Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Постепенное развитие региональной экономической интеграции на европейской территории и создание в 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также его постепенное формирование уже весьма длительное время является весьма актуальным событием, которое интенсивно обсуждается и комментируется в международном и отечественном экономическом сообществе. На сегодняшний день в ЕАЭС входят такие государства, как: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация и Республика Киргизия [5].
Актуальность исследования заключается в том, что каждая страна в составе ЕАЭС обладает уникальными особенностями, такими, как местоположение, наличие природных ресурсов, емкость внутреннего рынка, покупательская способность населения, уровень развития экономических институтов, национальная и культурная специфика и т.д. В связи с этим, аналогичные меры, которое использует то или иное государство для регулирования внешнеторговой деятельности может быть реализовано с различной эффективностью. В связи с этим процесс выработка международного внешнеторгового регулирования в рамках ЕАЭС является весьма трудоемким процессом.
1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в РФ
1.1 Понятие и основные направления внешнеторговой деятельности
3
На современном этапе развития международных взаимоотношений очень важным является позиция государства на мировой арене. Для развития внешнеэкономической системы государства большое значение имеет функционирование внешней торговли и других форм межгосударственного сотрудничества, способствующих международному движению товаров, услуг и капиталов между Российской Федерацией и другими странами [15]. Наиболее традиционной формой внешнеэкономического сотрудничества является торговля. Внешняя торговля России на сегодняшний день осложнена санкционной политикой со стороны США и стран Западной Европы. Основной целью РФ в развитии внешнеэкономических отношений является расширение торговых отношений и совершенствование структуры внешнеторгового оборота.
Можно сказать, что место и влияние России на мировом рынке не столь велико, но внешнеторговые связи с другими странами имеют большое значение для развития российской экономики и повышения значения РФ на мировой арене. Участие в международном разделении труда и товарообмене является наиглавнейшим источником появления инвестиционных товаров на внутреннем рынке. Внешняя торговля играет большую роль в снабжении населения России потребительскими товарами [8, с. 26].
1.2 Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ в условиях Евразийского экономического союза
Либерализация внешнеэкономической деятельности, которая проводилась в 90-х гг. ХХ в. в Российской Федерации, была весьма ускоренной и поэтому эффективность ее была недостаточна. Однако, в настоящее время внешнеторговая деятельность имеет достаточную нормативную правовую основу 11, с. 216 .
В частности основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации определяются посредством Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 1 .
Внешнеторговая политика РФ реализуется с помощью ряда методов государственного регулирования, в которые входят:
- методы таможенно-тарифного регулирования, куда входят вывозные и ввозные таможенные пошлины;
- методы нетарифного регулирования (квотирования, лицензирования, исключительного права на экспорт и импорт определенных видов товаров, специальных защитных мер, антидемпинговых и компенсационных мер);
- методы запретов и ограничений внешнеторговой деятельности по реализации услуг и интеллектуальной собственности;
- экономические и административные методы развития внешней торговли 14, с. 6 .
Вместе с тем, ряд оснований по регулированию мер неэкономического характера (статья 32 ФЗ) имеют в своем числе некоторые административные методы (к примеру, с целью защиты здоровья граждан используются такие правовые акты, как № 184-ФЗ «О техническом регламенте» 2 , № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств») 3 . Определенные административные меры используются с целью достижения нескольких целей. Данный факт указывает на общий характер целей мер административного характера, которые позволяют вводить большое количества данного рода барьеров, отличая их от методов экономического плана, список которых ограничивается посредством Федерального закона 23, с. 76 .
4
Уменьшение средневзвешенных ставок ввозных пошлин указывает на то, что таможеннотарифная политика меняет вектор в сторону снижения веса функции регуляции и роста фискальных мер, а это, в свою очередь, позволяет сделать вывод, что отечественные отрасли становятся более конкурентоспособными [24, с. 81].
Несмотря на весьма большое количество видов неэкономических мер, правовые отрасли, которые регламентируют использование одного из методов регулирования, располагают еще большим числом нормативных правовых документов в собственной предметной сфере [4].
В результате имеется достаточно объемная система нормативно-правовых документов, для использования которых необходимы соответствующие пояснения. Для регулирования мер участия Российской Федерации в международных санкциях и использования ответных мер был разработан закон № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» 4 .
2. РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ В УСЛОВИЯХ ЕАЭС
2.1 Перспективы развития внешнеторговой деятельности
Внешняя торговля представляет собой торговлю отдельного государства с другими государствами и включает в себя оплачиваемый ввоз (импорт) и оплачиваемый вывоз (экспорт) товаров. Внешнеторговая деятельность подразделяется относительно товарной специализации на следующие виды: торговля готовой продукцией, машинами и оборудованием, сырьем, услугами, технологиями. Кроме того, в настоящее время развитие получила торговля финансовыми инструментами и производными от них 10, с. 2 .
Значение внешней торговли для развития экономики Российской Федерации состоит в следующем:
– преодоление ограниченности национальной ресурсной базы и узости внутреннего рынка;
– интенсификация воспроизводственного процесса в национальном хозяйстве, в частности, возникают возможности организации массовых производств, увеличивается степень загрузки оборудования, растет эффективность внедрения инноваций;
– возникновение возможностей накопления, увеличение темпа экономического роста, рационализация использования природных ресурсов и труда, что оказывает положительное влияние на производительность труда и доходы;
–рост экспорта способствует созданию новых рабочих мест;
– увеличивается международная специализация государства 6, с. 72 .
Расширение российского рынка для отечественной продукции, диверсификация торговых и экономических отношений, создание больших возможностей для внешнеторговой деятельности представляет собой факторы эффективности евразийской интеграции в Российской Федерации на ближайшее будущее.
На сегодняшний день лидирующее положение среди государств ЕАЭС по объемам внешней торговли с Российской Федерацией является Республика Беларусь. На РБ приходится около 50% товарооборота со всеми государствами-участницами ЕАЭС 6, с. 73 .
2.2 Совершенствование государственного регулирования внешнеторговой деятельности
5
С целью формирования эффективных инструментов и механизмов регулирования и администрирования во внешнеторговой деятельности целесообразным является привлечение экспертов в области экономики, представителей бизнес-сообщества, в частности, таких организаций, как Российский союз промышленников и предпринимателей, а представителей Торгово-промышленной палаты РФ, которые смогут содействовать принятию комплекса мер совершенствования внешнеторговой деятельности, посодействовать в реализации мероприятий, направленных на модернизацию и совершенствование мер таможенного администрирования и регулирования в сфере внешней торговли России в рамках ЕАЭС 13, с. 108 .
В качестве одной из мер совершенствования государственного регулирования внешнеторговой деятельности целесообразной будет являться кардинальная перестройка законодательства в таможенной сфере государств, которые входят в состав ЕАЭС. В частности, оно должно базироваться на применении электронной документации, электронном декларировании, взаимодействии декларантов, таможенных представителей и таможенных органов в информационной системе. Данная мера может быть реализована в рамках дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной особенностью внешнеторговой деятельности России на сегодняшний день является то, что развитие внешней торговли направлено, главным образом, на обеспечение экономической и, в частности, продовольственной безопасности государства, создание необходимых условий для успешного включения национальной экономики в межгосударственные отношения. Достижение высоких темпов роста внешнеторговой деятельности Российской Федерации обусловлено некоторыми проблемами, к которым относятся структурные особенности, т.е., главным образом, сырьевая направленность экспорта, а также влияние нестабильного состояния мирового рынка. В этой связи в России наблюдается непрерывная корректировка внешнеэкономической политики.
На современном этапе усилия государства направлены больше на обеспечение протекционистской политики, т.е. защиту национального товаропроизводителям, что дает возможность создать сильную производственную базу и повысить свою конкурентоспособность на внешних рынках. Активное использование инструментов государственного регулирования внешней торговли, направленных на сохранение емкого внутреннего рынка и проведение структурных изменений в экономике позволит преодолеть негативные тенденции, сложившиеся во внешнеторговой деятельности России.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019 № 83-ФЗ) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (в ред. от 28.11.2018 № 449-ФЗ) «О техническом регулировании».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ (в ред. от 27.12.2019 № 462-ФЗ) «Об обращении лекарственных средств».
6
4. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ (с в ред. от 1 мая 2019 г. N 83-ФЗ) «О специальных экономических мерах и принудительных мерах».
5. Алексеенкова Е., Тимофеев И. Евразийское направление внешней политики России: интересы, возможности, ограничения // ИФРИ Электронный ресурс . – Режим доступа: https://www.ifri.org/sites/default/
files/atoms/files/ifri_rnv_89_timofeev_alexeenkova_rus_dec_2015_protege.pdf
6. Архипова В. А. Развитие внешней торговли в условиях торгово-политических санкций / В. А. Архипова, Н. А. Ефремов, М. П. Чердакова // Научный альманах. – 2015. – № 13. – С. 72-75.
7. Бельянинов А. Ю. Итоги и перспективы // Таможня. – 2015. – № 6(365). – С. 2-3.
8. Блудова С. Н., Гвоздиков А.В. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. – М.: КноРус, 2017. – 196 с.
9. Взаимная и внешняя торговля ЕАЭС (I-III 2019) Электронный ресурс . – Режим доступа: http://eurasian-studies.org/archives/14092.
10. Гузенок А. А. Развитие внешней торговли России / А. А. Гузенок, Д. А. Лязгина, О. В. Гудкова // Дневник науки. – 2017. – № 12. – С. 1-6.
11. Дульматова Е.А. Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. – М. СГСЭУ. – 2014. – С. 216.
12. За открытие рынков стран-партнеров мы должны заплатить снижением пошлин // Сайт ЕЭК. Электронный ресурс . – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org
13. Квициния А. Г. Роль внешней торговли в экономике страны // Новая наука: опыт, традиции, инновации. – 2017. – № 4. – С. 106-108.
14. Конопляников П. Вырабатывая единые подходы // Тамож. вестн. – 2019. – № 3. – С. 5–7.
15. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Электронный ресурс . – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=212832&fld=134&dst=100007,0&rnd=0.3493980231266 951#0.
16. Кондратьева Н.Б. ЕАЭС 2018 глазами экспертов. Аналитическая записка ИЕ РАН. – 2018. – №43(139). – С. 13-15.
17. Королев В. И., Королева Е. Н. Внешнеторговый менеджмент : содержание и инструменты // Российской внешнеэкономический вестник – 2015. – № 1. – С. 94-103.
18. Нранян А. Р. Строим сильный союз // Таможня. – 2015. – № 7(366). – С. 16-18.
19. Основы внешнеэкономической деятельности в РФ : учебное пособие / Рязанцев С. под общ. ред., С.Н. Блудова, А.В. Журова, А.Н., Кусков. – М: КноРус, 2018. – 204 с.
20. Пряхина О. И. Внешняя торговля, как предпосылка экономического роста России / О. И. Пряхина // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. – 2016. – № 4. – С. 286-288.
7
21. Сорокин Д.Е. Экономическая теория, экономическая реальность и экономическая политика // Журнал экономической теории. – 2014. – № 4. – С. 25-39.
22. Хомченко Т. Ю. Развитие внешней торговли // Устойчивое развитие науки и образования. – 2018. – № 6. – С. 40-43.
23. Чинько В.А. Таможенное право: учебник. – М.: Юрайт.–2015. – 302 с.
24. Шабейкина М. А. Роль внешней торговли для экономики России // Вестник науки и творчества. – 2017. – № 5. – С. 80-83.