика миграционных процессов ставят перед органами государственной власти задачи, на которые необходимо реагировать быстро, решительно и эффективно. Медлительность в данных вопросах приводит к неравномерности распределения трудовых ресурсов, криминализации «теневого» управления миграционными потоками, коррупции, экономическим потерям, увеличению социальной напряженности.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации является «управление миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов», требующая, с одной стороны, формирования условий для повышения миграционной привлекательности нашей страны, с другой – противодействия нелегальной миграции, направленных на реализацию стратегического курса Правительства Российской Федерации в части стабилизации общей численности населения и содействия становлению инновационной социально ориентированной экономики.
Вместе с тем необходимо отметить, что на протяжении практически всей новейшей истории российская миграционная политика подвергается справедливой критике со стороны отечественных и зарубежных экспертов в связи с тем, что является крайне несовершенной и не соответствует современным демографическим и социально-экономическим реалиям, а также обозримым перспективам развития страны.
В настоящее время трудовая миграция под влиянием процессов глобализации превратилась в привычное явление. Вместе с тем важно учитывать, что миграция трудоспособного населения непосредственно влияет на локальные рынки труда. Это проявляется в сокращении или увеличении предложения рабочей силы и зачастую усилении или ослаблении конкуренции на рынке труда. Кроме того, миграция влияет на структуру и расселение населения, а также определяет состав рабочей силы региона. Кроме того, следует учитывать, что существуют определенные виды миграции, которые по-разному влияют на трудовые ресурсы региона. Межгосударственная миграция может частично восполнить потери трудовых ресурсов, понесенные в результате межрегиональной миграции, а межрегиональная миграция, в свою очередь, увеличить или уменьшить общий оборот миграции трудоспособного населения в регионе. Миграция внутри региона, как показывает практика, может привести к неравномерному размещению населения по территории, поскольку жители устремляются в те населенные пункты, где более доступны объекты социальной инфраструктуры и есть возможность устроиться на работу.
Наведение порядка в миграционных процессах и выведение основной массы нелегальных мигрантов в правовое поле - это необходимое условие их успешной адаптации и интеграции, уменьшение коррупции в сфере миграции, прозрачности в использовании рабочей силы приведет к снижению миграционных рисков и благоприятным образом скажется на межнациональных отношениях.
Цель исследования –разработать предложения по совершенствованию миграционной политики региона в отношении иностранной рабочей силы.
Задачи исследования:
1) изучить миграционную политику как инструмент государственного регулирования трудовой миграции;
2) рассмотреть причины возникновения и факторы социальной среды для миграции иностранной рабочей силы;
3) совершить анализ миграционной политики города Москвы;
4) дать оценку современной миграционной политики г. Москвы
5) проанализировать проблемы и перспективы миграционной политики города Москвы в отношении иностранной рабочей силы;
6) разработать рекомендации по совершенствованию миграционной политики города Москвы и оценка их эффективности.
Объект исследования – государственное регулирование трудовой миграции.
Предмет исследования –миграционная политика как инструмент государственного регулирования трудовой миграции
Разработанность темы в литературных источниках. Миграция как явление, миграционные процессы и проблемы их регулирования постоянно привлекали внимание ученых. Развитие научных взглядов на миграцию происходило в рамках различных научных подходов.
Работа по структуре состоит из введения, трех глав основного текста, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
1.1 Сущность и виды миграции иностранной рабочей силы
В современном мире в связи с увеличением интернационализации жизни общества сформировался международный рынок рабoчей силы (МРРС) как сложный общественный процесс, затрагивающий все стороны социально-экономической жизни общества. Международная миграция рабoчей силы – это перемещение между странами трудовых ресурсов с изменением постоянного места жительства. Существует множество видов трудовой мигpации, которые представлены в таблице 1 [2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате рассмотренного и изученного материала были решены следующие задачи исследования:
1) изучена миграционная политика как инструмент государственного регулирования трудовой миграции;
2) рассмотрены причины возникновения и факторы социальной среды для миграции иностранной рабочей силы;
3) совершен анализ миграционной политики города Москвы;
4) дана оценка современной миграционной политики г. Москвы
5) проанализированы проблемы и перспективы миграционной политики города Москвы в отношении иностранной рабочей силы;
6) разработаны рекомендации по совершенствованию миграционной политики города Москвы и оценка их эффективности
Миграция является одним из актуальных вызовов, но одновременно и драйвер в области социально-экономического развития стран и регионов мира. Ключевой задачей при рассмотрении миграционной проблематики через призму развития должен стать поиск механизмов оптимизации и контроля над процессами миграции для повышения их позитивного вклада в социально-экономической сфере при учете национальных интересов и приоритетов. Рассчитываем, что принятый недавно Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции будет способствовать достижению этих целей.
Российская Федерация поддержала принятие Глобального договора. Исходим из того, что этот документ, не имея обязательной юридической силы, будет стимулировать формирование скоординированного подхода к оценке потенциала и вызовов современной миграции.
Основные тренды миграционных процессов характерны и для Российской Федерации. Мы отмечаем интенсификацию внутренней миграции и ее сосредоточение вокруг экономических центров роста, а также в приграничных зонах. Не сокращается и поток международных мигрантов.
В Российской Федерации принята «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы», которая содержит целый ряд положений, перекликающихся с принципами и целями Глобального договора о миграции, в том числе в контексте развития.
Одной из целей миграционной политики Российской Федерации в области развития является привлечение необходимых для роста экономики страны дополнительных трудовых ресурсов. Эти меры дополняют национальную политику в области народонаселения, ориентированную на естественный прирост населения.
Немаловажным является и социально-культурная составляющая миграционной политики. Создаются дополнительные условия, способствующие добровольному переселению соотечественников, а также механизмы адаптации различных категорий иностранных граждан при участии общественных образовательных, культурных и спортивных организаций.
Исходим из того, что одной из первостепенных задач любого государства должно быть обеспечение эффективности миграционной политики за счет повышения качества правового регулирования и практического применения миграционного законодательства. В современных условиях возрастает необходимость расширения сотрудничества со странами происхождения мигрантов, внедрения новых технологий учета и контроля пересечения границ, оценки и прогнозирования изменения миграционной ситуации, предоставления государственных услуг в сфере миграции. Все это должно стимулировать развитие легальной миграции.
В меняющихся условиях все большее значение играет привлечение высококвалифицированных мигрантов, создание возможностей для передачи опыта и их профессионального роста. В этой сфере позитивную роль может играть расширение сотрудничества по линии образовательных обменов.
В заключение следует отметить, что система реализации миграционной политики в г. Москве не отличается от систем других субъектов Российской Федерации. Так как миграционный учет и контроль возложен на территориальные подразделения МВД России, то и как таковая миграционная стратегия будет реализовываться не инструментами Правительства Москвы, а инструментами Главного управления по вопросам миграции МВД России по г. Москве. Тем самым происходит определенная проблема в координации миграционной политики, а следовательно, и в эффективности ее реализации.
Существующие проблемы миграционной политики города представляются решаемыми при наличии соответствующих приоритетов в стратегических доку' ментах города. Именно поэтому можно сдержанно-оптимистично утверждать, что Правительство Москвы заинтересовано в решении данных насущных проблем и ближайшей перспективе ресурсы по данным проблемам будут выделены. Итогом такой прагматичной политики будет являться превращение Москвы из центра «обитания и выживания» миг' рантов, в центр серьезной работы и активной адаптации приезжающих с целью их наиболее эффективного вовлечения в реальную экономику субъекта. Проведенное исследование миграционных процессов дает читателю возможность ознакомиться с нормативно-правовыми актами, на основании которых в столице Российской Федерации происходят эти самые процессы, регулируемые управлением по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации. Более того, Москва, с точки зрения ученых и экспертов, считается одним из самых перспективных и привлекательных миграционных центров, что позволяет мигрантам выбирать этот город для своего будущего переселения.
Однако, зачастую у мигрантов нет определенной цели для переезда, и решение этой проблемы на территории города федерального значения является одной из приоритетных задач для московского Правительства. Вопрос миграции крайне актуален для всех городов, поскольку люди всегда будут переезжать. Ответственные органы, на которые возложены полномочия по управлению городами, могут лишь помочь “мигрантам’, создавая соответствующие
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
2. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 г
3. План мероприятий по реализации первого этапа (2009–2011 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. Сотрудничество государств – участников СНГ в области регулирования трудовой миграции.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2016 № 5-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», частей 1 и 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подпункта 2 части первой статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина Республики Молдова М. Цуркана» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 9. Ст. 1308.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.07.2017 № 22-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан США Н.Д. Вордена и П.Д. Олдхэма» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 31 (Часть II). Ст. 4984.
6. Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2016 № 2538-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Республики Молдова Дробота Михаила на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 1 статьи 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
7. Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 30. Ст. 3285.
8. Федеральный закон от 22.10.2013 № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений»
9. Решение Верховного Суда РФ от 14.07.2011 № ГКПИ11-723 «О признании недействующими подпункта «а» пункта 37 и пункта 39 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9» // Справочноправовая система «КонсультантПлюс.
10. Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» // Собрание законодательства РФ.2016. № 15.Ст. 2071.
11. Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 (ред. от 26.10.2016) «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 29.01.2007. № 5.Ст. 653.
12. Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 10 «Об установлении размера платы за услуги организаций федеральной почтовой связи по приему уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 4. Ст. 515.
13. Постановление Правительства РФ от 14.02.2007 № 94 (ред. от 30.11.2016) «О государственной информационной системе миграционного учета» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 8. Ст. 1012.
14. Приказ МВД России от 23.11.2017 № 881 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметки о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
15. Приказ ФМС России от 29.08.2013 № 364 (ред. от 07.08.2014) «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации» // Российская газета. 01.11.2013. № 247 (утратил силу). 13. Закон СССР от 24 июня 1981 г. №5152-Х «О правовом положении иностранных граждан в СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1981. № 26. Ст. 836 (утратил силу).
16. Проект приказа МВД России «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации» (подготовлен МВД России 02.08.2016) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
17. Административное право России: учебник. 6-е изд-е. Колл. авторов. / Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, М.: 2015.
18. Административное право России: учебник. 7-е изд-е. Колл. авторов. / Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, М.: 2017.
19. Алешковский И., Ионцев В. Тенденции международной миграции в глобализирующемся мире // Век глобализации. 2014. №2. С. 13–18
20. Борисов С.В. Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию (постановку на учет) по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации // Юридическая наука. 2015. № 2.
21. Борщевский М. Добро пожаловать // Рос. Газета. 17 марта 2014 г
22. Губина О. В., Проворова А. А. Проблемы эффективности инструментов программного регулирования формирования и развития демографического потенциала в арктических регионах РФ // Проблемы развития территории. 2018. № 3 (95). С. 58—75.
23. Демография и статистика населения: учебник для академического бакалавриата / И. И. Елисеева [и др.]; под ред. И. И. Елисеевой, М. А. Клупта. — 3'е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 405 с
24. Дмитриева Т.Н. Меры по содействию адаптации трудовых мигрантов: практика Москвы // Этнодиалоги. 2014. №1(45). С. 110-114.
25. Дмитриева Т. Н. О некоторых аспектах понятийного аппарата политики интеграции / Т.Н. Дмитриева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Политология».– М.: РУДН, 2015.– № 4.– С. 26–32
26. Зыкова Т. Не рабы понаехали // Рос. Газета, 14 марта 2014.
27. Ишназаров Д.У., Ишназарова З.М. Роль привлекательности территорий в выборе внутренних мигрантов в России / / Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. №12 (345).
28. Корель Л., Корель И. Дрейф регионов в миграционном пространстве России // Общество и экономика. 2014. № 4. С. 158—177
29. Кудров В.М. Мировая экономика: учебник. М. БЕК, 2014. 46 с
30. Мировая экономика : учебник / под ред. А.С. Булатова. М.: Экономистъ, 2016. 60 с
31. Михалева Д.А. Особенности этапа предварительной проверки материалов по фактам фиктивной постановки на учет иностранного гражданина по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации: учебное пособие / Д.А. Михалева. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2018. – 40
32. Орешкин В.И. Россия в международной миграции трудовых ресурсов // Мировая экономика и международные отношения. 2016. № 3.С. 74–89.
33. Падалкина Л.С., Клочков В.В., Тарасова С.В.. Мировая экономика : учебник. М.: Проспект, 2017. 240 с.
34. Плюгина И.В. Ответственность за нарушение миграционного законодательства: правовые проблемы и пути их преодоления // Журнал российского права. 2015. № 4.
35. Рыбачкова А.В. Современная оценка миграционной привлекательности регионов Центральной России и Поволжья // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№6
36. Симионов Ю.Ф., Лыкова О.А. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник. М. : Феникс, 2015. 55 с.
37. Соколова Ф.Х. Миграционные процессы в Российской Арктике // Арктика и Север. 2016. №25. С. 158—172
38. Вместо закона о российской нации подготовят ФЗ о нацполитике URL:http://nazaccent.ru/content/23330-vmesto-zakona-o-rossijskoj-nacii-podgotovyat.html.
39. Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы. URL: http://www.dszn.ru/
40. Инвестиции в Москву: Факторы инвестиционного климата. URL: https://investmoscow.ru/investment/economic-indicators/investment-in-moscow-is-profitable/the-level-and-place-of-economic-development/
41. Информационное агентство России «ТАСС». Политика: ежедн. интернет-изд. 2016. 14 декабря. URL: http://tass.ru/politika/3870622
42. Интернет портал СНГ. Миграционная ситуация в Российской Федерации в 2016 году. I квартале 2017 года. URL: http://www.e-cis.info/page. php?id=25988
43. Миграционный учет. Обязанности граждан по миграционному учету. - https://ufms.spb.ru/sovety-migracionnogo-advokata/migracionnyj-uchet-obyazannosti-grazhdan-po-migracionnomu-uchetu/osnovaniya-poryadok-i-sroki-postanovki-na-uchet-po-mestu-prebyvaniya/
44. Мухаметьянова Э.И. Реализация государственной миграционной политики в России: проблемы и пути совершенствования // Бизнес и общество : электронный журн. 2018. № 2 (18). URL: http://busines-society.ru/2018/num-2-18/15_mukhametjanova.pdf.
45. Об утверждении перечня территорий приоритетного заселения: распоряжение Правительства РФ от 27 мая 2013 г. № 848-р (ред. от 24.08.2018). URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146843/ .
46. Отчет по России и США, подготовленный в рамках исследования и сравнительного анализа практик социальной интеграции мигрантов в России и США. 2015 г. URL: http://usrussiasocialexpertise. org/sites/default/files/Migration%20Study%20-%20RU.pdf
47. Первое заседание Межведомственного координационного совета по развитию межнациональных отношений в городе Москве. URL: www.mos.ru/news/item/31711073/
48. Постановление Государственной Думы РФ от 13.12.2017 г. № 335461-7 «Об информации Министра внутренних дел Российской Федерации В.А.Колокольцева о мерах по противодействию нелегальной миграции, принимаемых Министерством внутренних дел Российской Федерации». URL: http://www.duma.gov.ru/news/ 273/2174206/?sphrase_id=2811037
49. Федеральная служба безопасности РФ. URL: www.fsb.ru
50. Юдина Т.Н. Адаптационные и интеграционные контракты: опыт стран иммиграции для России. URL: http://ashpi.asu.ru/ic/?p=2851/
51. Les étrangers en France. Dixième rapport établi en application de l'article L. 111–10 du Code de l'entrée et du séjour des étrangers et du droit d'asile. 2012 Access: www.immigration.interieur.gouv.fr