Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Формирование научного мировоззрения – сложный процесс, включающий все изучаемые предметы. В частности, особое значение имеет формирование у учащихся представления о целостности мира в сознании предметов естественнонаучного цикла. А формирование единого научного мировоззрения о явлениях природы возможно посредством осуществления взаимосвязи между этими дисциплинами. Реализация принципа тематического обучения в преподавании предметов естественно-математического цикла становится актуальной, особенно в условиях обновления содержания этих дисциплин. Так как взаимосвязь этих дисциплин является важнейшим признаком в определении содержания учебного материала и порядка его прохождения. Современный расширяющийся процесс математизации науки оказывает существенное влияние на обучение математике в школе.
При обучении учащихся математике учитель должен поставить цель, прежде всего, показать, что источник возникновения математики является реальным, и то, что полученные нами знания по математике будут возвращены в эту конкретную роль в результате применения на практике. Хотя много говорится о важности математического образования в изучении других соответствующих предметов и о пользовательском характере задач, выносимых на уроке, можно заметить, что данный вопрос еще актуален [3]. Особенностью понимания смысла принципа тематического обучения математики на современном этапе является то, что учащиеся получают различные знания, в том числе о математике, о роли математики в технике, естественных, гуманитарных науках, экономике и т. д., из различных источников – газеты, журналы, телевидение, интернет. Учащиеся сравнивают знания, полученные на уроках математики, с изученными, не видят связи между изученными на уроке устной и абстрактной математикой и реальными проблемами современной науки. К сожалению, большинство учителей в основном, работают только учебниками и учебными пособиями, а осуществление принципа тематического обучения с ориентацией не учитывают. Актуальность выбранной темы обусловлена педагогической значимостью принципа тематического обучения, что является реальной необходимостью установления связей с другими предметами в изучении курса математики основной школы.
Цель исследования – изучить и проанализировать реализацию принципа тематического обучения в 5-6 классах средней школы.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты принципа тематического обучения;
2) проанализировать реализацию принципа тематического обучения в 5-6 классах средней школы.
Объект исследования – 5В класс МБОУ «Гимназия №10» г.о. Луховицы Московской области.
Предмет исследования – принцип тематического обучения.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические аспекты принципа тематического обучения
1.1 Понятие «принцип обучения»
Применение теоретической концепции обучения в образовательной практике требует введения понятия "принцип", назначением которого является соединение теоретических представлений с практикой. Принципы являются исходными положениями для организации практики и выступают результатом развития научного знания. В дидактике под принципом понимается инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, а также знание о целях, сущности, содержании и структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики. Такое понятие принципа в дидактике объясняется всеобщим характером принципов, определяющих содержание и ход педагогического процесса в любых конкретных вариантах.
Поскольку дидактика есть неотъемлемая часть педагогики, то и дидактические принципы служат не только задачам обучения, но и воспитания, и развития. Поэтому общие принципы воспитания о развивающей и обогащающей деятельности, о сочетании требований и уважения к личности, а также общие принципы организации деятельности о предвидении и целеполагании, соответствии методов целям и содержанию деятельности, зависимости управленческих решений от конкретных условий, получают конкретное воплощение в принципах обучения.
В истории дидактики одними из первых были выделены два важнейших и основополагающих принципа обучения – культуросообразности и природосообразности, введенные в научный оборот Я. А. Коменским и подробно рассмотренные позднее Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским. Эти принципы выражали требование строить образование, сообразуясь с природой, внутренней организацией, задатками ребенка, а также с законами окружающей ребенка природной и социальной среды. Позднее эти два принципа были объединены в одном – принципе социокультурного соответствия (сообразности).
Уже на этом примере видно, что принципы обучения рассматриваются в современной дидактике как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей и условий протекания учебно-воспитательного процесса. Поэтому принципы:
а) отражают основные требования к организации педагогической деятельности;
б) указывают направления развития педагогической деятельности;
в) выводятся из закономерностей и потому имеют объективную основу;
г) имеют единую методологическую основу;
д) выражают закономерные связи между педагогом и воспитанником;
е) позволяют творчески подходить к построению педагогического процесса.
Принципы обучения формулируются на основе исследования всего исторического опыта образовательной деятельности и призваны поддерживать существующую практику, служить ее теоретической основой. Все принципы обучения взаимосвязаны и их изолированное применение не даст эффективного результата.
Сколь бы ни были многообразны методы и средства учебного процесса, он будет эффективным, если сохранит свою целостность, единство составляющих его сторон. Эта целостность обеспечивается не только обшей целью обучения, скрепляющей все его содержание, и не только живым общением в качестве первоосновы всех средств обучения, но и общими принципами учебного процесса.
Принципы обучения — это общие руководящие идеи, исходные нормативные требования к организации учебного процесса, которые учитываются во всех его компонентах. Они возникают на основе исторического опыта и формулируются в результате научного исследования учебного процесса в его многообразных проявлениях.
Конечно, эти доминанты учебного процесса не являются догмами. Они обусловлены целями обучения, которые, в свою очередь, зависят от потребностей людей, общества и государства. Поэтому принципы обучения имеют конкретно-исторический характер, т.е. могут изменяться под влиянием исторических условий, смены педагогических систем [16].
Сегодня во всех типах образовательных учреждений используются принципы обучения, предложенные выдающимися педагогами, такими как Ушинский К.Д., Коменский Я.А., и другими.
Дидактические принципы обучения представляют большую группу. Они применяются в сочетании с прочими инструментами и средствами обучения, а также в сочетании друг с другом. Использование каждого принципа дедукции возможно, но качество образовательного процесса при этом может быть ниже, а на достижение поставленных педагогом целей потратится гораздо больше времени.
Проблема межпредметных связей интересовала педагогов еще в далеком прошлом. Ян Амос Коменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк - истории и географии. В России значение межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский, К.Д.Ушинский и другие педагоги. В советское время много внимания межпредметным связям уделяла Н. К. Крупская. "Комплексность комплексности рознь,- писала она в 1932 г. в "Методических заметках". Есть комплексность, которая затемняет реальные связи и опосредствования, которая связывает воедино вещи, ничего общего между собой не имеющие и есть комплексность, способствующая пониманию существующих реальных связей между различными областями явлений и тем способствующая выработке цельного материалистического мировоззрения" [17].
В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания.
Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга.
Связь между учебными предметами является, прежде всего, отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей, определяет роль изучаемого предмета в будущей жизни.
Межпредметные связи являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности.
Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников [17].
Межпредметные связи следует рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных черт современного научного познания.
При всем многообразии видов межнаучного взаимодействия можно выделить три наиболее общие направления:
1. Комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта.
2. Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках.
3. Привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения разных объектов.
В современных условиях возникает необходимость формирования у учащихся не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения какого-либо предмета, затем свободно используются учащимися при изучении других предметов и в практической деятельности.
Для более успешного применения межпредметных связей особые требования применяются и к преподавателю. Поэтому на основе интеграции знаний были выделены две составляющие модели учителя: инвариантная и вариативная.
Инвариантная составляющая (личностная характеристика) отражает уровень информационной культуры учителя вне зависимости от его специальности и включает общеобразовательный, мировоззренческий, психолого-педагогический и технологический компоненты.
Вариативная составляющая (квалификационная характеристика) специфична для конкретной учительской специальности и содержит перечень знаний и умений, отражающих специфику предметной области и особенности частной методики преподавания и способствующих оптимальной реализации межпредметных связей в процессе обучения
В частности, вариативная составляющая для учителя, представленная здесь по основным видам его деятельности, включает не только требования к специальной и методической подготовке, но и дополнительные требования к знаниям по интеграционным и общеметодологическим проблемам в образовании.
Данные составляющие модели учителя служат своеобразными критериями, определяющими уровень подготовки конкретного учителя, группы учителей и коллектива к осуществлению межпредметных связей в процессе обучения и требованиями, предъявляемыми к учителю инвариантной и вариативной составляющей. Ниже представлен вариант открытой системы требований, предъявляемых к учителю инвариантной составляющей.
1.2 Применение тематического принципа в обучении
В образовательной практике принцип преемственности, последовательности и систематичности реализуется в процессе тематического планирования, когда педагог намечает последовательность изучения отдельных разделов, тем, вопросов, отбирает содержание, намечает систему уроков и других форм организации процесса обучения, планирует усвоение, повторение, закрепление и формы контроля. При поурочном планировании учитель располагает содержание темы таким образом, чтобы исходные понятия изучались ранее, а тренировочные упражнения следовали бы за изучением теории.
Тематическое обучение представляет собой подход, принципиально отличающийся от привычного деления на предметы, такие как математика или естествознание. Вместо этого ученики берут одно конкретное явление или понятие и рассматривают его через призму различных областей знаний, к которым оно имеет отношение — географию, историю или экономику.
Вот что говорится о тематическом обучении на сайте, посвященному этому методу: «В тематическом обучении природная детская любознательность помогает познавать мир всесторонне и объективно. В основу этого метода положено изучение не традиционных школьных предметов, а многогранных явлений окружающей действительности в их целостности и в реальном контексте, при этом освоение связанных с ними знаний и навыков происходит благодаря одновременному применению различных областей знаний. Темами для обучения выступают такие комплексные понятия как человек, Евросоюз, СМИ, технологии, вода, энергия. Метод позволяет ученикам осваивать необходимые в XXI веке навыки: критическое мышление, творческий подход, применение новаторских идей, работу в команде, а
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азизян И.А., Арабчикова, Ю.И. Факторы, препятствующие усилению межпредметных связей, для целостной физико-математической подготовки специалиста в техническом вузе/И.А. Азизян, Ю.И. Арабчикова//Вопросы педагогики. ─ 2019. ─ №03. ─ С. 16-18.
2. Азизян И.А. Значимость языковой составляющей в процессе формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов политехнического вуза/И.А. Азизян//Вопросы педагогики. ─ 2018. ─ №06. ─ С. 14-16.
3. Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и технологический аспекты: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 14–15 ноября 2013 г. / отв. ред. Л.В. Шкерина; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. университет им. В.П.Астафьева. – Красноярск, 2013
4. Гречушкина Н.В., Васильев, А.А. Формирование компетенций бакалавра при изучении дисциплины «Информатика»/Н.В. Гречушкина, А.А. Васильев//Современные тенденции в фундаментальных и прикладных исследованиях: Сборник научных работ по материалам Третьей Международной научно-практической конференции.– Рязань: ООО «Центр фундаментальных и прикладных исследований» ─ 2015. – С.90-96 .
5. Елагина В.С. Межпредметные связи биологии и физики: теория и практика / В.С. Елагина, Л.К. Семенова // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 2. – С. 64–66
6. Интегрированный урок на тему «Диффузия» по физике и биологии / Э.Ж. Кошеров [и др.] // «Наука и образование в XXI веке». – 2017. – Ч. 3, № 2–3 (18). – С. 43–49
7. Кокажаева А.Б., Сарсенгазы А. Повышение межпредметных связей на уроках математики. // SCIENCES OF EUROPE - 2020 - № 47 – С.10-11.
8. Кошеров Э.Ж., Есентуреева Г.Д. International Scientific and Practical Conference «WORLD DCIENCE» DUBAI, UAE, Vol. II (June 20–21), 2015. – C. 46–51.
9. Подсвирова С. П. Формирование универсальных учебных действий средствами математических упражнений [Текст] / С. П. Подсвирова // Современные научные исследования и инновации. - 2011. - №5. - С.74-81
10. Физика и астрономия: учебник для 9 класса / Р. Башарулы, У. Токбергенова, Д. Казахбаева [и др.]. – Алматы: Мектеп, 2010. – 55 с.
11. Финская система обучения: Как устроены лучшие школы в мире / Т. Уокер — «Альпина Диджитал», 2017
12. Хабачева Е. С., Румянцева, А. В. Проблемы формирования у обучающихся логических универсальных учебных действий при использовании знаков-символических средств в курсе ботаники (5 класс) [Текст] / Е. С. Хабачева, А. В. Румянцева // Научный альманах. – 2015. - №10-2(12) – С. 456-460
13. «Здесь не надо быть экстремистом»: нужно ли отменять предметы в школе. - https://indicator.ru/humanitarian-science/zachem-nuzhno-tematicheskoe-obuchenie.htm
14. Киллонен М. Финляндия откажется от преподавания по предметам в пользу преподавания по темам [Электрон. ст.] / М. Киллонен. - https://tjoumal.ru/flood/54453-finland-school-retorm/
15. Методы и средства обучения - какими они бывают. - https://www.rline.tv/svobodnyj-korrespondent/obucheniya-printsipy/
16. Принципы обучения. - http://www.grandars.ru/college/psihologiya/principy-obucheniya.html
17. Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества образования. - https://urok.1sept.ru/статьи/527712/
18. Семинар для учителей начальных классов "Межпредметная интеграция в содержании урочной и внеурочной деятельности младших школьников". - https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2016/12/24/seminar-dlya-uchiteley-nachalnyh-klassov-mezhpredmetnaya
19. Финские школы первыми в мире отменят все предметы. - https://inosmi.ru/country_canada/20170501/239229437.html