Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Нравственное воспитание подрастающего поколения является первоочередной задачей перед обществом и школой. В настоящее время это проблема как никогда актуальна, учитывая, что все чаще среди детей дошкольного возраста встречаются призывы к насилию и агрессии. В результате множества негативных факторов современные дети оказались в условиях нравственного и духовного хаоса. Именно поэтому в системе современного воспитания проблема нравственности стоит превыше всего.
Исследования в области нравственного развития активно изучались и изучаются. Во главе исследований были такие великие умы, как Аристотель, А. Баумгартен, H.A. Бердяев, Гегель, Гельвеции, Ф.М. Достоевский, Сократ, Платон, И. Кант, А.Ф. Лосев, В.С Соловьев, Спиноза, Ф. Шиллер и многие др.
Дошкольный вопрос является важной основой для дальнейшего становления личности ребенка. Именно в этом возрасте дошкольников постигает основные нравственные качества, такие как доброта, совесть, зло, честность и др.
В основном регламентирующем документе, Федеральном Законе об образовании РФ, отмечается, что развитие нравственных качеств является предпосылкой для дальнейшей учебной деятельности наряду с физическим и интеллектуальным развитие [7, c. 14].
Сегодня акцентируется переход системы образования на нетрадиционные методы обучения. Процесс развития нравственных качеств сложно организовать без использования разнообразных средств обучения и методик воспитания. Многие исследования подчеркивают, что эффективным средством развития нравственности у дошкольников выступает сказка.
Сказка содержит в себе кладезь исторически обусловленных событий, отраженных различными народами. Она отличается особой художественной наполненностью, эмоциональностью, яркостью, простотой и доступностью для маленьких умов [3, c. 98].
Выдающийся русский педагог, К.Д. Ушинский, подчеркивал, что сказка отражает мир жизни в обществе. Отражение действительности происходит «…через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка…» [32, с. 98].
Актуальность данного исследования подчеркивает важность развития нравственных качеств в дошкольном возрасте, когда дети способны реагировать на поступки, оперируя своими эмоциями и переживаниями.
Актуальность проблемы исследования определило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Русские народные сказки как средство формирования представлений о добре и зле у детей 5-6 лет».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и реализации комплекса занятий, направленных на формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста с использованием материала русских народных сказок.
Объектом исследования является процесс развития нравственности у детей 5-6 лет.
Предметом исследования является разработка комплекса занятий с использованием материала русских народных сказок как средства развития нравственности у детей 5-6 лет.
Задачи исследования:
1. Провести ретроспективный анализ проблемы нравственно воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе;
2. Описать особенности нравственного развития детей 5-6 лет;
3. Выявить педагогический ресурс народных сказок в развитии нравственности у дошкольников;
4. Провести диагностику уровня развития нравственных качеств у детей 5-6 лет;
5. Разработать и апробировать комплекс занятий на материале русских народных сказок, служащих средством развития нравственности у детей.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды авторов:
- в раскрытии сущности, структуры и особенностях нравственности как социального явления (В.А. Сухомлинский [30], К.Д. Ушинский [32], Ш.А. Амонашвили [2] и др.);
- в педагогическом потенциале русских народных сказок в учебно-воспитательном процессе (О. Александрова [35], М.А. Андрианов [1], А.В, Каменец [11] и др.);
- особенностях диагностики, критериально-уровневом содержании и методики определения нравственности у детей дошкольного возраста (И.Б. Дерманова [8], В.И. Петрова [23], Г.А. Урунтаева [31]).
В работе были использованы следующие методы:
- теоретические – синтез, анализ, сравнение обобщение литературы по теме исследования;
- эмпирические – педагогическое наблюдение, беседы, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
- математические - качественная и количественная оценка результатов, графическое представление данных.
Работа производилась согласно следующим этапам:
- подготовительный этап основывался на анализе психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования с целью определения особенностей дошкольного возраста, нравственного развитии и методик использования русской народной сказки в решении проблемы исследования.
- констатирующий этап заключался в подборе диагностического инструментария с учетом цели исследования и возраста испытуемых дошкольников. Апробации выбранных методик и качественном и количественном их представлении.
- формирующий этап заключался в разработке программы нравственного воспитания старших дошкольников с использованием содержания русских народных сказок.
- оценочный этап – проведение повторной диагностики уровня сформированности нравственного развития младших школьников. Анализ и представление полученных результатов, оценка эффективности проведенной работы.
Методологической основой исследования послужили методики:
- диагностическое задание 1 «Разговор о дружбе»;
- диагностическое задание №2. Чтение и беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (В.И. Петрова и Н.М. Трофимова);
- методика «Сюжетные картинки» (И.Б. Дерманова).
База исследования.
В эксперименте приняли участие 16 дошкольников в возрасте 5-6 лет.
Структура выпускной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Список литературы состоит из 42 литературных источников.
В работе были использованы 3 таблиц, 15 рисунков.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОБРЕ И ЗЛЕ СРЕДСТВАМИ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
1.1 Проблема нравственного воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе
В первом параграфе мы рассмотрим сущность понятия нравственного воспитания, опираясь на опыт заслуженных педагогов.
Рассматривая вопросы развития нравственности у детей, необходимо определиться с сущностью понятия «нравственность».
Нравственность представляет собой знания человека об основополагающих этических нормах и требованиях. Основная функция нравственности заключается в контроле этического поведения человека.
Нравственное воспитание является одним из базовых основ учебно-воспитательного процесса. В процессе нравственного воспитания у личности вырабатывается нравственные качества, позволяющие ему жить в социуме в соответствии с принципами, нормали и правилами морали.
Нравственность сопровождает человека с самого рождения и до конца жизни. Однако именно в дошкольном возрасте необходимо заложить тот «фундамент» нравственности, который позволит идти дальше по жизни.
Выдающийся педагог современности, В.А. Сухомлинский, занимаясь вопросами воспитания, считал, что нравственность является центром всего процесса воспитания. Педагог отмечал, что в основе нравственного воспитания лежит процесс целенаправленного и систематического воздействия на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [30, с. 37].
Другой знаменитый педагог, А.С. Макаренко, под понятием «нравственность» понимал отражение личности на существующие нормы и правила общества. В основе нравственности лежит собственный опыт, накопленные в результате жизни и действия личности в нравственном поле [цит по 20, с. 4].
Обобщая все вышесказанное можно заявить, что нравственность – это способность человека жить в соответствии с заявленными нормами морали и принципами нравственного поведения.
В основе нравственности положены нравственные качества. Нравственные качества носят субъективный характер и формируются на основе нравственных понятий. Список нравственных понятий достаточно обширен и включается в себе множество различных категорий. Нравственные понятия находятся в тесной взаимосвязи между собой, без обретения всех нравственных понятий невозможно развитие нравственной личности, потому только в совокупности они способны отразить все многообразие и специфику моральных явлений.
Рассматривая компоненты нравственности, проиллюстрируем их в виде схемы (Рис. 1).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИТЕРАТУРЫ
Специальная и учебная литература
1. Андрианов, М.А. Философия для детей в сказках и рассказах: пособие по воспитанию детей в семье и школе [Текст] / М.А. Андрианов – 3-е изд. - Минск: ИООО «Современное слово», 2005.
2. Амонашвили, Ш.А. Вера и Любовь [Текст] / Ш.А. Амонашвили. – М.: Издательский дом Ш.А. Амонашвили, 2008.
3. Богданова, О.С. О нравственном воспитании детей [Текст] / О.С.Богданова, Л.И. Катаева. - М.: Просвещение, 2013. — 213 с.
4. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников [Текст] / Р.С. Буре. - М: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.
5. Волков, Г. Н. Этнопедагогика [Текст] : учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. – М. : Академия, 2000. – 176 с.
6. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С Выготский,. – М. : Апрель-Пресс ; Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
7. Голубова, Ю.А. Социально-культурные условия нравственного воспитания дошкольников средствами сказкотерапии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Ю.А. Голубова. – Тамбов, 2006. - 28 с.
8. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст]: психодиагностич. метод. / И.Б. Дерманова – М. : Речь, 2002. – 90-91 с.
9. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
10. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. [Текст] — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
11. Каменец, А. В. «Сказка – ложь, да в ней намек…» [Текст] : социал.-пед. анализ рус. сказоч. фольклора / А. В. Каменец. – М. : Квант Медиа, 2016. – 286 с.
12. Князева, О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа [Текст] / О.Л. Князева, М.Д. Маханаева. – СПб.: Детство- Пресс, 2004.
13. Козлова, С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2002.
14. Кокуева Н.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М., 2005.
15. Коломийченко, Л.В Прикладные аспекты социального развития и воспитания детей дошкольного возраста: опыт инновационной деятельности. – монография [Текст] / Л.В. Коломийченко. – Пермь, 2008.
16. Коломийченко Л.В. Роль социальной ориентации в нравственном воспитании детей дошкольного возраста: психолого-педагогические аспекты: монография/ Л.В. Коломийченко, Н.А.Зорина; Перм. гос.пед.ун-т. – Пермь, 2011.
17. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника [Текст] / Л.В. Куцакова. - М.: Просвещение, 1996 – с.3-14
18. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2008.
19. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5–7 лет. [Текст] / И.Ф. Мулько. - М.: Детство-Пресс, 2010. — 96 с.
20. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 150 с.
21. От рождения до школы [Текст] : пример. общеобразоват. программа дошкол. образования / Н. А. Арапова-Пискарева [и др.] ; под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. : М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 361 с.
22. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Петерина. - М.: «Просвещение» 1986г.
23. Петрова, В. И. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] : программа и метод. рекомендации : для занятий с детьми 2-7 лет / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. – М. : Мозаика- Синтез, 2006. – 69 с.
24. Попкова, Т.Д. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - 2-е издание, переработанное и дополненное [Текст] / Т.Д. Попкова. - Пермь, 2015.
25. Свадковский, И. Ф. Нравственное воспитание [Текст] / И.Ф. Свадковский. - М.: Академия, 2011. — 144 с.
26. Сидорова, Л. А. Народные сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. А. Сидорова, О. Г. Максимова ; Чуваш. гос. пед. ун-т. – Чебоксары : Изд-во ЧГПУ, 2001. – 185 с.
27. Смирнова, Е. О. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей [Текст] / Е. О. Смирнова, В. В. Холмогорова // Вопр. психологии. 2001. № 1.
28. Социально-нравственное воспитание дошкольников [Текст] / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.:ТЦ Сфера, 2013.-176 с.
29. Субботский, Е. В. Ребенок открывает мир: кн. для воспитателя детского сада [Текст] / Е.В. Субботский. - М.: Просвещение, 1991.
30. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинкий. - М.: Академия, 2014.— 362 с.
31. Урунтаева, Г.А. «Практикум по детской психологии» [Текст] / Г. А. Урунтаева, - М., «Просвещение», 1995.
32. Ушинский, К. Д. Избранное [Текст] / К.Д. Ушинский. - М.: Владос, 2009. — 465 с.
33. Шипицина, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) [Текст] / Л.М. Шипицына, О.В. Защириская. – М.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2004.
34. Штольц, Х. Как воспитать нравственное поведение у дошкольника? [Текст] / Х. Штольц, Р. Рудольф. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. — 195 с.
Периодическая литература
35. Александрова, О. Разыгрываем сказку [Текст] / О. Александрова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 1. – С. 44-51.
36. Киракосян, К.Э. Традиционное использование русской народной сказки в воспитании детей [Текст] / К. Э. Киракосян, Т.М. Савенко // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. Конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 115-118.
37. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 9. — С. 25–27.
38. Никитина, С.В. Еще раз о качестве дошкольного образования [Текст] / С.В. Никитина // Дошкольная педагогика. – 2013, № 5. – С. 18-21.
39. Токарев, А. А. Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду [Текст] / А.А. Токарев // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 71-72.
40. Чернявская, Н. Э., Коренева Е. Н., Киреев М. Н. Нравственное воспитание личности в контексте динамики развития педагогической науки [Текст] / Н.Э. Чернявская, Е.Н. Коренева, М.Н. Киреев // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXI междунар. науч.-практ. конф. № 31. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Интернет-ресурсы
41. Лучинина, А. О. К вопросу о формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / А. О Лучинина // Концепт. – 2016. – Т. 17. – С. 610–614. – URL : http://ekoncept.ru/2016/46298.htm (дата обращения: 24.04.2022).
42. Лобанова, И.В., Ганина Т.В. Народная сказка как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста [Текст] / И.В. Лобанова, Т.В. Ганина // Культура и образование. – Май 2014. - № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnikrzi.ru/2014/05/1726 (дата обращения 14.04.2022).