Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время участниками внешнеэкономической деятельности, которые осуществляют ввоз товаров на Единую таможенную территорию Таможенного союза, широко используются
2
различные преимущества, связанные с уплатой ввозных таможенных пошлин и других таможенных платежей.
Тарифные льготы в отличии от тарифных преференций зависят целевого назначения ввозимых товаров, то есть получается, что если предоставлено освобождение от уплаты, то данный товар должен использоваться только в целях, соответствующим условиям предоставления льгот.
Актуальность выбранной темы определена стратегическим ориентиром внешнеторговой стратегии РФ на активизацию сотрудничества в рамках Таможенного союза ЕАЭС. При предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов государство заинтересовано в улучшении внешнеторговых связей с различными странами. Однако, несмотря на то, что предоставление льгот ведет к увеличению товарооборота, освобождение от уплаты может нанести вред экономики государства. Следовательно, для того, чтобы не допустить негативных последствий, необходимо строго контролировать процесс предоставления льгот.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В ЕАЭС
1.1. Теоретические положения о таможенно - тарифном регулировании в ЕАЭС
Таможенно-тарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу.
Таможенно-тарифное регулирование трактуется как система мер (методов), которые базируются на применении материального (ценового) фактора воздействия на структуру внешней торговли . Ключевым элементом механизма таможенно-тарифного регулирования является применение ввозных и вывозных таможенных пошлин, в том числе, специфических их видов, а также иных налогов, уплата которых является необходимым для условием помещения перемещаемых товаров под ту или иную таможенную процедуру.
Таможенные пошлины являются основой таможенно-тарифного регулирования. От степени их экономической обоснованности в решающей степени зависит эффективность данного вида регулирования.
Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования являются защита национальных производителей от иностранной конкуренции; обеспечение поступления средств в бюджет; стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике.
Среди основных задач таможенно-тарифного регулирования, актуальных для нашей страны, можно выделить следующие: поддержка конкурентоспособности продукции отечественных предприятий; повышение модернизационной и инновационной составляющей экономики;
3
поддержание необходимого уровня инвестиционной привлекательности отраслей или производств; повышение конкурентоспособности российского экспорта.
Достижение данных целей и решение указанных задач обеспечивается грамотным применением элементов таможенно-тарифного регулирования, к которым относятся: таможенный тариф; товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности; таможенная пошлина; таможенные процедуры; тарифные льготы; страна происхождения товара; таможенная стоимость.
1.2 Правовые основы, регулирующие вопросы таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС
Применение тарифных льгот и преференций в любой стране жестко связано с действующей законодательно–правовой базой. Практическое применение льгот основывается как на внутреннем законодательстве стран, так и на международном праве.
В условиях современной рыночной экономики государства осуществляют деятельность по регулированию внешнеэкономических процессов в целях обеспечения национальных интересов и безопасности населения. Осуществляемая всеми современными государствами мира, эта деятельность имеет различные цели, задачи, формы и методы, которые определяются странами самостоятельно, исходя из особенностей своего экономического и политического положения на мировой арене.
1.3 Организационные основы таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС
Таможенное регулирование – это система «определения соотношений между уровнями затрат и цен на приобретение, доставку и реализацию товаров, количеством и качеством отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке при помощи различного рода мер и средств».
Таможенное регулирование в рамках ЕАЭС представляет собой правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, перевозкой товаров по единой таможенной территории ТС под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, а также уплатой таможенных платежей.
Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.08.2018 N 289ФЗ. В ст. 2 данного закона сказано: «Таможенное регулирование в Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации.
4
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛЬГОТ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ В ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУРАХ
2.1 Общие положения о применении льгот в таможенных процедурах
Тарифные льготы и преференции – освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины для товаров из развивающихся стран или наименее развитых стран, образующих вместе с РФ зону свободной торговли. Право на такую льготу участник ВЭД может подтвердить, предоставив в таможенный орган сертификат о происхождении товара (Общей формы, Form A, СТ-1 или СТ-2).
Для целей содействия развитию отечественной промышленности, для расширения международной торговли, кооперации и экономической интеграции предоставляются льготы по уплате таможенных платежей. При этом льготы различаются по видам таможенных платежей, по форме и основанию предоставления, юридической природе и используемому методу регулирования. Классификацию предоставления льгот рассмотрим в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Классификация предоставления льгот
Признак Классификация
Вид платежа – таможенная пошлина
– НДС
–акциз
– таможенные сборы
Метод регулирования
– тарифный
– льготы по уплате таможенных пошлин
– нетарифный
–льготы по уплате налогов и сборов
Форма предоставления –возврат уплаченных платежей
– снижение ставки
– освобождение от уплаты
Основание предоставления – цель ввоза
5
– вид товара
– таможенная процедура
– таможенная стоимость
Юридическая природа – международные договоры
– таможенное законодательство ЕАЭС и РФ
– налоговое законодательство
В таблице приводится классификация предоставления льгот для удобства пользования.
Основным видом льгот при ввозе товаров является тарифная льгота.
В международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур определено что «освобождение от импортных пошлин и налогов означает очистку товаров для внутреннего потребления с освобождением от импортных пошлин и налогов независимо от их обычной тарифной классификации или пошлин и налогов обычно подлежащих уплате при условии что они импортируются в определенных условиях и для определенных целей». На национальные органы возлагается обязанность по установлению случаев такого освобождения.
В настоящее время на территории ЕАЭС действует Договор о Евразийском экономическом, а также Таможенный кодекс Евразийского Экономического Союза, который вступил в силу с 1 января 2018 года.
Однако стоит отметить то, что ни в одном законодательном акте до сих пор не закреплено определение «льгота по уплате таможенных платежей», в связи с этим возникают некоторые сложности в разграничении таких понятий как «льгота по уплате таможенных платежей» и «освобождение от уплаты таможенных платежей».
2.2 Правовые основы применения льгот по уплате таможенных пошлин, налогов
Тарифные льготы как инструмент таможенно-тарифного регулирования широко используется странами-участницами Евразийского экономического союза. Целью применения данных льгот является реализация торговой политики создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства рационализации торговой структуры импорта.
Основным документом, регламентирующем возможность предоставления льгот по уплате таможенных пошлин в ЕАЭС, является Договор о евразийском экономическом союзе (Далее–Договор), подписанный 29.05.2014 в г. Астана. Случаи применения тарифных льгот при ввозе товаров установлены международными договорами Российской Федерации, либо
6
решениями международных организаций, в частности пунктом 7 Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 (ред. от 14.06.2018) "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза".
Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 (ред. от 14.06.2018) утвержден «Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза».
В соответствии с Договором тарифные льготы предоставляются в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.
Договор определяет случаи предоставления тарифных льгот в отношении товаров.
Решение КТС №130 также устанавливает, что если государство-участник Союза принимает решение о предоставлении льготы по уплате таможенной пошлины и определяет плательщика, то оно вносит в Комиссию Таможенного союза предложения по механизму контроля. Данная льгота может использоваться только в случаи согласия КТС с предложенным механизмом.
Дополнительно порядок применения освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин установлен в отношении отдельных категорий товаров Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 (ред. от 14.06.2018) и определяет условия, перечень документов для получения льгот, устанавливает последствия нецелевого использования товаров, ввезенных с предоставлением льгот.
2.3 Организация деятельности таможенных органов по контролю за правильностью и обоснованностью предоставления льгот
В настоящее время организация деятельности таможенных органов по контролю за правильностью и обоснованностью предоставления льгот является одной из основных задач совершенствования таможенного регулирования, установленных в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 г. №2575-р.
Однако стоит отметить, не смотря на всю важность реализации данной задачи в настоящее время в Российской Федерации действует нормативно-правовой акт, который затрагивает вопросы контроля начисления таможенных платежей приняты 04.01.1995 года, а именно Приказ ГТК РФ № 2 «О контроле за начислением и взысканием таможенных платежей».
На мой взгляд отсутствие современной нормативно-правовой базы, которая разъясняла бы вопросы контроля предоставления льгот является серьезной проблемой, так как свидетельствует о том, что данном вопросу уделяется недостаточно внимания.
Названный выше приказ предусматривает пять этапов проведения контроля за исчислением и уплаты таможенных платежей.
7
Порядок проведения контроля за исчислением и уплатой таможенный платежей рассмотрим в табл. 2.2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внешняя торговля стала для многих стран мира важнейшей сферой экономической деятельности, от состояния которой зависит стабильность национальной экономики, а также уровень экономического развития. Поэтому страны в той или иной форме используют инструменты таможенно-тарифной политики, с помощью которых они решают многие приоритетные социально-экономические проблемы. Применение тарифных льгот и преференций является составной частью внешнеторговой политики государств, представляют собой эффективное средство проведения внешнеторговой политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала.
Предоставление тарифных льгот - это важное направление деятельности Евразийского экономического союза, так как это способствует сокращению экономического неравенства между странами и стимулирует выход союза на мировой рынок. Но необходимо также уделить внимание законодательной базе в отношении тарифных льгот, которые предоставляются на определенные виды товаров с целью стимулирования создания и развития внутреннего производства отдельных видов товаров.
Показать больше