Фрагмент для ознакомления
2
«временный ввоз» и «временный допуск». Определение временного ввоза традиционно применялось в таможенном законодательстве СССР и РФ. Определение «временный допуск» более точно отражает аутентичное понятие на английском языке – «temporary admission» либо на французском языке «admission temporaire», что дает возможность осуществлять различение понятий «временного ввоза» и «таможенной процедуры временного ввоза» 23, с. 7. Понятие «временный ввоз» применяется с целью обозначить непосредственный факт ввоза товара на таможенную территорию на определенный срок и предполагает его обратный вывоз. Второе понятие определяет конкретную таможенную процедуру, под которую могут быть помещены временно ввозимые товары. Различение факта временного ввоза и одноименной таможенной процедуры является важным по той причине, что товары, которые ввозятся на таможенную территорию временно, могут быть помещены декларантом под ряд различных таможенных процедур, отличающихся по целям применения данных товаров, срокам нахождения на таможенной территории и другими условиями и требованиями (таможенные процедуры временного ввоза, таможенного и свободного склада, таможенного транзита, переработки на таможенной территории).
Кроме того, необходимо отметить, что некоторые таможенные конвенции в официальном названии данной таможенной процедуры отражают ее налоговую сущность, которая предусматривает освобождение товара, который ввозится временно, от уплаты таможенных пошлин и налогов с ввозимых товаров – «временный беспошлинный ввоз» 28, с. 36.
Статья 219 ТК ЕАЭС предусматривает, что временный ввоз (допуск) представляет собой такую таможенную процедуру, которая используется по отношению к иностранным товарам, временно находящимся и использующимся на таможенной территории ЕАЭС при условии соблюдения условий их помещения и использования в соответствии с этой таможенной процедурой с частичной уплатой таможенных пошлин на ввоз, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин или без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин 2.
Таким образом, временный ввоз товаров на территорию какого-либо государства достаточно широко применяется в международной практике. Однако, под данную процедуру помещаются не все товары, а только те, которые имеют статус иностранных. При данной процедуре, иностранные товары используются в течение установленного срока на территории ЕАЭС с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
1.2. Особенности исчисления, возникновения, исполнения и прекращения обязанности по уплате, обеспечение применения таможенных пошлин и налогов при применении таможенной процедуры временного ввоза (допуска)
Проанализируем условия, в соответствии с которыми, товары могут быть помещены под процедуру временного допуска. К одному из данных условий относится возможность идентифицировать помещаемые под временный допуск товары. Понятие и процедура идентификации товаров, транспортных средств, помещений и иных мест рассмотрены в статье 341 ТК ЕАЭС. Данная статья закрепляет норму, в соответствии с которой товары, подлежащие таможенному контролю, транспортные средства, помещения, емкости и иные места, где расположены либо могут располагаться товары, которые подлежат таможенному контролю, могут быть идентифицированы таможенными органами 2.
Идентификация является необходимой с той целью, чтобы в процессе таможенного декларирования товаров для завершения таможенной процедуры временного допуска таможенные органы могли удостовериться, что им предъявлены именно те товары, которые были ввезены ранее на территорию ТС под временный допуск. Идентификация может быть проведена посредством наложения пломбы, печати, цифровой, буквенной и другой маркировки, идентификационного знака штампа. Также может быть применен отбор проб и образцов, подробное описание товара, составление чертежей, изготовление масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, товаросопроводительная и другая документация. Средством идентификации также признаются пломбы, печати и другие идентификационные средства таможенных органов иностранных государств, отправителей товаров либо перевозчиков 3.
Требования относительно изготовления средств идентификации, а также правила их использования установлены законодательными нормами государств, которые являются членами Таможенного союза 10, с. 50.
Еще одним условием помещения товаров под временный допуск является вид помещаемого товара: данный товар не должен быть в списке товаров, которые запрещены к помещению под данную таможенную процедуру.
Вместе с тем, таможенным законодательством допускается помещение временный допуск иностранных товаров, которые ранее были помещены под другие таможенные процедуры, в частности, под процедуры таможенного склада, переработки под таможенным контролем и т.д., но только в том случае, если будет соблюдены все предусмотренные требования и условия.
Далее проанализируем ограничения по пользованию и распоряжению временно товарами временного ввоза. Товары, которые помещаются под временный допуск, продолжают являться товарами, находящимися под таможенным контролем. Таможенный орган должен контролировать соблюдение ограничений относительно пользования и распоряжения данными товарами. Установление такого рода ограничений относительно этих товаров является существенной характеристикой временного допуска как таможенной процедуры. Как уже было отмечено, таможенной процедурой временного допуска предусматривается стабильность временно ввезенных товаров. Стамбульской конвенцией о временном ввозе в качестве основного требования к временно ввозимым товарам было закреплено сохранение их в неизменном виде, за исключением естественного износа, возникшего как результат их прямого использования 26, с. 78.
Международно-правовые стандарты временного допуска в Таможенном Кодексе Евразийского Экономического Союза закрепляют принцип неизменности состояния временно ввозимых товаров. Таможенным законодательством допускается совершение только таких операций, которые не нарушают принцип неизменности их состояния. Сюда относятся операции, которые необходимы для того, чтобы обеспечить их сохранность, а также испытания, исследования, тестирование, проверки, проведение опытов либо экспериментов с такими товарами. Операции, которые нужны для того, чтобы обеспечить сохранность товаров, могут включать в себя работы по их ремонту (исключение составляют капитальный ремонт и модернизация), работы по техническому обслуживанию и другие операции, направленные для поддержания товара в нормальном состоянии, но при том условии, что будет обеспечена идентификация товаров таможенными органами при их последующем реэкспорте. В соответствии с общим правилом, товары, помещенные под процедуру временного ввоза, должны быть в фактическом владении и пользовании декларанта. Декларант имеет право передачи временно ввезенных товаров во владение и пользование третьим лицам только для следующих целей:
техническое обслуживание данных товаров;
ремонт (кроме капитального ремонта и модернизации);
хранение;
транспортировке;
другие цели, определенные законодательством либо международными договорами стран, которые являются членами Таможенного союза 30, с. 50.
Что касается лиц, которые несут ответственность за соблюдение условий использования таможенных процедур и оплату таможенных платежей, то к ним относятся декларанты. В соответствии с п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант является обязанным задекларировать товары и передать таможенному органу необходимые документы, подтверждающие сведения, которые указаны в таможенной декларации и предъявить соответствующие декларируемые товары, если того потребуют таможенный орган [2].
Сроки временного допуска установлены в соответствии с нормами ст. 221 ТК ЕАЭС, при этом срок ограничивается двумя годами со дня осуществления временного допуска. Конкретный срок временного допуска устанавливается таможенным органом по заявлению декларанта в соответствии с целями и обстоятельствами ввоза. На срок, превышающий2года, на таможенную территорию ЕАЭС могут быть временно ввезены товары, по отношению к которых предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов 36, с. 56.
Таможенным законодательством ЕАЭС предоставляется возможность продлить конкретный срок временного ввоза, указывался в ходе временного допуска. Однако, такого роде продление представляется возможным только в пределах максимального срока, который установлен законодательством. Действие временного допуска товаров можно приостановить и до того, как истек срок временного ввоза путем помещения под другую таможенную процедуру [35, с. 81].
Также существует определенный порядок, в соответствии с которым производится приостановление и возобновление действия временного допуска. Для того, чтобы приостановить процедуру, декларанту необходимо подать заявление с указанием информации о наименовании помещенных под временный ввоз товаров, обосновать необходимость ее приостановления и указать сроки приостановления. Аналогично, для того, чтобы возобновить действие временного допуска, необходима подача заявления. Если в срок приостановления временного допуска, такое заявление подано не было, то со дня, который следует за днем истечения срока приостановления, действие процедуры временного допуска автоматически возобновляется 33, с. 41.
Относительно завершения действия процедуры временного допуска можно отметить, что это может завершаться до того времени, как истечет срок временного ввоза посредством помещения под реэкспорт. Также возможно завершить данную процедуру путем помещения под любую другую из таможенных процедур (например, выпуск для внутреннего потребления, отказ в пользу государства или уничтожение) 32, с. 572.
Также рассмотрим особенности исчисления и уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при применении таможенной процедуры временного ввоза в соответствии со ст. 223 ТК ЕАЭС.
В данной статье говорится, что относительно товаров, которые помещаются под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с частичной уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов, ввозные таможенные пошлины, налоги должны уплачиваться за период со дня их помещения под временный допуск по день завершения ее действия.
Также относительно товаров, помещенных под рассматриваемую процедуру без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, в соответствии с обращением декларанта может быть произведена частичная уплата ввозных таможенных пошлин, налогов за период со дня, который указывается в обращении декларанта, по день завершения действия таможенной процедуры. Данное обращение подается в таможенный орган, который производил выпуск товаров до истечения крайнего срока в соответствии с п. 3 ст. 219 ТК ЕАЭС [2].
В качестве обращения декларанта применяется такой таможенный документ, как корректировка декларации на товары. В случае частичной уплате ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый календарный месяц периода времени, определенного в соответствии с п. 1 и 2. ст. 223 ТК ЕАЭС, подлежат уплате 3% исчисленной на день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза, а по отношению к товарам, которые были выпущены до подачи декларации - на день регистрации заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза, помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления [31, с. 85].
При приостановлении действия таможенной процедуры временного ввоза частичная уплата ввозных таможенных пошлин, налогов за период данного приостановления не производится. При этом период приостановления действия таможенной процедуры определяется количеством полных календарных месяцев, в течение которых действие таможенной процедуры было приостановлено.
Что касается частичной уплате ввозных таможенных пошлин, налогов сумма ввозных таможенных пошлин, налогов уплачивается по выбору декларанта за весь период использования частичной уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов или периодически. В случае периодической уплате ввозных таможенных пошлин, налогов она производится в размере, подлежащем уплате в соответствии с п. 3 ст. 223 ТК ЕАЭС, не менее чем за 1 календарный месяц (полный или неполный). Периодичность уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов определяется декларантом в декларации на товары. В случае неуплаты либо неполной уплаты сумм таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых периодически, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате единовременно за весь оставшийся период их применения [2].
При завершении либо прекращении действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) суммы уплаченных ввозных таможенных пошлин и налогов не возвращаются.
1.3. Контроль над исчислением и уплатой таможенных платежей в таможенной процедуре временного ввоза (допуска)
В течение срока временного ввоза (допуска) товаров таможенные органы, указывают определенный период, в течение которого товар может быть временно (за пределами) таможенной территории Российской Федерации в силу обстоятельств их отгрузки. TК ЕАЭС предусматривает возможность продления сроков временного ввоза (вывоза) 8, с. 73.
Продление срока осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом ФТС России. Кроме того, ответственность ФТС России заключается в установлении конкретных сроков временного ввоза (вывоза) определенных категорий товаров. Для транспортных средств, ввозимых автотранспортом, постоянно проживающим в России, установлен двухмесячный срок для временного беспошлинного ввоза. В соответствии с поручением ФТС России установлен сроком на один год для временного ввоза (вывоза) товаров с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов 13.
Причиной рассмотрения продления сроков временного ввоза (вывоза) товаров, является мотивированное заявление не позднее, чем за два месяца до истечения первоначальных сроков. Подача заявки на продление времени обработки не прерывает и не прерывает истечение установленного срока. С экономической точки зрения полное освобождение от уплаты таможенных пошлин на временно ввезенные (вывозимые) товары может в определенных случаях приводить к необоснованным благоприятным условиям для данной категории лиц для пользователя таких товаров по сравнению с лицами, использующими аналогичные товары по общему назначению. Чтобы исправить такое противоречие, не ограничивая сферу действия рассматриваемого тарифного режима, закон предусматривает возможность использования временного ввоза (вывоза) с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов [10, с. 51].
Что касается непосредственного контроля над исчислением и уплаты таможенных платежей, то он основан на Приказе ФТС России от 24.12.2018 № 2095 об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, антидемпинговых, компенсационных, специальных, процентов и пени. Контроль проводится по принципу налогового учета, который предполагает иной подход к администрированию налоговых платежей [7].
Управление по задолженности осуществляют таможни, а именно таможни фактического контроля. В их компетенцию входят вопросы декларирования, совершения таможенных операций непосредственно в момент декларирования. Все, что касается таможенного контроля после выпуска товара, относится к сфере таможни фактического контроля. Также по месту налогового учета таможня фактического контроля осуществляет контроль задолженностей декларанта во взаимодействии с налоговыми органами и судебными приставами.
По льготным категориям товаров, по которым требуется подтверждение федеральными органами исполнительной власти, разработана технологическая карта электронного информационного взаимодействия. Данные карты подтверждаются в автоматическом режиме. Декларанту только необходимо указать сведения об этих разрешительных документах. На момент подачи декларации в автоматическом режиме органы исполнительной власти обращаются с вопросом о том, выдавались ли такие документы. Соответственно, подтверждение приходит, и дополнительного контроля не требуется23, с. 138.
Также рассмотрим контроль с использованием центров электронного декларирования (ЦЭД). ЦЭД работают только с электронными декларациями и в бумажном виде их не принимают. Этим занимается таможня
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) / КонсультантПлюс.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС от 01.01.2018 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2018).
3. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Москва 11 апреля 2017 г.)/ КонсультантПлюс.
4. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 N 311-ФЗ (в ред. от 28.11.2018 N 452-ФЗ)/ КонсультантПлюс.
5. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ (в ред. от 27.12.2019 N 487-ФЗ) )/ КонсультантПлюс.
6. Приказ ФТС России от 28.12.2012 N 2675 (ред. от 17.02.2015) «Об утверждении Методических рекомендаций о применении карнета АТА» (вместе с «Конвенцией о временном ввозе» (Заключена в г. Стамбуле 26.06.1990)) /КонсультантПлюс.
7. Приказ ФТС России от 24.12.2018 N 2095 «Об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2019 N 53535) /КонсультантПлюс.
Дальше положено учебники, пособия, а потом только периодическая литература (журналы), а потом ресурсы интернет.
8. Архипова В. А. Развитие внешней торговли в условиях торгово-политических санкций / В. А. Архипова, Н. А. Ефремов, М. П. Чердакова // Научный альманах. – 2015. – № 13. – С. 72-75.
9. Беляева В.А. Проблемы временного ввоза товаров как таможенной процедуры / В.А. Беляева, П.А. Паулов // Modern Science. – 2020. – № 3-1. – С. 182-185.
10. Блудова С.Н. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации / С.Н. Блудова, А.В. Гвоздиков. – М.: КноРус, 2017. – 196 с.
11. Булычева И.В. Актуальные вопросы применения нового таможенного законодательства в части администрирования таможенных платежей и предоставления льгот по их уплате / И.В. Булычева – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.alta.ru/expert_opinion/72379/ – Дата обращения: 20.03.2020.
12. Васильев А.Г. Основы таможенного дела: учебник / А.Г. Васильев.– М.: РИО РТА, 2016. –234 с.
13. Воронцова Н.А. Международно-правовые нормы временного ввоза (допуска) товаров на территорию государств /Н.А. Воронцова // Московский журнал международного права. – 2015. – №2. – С. 93-106. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doi.org/10.24833/0869-0049-2015-2-93-106 – Дата обращения: 20.03.2020.
14. Гузенок А. А. Развитие внешней торговли России / А. А. Гузенок, Д. А. Лязгина, О. В. Гудкова // Дневник науки. – 2017. – № 12. – С. 1-6.
15. Домодедовская таможня. Официальный сайт. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://domodedovo.customs.ru/. – Дата обращения: 19.02.2020.
16. Ермакова В.В. О системе таможенного контроля в России. // БИКИ. – 2017. – № 26. – 231 с.
17. Ершов А.Д, Льготы и преференции в таможенном деле: учеб. пособие / А.Д. Ершов, К.А. Сизова – СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2016. – 220 с.
18. Ефремова Е.И. Временный ввоз: особенности в условиях таможенного законодательства ЕАЭС (Евразийского экономического союза) / Е.И. Ефремова, А.А. Саркисян-Артамонова, В.А. Соловьева // Вектор экономики. – 2019. – № 3 (33). – С. 24.
19. Дьяков, В.И. Таможенное дело в спектре науки и образования: учебник / В.И. Дьяков.– Владивосток: ВФ РТА, 2017. – 330 с.
20. Кизяева А.М. Анализ практики применения процедур временного ввоза и временного вывоза / А.М. Кизяева // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. 2016. № 1 (1). С. 3.
21. Козырин А.Н. Временный ввоз в таможенном законодательстве ЕАЭС: таможенная процедура и ее налоговые последствия / А.Н. Козырин // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2016. – № 1. – С. 130-148.
22. Козырин А.Н. Таможенные режимы: учебник / А.Н. Козырин – М.: Статут, 2017. – 247 с.
23. Колпаков А. Ф. Временный ввоз товаров на таможенную территорию: анализ правовых норм /А.Ф. Колпаков // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2018. – № 1(82). – С. 5-14.
24. Кондрашов Н.Н. Таможенный контроль товаров при процедурах временного ввоза и временного вывоза / Н.Н. Кондрашов // В сборнике: Современные вопросы таможенного дела. Сборник научных статей студентов специальности 38.05.02 - "Таможенное дело" Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Брянск, 2018. – С. 114-120.
25. Ондар Л.Ш. Освобождение от обложения таможенных пошлин /Л.Ш. Ондар, М.А. Шумат // В сборнике: Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения. Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. В 2 ч., 2019. – С. 137-139.
26. Основы внешнеэкономической деятельности в РФ : учебное пособие / Рязанцев С. под общ. ред., С.Н. Блудова, А.В. Журова, А.Н., Кусков. – М: КноРус, 2018. – 204 с.
27. Петрик А.С. Особенности перемещения культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза в государствах членах ЕАЭС // Реформы и право. – 2017. – № 4. – С. 120-129.
28. Поштакова Г.А, Таможенная статистика: учебник / Г.А. Поштакова. – Владивосток: РИО РТА, 2016. – 196 с.
29. Пряхина О. И. Внешняя торговля, как предпосылка экономического роста России / О. И. Пряхина // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. – 2016. – № 4. – С. 286-288.
30. Ребрина Т.Г. Современное таможенное законодательство как отражение экономической и политической позиции России / Т.Г. Ребрина, В.В. Силаева // Научный рецензируемый журнал «Право и национальная безопасность». – 2016. – № 3 (11). – С. 47-55.
31. Смирнова И.А. К вопросу о применении таможенной процедуры временного ввоза / И.А. Смирнова // В сборнике Актуальные проблемы права и экономики Сборник научных трудов. Под общей редакцией А.В. Трофименко и А.М. Петрова. Саратов, 2016. – С. 84-89.
32. Ткаченко А.А Совершенствование таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза / А.А. Ткаченко // Аллея науки. – 2019. – Т. 3. – № 6 (33). – С. 571-574.
33. Хомченко Т. Ю. Развитие внешней торговли / Т.Ю. Хомченко // Устойчивое развитие науки и образования. – 2018. – № 6. – С. 40-43.
34. Чинько В.А. Таможенное право: Учебник / В.А. Чинько. – М.: Юрайт.–2015. – 302 с.
35. Шабейкина М. А. Роль внешней торговли для экономики России /
М.А. Шабейкина // Вестник науки и творчества. – 2017. – № 5. – С. 80-83.
36. Ямская Л.Г. Комментарий к Таможенному кодексу /Л.Г. Ямская – М.: Проспект, 2018. – 309 с.