Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. В последнее время ученые и специалисты по специальной психологии и педагогике придают всё больше смысла развитию моторики рук, так как оно считается необходимым элементом обучения и развития ребенка.
Под влиянием целенаправленного обучения и воспитания в специально организованных условиях, когда используются разнообразные корригирующие средства, дети с нарушениями развития дают заметное продвижение (А.К.Аксенова, Г.А.Волкова, В.В.Воронкова, И.А.Грошенков, Г.М.Дульнев, А.А.Дмитриев, Р.Е.Левина, Е.М.Мастюкова, В.М.Мозговой, В.Г.Петрова, Б.И.Пинский, Е.А.Стребелева, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская, Б.И.Шостак, А.В.Ястребова и др.) и это является приоритетной задачей коррекционной педагогики.
Очевидно, что для работы с детьми и в направлении развития мелкой моторики у них необходимо применять специальные методы и средства. Принимая во внимание невысокую функциональность детей использование традиционных способов и методов не всякий раз эффективно. Вследствие этого, необходимо применять новые технологии, методы и средства, обеспечивающие познавательное развитие и развитие моторики у детей. Таким потенциалом обладают продуктивные виды деятельности.
Продуктивные виды деятельности обладает возможностями мягкой гуманной поддержки личности ребенка, развивает его способности к самопознанию (Дж.Аллан, М.Бурно, А.И.Копытин, Л.Д.Лебедева, ЛЛовенфельд, Е.Г.Макарова).
В психолого-педагогической литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Фомичева).
В настоящее время продуктивные виды деятельности, это работа искусством и творчеством представляет собой один из наиболее эффективных способов для реабилитации детей с ограничениями по здоровью. Средства продуктивных видов детельности применяются и в развитии мелкой моторики, так как содействуют развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и руки, совершенствованию координации перемещений, ловкости, точности в выполнении движений, корректировки моторики пальцев рук.
С использованием средств продуктивных видов детельности в коррекционной работе с детьми с нарушением мелкой моторики, можно получить положительные результаты. Кроме того, в процессе продуктивных занятий для детей создаются условия для общения, понимания ребенком собственных переживаний, на становление произвольности и возможности саморегуляции, уверенности в себе за счет общественного признания значения творческого продукта, сделанного ребенком.
Ребенок с помощью разных видов деятельности получает возможность выразить в рисунке, поделке, аппликации свой внутренний мир, мысли, настроение. В процессе занятий формируются личностные качества ребенка - усидчивость, аккуратность, трудолюбие, и параллельно с этим происходит совершенствование движений кисти и пальцев.
Объектом исследования является мелкая моторика детей дошкольного возраста
Предмет исследования: влияние продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: продуктивные виды деятельности положительно влияют на развитие мелкой моторики у детей, а именно на два их основных показателя:
- степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
- развитие точности движений, формирование произвольного внимания и контроля за собственными действиями.
Цель исследования: выявить, теоретически и экспериментально обосновать и реализовать условия развития мелкой моторики у детей средствами продуктивных видов деятельности.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2) Провести анализ основных методов и приемов развития мелкой моторики дошкольника.
3) Исследовать развитие мелкой моторики рук через продуктивные виды деятельности дошкольника
4) Провести анализ эффективности методики развития мелкой моторики в продуктивных видах деятельности
5) Разработать методические рекомендации педагогам и родителям по использованию различных видов продуктивной деятельности в развитии мелкой моторики у дошкольников.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
1. Теоретические основы развития мелкой моторики дошкольника посредством использования продуктивных видов деятельности
1.1. Значение развития мелкой моторики для интеллектуального и речевого развития ребёнка
Мелкая моторика и речь тесно связаны между собой исторически и физиологически. В первобытные времена люди постоянно использовали жесты при общении, которые часто сопровождались эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями. Появившаяся в скором времени речь была долгое время в постоянной связке с активной жестикуляцией. Именно поэтому в коре головного мозга области, отвечающие за речь и действия руки, находятся по соседству.
Когда в деятельности человека задействованы тонкие движения кисти и пальцев, активизируется не только зона мелкой моторики, но еще и речи. И наоборот.
Научные исследования о взаимосвязи мелкой моторики и речи. Люди давно догадались о взаимосвязи мелкой моторики и речи. Уже во II веке до нашей эры в некоторых цивилизациях были широко распространены методы «пробуждения» речи через развитие ладошек и пальчиков у детей с помощью подручных средств (грецких орехов, металлических шариков и так далее).
Научные доказательства взаимосвязи были представлены общественности в конце XIX века и неоднократно подтверждены в последующем.
Одним из самых интересных экспериментов оказалось наблюдение за малышами первых недель жизни. Мамочки в течение нескольких минут массировали ручку ребенка, сгибали и разгибали пальчики. Ученые при этом отслеживали биоритмы мозга. Спустя два месяца таких регулярных упражнений, исследователи обнаружили, что возбуждение двигательной зоны стало распространяться на область, отвечающую за речь. То есть движения пальчиками и кистями помогают малышу скорее научиться говорить.
Как правило, дети с хорошо развитой моторикой рук умеют логично рассуждать, имеют обширный словарный запас, отличную память и более общительны. Есть такой метод определения речевого развития ребенка: надо попросить малыша показать один, два и три пальчика (при этом сначала показать самому, как это сделать). Дети, которым легко удаются изолированные движения пальчиков, уже умеют хорошо говорить. Если пальчики не слушаются, поднимаются все вместе или совсем вялые, речь следует развивать интенсивнее.
Конечно, бывают и исключения из правил. Есть дети с прекрасной речью и плохо развитой моторикой и наоборот.
Стоит также отметить, что на развитие речи влияют много факторов, и мелкая моторика – лишь один из них. Хорошо координированная деятельность ручек стимулирует умственное (в том числе и речевое) развитие, но действия, направленные на развитие речи, должны быть комплексными и включать в себя другие каналы восприятия (зрительный, слуховой, артикуляционный).
В дошкольном возрасте выделяют следующие периоды развития моторики:
1) 2-3 месяца. Ребенок изучает мир через осязание. Он тянется к игрушкам и предметам, которые к нему подносят родители. Хватает взрослых за руки и пальцы. Ощупывает самого себя. Это помогает ему сформировать картину мира и четкие границы в психике между собой и окружающими объектами.
2) 3-6 месяцев. Период совпадает с временем прорезывания зубов. Дети целенаправленно тянут руки ко рту, пытаясь унять зуд. Это первые полностью осознанные движения. В это же время ребенок начинает следить за окружающими. Он уверенно направляет руки к предметам при наличии интереса. Это важный процесс, поскольку раннее развитие моторики до 8 месяцев способствует формированию психики.
3) 8-12 месяцев. Ребенок уверенно берет предметы. Еще до года он учится взаимодействовать с ними. Перекладывает из одной руки в другую. Может перемещать ложку в чашку, складывать небольшие вещи в коробку. Преобладает точный пинцетный захват: дети хватают предметы указательным и большим пальцами. В это же время ребенок учится разъединять вещи, наблюдая за процессом.
4) 1 год. Дети держат предметы одной рукой, а другой взаимодействуют с ней. Ребенок начинает повторять действия за взрослыми. Он может, например, толкать игрушечную машинку. Дети делают первые рисунки, которые пока выглядят как хаотичные линии.
5) 12-18 месяцев. При взаимодействии с книгами ребенок переворачивает сразу все страницы. Уверенно держит столовые приборы, карандаши, фломастеры и ручки. Может убрать упаковку (бумагу, фольгу или скотч) с предмета. Дети учатся строить пирамиды из кубиков, соединять вещи друг с другом и откручивать крышки с бутылок. Ребенок играет с пирамидами и может хватать движущиеся предметы.
6) 18-24 месяцев. Дети умеют переворачивать по одной странице. Они способны удерживать сразу 2 небольших или тонких предмета в руке. В 2 года ребенок умеет опускать маленькие фигурки через отверстия, учитывая их форму. Некоторые дети уже умеют переливать воду из одного сосуда в другой. Столбики из кубиков становятся выше: они состоят из 4-6 деталей.
7) 24-36 месяцев. До 3 лет дети учатся играть с глиной, песком и пластилином. Они способны открывать ящики и вытряхивать их содержимое. Ребенок уверенно открывает крышки. Он улучшает навыки рисования: может красить поверхность пальцами, воспроизводить простые фигуры и делать черточки и крестики.
8) 3-4 года. При рисовании ребенок способен повторять формы простых объектов. Дети без затруднений обводят контуры. Они могут делать постройки из 8-10 кубиков.
9) 4-5 лет. Происходит общая подготовка к школе. Ребенок активно развивается. Он может заполнять раскраски и полноценно рисовать карандашами. Дети умеют складывать фигурки из бумаги. Они способны угадывать знакомые предметы наощупь. Возможна лепка из пластилина. Ребенок может самостоятельно завязывать шнурки. Он начинает переписывать печатные буквы. Рисунки становятся сложнее: у людей присутствуют части тела, у домов могут быть окна и двери.
10) 5-6 лет. Ребенок способен вырезать фигурки из картона или бумаги. Он свободно пишет цифры и буквы, может логически дополнить ряд из картинок. Способен воспроизводить простые геометрические фигуры. Некоторым детям для этого требуется образец.
В дальнейшем развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет и старше предусматривает погружение в творчество. Это может быть вышивание, лепка из глины, плетение браслетов из бисера и т.д. Даже стандартных навыков моторики хватит для общего развития, однако совершенствование позволяет простимулировать соседние центры мозга.
Л. В.Антакова–Фомина провела много исследований детей и пришла к такому случаю: если развитие движений пальцев кисти гармонирует с возрастом ребенка, то и развитие речи происходит в норме. Если же развитие пальцев запаздывает, то и запаздывает речевое развитие, однако общая моторика в то же время может быть нормальной. Значительную роль здесь играют участки мозга, которые не являются двигательными отделами, но обеспечивают организацию двигательной чувствительности, необходимую для регулирования движений.
В случае поражения участков, располагающихся сзади от передней центральной извилины, человек перестает ощущать собственные движения и поэтому не в состоянии совершать даже простые действия, например, взять какой-либо предмет, находящийся около него.
Трудности, возникающие в этих случаях, характеризуются тем, что человек подбирает неправильные упражнения, которые ему нужны. Координацией движений руководят отделы и части головного мозга: мозжечок, белое/серое вещество, лобная кора, сенсорная зона, моторная зона.
Именно сенсомоторная зона охватывает кору головного мозга от правого уха к левому в теменной области головы. Часть, отвечающая за моторику, располагается ближе к лобной части, а сенсорная (чувствительная к свету, звуку, тактильным восприятиям) – приблизительно в 3-х см. от темени в сторону затылочной области.
Обе зоны тесно взаимосвязаны и сообщаются сетью нейронов. М. М.Кольцова, Е. И.Исенина, Л. В.Антакова-Фомина изучили контакт интеллектуального развития с мелкой моторикой. Пришли к выводу: движения руки в ходе эволюции, проявили значительное влияние на образование речевой функции. М.М.Кольцова доказала, что развитие речевых областей происходят под воздействием двигательных импульсов от мышц рук.
Она намеренно выделяет, что сила импульсации с мышц руки очень чувствительно в детском возрасте, когда формируется речевая область. Она делает акцент на тот факт, что в двигательной части коры головного мозга более, чем половина площади занимает проекция кисти руки. Доказано, что небольшие мышцы каждого сустава пальцев рук обладают отдельным пространством, а большие мышечные группы рук, ног, представлены вместе. Более того, часть, где происходит движения кисти и речевые области распределены близко.
То бишь, имеются все причины анализировать руку как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. Регулярные тренировки движений пальцев выражают мотивирующее влияние на развитие речи, по мнению М. М.Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».
Л. С.Выготский (1983) писал, что, находясь, сравнительно самостоятельной, по сравнению с высшими интеллектуальными функциями и легко тренируемой, сфера мелкой моторики дает огромный потенциал для исправления интеллектуального дефекта.
Отечественные исследователи, такие, как: Л.З.Арутюнян, 1993; Р.Д.Бабенкова, 1963; Л.И.Белякова,1985; В.В.Воронкова, 1994; Ю.Ф.Гаркуша, 1990; В.А.Гринер, 1958; И.А.Грошенков 1982, 2001; 19 М.М.Кольцова, 1972, 1979; И.Ю.Левченко, 2001; В.И.Лубовский, 1955; Е.М.Мастюкова,1992; Е. В.Оганесян, 1984 и многие другие) считают, что очень важны учителя для работы с дефектами мелкой моторики у детей. Анализируя исследования ученых, по-видимому, процесс развития и речь близко связана с движениями, и в важнейшей степени, с пальцами рук.
Это допустимо наблюдать при взаимодействии детей одного и того же возраста, но с неодинаковым уровнем развития речи. Дети, производящие различные движения пальцами рук, формируются в речевом расположении без сомнения быстрее других, развитие движений пальцев рук располагает мозг для развития речи.
Если специально тренировать деятельность пальцев, то развитие речи заметно наберет обороты, так как речь в коре больших полушарий головного мозга вырабатываются под влиянием импульсов от пальцев рук. Ведущее место двигательной части в коре больших полушарий головного мозга дает свою долю в мышечные движения всего рта, собственно органы рта формируют речь. Упражнения, опирающиеся на движениях языка и челюсти, помогают работе лобной доли мозга, следящей за работой речи, мышления и поведения.
Однозначно, что мелкая моторика рук зависит от развития левой височной и лобной областей головного мозга. Эти части отвечают за развитие большинства психических функций. Поэтому, очень важно серьезно подойти к оповещению и предотвращению слабых мышц мелкой моторики. Итак, связь между рукой и мозгом неимоверно важна, головной мозг является комплексной частью нервной системы, в головном мозге человека центры, отвечающие за оба эти действия, находятся рядом, а потому, пытаясь развить одно, ребенок стимулирует развитие и другого.
В коре больших полушарий человека наиболее широко представлены те органы движений, которым принадлежит основная функция в деятельности и общении. Лобный отдел коры больших полушарий принимает одно из главных участий в 20 формировании мышления, организации осознанных деяний, в теменной доле локализуется корковый отдел чувствительного анализатора.
Головной мозг контролирует все, что мы делаем, чувствуем, думаем. Мозг получает и обрабатывает информацию от всех органов тела и посылает ее к мышцам, заставляя их сокращаться. Он соединен с органами при помощи нервов, по которым идут нервные импульсы. Таким образом, именно руки позволяют малышам «включить» мозг и развивать его. В этой главе мы проанализировали и узнали, что многие ученые исследовали тему «развитие мелкой моторики» и сделали вывод, что ее необходимо развивать в определенном возрасте.
1.2. Характеристика различных видов деятельности дошкольника, способствующих развитию ручной умелости.
Мелкая моторика — это способность совершать небольшие, но точные движения пальцами ног и рук. Ее развитие зависит от правильной координации сразу нескольких систем: мышечной, костной и центральной нервной. Моторику часто называют ловкостью. Она способствует развитию речи у детей.
Говоря о моторике, подразумевают, прежде всего мелкие мышцы на кистях рук (преимущественно пальцах) и стоп (пальцы ног). Без правильного функционирования данных мышц невозможно выполнить ни одно простейшее действие - ни удержать в руках карандаш/ручку, ни перелистнуть страницу книги, ни, банально, шнурки завязать на ботинках.
С физической точки зрения, такого рода гимнастика задействует сразу несколько систем — нервную (о колоссальном количестве нервных окончаний на ладонях и кончиках пальцев не упоминает только ленивый!), мышечную и костную (что логично), а еще зрительную. Слаженная работа всех этих систем как раз и является тем, что называется мелкой моторикой.
Чем полезны всевозможные упражнения от вышивания бисером до регулярных занятий асимметричной (или пальцевой) гимнастикой?
Во-первых — нагрузка сразу нескольких систем организма воздействует на многие отделы головного мозга, активная работа которого способствует быстрой обработке информации и формированию синапсов между нейронами. Последний пункт, кстати, и объясняет влияние мелкой моторики на память.
Во-вторых, задействование зрительной системы самым благотворным образом сказывается на воображении. Ученые уже доказали, что работа с придуманными образами с точки зрения мозга ничем не отличается от просмотра реальных изображений. Активное воображение, в свою очередь, отвечает за развитие пространственного мышления, креативность и способность создавать нестандартные решения.
В третьих, мелкая моторика способствует развитию речи у детей, а также у взрослых, которые в силу различных обстоятельств ее утратили. Казалось бы, руки и язык совершенно ничем не связаны друг с другом, однако стоит вспомнить о нервной системе, и все становится на свои места. Нервные окончания на кистях рук передают импульсы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова, М. И. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи [Текст] / М. И. Аксенова // Дошкольной воспитание, 1990. ‒ № 8. ‒ С. 62-65.
2. Астахов, В. А. Детский церебральный паралич: понятие, этиология, симптомы речи [Текст] / В. А. Астахов // Здоровье , 2000. – № 3. – С.14-15.
3. Бабенкова, Р. Д. Обучение технике письма учащихся с церебральными параличами: методические рекомендации [Текст] / Р. Д. Бабенкова. -М.: Просвещение, 1977.-120 с.
4. Бадалян, Л. О. Детские церебральные параличи [Текст] /Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина.—М.: МПА, 1988. 214 с.
5. Бадалян, Л. О. Детская неврология [Текст] : учеб.пособие /Л. О. Бадалян. – 4-е изд. – М. : МЕД пресс-информ, 2016. – 608 с.
6. Безруких, М. М. Как подготовить ребёнка к школе [Текст] / М. М. Безруких. ‒ Тула: Арктоус, 2007. – 71 с.
7. Безруких, М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству [Текст] / М. М. Безруких. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2001 - 157с.
8. Бобат, Б. Моторное развитие при детском церебральном параличе [Текст] / Б. Бобат, К. Бобат.- Штутгарт, Нью-Йорк: Издательство «Георг-ТимеФерлаг», Перевод на немецкий язык. Эрики Штэле-Хирземанн.2005, - 42 с.
9. Бернштейн, Н. А. О построении движений [Текст] / Н. А. Бернштейн. - М.: Медгиз. – 1947- 174 с.
10. Гуревич, М. О. Психомоторика Ч. 2[Текст]: Методика исследования моторики /М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий. - Москва; Ленинград: Гос. мед. Изд-во, 1930– 172 с.
11. Гаврина, С. Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст] / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова.– Ярославль: Печать.- 1993 – 54 с.
12. Данилова, Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом [Текст] /Л. А. Данилова— М.: Академия, 1977.- 145 с.
13. Диагностика готовности ребенка к школе [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.- 124с.
14. Детский церебральный паралич [Текст] / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук, Ю. – СПб.: Дидактика Плюс, — 2001, 272 с.
15. Ипполитова, М. В. Воспитание детей с церебральным параличом и семье [Текст] / М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова. — М.: АРКТИ, 1993.‒ 496 с.
16. Калижнюк, Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах [Текст] / Э. С. Калижнюк. — М.: АРКТИ,1990. ‒ 215 с.
17. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] / Т. Г. Казакова. - М.: Владос, 2006. — 256 с.
18. Киллили Мари. Детский Церебральный Паралич. История о том, как родительская любовь победила тяжелую болезнь [Текст] / Мари Киллили.- СПб.: Питер, 1998. — 288 с.
19. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста [Текст] / В.В. Ковалев - М.: ВЛАДОС, 2008. ‒ 175 с.
20. Коноваленко, В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - М.: АРКТИ,1998.‒ 45 с.
21. Кузнецова, Г. В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей в пропедевтическом периоде [Текст] / Г.В. Кузнецова - М.: АРКТИ,1998. -55 с.