Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из важнейших приоритетов развития современного сообщества, связующего государство, предприятия, организации и население – является социальное партнерство. Оно должно составлять основу решения всех ключевых социально-значимых задач. Еще оно должно быть основано еще и на взаимопонимании. Но с этим, к сожалению, на современном этапе развития социального партнерства дела обстоят сложнее.
Социальное партнерство состоится в том случае, когда у всех партнеров есть видение определенного будущего, его качества, его содержания, его стоимости в целом и для каждого участника в отдельности. Кроме этого выработаны и приняты правила сотрудничества, определяющие не только критерии участия каждого партнера, но и правила, определяющие порядок рассмотрения возможных конфликтов. От партнеров требуется понимание и принятие друг друга, наличие ценностей, одинаково важных для каждого, наличие общего языка, понимания своих сильных сторон и сильных сторон партнеров. И это касается всех сфер: личной, профессиональной, общественной.
Сегодня библиотеки находятся в сложном положении, так как их статус и востребованность существенно изменились из-за развития цифровых технологий и доступности интернет-ресурсов. Именно поэтому они должны стать частью социального партнерства, чтобы все-таки сохранить и эффективно реализовывать функции, возложенные на них государством и обществом.
Цель данной работы заключается в анализе социального партнёрства как механизма развития муниципальных библиотек.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность социального партнерства,
- определить особенности социального партнерства в библиотечной сфере,
- дать характеристику деятельности МУК ЧМР «ЦБС» Абакановская сельская библиотека,
- провести анализ организации социального партнерства МУК ЧМР «ЦБС» Абакановская сельская библиотека,
- выявить направления совершенствования социального партнерства МУК ЧМР «ЦБС» Абакановская сельская библиотека.
Объект исследования - МУК ЧМР «ЦБС» Абакановская сельская библиотека.
Предмет исследования – социальное партнерство.
Вопросами социального партнерства в области организаций социально-культурной сферы занимались такие научные деятели как О. Олейникова, А. Муравьева, А. Осипов, В. Кормакова, О. Романова и многие другие.
1.Роль социального партнерства в развитии учреждений социально-культурной деятельности
1.1. Понятие и сущность социального партнерства
Библиотека – как институт образовательно-культурной сферы всегда являлась важным звеном воспитания и обучения населения, активно участвовала в формировании мировоззрения и интеллектуального потенциала страны. В связи с этим библиотека всегда находилась под опекой государства.
В современных условиях библиотеки сталкиваются с рядом проблем, обусловленных низким уровнем их комерциализации и снижением востребованности их услуг у населения. Поэтому им приходится искать новые методы организации своей работы, в том числе с использованием различных форм социального партнерства.
Важнейшим условием повышения уровня образования и мировоззренческого развития является социальное партнерство, прежде всего с работодателями.
Под социальным партнерством понимается цивилизованная форма общественных отношений в социально – трудовой сфере, позволяющая учитывать, согласовывать и защищать интересы трех сторон: граждан, бизнеса и органов власти, в том числе и местного самоуправления через систему договоров и принятия компромиссных решений по важнейшим направлениям социально – экономического и политического развития [1, С. 116].
В широком смысле социальное партнерство рассматривается нами как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, что приводит к позитивному и совместному воздействию всех участников.
Социальное партнерство предполагает собой следующие цели:
1. Совместная деятельность на взаимовыгодных условиях образовательной организации и социальных партнеров, которая направлена на эффективное развитие и усовершенствование досуга и развития людей, прибегая к использованию механизмов совместного взаимодействия;
2. Совместная организация нормативно-правового обеспечения социального партнерства, как одного из инструментов формирования рынка труда и библиотечных услуг, как на региональном, так и на федеральном уровнях.
1.2. Особенности социального партнерства в библиотечной сфере
Тема социального партнерства – как одно из направлений совершенствования библиотечного обслуживания – не нова: ей посвящен целый ряд публикаций в профессиональной прессе. Однако именно сейчас, в быстроменяющемся мире информационных технологий, она актуальна для библиотек как никогда. В современных условиях выстраивание партнерских отношений позволяет библиотекам выжить и оставаться востребованными в социуме.
Можно выделить следующие виды социального партнерства библиотек:
- гражданское партнерство (с государственными и муниципальными органами власти);
- партнерство со СМИ, книгоиздательскими и книготорговыми фирмами, информационными организациями;
- партнерство с организациями культуры (музеями и выставочными залами, Домами культуры и Центрами художественного творчества, музыкальными школами, театрами и кинотеатрами);
- партнерство с традиционными религиозными организациями России;
- партнерство с образовательными учреждениями (вузами, ССУЗами, колледжами, лицеями, общеобразовательными и дошкольными образовательными учреждениями);
- партнерство с общественными организациями и ассоциациями (политическими партиями, неформальными творческими, экологическими, правозащитными, молодежными, женскими и др. организациями);
- экономическое партнерство (с промышленно-производственными структурами, структурами АПК, торговли и т. п.);
- - профессиональное партнерство (с всероссийскими профессиональными объединениями, межрегиональными и региональными профессиональными обществами и ассоциациями, муниципальными профессиональными объединениями).
Первостепенное значение для библиотек имеет партнерство с государственными и муниципальными органами власти. В условиях административных и бюджетных реформ библиотеки поставлены перед необходимостью преобразований, так как кардинально меняются устоявшиеся принципы функционирования социальной сферы. Сегодня библиотека, замкнутая на самой себе, вряд ли способна выжить. Время заставляет думать, какими аргументами и фактами можно убедить власти в эффективности и целесообразности выделения средств на функционирование библиотек.
На сегодняшний день уже во многих регионах РФ сложилась практика социального взаимодействия библиотек и органов власти. Однако еще не все муниципалитеты видят в библиотеке равноправного партнера, не сознают в полной мере значимость и эффективность совместной работы по удовлетворению информационных потребностей населения своей территории, формированию гражданского общества. Администрации городов и районов, разрабатывая стратегические планы развития территорий, как правило, не рассматривают библиотеки в качестве ресурса развития территории.
Рассматривая социальное партнерство как условие эффективной библиотечной стратегии, нельзя упускать из виду такой важный аспект, как экономическое сотрудничество с органами власти.
Традиционным в работе библиотек становится партнерство с депутатами территориальных собраний муниципальных образований, развивающееся по нескольким направлениям. Библиотеки в данном виде сотрудничества выступают в нескольких качествах:
- общественных приемных депутатов;
- центров сбора и аналитической обработки наказов избирателей;
- центров организации круглых столов, встреч кандидатов в депутаты и депутатов территориальных собраний поселений с избирателями;
- центров информации для населения в период избирательных кампаний.
Данный вид сотрудничества позволяет развивать библиотечный маркетинг, формировать положительный имидж библиотеки среди населения, властных и общественных структур.
Еще одним направлением данного вида социального партнерства стала инновационная деятельность библиотек в области освоения информационных технологий. Сегодня перед библиотеками стоит задача не только качественно комплектовать фонды традиционными документами, но и развивать технологии, расширяющие возможности и оперативность информационно-библиографического обслуживания. В связи с этим развиваются партнерские взаимоотношения с дистрибьюторами, предлагающими современные информационные продукты и технологии.
В роли партнеров по сохранению и развитию духовной культуры всё чаще выступают традиционные религиозные организации, крупнейшей из которых в нашей стране является Русская Православная Церковь. У библиотек есть немало возможностей для развития этого направления деятельности: обмен литературой и библиографической информацией; участие в информационном обеспечении православных школ;
- проведение совместных праздничных мероприятий к православным праздникам и знаменательным датам религиозной и светской жизни;
- обсуждение острейших социальных проблем современности с участием священнослужителей и привлечением литературы, в которой рассматривается решение таких проблем.
Таким образом, социальное партнерство становится важным инструментом развития библиотек и формирует высокий уровень востребованности их услуг, интегрированности в социальные процессы, развивает их инновационную и проактивную позицию.
2.Анализ социального партнерства МУК ЧМР «ЦБС» Абакановская сельская библиотека
2.1. Характеристика деятельности МУК ЧМР «ЦБС» Абакановская сельская библиотека
МУК ЧЕРЕПОВЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ЦБС" Абакановская сельская библиотека была открыта в 1979 году. Статус библиотеки: общедоступная сельская библиотека-филиал, структурное подразделение, отдел.
Девиз библиотеки: «Библиотека - это круглый стол, за который приглашается каждый». (А.Герцен). Направление работы: Литературное краеведение, программа " К истокам духовности". Руководитель Воскресной школы - Ратникова Елена Адольфовна. Библиотечный стаж - 20 лет.
В библиотеке организованы и работают объединения: "Литературный сундучок"- детский сад, кукольный театр "Светлячок", кружок "Весёлые самоделки"-различные виды рукоделия, вокальная группа "Пострелята", воскресная школа "Весточка". клуб ветеранов "Завалинка", библиотека выпускает библиотечную газету для детей и взрослых "БиблиоОкрошка". Добро пожаловать к нам!
Библиотека пропагандирует и выдаёт пользователям произведения и другие печатные издания, оказывала помощь в их выборе и использовании. Формированию читательской самостоятельности способствовали книжные выставки и различные библиотечные мероприятия: конкурсы, викторины, часы интересных сообщений, посвящённые юбилеям известных писателей и поэтов.
В библиотеке часто проводятся поэтические вечера, ведь любая встреча не только объединяет, но и воодушевляет. Бережно хранятся в библиотеке автографы местных поэтов, газетные публикации, фотографии и конечно, сборники стихов, писателей и поэтов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Браймен, А. Методы социальных исследований. Группы, организации и бизнес / А. Браймен. - М.: Институт прикладной психологии "Гуманитарный центр", 2018. - 671 c.
2. Бунеева Некоммерческие Организации: Сущность, Место И Роль В Социальном Развитии Общества: моногр. / Бунеева. - Москва: Машиностроение, 2019. - 829 c.
3. Вайнер, В. Л. Некоммерческие организации. Эффективная социальная реклама / В.Л. Вайнер, Н.Ю. Гладких. - М.: Книга и бизнес, 2016. - 184 c.
4. Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения / В.П. Галаганов. - М.: Академия, 2018. - 192 c.
5. Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации / В.П. Галаганов. - М.: КноРус, 2017. - 152 c.
6. Герасимов, С. Массовые праздники и социальное партнерство / С. Герасимов. - М.: Алетейя, 2016. - 713 c.
7. Гуслова, М. Н. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2018. - 272 c.
8. Гуслова, М. Н. Организация и содержание работы по социальной защите престарелых и инвалидов / М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2018. - 240 c.
9. Гуслова, М. Н. Организация и содержание социальной работы с населением / М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2018. - 256 c.
10. Гуслова, М. Н. Организация и содержание социальной работы с населением / М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2018. - 256 c.
11. Журнал социального педагога общеобразовательной организации. - М.: Учитель, 2017. - 609 c.
12. Зайцев, Д. В. Организация, управление и администрирование в социальной работе: моногр. / Д.В. Зайцев. - М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2017. - 264 c.
13. Комарова, Е. И. Организация, управление и администрирование в социальной работе / Под редакцией Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. - М.: Юрайт, 2016. - 432 c.
14. Кросс, Р. Невидимая Сила Социальных Связей. Как на самом деле работают организации / Р. Кросс. - М.: Калидос Паблишинг, 2016. - 935 c.
15. Минаев, Д.В. Механизмы управления организациями социально-культурной сферы в трансформируемой экономике России / Д.В. Минаев. - М.: Гуманитарный университет профсоюзов (СПбГУП), 2019. - 412 c.
16. Тенсина Т. В. Социальное партнерство как средство повышения качества библиотечных услуг // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. 2012. № 64. С. 151–153.
17. Туранина Н.А., Мурашко О.Ю., Колесникова И.Г. Библиотечное партнерство как элемент современного социального взаимодействия // Дискуссия. 2015. №8 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bibliotechnoe-partnerstvo-kak-element-sovremennogo-sotsialnogo-vzaimodeystviya (дата обращения: 04.05.2020).
18. Щеткина, М. А. Государственный социальный заказ в организации социального обслуживания населения Беларуси. Социолого-управленческий подход / М.А. Щеткина. - М.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2017. - 616 c.