- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
вам Нужна ВКР ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Профилактика профессионального выгорания врачей скорой помощи
- Готовые работы
- Выпускная квалификационная работа
- Специальная психология
ВКР (Выпускная квалификационная работа)
Хотите заказать работу на тему "Профилактика профессионального выгорания врачей скорой помощи "?78 страниц
52 источника
Добавлена 04.08.2020
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Глава 1. Теоретические аспекты изучения профилактики профессионального выгорания врачей скорой помощи 6
1.1. Профессиональное выгорание как психологический феномен 6
1.2 Психологические особенности профессиональной деятельности врачей скорой помощи 15
1.3 Особенности профилактики профессионального выгорания врачей скорой помощи 23
Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики профессионального выгорания врачей скорой помощи 32
2.1. Программа эмпирического исследования 32
2.2 Анализ результатов исследования 36
2.3. Программа профилактики профессионального выгорания врачей скорой помощи 47
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложения 63
Фрагмент для ознакомления 2
Введение
Профессия врача требует от профессионала не только мастерства, но и большой эмоциональной самоотдачи, что приводит к эмоциональному выгоранию.
Считается, что термин «профессиональное выгорание» в научный оборот ввел американский психиатр Х. Дж. Фрейденбергер [1] для обозначения психического состояния здоровых людей, которые постоянно находятся в эмоционально напряженной атмосфере в связи с тем, что их профессиональная деятельность требует интенсивного общения с людьми. Это состояние он назвал «burnout» (выгорание). Дальнейшие исследования этого феномена касались профессиональной деятельности медицинского персонала и работников социальной сферы.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «синдром выгорания» – это физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью к соматическим заболеваниям, злоупотреблением алкоголем и другими психоактивными веществами, суицидальным поведением. Работа врача скорой медицинской помощи характеризуется постоянным эмоциональным напряжением, так как зачастую решения о состоянии больного необходимо принимать достаточно быстро и в критических условиях. В связи с этим профилактика синдрома выгорания именно у данной категории медицинских работников является весьма актуальным вопросом.
Методологической и теоретической базой эмпирического исследования послужили работы таких исследователей, как: Н.Е Водопьянова, Е.С Старченкова, Р.Ф. Гарифзянов, Л.А.Мартова, Е.В. Елфимова, М. А. Елфимов, А.С. Березкин.
Практическая значимость исследования выражается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности психологов, работающих в медицинских учреждениях с целью профилактики эмоционального выгорания у медицинских работников
Цель ВКР – исследование особенностей профессионального выгорания врачей скорой помощи для разработки программы по профилактике
Задачи ВКР:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме профессионального выгорания врачей скорой помощи.
2. Уточнить индивидуально-личностные особенности и профессиональные компетенции врачей скорой помощи.
3. Изучить современные технологии профилактики профессионального выгорания врачей скорой помощи.
4. Разработать программу профилактики профессионального выгорания врачей скорой помощи.
Объект исследования в рамках ВКР: врачи скорой помощи
Предмет исследования в рамках ВКР: профессиональное выгорание врачей скорой помощи.
Гипотеза эмпирического исследования: такие личностные характеристики, как тревожность, уровень эмоционального интеллекта находятся в отношениях корреляции с показателями профессионального выгорания и могут рассматриваться в качестве предмета профилактики.
Методы эмпирического исследования: теоретический (анализ и сравнение); психодиагностический (тестовые методики); методы математико-статистического анализа (описательные статистики и непараметрические критерии сравнения).
Методики эмпирического исследования:
1. Опросник на выгорание (MBI) К. Маслач и С. Джексона.
2. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
3.Методика измерения эмоционального интеллекта А. В. Садоковой и П. М. Воронкиной.
4. Тест «Шкала личностной тревожности» (Спилбергер-Ханина).
5. Статистический анализ данных (U-критерий Манна-Уитни).
Эмпирическая база исследования: СПб ГБУЗ ГССМП – Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения городская станция скорой медицинской помощи
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 52 источника, из них 1 интернет-источник и 28 журнальных статей. Работа содержит 7 таблиц, 7 рисунков, 5 приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения профилактики профессионального выгорания врачей скорой помощи
1.1. Профессиональное выгорание как психологический феномен
Термин «выгорание» впервые был употреблен в научной литературе в 1974 году американским психологом Х.Дж. Фрейденбергером при описании психологического состояния здоровых людей, профессия которых связана с интенсивным и тесным общением с клиентами, пациентами в эмоционально напряженной атмосфере. Ранее данное понятие определяло наличие стресса, связанного с профессиональной деятельностью и характеризовалось как неспособность человека противостоять стрессу, приводящему к деморализации, фрустрации и снижению уровня продуктивности выполняемой работы. В дальнейшем профессиональное выгорание как научная концепция было обозначено в работах К. Маслач, С.Джексон и А. Пайнс. Предложенные ими модели выгорания стали основой для последующих исследований в области данной проблемы [3, с. 110].
В 1976 году К. Маслач понятие выгорание определила в качестве реакции на вытекающий из условий работы стресс, который приводит к эмоциональному неприятию клиента, развитию негативного отношению к нему, снижению работоспособности. В 1981 году С. Джексон было сформулировано следующее определение данного феномена: выгорание представляет собой синдром эмоционального истощения и цинизма, появляющемуся у сотрудников, работа которых связана с общением с людьми, и приводящему к развитию отрицательного отношения к своим клиентам [5].
В 1986 году К. Маслач выявила, что работники, занятые в сфере услуг и образования, которые по условиям профессии вынуждены проводить значительное время в интенсивном взаимодействии с другими людьми, наиболее подвержены данному синдрому. Большую роль в исследовании проблемы выгорания представляют исследования В.Е. Орел, рассматривающие данный процесс как результат постепенного процесса разочарования в неудачном поиске смысла жизни, проявляющегося в состоянии физического, эмоционального и психологического истощения. Он считает, что синдром эмоционального выгорания в той или иной мере характерен для представителей всех типов профессий [4, с. 62].
В.В. Бойко характеризует эмоциональное выгорание как выработанный механизм психологической защиты личности с полным или частичным исключением эмоций в ответ на избранные воздействия, которые так или иначе имеют психотравматические последствия. С одной стороны, он представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще – профессионального поведения. С другой – дает возможность для дозированного и экономного использования энергетических ресурсов [1, с. 73].
Особенности синдрома профессионального выгорания наиболее ярко проявляются в так называемой группе риска – профессии в системе «человек – человек». Специалисты этой системы должны постоянно выявлять коммуникативную компетентность, интенсивно общаться с другими, быть ответственными. Ежедневные эмоциональные нагрузки потенциально несут опасность тяжелых переживаний, связанных с профессиональной деятельностью [1, с. 39].
Процесс развития профессионального выгорания – это постепенное накопление негативных эмоций, которые не имеют адекватного выхода, личность демонстрирует рост напряжения в общении с коллегами по работе, друзьями и знакомыми; постепенно эмоциональная хроническая усталость переходит в физическую; наблюдаются расстройства сна и как следствие – человек не имеет силы работать. Постепенно хроническая усталость вызывает состояние апатии и депрессии, вспышки раздражения, чувство напряжения, дискомфорта 12, с. 236.
В соответствии с мнением американских исследователей К. Маслач и С. Джексона, профессиональное выгорание – это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений [7].
Эмоциональное истощение выступает основной составляющей "профессионального выгорания": чувства эмоционального опустошения, усталости порождается собственной работой. Эмоциональное истощение проявляется как эмоциональное фон, безразличие или эмоциональная перенасыщенность [6, с. 99].
Деперсонализация проявляется как деформация отношений с другими, циничное отношение к труду. Редукция личных достижений – это болезненное и навязчивое осознание профессиональной некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание отсутствия результативности, тенденция к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение возможных путей профессионального роста.
Структурными компонентами синдрома профессионального выгорания является эмоциональное истощение, деперсонализация и некомпетентность в определенной области. Профессиональное выгорание следует рассматривать как процесс профессионального кризиса, связанного с трудовой деятельностью и нарушением межличностных отношений [9, с. 36].
Интересным научным подходом к изучению профессионального выгорания личности, который одновременно позволяет осуществлять первичную диагностику этого явления, есть классификация Дж. Гринберга, который рассматривает эмоциональное выгорание как процесс, охватывающий 5 стадий. Первая стадия эмоциональное выгорание «это «медовый месяц»: работник сначала получает удовольствие от профессии и с энтузиазмом выполняет задания.
Однако, чем больше стрессовых ситуаций в профессиональной деятельности, тем меньше удовольствия он получает. На второй стадии появляется усталость, апатия, бессонница. При отсутствии дополнительной мотивации, стимулирования работник теряет интерес к трудовой деятельности, исчезает заинтересованность работать продуктивно, возникают нарушения трудовой дисциплины 46, с. 92.
Слишком высокая мотивация приводит к профессиональному истощению работника: чрезмерно используемые внутренние ресурсы, но это еще не хронические симптомы на третьей стадии проявляются так: чрезмерный труд, отсутствие чередования труда с отдыхом вызывает физическую усталость и заболевания, психологические переживания, раздраженность, обостренную озлобленность и бессилие. Четвертая стадия кризисная: развиваются хронические заболевания, в результате которых человек частично или полностью теряет работоспособность, усиливается переживание неудовлетворенности собой, избранной профессией и жизнью.
На пятой стадии эмоционального выгорания все физические и психологические проблемы переходят в острую форму, а опасные заболевания начинают угрожать жизни человека. Итак, проблемы в профессиональной деятельности приводят к угрозе карьерному росту специалиста [9, с. 25].
Модель профессионального выгорания Б. Пармана и Э. А. Хартмана состоит из четырех стадий, а ее авторы определяют этот феномен как физический и психологический дискомфорт.
Отметим, что развитие эмоционального выгорания-это индивидуальный процесс, который определяется разногласиями в эмоциональном мотивационной сфере, а также условиями хода профессиональной деятельности.
Выгорание происходит постепенно. I стадия длится 3-5 лет, II стадия – 5-15 лет, III стадия от 10 до 20 лет, следовательно, приводит к обострению хронических заболеваний и вызывает возникновение новых [4, с. 59].
Согласно анализу научных исследований этой проблемы: основные усилия психологов направлены на проявление факторов, вызывающих профессиональное выгорание. Такими факторами традиционно являются особенности профессиональной деятельности, индивидуальные характеристики профессионалов, внутренние аспекты деятельности [11, с. 85].
В классификации В. В. Бойко подан ряд внешних и внутренних факторов-предпосылок, обусловливающих профессиональное выгорание. Группа организационных факторов охватывает условия материальной среды, содержание работы, социально-психологические аспекты деятельности, коммуникативную компетентность, хроническую напряженность психоэмоциональной деятельности, повышенную ответственность за выполнение функций и операций [2, с. 133]. Психологическими исследованиями выявлено: высокий уровень выгорания тесно связан с пассивными тактиками борьбы со стрессом.
Специалисты, умеющие активно противодействовать стрессу, демонстрируют низкий уровень профессионального выгорания [2, с. 135].
Внутренними (индивидуально-личностными) факторами, определяющими эмоциональное выгорание, являются склонность к эмоциональной ригидности, интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, нравственные дефекты и дезориентация личности [1, с. 120].
Эмпирическое изучение симптомов профессионального выгорания у специалистов различных социальных сфер позволяют классифицировать их условно на: физические, поведенческие и психологические, внешние и внутренние. К физическим относятся: усталость; чувство истощения; частые головные боли, лишний вес; бессонница. К поведенческим и психологическим: тяжесть труда; уничтожение профессионального энтузиазма; чувство разочарования; неуверенность; чувство вины и ненужности; раздражительность; подозрительность; ригидность; неспособность принимать решения; злоупотребление алкоголем или наркотическими средствами 29, с. 106.
Внешние причины – это: социальная и экономическая нестабильность, кризис идейных, правовых, духовных, нравственных норм, низкая социально-правовая защищенность личности в обществе; внутренние причины профессионального выгорания; негативные стереотипы; отрицательный пример руководителей некоторых структурных подразделений; низкая моральная культура трудового коллектива; отсутствие перспективы профессионального роста; постоянная физическая, эмоциональная и моральная усталость; несоответствие условий труда, квалификации специалиста и материальном эквивалента – заработной плате 20, с. 51.
Для диагностики профессионального выгорания целесообразно использовать: методику А. Рукавишникова «Определение психического «выгорания», которая позволяет изучить три основных уровня – межличностный, личностный, мотивационный. Эта методика содержит 72 утверждения относительно ощущений, связанных с работой, которые соответствуют 3 шкалам:
1) психоэмоциональное истощение (ПВ) – процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми, который проявляется в хронической эмоциональной, физической усталости, безразличия и холодности в отношении людей с признаками депрессии и раздраженности;
2) личностное отдаление (ОВ) – специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, сопровождающегося уменьшением количества контактов с окружением, повышением раздраженности и нетерпеливости в ситуациях общения, негативизм в общении с другими;
3) профессиональная мотивация (ПМ) – уровень рабочей мотивации и энтузиазма в деятельности альтруистического содержания. Состояние эмоциональной сферы оценивают по показателям производительности профессиональной деятельности, оптимизма и заинтересованности ею, самооценкой профессиональной деятельности, уровнем успешности в работе с людьми. Количественная оценка психического выгорания по каждой шкале осуществляется путем преобразования ответов в трехбальную систему и суммарного подсчета баллов, а нормативная – определение уровня психического выгорания посредством таблицы 30, с. 46.
Диагностика эмоционального выгорания по методике российского психолога В. В. Бойко – это проявление напряжения, резистенции и истощения. Исследуемым предлагается ответить на 84 вопроса, каждый из которых соответствует одному из ведущих симптомов выгорания 8, с. 59.
Напряжение характеризуется ощущением эмоциональной истощенности, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью, которое проявляется в таких симптомах: человек воспринимает условия работы и профессиональные, межличностные отношения как психотравмирующие; возникает недовольство собой как личностью и профессионалом, собственной профессиональной деятельностью; ощущение безвыходности ситуации, желание сменить профессиональную деятельность; развитие тревожности, усиления нервных и депрессивных настроений 32, с. 54.
Резистенция как чрезмерное эмоциональное истощение, провоцирует возникновение и развитие защитных реакций, которые формируют человека как эмоционально закрытую систему, отстраненную, равнодушную, а любое эмоциональное вовлечение к профессиональным делам и общению вызывает у нее ощущение переутомления 34, с. 102.
Третий компонент характеризуется психофизическим переутомлением, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессионального общения, развитием циничного отношения к профессиональной когорте, психосоматическими нарушениями.
Согласно представленного «ключа» подсчитывают: сумму баллов отдельно для каждого из 12 симптомов выгорания; сумму показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования выгорания; итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания – сумма показателей всех 12 симптомов. По показателю выраженности проявления каждого из симптомов определяется фаза сформированности эмоционального выгорания 28, с. 360.
Следует отметить, что система консультаций, семинаров и тренингов – это целенаправленная профилактика профессионального выгорания, диагностика имеющихся психических состояний, подбор действенных психологических приемов, которые может самостоятельно использовать каждый специалист, помогать друзьям, знакомым 26, с. 108.
Профилактические, лечебные, реабилитационные мероприятия проявления и преодоления профессионального выгорания личности должны способствовать ограничению воздействия факторов стресса: снятие психического напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями, материальным, моральным вознаграждением, социальным одобрением.
С целью преодоления профессионального выгорания специалистам можно использовать технические перерывы, тайм-ауты, деловые игры для сохранения психического и физического здоровья; овладеть умениями и навыками саморегуляции, релаксации, расширить круг общения за пределы профессионального, поддерживать хорошую физическую форму, изменять виды деятельности на непрофессиональные 36, с. 15.
Целенаправленная профилактика профессионального выгорания предполагает развитие умений и навыков равномерного распределения профессиональных нагрузок; быстрое переключение с одного вида деятельности на другой; конструктивное решение конфликтов, повышение профессионального мастерства и квалификации путем самообразования и краткосрочного обучения, изучение опыта успешных специалистов 31, с. 20.
Одним из важных условий является сформированность умений адекватно распределять обязанности в профессиональной и частной жизни.
Фрагмент для ознакомления 3
2. Анциферова Л.И. Условия деформации личности. Новые исследования /Л.И. Анциферова. – М.: Наука, 2015. – 322 с.
3. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности /С.П. Безносов. - СПб.: Речь, 2009. - 272 с.
4. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении /В.В. Бойко. – СПб: Сударыня, 2015. - 32 с.
5. Баянкулов Р.И. Пластилиновая терапия как одна из методов психотерапии в профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности врача /Р.И. Баянкулов // Онкология и радиология Казахстана. – 2017. – № 2 (44). – С. 54-57.
6. Берхмиллер А. Связь между синдромом выгорания и особенностями личности работников скорой медицинской помощи/ А. Берхмиллер // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2016. – №116(12). – С. 25-29.
7. Блинков А.Н. Результаты апробации программы профилактики и коррекции профессионального выгорания врачей / А.Н. Блинков, Н.С. Шевченко // Акмеология. – 2018. – № 4 (68). – С. 54-59.
8. Величковский Б.Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: Дис. ... канд. психол. наук /Б.Б. Величковский. – М., 2007. - 167 с.
9. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2015. – 336 с.
10. Гонтарева Е.С. Анализ закономерностей возникновения синдрома эмоционального выгорания у сотрудников скорой медицинской помощи/ Р.Ф. Гарифзянов, Л.А. Мартова //Научно-практические исследования. – 2017. – № 3 (3). – С. 58-63.
11. Говорин Н.В. Синдром эмоционального выгорания у врачей/ Н.В. Говорин, Е.А. Бодагова //ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. – 2016. – № 1 (3). – С. 98-106.
12. Гринберг Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.
13. Доника А.Д. Профессионального выгорания на модельной группе врачей / А.Д. Доника // В сборнике: Общие вопросы мировой науки Collection of scientific papers on materials IV International Scientific Conference. International United Academy of Sciences. – 2018. – С. 47-51.
14. Елфимова Е. В. Как предотвратить синдром эмоционального выгорания у медицинских работников? / Е.В. Елфимова, М. А. Елфимов, А.С. Березкин // Эксперим. и клин. гастроэнтерология. – 2016. – № 5. – С. 83-87.
15. Елфимова Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания / Е.В. Елфимова, М. А. Елфимов, А.С. Березкин // Зам. главного врача. – 2016. – №5. – С. 82-91.
16. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов: учебник/ О. Ю. Ермолаев. – М: МПСИ, Флинта, 2003. – 336 с.
17. Завгородний, И. Связь между синдромом выгорания и особенностями личности работников скорой медицинской помощи / И. Завгородний, В. Завгородняя, А. Берхмиллер, В. Капустник, И. Беккельманн // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. – 2016. – Т. 116. – № 12. – С. 25-29.
18. Каткова А.В. Социально-ролевые факторы профессионального выгорания врача/А. В. Каткова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2018. – Т. 8. – № 3. – С. 92-93.
19. Кириченко Н.Е. Синдром профессионального выгорания в системе взаимоотношений врач-пациент / Н.Е. Кириченко //В сборнике: Основные проблемы в современной медицине.// Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. – С. 174-178.
20. Коваленко А.В. Профессиональная деформация личности : уч. пособ. / сост. А. В. Коваленко, Л. А. Шиканов. – Томск : Изд-во ТПУ. – 2014. – 90 с.
21. Корехова М.В. Профессиональный стресс врачей анестезиологов-реаниматологов/ М.В. Корехова, И.А. Новикова, А.Г. Соловьев // В сборнике: Современная психология и педагогика: проблемы и решения Сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции. 2018. – С. 41-45.
22. Ларенцова, Л. И. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей: психологические аспекты : руководство / Л. И. Ларенцова, Л. М. Барденштейн; Московский медико-стоматологический университет. - М. : Мед. кн., 2009. – 142 с.
23. Лымаренко В.М. Особенности синдрома профессионального выгорания у врачей отделений скорой медицинской помощи/В.М. Лымаренко, О.В. Леонтьев, С.А. Баграмова, А.Н. Войцицкий, Ю.В. Черная //Вестник психотерапии. – 2018. – № 68 (73). – С. 114-131.
24. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. [Электронный ресурс] / К. Маслач. – Режим доступа: http://hr.qetu.net/ (дата обращения 21.12.2019).
25. Миронов П.И. Характеристика синдрома профессионального выгорания у врачей выездных бригад скорой медицинской помощи / П.И. Миронов, С.Н. Петраш, М.Д. Синдром «эмоционального выгорания» как вид эмоциональной истощенности и редуцированной работоспособности в профессиональной деятельности медперсонала скорой помощи / М.Д. Петраш, А.А. Бойков, П.Н. Федоров // Скорая медицинская помощь. - 2003. -№ 3. - С. 17-20.
26. Немов, Р.С. Общая психология. Психология личности: учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 739 c.
27. Низова Л.М. Зона риска как фактор профессионального выгорания медицинских работников/ Л.М. Низова, И.Г. Кислицына, С.И. Иванова //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018. – Т. 26. – № 3. – С. 137-140.
28. Орел В. Е. Профессиональное развитие личности / В. Е. Орел // Общая и прикладная психология: хрестоматия. М. : ТЕИС, 2012. - С. 358-378.
29. Орел В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: дис. доктора психол. наук / В. Е. Орёл. − Ярославль, 2005. − 499 с.
30. Орлова Т. Профилактика и лечение синдрома профессионального выгорания у сотрудников хосписа / Т. Орлова // Сестринское дело. – 2010. – № 1. – С.46-47.
31. Осухова, Н.Г. Профессиональное выгорание, или как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе / Н.Г. Осухова. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. - 56 с.
32. Петраш М.Д. Ежедневные стрессоры в профессиональной деятельности сотрудников скорой медицинской помощи: построение опросника и его валидизация / М.Д. Петраш, А.А. Бойков //Мир науки. – 2018. – Т. 6. – № 4. – С. 54.
33. Парфенов Ю. А. Психофизиологическая характеристика профессионального выгорания у врачей-специалистов разных возрастных групп / Ю. А. Парфенов // Успехи геронтологии. – 2017. – Т. 25. – № 4. – С. 736–744.
34. Профессиональная патология: национальное руководство / под ред. Н. Ф. Измерова. – М: ГЭОТАРМедиа, 2011. – 784 с.
35. Решетников A.B. Социология медицины: учебник / А.В. Решетников. - М: ГЭ0ТАР-Медиа. - 2017. - 256 с.
36. Рукавишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль /А.А. Рукавишников, 2011. – 39 с.
37. Семеногова Т.М. Особенности эмоционального выгорания у врачей (фельдшеров) линейных и специализированных бригад скорой медицинской помощи г. Архангельска/ Т.М. Семеногова // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. – 2015. – № 1 (36). – С. 108-109.
38. Сорокин Г.А. Профессиональное выгорание и рабочая нагрузка врачей /
Г.А. Сорокин, В.Л. Суслов, Е.В. Яковлев //Российский семейный врач. – 2018. – Т. 22. – № 2. – С. 19-24.
39. Сорокин Г.А. Профессиональное выгорание врачей: значение интенсивности и качества работы / Г.А. Сорокин, В.Л. Суслов, Е.В. Яковлев, Н.М. Фролова // Гигиена и санитария. – 2018. – Т. 97. – № 12. – С. 1221-1225.
40. Султанова А.Н. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у сотрудников экстренных служб / А.Н. Султанова, Т.Ю. Сычева, М.Г. Чухрова, Н.А. Малкина, С.В. Пронин // В сборнике: Наука и социум материалы Х Международной научно-практической конференции; научный ред. М.Г. Чухрова. 2019. – С. 77-81.
41. Струк Ю.В. Синдром эмоционального выгорания медицинского работника и пути его преодоления / Ю.В. Струк, О.А. Якушева, А.Н. Артемов, И.И. Воробьёв, В.Р. Сергеева // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2018. – Т. 17. – № 1. – С. 231-236.
42. Хунафин, Н.Д. Баскакова, М.М. Зиганшин // Скорая медицинская помощь. – 2006. – №1. – С.37-39.
43. Чернова И.А. Стрессоустойчивость врачей скорой медицинской помощи / И.А. Чернова, Д.Ф. Хусаинова, Л.А. Соколова // В сборнике: Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения Материалы II Международной (72 Всероссийской) научно-практической конференции молодых ученых и студентов, II Всероссийского форума медицинских и фармацевтических вузов «За качественное образование». – 2017. – С. 489-491.
44. Частоедова И. А. Особенности проявлений синдрома эмоционального выгорания у врачей общей практики / Частоедова И. А., Спицин А. П. // Вятский мед. вестн. - 2015. - № 1. - С. 45-49.
45. Чигарева И.А. Профилактика синдрома профессионального выгорания среди среднего медицинского персонала и врачей анестезиологов реаниматологов/ И.А. Чигарева // Forcipe. – 2019. – Т. 2. – № S. – С. 395-396.
46. Чутко, Л. С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты / Л. С. Чутко, Н. В. Козина. - 2-е изд. - М. : МЕДпресс-информ, 2016. - 256 с.
47. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М. : Логос, 2012. - 191 с.
48. Шевченко Н.С. Исследование «мишеней» воздействия при формировании программы профилактики профессионального выгорания врачей // Н.С. Шевченко, А.Н. Блинков // Развитие профессионализма. – 2018. – № 2 (6). – С. 24-27.
49. Юрьева Л.Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: формирование, профилактика, коррекция. /Л.Н. Юрьева. – Киев, «Сфера», 2004. – 271 с.
50. Янина М.В. Синдром профессионального выгорания у врачей /Янина М.В. // В сборнике: Современная медицина: прошлое, настоящее, будущее Сборник научных трудов. Под редакцией О.Е. Коновалова и С.В. Жукова. Тверь, 2019. – С. 76-79.
51. Degen Ch. Physicians’ intention to leave direct patient care: an integrative review / Christiane Degen, Jian Li, Peter Angerer // Human Resources for Health. – 2015. – Sept. (8), Vol. 13. – P. 74.
52. Freudenberger H.J. Staffburn-out / H.J. Freudenberger // Journal of Social Issues. – 2004. –№ 30. – Pp. 159–165.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней