Фрагмент для ознакомления
2
В процессе практических занятий кружка рекомендуется проделать с детьми некоторые опыты, знакомящие их с основными свойствами металлов и сплавов: продемонстрировать ковкость железа и меди и хрупкость чугуна, показать различную твёрдость свинца, меди и стали, упругость стали и алюминия, теплопроводность разных металлов.
Полезно подготовить вместе с детьми образцы и оформить коллекцию наиболее распространённых металлов и сплавов. Образцы для такой коллекции желательно подобрать так, чтобы они не только давали представление о внешнем виде того или иного металла или сплава металлов, но и показывали применение этого металла в технике или в быту. Так, например, сталь можно показать в виде обломков стального сверла, напильника или ножовочного полотна, в виде небольшой пружины, иголки, балалаечной струны, лезвия для безопасной бритвы и т. п. Железо (мягкая сталь) может быть представлено отрезком листового (кровельного) железа или жести, обыкновенным гвоздём, куском железной проволоки. Медь следует показать в виде отрезка медной проволоки или электрошнура, а латунь в виде небольшой ненужной детали, какого-нибудь прибора. Небольшой отрезок типографского клише может представлять в такой коллекции цинк, а палочка припоя — сплав олова и свинца.
Работу по общему ознакомлению членов кружка с металлами и сплавами очень оживляют экскурсии на производство — на завод, фабрику, в мастерскую. Следует показать детям и фильмы о выплавке металлов из руд и их обработке.
2.2. Разработка программы внеурочной деятельности «Изготовление изделий из металла»
Кружок «Город мастеров» по обработке металлов организован для учащихся среднего и старшего звена. Психологи называют этот возраст старшим подростковым. Педагогу, работающему с детьми этого возраста, необходимо знать особенности подростков и учитывать в проектировании своей психолого-педагогической деятельности. Ситуация социального развития подросткового возраста обуславливает образ жизни подростка, в процессе которого им приобретаются новые свойства личности и психические новообразования, главное из которых – осознание своей индивидуальности.
Стремление к индивидуальности – одна из причин, по которой юноши приходят в кружок «Город мастеров», где есть возможность что-то сделать своими руками и достичь в этом определенных успехов. Поэтому усилия руководителя кружка должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, а также развитие интересов подростка, которые в этом возрасте более определены, собирательны и устойчивы. Мощным фактором саморазвития становится ориентация подростков на будущую профессию. Сегодня проблема профессионального самоопределения и выбора программы дальнейшего образования – это основная проблема старшего подросткового возраста. Поэтому задача подготовки подростков к осуществлению различных профессиональных программ – это основная задача школы вообще и кружковой работы в частности. Кружок по обработке металлов имеет большие возможности для ранней профориентации подростков. Знания, умения и навыки, приобретенные в кружке, помогут подросткам и выборе профессии.
Организатору кружка важно научить подростка видеть свои недостатки, но и понимать, видеть, уметь опираться на свои достоинства, на сильные стороны своей личности, характера. Необходимо помогать процессу самореализации подростка, активной работе самого подростка по развитию собственной личности, поощрять все попытки ребенка побороть свое негативное отношение к делу. В конце подросткового периода самоопределение и самореализация характеризуются как понимание самого себя, своих возможностей, стремлений, понимание своего места в обществе и назначения в жизни. Самоопределение подростка характеризует осознание себя в качестве члена общества в новой общественно значимой позиции. Кружок по интересам как детское объединение имеет неограниченные возможности для создания этих условий. Кроме этого, одним из мотивов посещения кружка является удовлетворение потребности подростков в общении со взрослым, они хотят видеть в педагоге друга, партнера, способного к совместной творческой деятельности.
С учетом этих психологических особенностей старшего подросткового возраста я пришел к выводу, что наиболее эффективным педагогическим методом, используемом при организации работы кружка по обработке металлов, является метод проектов, позволяющий школьникам в системе овладеть всей проектно-технологической деятельностью от идеи до ее реализации в изделии. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащегося или группы под руководством учителя. Это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов и технологиями их обработки.
На выполнение проектов программами «Технология», как правило, выделяется около 25 % учебного времени. Поэтому кружковая работа позволяет выполнять проекты повышенной сложности, когда учебное время дополняется за счет внеурочного. В структуру работы кружка по обработке металлов могут входить участие в различных выставках, конкурсах и олимпиадах, посещение выставок народных ремесел и краеведческих музеев, экскурсии на промышленные предприятия, связанные с металлообработкой. Все это делает жизнь школьника более интересной и насыщенной, расширяет его кругозор.
Закон РФ «Об образовании» определил основную цель школы – развитие личности ребенка, его социализацию в обществе. На достижение этой цели направлены типовые учебные программы по технологии, выдвигающие на первый план задачи развития творческих способностей и художественной инициативы детей, формирование личности, легко адаптирующейся в новых экономических условиях.
Эти актуальные задачи решаются не только на уроках технологии, но и во внеурочное время. Кружок, являясь основной организационной формой внеклассной работы школы, расширяет и углубляет знания учащихся, развивает их инициативу и творчество, способствует не только упрочнению приобретенных на уроках технологии умений и навыков, но и формированию новых. Кроме этого, кружок углубляет и расширяет содержание стандартов по разделу «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов».
Сегодня школа должна прививать технологическую культуру на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, позволяющие формировать экономическую грамотность, экологические убеждения, эстетический вкус, навыки бесконфликтного общения, трудолюбия, бережливость, аккуратность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и их труду.
Небольшое количество часов, предусмотренное типовыми программами в разделе «Обработка конструкционных материалов», можно компенсировать за счет школьного компонента при организации кружков по обработке металлов.
Кроме этого, формирование навыков по обработке металлов способствует профессиональному самоопределению школьников и получению необходимого опыта применения политехнических технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, выбору дальнейшего профессионального технологического образования.
Трудности по созданию кружка по обработке металлов в школе объясняется, прежде всего, отсутствием программного и методического обеспечения. Нет и качественных учебно-методических пособий.
Кружок организуется для учащихся среднего и старшего звена. Наполняемость кружка – 15 человек. Набор в кружок проводится в начале сентября. С этой целью организуется широкое информирование через школьную стенную печать и радио. Можно оформить выставку изделий из металла, выполненных учащимися, и образцов продукции (инструмента) промышленных предприятий данного региона. При записи школьников в кружок учитель проводит с ними беседу для того, чтобы познакомить ребят с предстоящей работой, содержанием занятий, выяснить, что их интересует, что они хотят узнать, чему научиться, какими знаниями, сведениями по истории металлообработки могут поделиться со сверстниками, какой иллюстративный материал (фотографии, рисунки и т.д.), какие образцы изделий из металла, какой материал и инструменты имеются у них дома. Кроме вышеперечисленных форм подготовительной организационной работы, желательно разработать и предложить учащимся заполнить анкету ознакомительного и диагностического характера. Результаты беседы и обработки анкет педагог заносит в специальную индивидуальную карточку члена кружка.
Цели, задачи, содержание работы кружка разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии.
Закон РФ «Об образовании» определил предметное направление развития образования – гуманизация образования, переход от «педоцентризма» к «детоцентризму», предполагающему, что цель школы (в том числе и системы дополнительного образования) – не просто передача знаний, а развитие ребенка, его социализация в обществе, посредством включения его в различные виды деятельности.
Социализация ребенка невозможна без развития его социальных навыков. Кружок, являясь детским объединением по интересам, создает благоприятные условия для социального развития подростка: дети вступают в социальные отношения друг с другом, «примеряют» различные социальные навыки работы в коллективе, как на основе сотрудничества, так и на основе соревнования, стремятся к улучшению качества человеческих отношений, решают вопросы, связанные с моральными ценностями.
В кружке, как основной структурной единице дополнительного образования, учебная работа должна строиться в соответствии с требованиями современной дидактики развивающего обучения. Главная роль педагога – создание обучающей среды, позволяющей сформировать у подростков не только «формальные знания» («знаю, что») и «процессуальные знания» («знаю, как»), но и неформальные знания, основанные на понимании проблемы, умении решить ее, и знания, необходимые для самореализации (знание своих сильных и слабых сторон, знание того, что тебе подходит). Только с помощью педагога, который постоянно заставляет учащихся заниматься рефлексией, неформальное знание становится явным.
При составлении учебной программы кружка по обработке металлов, ее содержания и выбора методов обучения учитывается то, что современное рыночное общество, развитие бизнеса и услуг нуждается в активном, творческом, гибком человеке, способном самостоятельно найти требуемые знания и их использовать, освоить новые навыки по мере необходимости, проявить инициативу в поиске своей «ниши» рынка.
Большое значение для технологического образования кружковцев имеют экскурсии на производство. Программой кружка предусмотрена экскурсия на завод по производству слесарно-монтажного инструмента. Знакомя подростков с современным производством, экскурсия решает актуальные задачи: изучение оборудования в цехах, применение автоматизации в процессе обработки металла резанием, знакомство с профессиями, демонстрации преимущества специализации и коллективного труда, изучение процесса создания новых образцов, начиная с работы конструкторов до выпуска готовой продукции, показ работы службы маркетинга. Организуются встречи с опытными мастерами и инженерно – техническими работниками. Экскурсии на производство оказывают существенную помощь и в профессиональном самоопределении подростков.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» одной из задач школы является воспитание гражданственности и патриотизма. Занятия в кружке способствует воспитанию чувства гордости за Россию и ее великих мастеров, формированию интереса к народным ремеслам и традициям.
Исходя из вышесказанного, сформулированы следующие задачи кружка:
1. Развитие творческих способностей подростков, проявляющих интерес к техническому творчеству.
2. Формирование широкого политехнического кругозора, формирование экономических, эстетических и экологических знаний в сочетании с технологическими знаниями.
3. Оказание помощи в профессиональном самоопределении подростков.
4. Возрождение интереса к русской национальной культуре и истории родного края, народным промыслам и продолжение традиций мастеров – металлистов.
Программа курса рассчитана на два года обучения и построена таким образом, чтобы в условиях постоянной тенденции сокращения количества часов из школьной программы по технологии, учащиеся могли не только освоить технологические приемы обработки металла резанием, знали устройство и методику безопасной работы на металлорежущих станках, но и решали задачи по созданию целостного изделия, соответствующего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
При разработке программы учитывались:
• Программа общеобразовательных учреждений. Технология (Трудовое обучение) 1 – 4; 5 – 11 кл. под редакцией Симоненко В.Д. М.: «Просвещение», 2006 г.
• Примерные программы основного общего образования по образовательной области «Технология». М.: «Дрофа», 2000 г.
• Технология: Программа. 5 – 9 классы. Сасова И.А. – Марченко А.В. М.: «Вентана-Графф», 2006 г.
• Федеральный компонент стандарта основного общего образования по технологии, требования к уровню подготовки выпускников основной школы по образовательной области «Технология».
• Программа элективных курсов. Технология (технический труд). 9 класс. Кальней В.А. М.: «Дрофа», 2006 г.
Освоив содержание курса, учащиеся должны:
знать:
• историю развития металлообработки
• основы материаловедения
• основные способы обработки металлов
• устройство основных металлорежущих станков
• правила безопасности труда при выполнении слесарных и станочных работ
• ручные операции по изготовлению изделий из металла
• приемы основных слесарных, токарных, фрезерных и строгальных работ
• общие принципы технического и художественного проектирования
уметь:
• правильно организовать рабочее место
• готовить материалы, инструменты, оборудование и оснастку к предстоящей работе
• планировать работу и составлять графическую документацию
• применять безопасные приемы работы
• правильно выполнять основные технологические операции
• выполнять творческие проекты
Все разделы программы имеют прикладную направленность и объединены главной целью: воспитание творческой личности, умеющей планировать свою работу, корректировать и оценивать результаты своего труда, применять знания, умения и навыки в технологической деятельности.
Около 75 % учебного времени в программе отводится практическим и проектным работам. Особенностью практических работ является направленность на разработку и изготовление готового изделия. В процессе их выполнения у учащихся формируется целостное представление обо всех этапах создания изделия, от замыслов до воплощения.
Особое внимание в программе уделяется методу проектов. Этот метод позволяет реализовать подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания, умения и навыки, полученные ими при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения.
В основе программы лежат основные дидактические принципы: принцип наглядности, систематичности и последовательности знаний, принцип доступности и посильности, принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе образования, принцип прочности знаний учащихся, принцип соединения теории и практики, принцип научности и оперативности знаний учащихся, принцип преемственности и личностной ориентированности.
Данная программа направлена на выполнение Федерального компонента стандарта основного общего образования по технологии. Такой подход отвечает главной цели образования – развитие креативных и адаптационных способностей личности, ориентирует учащихся на включение
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Акт правительства Российской Федерации "СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»" от 29.12.2010. № 189 // Российская газета
2. Антонов Л.П. Обработка конструкционных материалов. М.: «Просвещение», 1982 г.
3. Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск: ЧИППКРО, 2014
4. Внеурочная деятельность: содержание и технологии реализации: методическое пособие / науч. ред. И. В. Муштавинская и Т. С. Кузнецова. - Санкт-Петербург: Каро, cop. 2016
5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьника. Пособие для учителя. / Д.В. Григорьев - М., Просвещение, 2010
6. Дейч Б.А. Молодежь и молодежная политика: актуальные направления // Социология молодежного движения в условиях глобализации: проблемы и перспективы : материалы международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 12-13 ноября 2013 г.) / Ред. В.С. Пель, Д.В. Чернов, Б.А. Дейч. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2013. – С. 22–29
7. Дементьев В.И. Токарное дело. М.: «Высшая школа», 1992 г.
8. Енин А.В. Внеклассная работа в системе воспитания творческой активности подростков : дис. ... канд. пед. наук. : 13.00.01. – М., 2018
9. Ерлыкин Л.А. Послушный металл. М.: «Детская литература», 2005 г.
10. Закон Российской Федерации "Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования" от 17.12.2010. № 1897 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации
11. Закон Российской Федерации "Федеральный закон об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 2012
12. Иванченко, В.Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011
13. Игровые технологии во внеурочной деятельности учащихся: реализация технологии квестов / [Айдемирова М. С., Беляев С. Л., Зарипова А. А. и др.]; Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 290 Красносельского района Санкт-Петербурга. - Санкт-Петербург: Свое изд-во, 2017
14. Макиенко Н.И. Общий курс слесарного дела. М.: «Высшая школа», 1980 г.
15. Методика обучения учащихся 5-9 классов современным технологиям в процессе трудовой подготовки. /Под ред. Казакевича В.М./ М.: Институт общего среднего образования РАО, 1996 г.
16. Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи "Письмо о внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" от 14.12.2015 № 09- 3564
17. Министерство образования и науки Российской Федерации департамент общего образования "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" от 12.05 2011 № 03-296 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации
18. Муравьев Е.М. Технология обработки металлов. М.: «Просвещение». 2000 г.
19. Организация внеурочной деятельности на этапе основного общего образования с привлечением «Совета учащихся» // Образовательный портал. Экстернат.РФ URL: http://www.yultya.ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/134-out-of-school/10568 Organizatsiya__vneurochnoy_deyatelnosti_na_etape_osnovnogo_obshchego_o brazovaniya__s_privlecheniem__%C2%ABSoveta__uchashchikhsya%C2%BB. html
20. Организация и содержание трудовой и профессиональной подготовки старшеклассников на современном этапе. М.: «АПО», 1996 г.
21. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии. М: «Дрофа», 2000 г.
22. Павлова М.Б., Дж. Питт, Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. /Под ред. Сасовой И.А./ М.: «Вентана – Графф», 2003 г.
23. Павлють Э.И. Практика механизации слесарных работ. М.: «Машиностроение», 1991 г.
24. Примерные программы основного общего образования по образовательной области «Технология». 4-9 кл. /Под ред. Полякова В.А., Атутова П.Р. М.: «Дрофа», 1998 г.
25. Программа: Технология (Трудовое обучение) 5-11 кл. Симоненко В.Д., Хотунцев Ю.Л. М.: «Просвещение», 2006 г.
26. Программно-методические материалы: «Технология». 5-11 кл. /Сост. Марченко А.В./М.: «Дрофа», 2001 г.
27. Сасова И.А. Экономическое образование в процессе трудовой подготовки. М.: «АПО», 1996 г.
28. Сборник нормативно-методических материалов по технологии. Марченко А.В., Сасова И.А., Гуревич М.И. М.: «Вентана-Графф», 2002 г.
29. Семенова И.Н. Избранные вопросы методики обучения и воспитания в математическом образовании школьников. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014
30. Спиридонов И.Г. Слесарное дело. М.: «Просвещение», 1993 г.
31. Ушаков Н.Н, Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку. - М.: Просвещение,1985.
32. Федотов Г.Я. Звонкая песнь металла. М.: «Просвещение», 1990 г.
33. Якушенко А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация, технические изменения. М.: «Просвещение», 1979 г.