Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Вопросы реализации гигиенических требований при организации игр с детьми дошкольного возраста отражены в нормативных документах, являющихся основополагающими для педагогов дошкольных образовательных организаций (далее ДОО), в частности в инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», в новых СанПиНах, в ФГОС ДОО и в других нормативных документах.
Дошкольное детство, как известно, уникальный период в жизни человека, когда происходит становление личности, закладываются основы здоровья. Из детства ребенок выносит то, что потом сохраняет всю жизнь. Чтобы развитие ребенка было полноценным и гармоничным, необходимо создать безопасные и эмоционально комфортные условия для раскрытия его способностей.
В июле 2013 г. вступили в действие новые санитарные правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Данный документ направлен на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях. Также они распространяются на дошкольные организации, осуществляющие услуги по развитию детей.
Новые санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения дошкольных образовательных организаций, оборудованию и содержанию территории, помещений, естественному, искусственному освещению, отоплению, вентиляции, водоснабжению, канализации, организации питания, приему детей, организации режима дня, воспитательно-образовательного процесса и физического воспитания детей, личной гигиене персонала.
Вопросы реализации гигиенических требований к организации игр дошкольников, а также организации предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации рассмотрены в работах современных исследователей. Таких как, З.И. Береснева, Н.А. Виноградова, Т.В. Волосовец, А.Г. Гогоберидзе, С.Г. Добротворская, Т.Н. Доронова, И.С. Клецина, Е.Л. Кононко, Н.А. Короткова, З.П. Красношлык, Ю.С. Мануй лов, Н.В. Микляева, Л.С. Новоселова, В.А. Петровский, М.Н. Полякова, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, Е.О. Смирнова, В.А. Ясвин и др.
Однако, несмотря на то, что вопросы организации игр и предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации поднимаются в литературе очень часто, на практике остается нераскрытой проблема реализации гигиенических требований к организации игр дошкольников. Связано это в первую очередь с тем, что далеко не всегда материально-техническая база дошкольной организации соответствует всем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и другим документам по созданию предметно-пространственной развивающей среды.
В современных психолого-педагогических исследованиях недостаточно изученным остается вопрос о необходимости разработки методических рекомендаций по организации предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации в соответствии с принципами, обозначенными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и в соответствии с гигиеническими требованиями к организации игр.
Объект исследования: среда дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: гигиенические требования к организации игр дошкольников в условиях ДОО.
Цель исследования: изучить особенности реализации гигиенических требований при организации игр с детьми и разработать рекомендации по совершенствованию процесса выполнения педагогическими работниками гигиенических требований в игровой деятельности с детьми.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести анализ законодательной базы, регламентирующей гигиенические требования при организации игр с детьми.
2. Изучить цель, задачи, содержание и особенности санитарно-гигиенических требований к организации игрового пространства в дошкольной образовательной организации.
3. Проанализировать реализациюгигиенических требований при организации игр с детьми в ДОО и разработать рекомендации по совершенствованию процесса выполнения педагогическими работниками гигиенических требований в игровой деятельности с детьми.
Методы исследования: теоретические – анализ и обобщение литературы; эмпирические – наблюдение, анализ документации, анкетирование.
Практическая значимость исследования состоит в том, что, предложенные материалы и методические рекомендации, могут быть использованы в практической деятельности работниками дошкольного образования.
База исследования: МБОУ СОШ с. Ныш Ногликского района Сахалинской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОБЛЮДЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Анализ законодательной базы, регламентирующей гигиенические требования при организации игр с детьми
К законодательной базе, регламентирующей требования к организации среды ДОО, а также гигиенические требования при организации игр с детьми, относятся следующие нормативные документы:
Конституция Российской̆ Федерации.
Федеральный закон от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»).
Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей».
Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста».
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Законодательство Российской Федерации устанавливает, что принципами охраны здоровья граждан являются: соблюдение прав человека и гражданина в области здравоохранения и соответствующие государственные гарантии; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан, и детей в том числе .
С введением нового Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенцию и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в ДОУ» вступили в силу 22 июля 2010г. В 2011г-вступили в силу Изменения №1 к СанПин-10г.
В изменениях №1 было предложено термин «ясельная группа» изменить на «группа для детей младенческого и раннего возраста». Слово «занятие» предлагается использовать как «непосредственно образовательная деятельность». Допускается возможность размещения групп для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях других типов при наличии в них помещений, соответствующих требованиям СанПин .
Новые санитарные правила избавлены от противоречий Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников.
Одна из «революционных» новаций — разрешение использовать групповую для организации сна с использованием раскладных с жестким ложем или выдвижных кроватей, а спальни в период бодрствования детей — для организации игровой и образовательной деятельности. При этом нужно строго соблюдать режим проветривания и проведения влажной уборки, которая должна быть проведена в спальне не менее, чем за 30 минут до сна детей, при проветривании в течение 30 минут. Такие изменения, несомненно, продиктованы переполненностью большинства детских садов.
Министерством образования и науки Российской Федерации было разработано Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях». В целях защиты интересов детей специалистам дошкольных учреждений рекомендовано активизировать работу с родителями в следующих направлениях:
— пропагандировать игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными;
— разъяснять негативные воздействия отдельных видов игрушек;
— консультировать родителей по вопросам приобретения игрушек для своих детей и по использованию их при взаимодействии взрослого и ребенка в условиях семьи.
В разное время игры и игрушки подвергались оценке, предъявлялись различные требования к их подбору, осуществлялся контроль в данном направлении со стороны государственных органов. Отечественными учеными были разработаны классификации, позволяющие сделать соответствующие выводы об играх и игрушках определенного времени .
В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий Министерством образования и науки Российской Федерации в 2000 году был разработан порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей, который был утвержден приказом Минобразования РФ от 26.06.2000 г. № 1917.
Данный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей устанавливает правила проведения социально-психолого-педагогической экспертизы (далее экспертизы) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (далее – игрушек) в целях разрешения их производства, импорта и реализации на территории Российской Федерации.
Экспертизе подлежат отечественные игрушки, подготовленные к серийному выпуску, или в случае внесения изменений в технологию их производства, а также импортные игрушки до заключения договоров на их поставку.
Этот порядок запретил производство и реализацию отечественных игрушек, а также реализацию импортных игрушек на территории Российской Федерации без социально-психолого-педагогического заключения.
Критерии оценки настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей предназначаются для использования в деятельности организаций, проводящих экспертизу, при проведении экспертизы игрушки.
Критерии рекомендуются предприятиям – изготовителям и торговым организациям для контроля за качеством игрушки.
Критерии могут использоваться работниками системы дошкольного образования для создания предметно-развивающей среды в образовательных учреждениях.
Устанавливаются две группы критериев.
Критерии группы 1 обеспечивают безопасность ребенка, его защиту от негативных влияний игрушки на здоровье и эмоциональное благополучие.
В эту группу включены Критерии, защищающие ребенка от таких качеств игрушки, которые:
Провоцируют ребенка на агрессивные действия.
Вызывают у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка.
Провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.
Вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка.
Провоцируют ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
В состав критериев группы 2 включены качества игрушки, направленные на обеспечение развития ребенка:
Полифункциональность. Игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях.
Возможность применения в совместной деятельности. Игрушка может быть пригодна к использованию в коллективных видах деятельности (в том числе и с участием взрослого) и может инициировать совместные действия.
Дидактическая ценность. Игрушка выступает средством обучения ребенка.
Эстетическая ценность. Игрушка является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; может являться изделиями художественных промыслов .
Наличие у игрушки хотя бы одного из качеств группы 1 означает несоответствие этой игрушки критериям. Наличие у игрушки хотя бы одного качества группы 2 свидетельствует о ее образовательной ценности.
Экспертиза игрушки носит комплексный, многоаспектный характер, основанный на качественном и количественном анализе. Вышеуказанный Приказ в 2007 году утратил силу в связи с изданием Приказа Минобрнауки РФ от 05.10.2007 г. № 272.
Однако остается актуальным Письмо Министерства образования РФ от 17 мая 1995 г. № 61/19–12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях». Этот документ был положен в основу Порядка проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей, так как в нем были определены две группы критериев оценки игрушек, которые описаны выше.
В настоящее время активно действуют Экспертные Советы городского значения. В Москве существуют две наиболее известные подобные организации:
– Городской Центр игры и игрушки МГППУ (г. Москва), был открыт в 2005 году и проводит психолого-педагогическую экспертизу игр и игрушек в основном зарубежного производства. Центр проводит оценку игрушек с выделением групп: по возрасту (до 1 года, от 1 до 3 лет, от 3 до 7 лет, от 7 до 10 лет) и по типу (погремушки, пирамидки, подвески, игрушки для экспериментирования, вкладыши, каталки, образные игрушки, пазлы и разрезные картинки, машинки, кукольная утварь, тематические наборы для режиссерской игры, игры с правилом, кубики и конструкторы). Каждой рекомендуемой к использованию игрушке присваивается знак «Детские психологи рекомендуют», приводится наименование игрушки, компания-производитель, возрастная адресованность, краткое описание игрушки и заключение экспертной комиссии.
Существует также Межрегиональная общественная организация «Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей» (МОО «Экспертиза для детей»), основанная в 2006 году ЗАО «Элти-кудиц» (Г. Москва). В Уставе МОО «Экспертиза для детей» записано, что «Целью Объединения является защита прав детей на получение качественной игровой, учебно-методической и электронной продукции, информирование родителей, педагогов и организаций, работающих с детьми, об игровой, учебно-методической и электронной продукции полезной для развития детей, а также содействие развитию рынка данной продукции в интересах детей, родителей, педагогов и организаций, работающих с детьми». Экспертами анализируются игрушки как отечественного, так и зарубежного производства, выделяются достоинства и недостатки игрушки, приводится краткая характеристика и присваиваются категории соответствия (высшая или первая), а также знаки – «золотое» или «серебряное солнышко» соответственно, и делается вывод о возможности использования игрушки или необходимости доработки и последующей повторной оценки.
И первая, и вторая организации привлекают к деятельности педагогов и психологов в области дошкольного образования, как теоретиков, так и практиков. Основной отличительной особенностью является то, что Центр игры и игрушки МППУ оценивает в основном игрушки зарубежного производства и те из них, качество которых, на первый взгляд, не вызывает сомнения, что подтверждено особенностями производителей из Германии, Италии, Швеции. Экспертная оценка ведется в соответствии с задачами возрастного и психического развития на каждом возрастном пе
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019)
2. Конвенция о правах ребенка(одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (ред. от 27.08.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564)
4. Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 N 32408)
5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
6. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038)
7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций / Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
8. Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание – 2018 – № 12. – 120 с.
9. Березина Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. - № 8. – 2017. - с.192 – 195.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учебное пособие. Изд. 2. // под ред. Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2019. – 398 c.
11. Верховкина, М. Е., Атарова, А. Н. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах [Текст]; под ред. М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. – СПб. : КАРО, 2019. – 112 с.
12. Винокурова М. А. Формирование саморегуляции дошкольников посредством адаптивных замещающих действий // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - № 5. – 2017. - с. 483 – 486.
13. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте // под ред. Л.С. Выготского. – М.: Просвещение 2017. – 91 с.
14. Выготский Л. С. Лекции по психологии. - СПб.: «СОЮЗ», 2018. – 431 с.
15. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл, 2017. – 507 с.
16. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 2019. – 96 с.
17. Гогоберидзе, А. Г. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада [Текст] / А. Г. Гогоберидзе, А. М. Вербенец // Справочник руководителя ДОУ. – 2019. – № 12. – С. 33–38.
18. Григорьев, В. Д. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно–ценностное общение [Текст] : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2019. – 96 с.
19. Григорьева О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников [Текст] // Молодой ученый – 2018 – № 20 – с. 568- 572.
20. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Просвещение, 2018. – 391 с.
21. Детство: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Авт.–сост.: Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – М.: Детство–Пресс, 2019. – 321 с.
22. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования [Текст] : учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. – 3–е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 676 с.
23. Добротворская, С. Г. Организация развивающей среды в образовательном учреждении [Текст] : Учеб. пособие / С. Г. Добротворская. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. – 176 с.
24. Дьякова, С. П. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта в системе образования на основе организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / С. П. Дьякова / Сайт«Студенческий научный форум – 2019. – URL: https://www.scienceforum.ru/2016/1801/22173
25. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. - М.: Знание, 2019. – 94 с.
26. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника // под ред. О.М. Дьяченко. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж Психологический Институт Российской Академии Образования, 2018. – 326 с.
27. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – М. – Педагогика. – 2017. – № 6. – с. 126-131.
28. Журавлева, С. В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке [Текст] / С. В. Журавлева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2018. – № 3. – С. 48–56.
29. Зак А.З. Методы развития способностей у детей: учебник [Текст] // под ред. А.З. Зака. – М.: Просвещение, 2018. – 350 с.
30. Иванова А.А. Развитие творческого воображения старших дошкольников [Текст] // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Международной научной конференции – Чебоксары: Интерактив плюс, 2019 – с. 136-140.
31. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека / Е.И. Игнатьев. – М.: Изд-во Знание, 2017. – 240 с.
32. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] // под ред. Е.П. Ильина. – СПб.: Питер, 2019. – 564 с.
33. Карабанова, О. А. и др. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [Текст] : Метод. рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный институт развития образования, 2019. – 96 с.
34. Кларина, Л. М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников [Текст] /Л. М. Кларина. – СПб., 2019. – 144 с.
35. Климов Е.А. Основы психологии: учебник для вузов. Изд. 2. [Текст] // под ред. Е.А. Климова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2018. – 256 с.
36. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник [Текст] // под ред. Г.М. Коджаспировой. – М.: КНОРУС, 2018. – 340 с.
37. Комарова, О. А. Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде [Текст] / О. А. Комарова // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2018. – № 8. – С. 52–56.
38. Комарова, О. А. Конструирование предметно–развивающей среды дошкольной образовательной организации [Текст] : учеб. пособие / О. А. Комарова, Т. В. Кротова. – М. : МПГУ, 2019. – 135 с.
39. Комарова, О. А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями [Текст] / О. А. Комарова // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2018. – № 8. – С. 26–38.
40. Комарова, О. А. ФГОС дошкольного образования: теория и практика [Текст] / О. А. Комарова. – М. : Перо, 2019. – 164 с.
41. Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: пособие для педагогов-психологов ДОУ. Изд. 3. [Текст] // под ред. С.Г.Королёвой. – М.: Учитель, 2019. – 289 с.
42. Кравцова Е.Е. Педагогика и психология. – М.: Форум, 2019. – 384 с.
43. Краснощекова Л.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 124 с.
44. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия Развития, 2018. – 218 с.
45. Лебеденко О. А. Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - № 29. – 2017. - с. 27 – 32.
46. Лексакова Н.В. Образовательная развивающая среда ДОУ как средство развития одаренности // В сборнике: Инновации в развитии одаренности: от книги до IT-решений Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 141-144.
47. Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие. Изд. 2. [Текст] // под ред. А.Г. Маклакова – М.: Знание, 2018. – 340 с.
48. Николаева К.В., Щекочихина И.Е., Новоторцева Т.А. Особенности предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации // Преемственность в образовании. - 2019. - № 21(03). - С. 118-130.