Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современная школа является необходимым и важным этапом аккумулирования сведений об окружающей действительности, развитии коммуникации между школьниками, разнообразия отношений к социоприродному окружению, которое направлено на становление личности, формирование экологической культуры школьника.
На сегодняшний день необходимо отметить низкий уровень знаний школьников о своем родном крае, культуре, быте, экологии. В этой связи важно формировать у учащихся полноценные взгляды на окружающую среду, место в ней каждого человека, его биологическую и социальную сущность, воспитывать верное отношение к среде обитания и правил поведения в ней, повышать познавательный интерес к изучению родного края. По мнению Г.И. Щукиной, познавательная деятельность - одна из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную деятельность на основе познавательного интереса. В связи с этим, активизация познавательной деятельности школьников – составная часть усовершенствования способов обучения [35, с. 12].
Применение краеведческого принципа в обучении способствует установлению наиболее тесных связей между познанием природы и окружения человека, сформировать преемственность и перспективность изучения окружающей действительности, сформировать условия для целесообразного формирования нравственных и этических установок.
Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней дают знания о своем крае, прививают соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние региона, в их равноправном взаимодействии и выделять в краеведении особое направление – географическое краеведение.
Объект выпускной квалификационной работы – формирование практических навыков в изучении родного края, хозяйства и населения, а также познавательных интересов.
Предмет исследования – краеведческий принцип в обучении географии в школе.
Цель выпускной квалификационной работы – изучение краеведческого принципа в обучении географии в школе. Достижение поставленной цели потребовало решение ее приоритетных задач:
1) Раскрыть понятие и сущность «краеведения» и «краеведческого принципа»;
2) Изучить методы и формы краеведения;
3) Определить особенности организации краеведческой работы в обучении географии в школе.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, синтез, индукция и дедукция.
Гипотеза исследования: организация краеведческого принципа в обучении географии в школе будет эффективна, если:
1.Проводится предварительная работа по ознакомлению детей с социоприродным окружением в рамках учебных программ;
2. Педагог организовывает и проводит урочные и внеурочные мероприятия по изучению предмета «География».
Теоретико – методологической основой исследования послужили работы отечественных ученых, таких, как Т.А. Бабакова, А.С. Барков, Л.С. Берг, П.П. Блонский, П.В.Иванов, Е.Н. Мешечко, А.А. Остапец-Свешников, А.А.Плешаков, Л.П. Салеева-Симонова, В. П. Соломин, К.Ф.Строев, К.Д. Ушинский, И.В.Цветкова и пр.
Так, П.В. Иванов, А.А. Плешаков, Л.П. Салеева, Л.П. Симонова, В.П. Соломин, П. В. Станкевич, И.В. Цветкова, и затрагивают вопросы экологического воспитания школьников, вносят весомый вклад в определение принципов, содержания, технологий экологического воспитания. Л.П. Салеева – Симонова определяет экологическую культуру, как качество личности.
Л.С. Берг, П.П. Блонский, К.Ф, Строев и изучали краеведение с упором на географическую составляющую. Е.Н. Мешечко школьное краеведение рассматривает как составную часть краеведения. Т.А. Бабакова, А.С. Барков раскрыли методики реализации краеведческого подхода.
В своей работе «Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы» А.А. Остапец-Свешников раскрывает роль детско-юношеского туризма и основы туристско-краеведческой деятельности. Непосредственно акцентирует внимание на социоприродном окружении школы в концепции «Школа – окружающий мир».
Также в рамках данной работы использовалась аналитическая, научная литература, содержащая информацию об объекте исследования, акцентировалось внимание на периодических изданиях и на Интернет – источниках.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, … глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Список использованной литературы включает в себя … наименования.
Глава 1. Теоретические основы краеведческого принципа в обучении географии в школе
1.1. Понятие и сущность «краеведения» и «краеведческого принципа»
Краеведение представляет собой важнейший инструмент познания Родины. На сегодняшний день краеведение на новом подъеме. Главная задача современности – выработка теоретико-методологических основ краеведения [23].
В XVIII веке были заложены традиции изучения края, но только в конце XIX века краеведение представляло собой демократическое движение, продолжающее существовать до сегодняшних дней, несмотря на происходящие социально-экономические процессы в обществе.
Само понятие «краеведение» уходит далеко в прошлое. В разное время имелись различные подходы к установлению сущности данного понятия. Термин «краеведение» появился значительно позже (в 20-е годы ХХ века). Сначала существовали такие термины, как «отчизноведение» и «родиноведение» [27, с. 97].
Важность изучения родной природы в школе и организации жизни местного населения, проведение экскурсий, сбор местных материалов, растений в целях применения их как наглядных пособий указывали еще самые первые школьные уставы. Так, в XIX в. Н.Х. Вессель полагал, что курс обучения необходимо выстраивать на базе применения местного конкретного материала, то есть посредством краеведческого подхода[8, с. 12].
К.Д. Ушинский в своих трудах был наиболее убедителен в высказывании мысли о краеведении в обучении. По его мнению, краеведение – ключевое средство, способствующее превращению обучения из книжного в конкретно-познавательное. Ученый ввел в научный оборот термин «отечествоведение»[32, с. 128].
Сущность «отечествоведения» рассматривалась как совокупная характеристика Родного края, региона проживания, где знания формируются на базе местной информации в результате сравнения и обобщения [32, с. 93].
С точки зрения П.П. Блонского, главный предмет знаний – происходящие явления жизни человека, окружающей действительности, которые можно называть географией или родиноведением, понимая изучение того, как в разных местах живут люди на Земле [7, с. 225].
П.П. Блонским предложена формула формирования национального самосознания: «человек – член: племени, нации, человеческого рода». Даная последовательность в изучении социальных, исторических и культурных ценностей соотносится с особенностям психологии учащихся [7, с. 226].
К 20-м гг. ХХ века краеведение представляло собой способ статистического изучения какой-либо которая, в свою очередь, выделялась по административным, политическим, а также хозяйственным функциям. Краеведение в 30-е гг. являлось общественным движением, которое объединяет местное население, принимавшее участие в социальном строительстве своего края путем ознакомления с ним, изучения[1, с. 34].
С 1918 - до 1929 гг. планировалось выстраивать обучение и воспитание, привлекая местные материалы. В 90-е годы XIX века краеведение рассматривалось как изучение учащимися уездов и губерний, более важная роль отводилась «Родиновдению». Ученые С.А. Аржанова, В.Е. Глуздовского поддерживали такие взгляды на краеведение. Первые программы Наркомпроса (1920г.) направляли саму школу и учителя, в частности, на их обширное их применение. Программами ГУСа (1924-1925 годы) предусматривалось осуществление учебной и воспитательной работы на базе краеведения[1, c. 34].
Краеведение в школе обладало в тот период рядом недостатков. Так, в 20-е гг. в практике работы школы заметно распространилось «описательное краеведение». Такой тип краеведения предполагает, что учащиеся только фиксируют, описывают явления и факты местной жизни, не пытаются
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверкиева Г. В. О сущности понятия «краеведение» // Экология человека: будущее культуры и науки Севера: Тезисы докл. VII Междун.Соловецкого форума. - Архангельск, 1995. - С. 158-159.
2. Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками //Начальная школа. - 2013.- № 9. - С. 16 -20.
3. Баринова И. И. Внеурочная работа по географии/ под ред. И.И. Бариновой, В. Елховской, Л. И. Николиной. - М.: Просвещение, 1988. - 158 с.
4. Барков А.С. Вопросы методики и истории географии. — М., 1961. — 213 с.
5. Баулина Т. Д., Бочарникова Э. А. Краеведческий принцип в обучении [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. - С. 130-132.
6. Берг Л.С. Предмет и задачи краеведения // Как изучать свой край. — Л., 1925. – 145 с.
7. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения / Редкол. Б. П. Есипов, Ф. Ф. Королев, С. А. Фрумов ; сост. Н. И. Блонская, А. Д. Сергеева ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 696 с. : 1 л. портр. - Указ.: с. 679-688.
8. Вессель Н.Х. Местный элемент в обучении/Н.Х. Вессель//Очерки народного познания. – 1862. – №4. - С. 12.
9. Воронцова М. В. Сущность и значение краеведения//М.В. Воронцова. - Тамбов: Грамота, 2017. - № 7. - C. 34-35.
10. Грюнберг Г.Ю. Природа окрестностей школы. М.: Учпедгиз, 1958. - 112 с.
11. Даринский А. В. Краеведение: организация экскурсионной работы и факультативов. - М.: Просвещение, 1987. - 157 с.
12. Дерябко С.Д. Субъективное отношение к природе детей дошкольного и младшего школьного возраста //Начальная школа. - 1998. - № 6 - С. 19 -26.
13. Иванов В. В. Современное школьное краеведение // Советская педагогика. 1990. - № 4. - С. 27-39.
14. Иванов П.В. Экология и краеведение в школе. – М.: Просвещение, 1980. – 325 с.
15. Искандеров Н.Ф., Лушкина А. В. Методика организации краеведческого подхода в обучении школьника: средства ИКТ - М.: Просвещение, 2015. - 183 с.
16. Липник В. Н. Проблемы формирования личности и индивидуальный подход к учащимся. - М.: Просвещение, 1984. - 103 с.
17. Мешечко Е.Н. Краеведение: Учебное методическое пособие для студентов географического факультета Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина. – Брест : БрГу, 2010. – 353 с.
18. Новиков Н. И. О воспитании детей для распространения общенаучных знаний //Педагогика. - 2014. - № 2. - С. 27-35.
19. Остапец А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. – М.: Педагогика, 1985.
20. Остапец-Свешников А. А. Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы. - М., 1989.
21. Панчешникова Л. М. Методика обучения географии в школе: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2014. - С. 10–16.
22. Плешаков А.А. Формирование знаний об экологических связях при изучении природоведения в начальной школе: Дис. . канд. пед. наук. М., 1990. -187 с.
23. Понятие краеведческого подхода. Режим доступа: http://naukarus.com/soderzhanie-ponyatiya-kraevedenie-ego-osnovnye-napravleniya-i-printsipy (дата обращения: 02.11.2018)
24. Салеева-Симонова Л.П. Формирование отношения младших школьников к природе /Проблемы формирования экологической ответственности школьников. — М., 1984.-С. 25-30.
25. Саушкин Ю. Г. Географическое краеведение в школе. — М.: Просвещение, 1982. - 82 с.
26. Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979. – 127 с.
27. Сейненский А. Е. Развитие идей родиноведения (краеведения) в отечественной педагогике (до 1917 г.) // Новые исследования в педагогических науках. 1969. - Вып.3. - С. 97-113.
28. Симонова Л.П. Экологическое образование в школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2012. - 160с.
29. Соломин В. П., Станкевич П. В. Экологическое краеведение как основа формирования экологической культуры // Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и вузе: Материалы семинара. - СПб., 1994. - С. 8-10.
30. Строев К.Ф. Краеведение: учеб.пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1974. – 144 с.
31. Сычева О.А. Влияние социоприродного окружения на результаты экологического образования школьников/О.А. Сычева//Вестник Бурятского государственного университета. – 2017. - № 3 . – С. 2-5.
32. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. Т. 2. М.: Педагогика, 1974. - 680с.
33. Цветкова, И.В. Экологическое воспитание школьников : Теория и практика внеурочной работы / И.В. Цветкова. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 321 с.
34. Чащина З.В. Краеведческая работа в школе (на примере Средней школы № 158 г. Новосибирска) . – 2017. - № 4. – С. 9-12.
35. Щукина Г.И. Проблема познавательной потребности/ Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2016. – 222 с.