Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современной России довольно остро стоят вопросы пенсионного обеспечения, поскольку, являясь базовой и одной из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, оно затрагивает непосредственно интересы нетрудоспособного населения.
Большой диапазон мнений ученых и общественности по поводу увеличения пенсионного возраста, необходимости введения ограничений досрочного выхода на пенсию, актуарных расчетах в обязательном пенсионном страховании, изменении механизма индексации, увеличении продолжительности выслуги лет государственных служащих свидетельствует о сложности реформирования системы пенсионного обеспечения страны.
В структурах государственных органов предоставляются социальные гарантии для сотрудников и пенсионеров органов внутренних дел. Учитывая сложность работы и небольшие заработные платы, государство предусмотрело для этой категории госслужащих целый список льгот и различных социальных выплат, включая пенсионное обеспечение с рядом доплат, в зависимости от стажа работы, при выходе на заслуженный отдых. Все это указано федеральным законодательством, и цель данных льгот – сделать службу в органах внутренних дел более привлекательной, а также обеспечить достойные вознаграждения тем, кто уже посвятил себя работе в государственных органах.
Вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, остаются актуальными. На протяжении многих лет пенсионеры системы ОВД России по социально-экономическим и правовым аспектам классифицировались как граждане, надежно защищенные государством. Наряду с военнослужащими, сотрудники правоохранительных органов получали пенсии из государственного бюджета, размер которых превосходил размер пенсий трудящихся граждан.
Пенсионное обеспечение – это важнейшая сфера правового регулирования социальной защиты сотрудников системы ОВД. В пенсионную систему страны вносятся серьезные поправки, связанные с ее реформой. Государство стремиться поддержать уровень жизни пенсионеров, несмотря на экономический кризис.
Однако с начала 2000-х гг. обнаружилась тенденция снижения уровня жизни пенсионеров ОВД России: уменьшилось соотношение средних размеров военных пенсий и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по стране; снизилось соотношение средних размеров всех видов военных пенсий с величиной полного денежного довольствия сотрудников.
Все выше сказанное обусловило актуальность проблематики исследования и определило выбор темы: «Особенности пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей в современных социально - экономических условиях».
Степень научной разработанности проблемы. Теоретическая и методологическая основа данного исследования состоит из трудов ученых С.С. Алексеева, В. М. Корельского, М. Н. Марченко, научные исследования в области конституционного и административного права Д. Н. Бахраха, С. В. П. Новоселова.
Проблемы пенсионного обеспечения основательно исследовались представителями юридической науки, к которым относятся: Гусева Т.С., Зорькин В.Д., Лушников А.М., Лушникова М.В. Тарусина Н.Н., Худяков А.И. и др. авторы.
Вопросы развития теории, методологии, социального обеспечения России нашли свое отражение в работах российских ученых С.С. Алексеев, О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородский.
Объектом исследования выступает социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и членов их семей.
Предметом исследования является пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и членов их семей в современных социально-экономических условиях.
Целью выпускной квалификационной работы является: анализ особенностей пенсионного обеспечения, сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и разработка предложений по совершенствованию системы пенсионного обеспечения военнослужащих.
Задачи исследования:
1. анализ правовых основ пенсионного обеспечения, сотрудников органов внутренних дел и членов их семей;
2. изучение видов пенсионного обеспечения, сотрудников органов внутренних дел;
3. определение порядка исчисления и выплаты пенсий сотрудников органов внутренних дел и членов их семей;
4. выявление основных проблем пенсионного обеспечения, сотрудников органов внутренних дел и членов их семей в современных социально-экономических условиях;
5. определение возможных путей решения проблем пенсионного обеспечения, сотрудников органов внутренних дел и членов их семей.
В ходе исследования использовались следующие методы исследования: анализ теоретических и нормативно-правовых источников, абстрагирование, компаративистский метод, правовое прогнозирование, анализ электронных источников, синтез, обработка и редактирование информации.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что современное российское законодательство в области пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел, постоянно модернизируется и включает в себя большое количество нормативно-правовых актов, что приводит к запутанности и противоречиям.
Таким образом, проведенное теоретическое исследование способствует систематизации и унификации правового регулирования пенсионного обеспечения, сотрудников органов внутренних дел.
Практическая значимость работы заключается в выявлении актуальных проблем в пенсионном обеспечении сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, а также в разработке предложений, направленных на устранение выявленных проблем в области пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей.
Работа состоит из введения, где обосновывается ее актуальность, степень научной разработанности изучаемой проблемы, обозначается объект и предмет исследования, цель, задачи, методы исследования; двух глав, поделенных на параграфы, в которых раскрываются основные положения работы; заключения; списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Теоретические и правовые основы регулирования пенсионного обеспечения, сотрудников органов внутренних дел и членов их семей
1.1. Понятие и виды пенсионного обеспечения, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и членов их семей
Одной из важнейших функций любого государства является обеспечение внутреннего порядка в обществе. Охраной правопорядка занимаются специально созданные для этих целей органы. Ключевое значение среди них в нашей стране играют органы внутренних дел Российской Федерации. От того, насколько четко и правомерно, выполняют сотрудники данного ведомства свои функциональные обязанности, зависит и отношение людей к власти.
Проводимые в Российской Федерации социально-экономические преобразования, развитие свободных рыночных отношений, реализация концепции по переводу натуральных льгот в денежную форму определили решающую роль денежного довольствия в системе материального обеспечения сотрудников органов внутренних дел.
По мнению Е.И. Холостовой, специфика работы сотрудников органов внутренних дел состоит в особо сложных условиях труда, повышенном риске. Поэтому, они должны быть уверены в том, что по окончании нелёгкой ратной службы или в случае потери трудоспособности они получат обеспеченную старость [42, c 79].
В современных условиях пенсионная система в РФ испытывает трудности, так как является несовершенной, прежде всего это связано с дефицитом бюджета Пенсионного фонда.
Российская Федерация согласно 7 статьи Конституции РФ [1], является социальным государством. Поэтому вопросы пенсионного обеспечения, здравоохранения и социальных гарантий должны являться первостепенными.
Л.В. Топчий констатирует, что пенсионное обеспечение это «одна из важнейших государственных социальных гарантий, так как оно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособных граждан, как правило, составляющих свыше 25 – 30 % населения любой страны, и косвенно – все трудоспособное население» [38, c 102].
Термин пенсионное обеспечение тесно связан, как с правом, так и с экономикой, что обусловлено особенностью регулирования его экономико – правовых отношений, как в области финансов, так и в области правового обеспечения пенсиями населения. Уровень обеспеченности пенсионеров – один из важнейших показателей качества жизни населения. Качество жизни является конечной целью деятельности отдельного индивида и государства. Крайне низкие пенсии, как и их отсутствие, ставят под угрозу социально-экономическую стабильность государства.
А.М. Лушников считает, что пенсионное обеспечение - система мер, связанных с: 1) формированием средств, предназначенных для выплаты пенсий, и соответствующих им пенсионных прав; 2) назначением пенсий; 3) выплатой пенсий [30, c 156].
Пенсия - ежемесячная денежная выплата, назначаемая при наступлении пенсионного возраста, инвалидности, потере кормильца.
Лица, которые занимаются охраной правопорядка внутри страны, при выходе на пенсию имеют льготы, в том числе назначение пенсионного обеспечения по установленным законодательством правилам. Данная пенсия является разновидностью выплат военных пенсионеров.
Основными нормативными правовыми актами в области пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел являются Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» и Приказ МВД РФ от 27 мая 2005 г. № 418 «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» [8].
Действующий закон приводит список сотрудников государственных органов внутренних дел, имеющих полное право получать пенсионное обеспечение:
- граждане, которые служили в офицерском составе, а также прапорщики/мичманы различных армейских структур, военных образований, военно-образовательных организаций и силовых госорганов;
- граждане, проходившие контрактную службу в качестве матросов, сержантов, солдат и старшин курсантов различных армейских структур, военных образований, военно-образовательных организаций и силовых госорганов;
- граждане, которые являлись работниками органов правопорядка, органов контролирующих оборот наркотических средств, противопожарной службы и других внутренних структур;
- семьи, являющиеся иждивенцами на содержании гражданина, относящегося к одной из перечисленных выше категорий [12].
Для приведенных в перечне гражданских лиц и сотрудников, проходивших службу в органах внутренних дел, Федеральный закон гарантирует соответствующее пенсионное обеспечение. Размер этого обеспечения определятся согласно причинам, на основании которых оно назначается. Законодательство предусматривает несколько категорий пенсий для работников органов внутренних дел.
Помимо классификации лиц, имеющих право претендовать на государственное обеспечение после выхода на пенсию, Конституция РФ также определяет и несколько подпунктов, на которые можно разделить пенсионное содержание. Список их выглядит следующим образом:
1) Пенсия, назначающаяся за выслугу для сотрудников госорганов внутренних дел. Гражданин может получить ее, только если имеет наработанный, предусмотренный законодательством срок службы в государственных структурах, таких как военная контрактная служба, и/или противопожарная служба РФ, и/или в органах внутренних дел, и/или в органах уголовно-исполнительной системы, и/или в органах, контролирующих оборот наркотических веществ и так далее.
Статья 13 Закона предусматривает начисление пенсии за выслугу лет работникам органов внутренних дел:
-Лицам, проработавшим на момент увольнения в органах более 20 лет.
-Лицам, достигшим максимально предусмотренного Законом возраста службы и уволившимся со службы в связи с ухудшением здоровья или по случаю сокращения штата. При этом в день увольнения сотруднику должно исполниться 45 лет, а общий стаж его работы должен составлять 25 лет или больше (из них 12 лет и 6 месяцев должна быть пройдена военная служба). Перечисленные условия должны соблюдаться на день ухода со службы. После увольнения стаж трудовой деятельности не засчитывается при подсчете выплат.
2) Пенсия, назначающаяся лицу по инвалидности, заработанной во время службы в государственных структурах ОВД.
Статья 21 подразделяет инвалидность [8]:
-инвалидность после военной травмы;
-инвалидность в связи с развившимся заболеванием в период службы.
Статья 22 регулирует суммарные показатели пенсии по инвалидности:
-если причинами инвалидности I и II группы служат военные травмы, то назначается 85% соответствующих расчетных сумм, инвалиды III группы получают 50% тех же сумм (оговорено в 43 статье);
-служащим I и II групп инвалидности по заболеванию полагается 75%, III группа получает 30% денежных довольствий (43 статья).
3) Социальные пенсии семьям-иждивенцам погибшего служащего ОВД.
Законом № 4468-1 сформулированы возрастные и половые характеристики тех лиц, которые могут получать денежные выплаты по случаю потери кормильца [8]:
-дети, сестры, братья, внуки младше 18 лет, либо старше 18 лет, но имеющие на этот возраст какую – либо группу инвалидности;
-муж и отец, достигшие 60 лет, мать или супруга, достигшие 55 лет, но если перечисленные лица являются инвалидами, то возраст при выплатах не учитывается;
-муж, мать или отец, бабушка или дедушка, сестра или брат любого возраста, неработающие и ухаживающие за нетрудоспособными детьми погибшего кормильца, не достигшими 14 – летнего возраста;
- бабушка или дед, у которых отсутствуют законные попечители.
Статьей 36 регулируются выплаты для таких категорий граждан как:
-близкие родственники, указанные в пункте «а» статьи 21 ФЗ - 40% от денежных сумм покойного сотрудника, оговоренных в 43 статье, полагающиеся каждому нетрудоспособному члену семьи;
-близкие родственники, указанные в пункте «б» 21 статьи ФЗ – 30% денежных довольствий покойного, оговоренных в 43 статье, полагающиеся каждому нетрудоспособному члену семьи.
4) Социальные пенсии семьям, умершего пенсионера структур ОВД.
При восстановлении на службе, выплаты пенсии за выслугу лет будут приостановлены, получать заработную плату и социальное пособие одновременно нельзя. Тем гражданам, которые получили травму во время службы в органах внутренних дел, следует знать, что стаж, наработанный в государственных структурах, не влияет на размер пенсии по инвалидности. Это относится и к размеру социальной поддержки семьям, утратившим кормильца.
Для того, чтобы получить пенсию, гражданину необходимо неукоснительно следовать следующих правил службы:
-субординации, единоначалия;
-профессионального отбора кандидатов на различные должности;
-взаимной компенсации ограничений прав и свобод сотрудников и государственных льгот, и социальных гарантий;
-обязательного выполнения приказов;
-запрета на участие в политических партиях.
Человек, пожелавший работать в органах внутренних дел, всецело должен выполнить следующие условия:
-принять решение о поступлении на службу;
-после зачисления в подразделение на претендуемую должность выполнять все приказы, распоряжения, предписания вышестоящего командного состава;
-иметь при себе служебное удостоверение, которое указывает на то, что его владелец наделён всеми правами и обязанностями сотрудника органов внутренних дел.
В 2017 – 2019 года показатели государственного содержания для уволившихся сотрудников государственных ор
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: [принята всенародным голосованием 12.12.1993] // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // «Российская газета», № 238-239, 08.12.2018.
3. Трудовой кодекс РФ (С изменениями на 01.01.2018 г.) // Собр. законодательства РФ. - 2019.-№28
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018) // Собр. законодательства РФ. - 2018.-№9
5. Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. от 24.07.2009 №213-ФЗ) // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2011, №51, ст. 4831.
6. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в ред. от 24.07.2009 №213-ФЗ) // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2014, №51, ст. 4832.
7. Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. от 27.12.2009 №378-ФЗ) // "Собрание законодательства РФ", 01.04.2015, №14, ст. 1401.
8. Федеральный закон №4468-1 от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей (ред. 29.12.2004), с изм., внесенными Определением Конституционного Суда РФ от 01.03.2001 N 46-О, Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 19.07.2014. - № 31.
9. Федеральный закон от 06.03.2001 N 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. - 19.07.2009. - № 29. - Ст. 3686.
10. Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2009 №378-ФЗ) // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2011, №52 (1 ч.), ст. 4920.
11. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. от 24.07.2009 №213-ФЗ) // "Собрание законодательства РФ", 17.12.2011, №51, ст. 4832.
12. Алексеев, С.С. Теория государства и права. – М.: Экспо, 2016. – С 55.
13. Бахрах, Д. Н. Административное право России. Учебник / Д.Н. Бахрах. - М.: Эксмо, 2008. - 528 c.
14. Бегичева, Э.И. Правовое регулирование пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Э.И. Бегичева // Российское право онлайн. 2017. № 2. С. 61-69.
15. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (постатейный) [Текст] // СПС КонсультантПлюс. 2015.
16. Буянова, М.О. Пенсионное обеспечение: учебное пособие для СПО [Текст] / М.О. Буянова, О.И. Карпенко. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – С. 7-27.
17. Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения [Текст] / В.П. Галаганов. - М.: Академия, 2016. - 192 c.
18. Глинская, Д. Р. Основные проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Д.Р. Глинская // ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева». – 2018. – С. 96-107
19. Григорьев И.В. Право социального обеспечения [Текст]: учебник и практикум для СПО / И.В. Григорьев, В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Изд-во Юрайт, 2015. – 402 с.
20. Григорьев И.В., Шайхатдинов В.Ш. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в государственных органах, осуществляющих правоохранительные функции, и членов их семей // NB: Административное право и практика администрирования. – 2018. – № 3. – С. 7 - 14.
21. Гусева, Т. С. Право социального обеспечения в России / Т.С. Гусева. - М.: Юркомпани, 2017. - 276 c.
22. Гуслова, М. Н. Теория и методика социальной работы [Текст]/ М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2017. - 160 c.
23. Дробышевский, С. А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции [Текст]/ С.А. Дробышевский. - М.: Проспект, 2015. - 272 c.
24. Иванова Т.А. Пенсионное обеспечение как элемент социально – экономической безопасности РФ / Т.А. Иванова // Studium. - 2017. - № 3 (44). - С. 4.
25. Иглин В.В. Социальные пенсии / В.В. Иглин // Теория права и межгосударственных отношений. - 2019. - № 1. - С. 78-103.
26. Казова З. М. Оценка эффективности и финансовой устойчивости пенсионной системы РФ / З.М. Казова // Научно-практический журнал Аллея Науки» - №14. – 2017. – С. 2
27. Колемасова А.Ю. Пенсионное обеспечение служащих правоохранительных органов как составляющая социального обеспечения // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 24(44).
28. Корельский, В. М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2014. – С 48.
29. Кравцова, Т.В. Модернизация института социальной ответственности [Текст] / Т.В. Кравцова. - М.: Содействие - XXI век, 2018. - 991 c.
30. Лушников, А.М. Курс права социального обеспечения / А.М. Лушников. - М.: Юстицинформ, 2014. - 550 c.
31. Малкеров В.Б. Регулирование отношений в сфере пенсионного обеспечения в условиях кризисных явлений в экономики России / В.Б. Малкеров // Евразийский юридический журнал. - 2016. - № 11. - С. 153-156.
32. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юридическая литература, 2016. – С 432.
33. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения [Текст]: учебник / Е. Е. Мачульская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 575 с.
34. Миронова Т.К. Пенсии за выслугу лет и их социально-правовая оценка с позиций отраслевой науки и конституционного правосудия / Т.К. Миронова // Вопросы российского и международного права. - 2018. - Т. 8. - № 8. - С. 103-113.
35. Николаева, Е. Ю. Право социального обеспечения [Текст] / Е.Ю. Николаева. - М.: РИОР, Инфра-М, 2017. - 559 c.
36. Станчин, И.М. Пенсионное обеспечение как инструмент социальной защиты / И.М. Станчин // Воронежский экономико-правовой институт. – 2018.- №7. – С. 192-196.
37. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Феникс, 2017. - 352 c.
38. Топчий, Л. В. Социальное обслуживание населения. Ценности, теория, практика [Текст]/ Л.В. Топчий. - М.: РГСУ, 2017. - 322 c.
39. Торопкин С. А. Лишение сотрудников полиции права на пенсию: история и современность / С. А. Торопкин // Юридическая наука и правоохранительная практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2016. – № 1 (35). – С. 178–183.
40. Удовик Е.Э. Проблемы развития и основные направления улучшения Пенсионного фонда РФ / Е.Э. Удовик // ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет». – 2018. - 10.2 (25). – С. 245-248.
41. Финогенова Ю.Ю. Пенсионное страхование. [Текст] М.: Изд-во Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, 2013. - 77с.
42. Холостова, Е.И. Энциклопедия социальных практик [Текст]/ Е.И. Холостова. - М.: Дашков и К°, 2018. - 304 c.
43. Шелепова М. А. Социальная защищенность сотрудников органов внутренних дел // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 167–172.
44. Шестакова, Е. В. Льготы от «А» до «Я» [Текст]/ Е.В. Шестакова. - М.: Феникс, 2014. - 224 c.
45. Якушкин, С.А. Пенсионная реформа в России: перспективы развития / С.А. Якушкин // Бюллетень науки и практики. - 2017. - № 8 (21). - С. 222-226.