Фрагмент для ознакомления
2
-Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами
-Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации
-Устройства регистрации данных
-Управляемые компьютером устройства
-Внутри классная и внутришкольная сети
-Аудио- видео средства
К программным средства относятся:
- Программные средства общего назначения
- Источники информации
-Виртуальные конструкторы
- Тренажеры
-Тестовые среды
-Комплексные обучающие пакеты
-Информационные системы убавления
- Экспертные системы
Отметим, что виртуальные конструкторы являются одним из самых перспективных направлений в обучении лексике иностранного языка, в связи с чем данная работа рассматривает один из них, а именно, конструктор интерактивного контента H5P.
Таким образом, в данном параграфе были проанализированы цели и содержание обучения лексике в целом, а также на среднем этапе. Было показано, что в соответствии с подходом Р. Г. Роговой, содержание образования можно рассматривать как система трех компонентов, один из которых, методический, представляет особый интерес в связи с целью и задачами данного исследования.
Было показано, что среди способов обучения лексике на среднем уровне, способ с применением информационно- коммуникативной технологии является перспективным.
1.2 Понятие «конструктор интерактивного контента Н5Р» и его сущностные характеристики
Под интерактивным контентом обычно понимается контент веб-сайта, который требует активного участия посетителей сайта, а не простого просмотра или прочтения. В обмен на взаимодействие с контентом посетители сайта в режиме реального времени получают доступ к соответствующей гиперинформации.
В течение долгого времени создание интерактивного контента требовало значительных затрат времени, денег и опыта. Это было то, что могли делать только крупные компании с большими бюджетами.
Но сейчас ситуация изменилась и высокая стоимость, как и сложности кодирования больше не стоят на пути создания интерактивного контента с применением облачных технологий.
Проанализируем сущность и основные характеристики облачных технологий для того, чтобы обосновать возможность и целесообразность их применения в образовательном процессе современной школы. При облачных вычислениях данные постоянно хранятся на виртуальных серверах, расположенных в облаке, а также временно кэшируются на клиентской стороне на компьютерах, ноутбуках, нетбуках, мобильных устройствах и т. п. Если проанализировать весь процесс использования облачных технологий, то следует утверждать, что количественная составляющая участия педагогов участвующих в образовательном процессе с применением этих технологий постоянно растет. Это объясняется тем, что в основе этой технологии лежит простота в использовании, доступность, как педагогам, так и учащимся, возможность коллективной работы, высокая скорость работы, размещение всей информации в облаке, которое предоставлено для всех [Михейчик 2019].
Конструктор H5P относится к популярным сервисам для создания интерактивного учебного контента наравне с рабочими листами в документах Google.com, интерактивными рабочими листами Wizer.ru, сервис Quizlet.ru для создания словарных карточек, конструктором словарных карточек Barabook.ru, интерактивным учебным видео Edpuzzle.ru и обучающими изображениями, и презентациями Genially.ru.
H5P — бесплатный конструктор интерактивного контента h5p.org — удобный конструктор для создания интерактивных заданий на основе шаблонов. Сервис англоязычный, но поддерживает набор текста на кириллице.
Примером упражнений для среднего уровня с применением аутентичного материала как способа обучения лексике могут служить следующие:
Существует множество барьеров для создания, обмена и повторного использования интерактивного контента. Есть проблемы с авторским правом, технические проблемы, сложные инструменты авторинга и огромные проблемы с совместимостью между различными типами форматов контента, инструментами авторинга и платформами публикации. H5P разрушает эти барьеры.
Благодаря тому, что профессиональные создатели и издатели контента могут легко создавать, поддерживать и повторно использовать богатый интернет-контент, H5P позволяет создавать более богатые и качественные впечатления более эффективно.
H5P — это проект сообщества. В настоящее время есть несколько компаний, занимающихся разработкой данного конструктора.
Joubel, компания, совместно созданная компаниями с открытым исходным кодом Amendor AS и Cerpus AS, в настоящее время является движущей силой H5P с растущей командой талантливых инженеров, преданных H5P. Эта группа называется The H5P Core Team и имеет большой опыт в разработке и дизайне ed-tech с открытым исходным кодом и находится в Тромсё, Норвегия.
Немного из истории конструктора:
-первый прототип H5P был выпущен 25 января 2013 года для Drupal.
-первый устойчивый релиз был 15 мая 2014 года для WordPress.
-основная команда H5P была создана 1 августа 2014 года.
-первая устойчивая версия для Drupal была выпущена 11 ноября 2014 года.
-первая устойчивая версия для Moodle была выпущена 14 марта 2017.
Все компоненты H5P выполнены в современном формате HTML5. Это позволяет изучать созданные с помощью сервиса материалы на любом устройстве.
Сервис уникален тем, что в нем содержится 43 вида мультимедийного контента.
Весь контент разделен на следующие категории:
Игровая форма (Games)
Мультимедийная форма (Multimedia)
Формат вопросов (Questions)
Социальные медиа (Social media)
Можно создавать презентации, интерактивное видео, диктанты и сочинения с обратной связью, задания на пропуски, перетаскивание элементов, опросные листы, викторины, коллажи, флэш-карты, упражнения, игры, интерактивное видео, интерактивный плакат, ленту времени, коллаж, диаграмму, плеер и т. д
Сервис H5P имеет понятный интерфейс.
С помощью этого сайта можно создать лишь 13 типов контента:
-диалоговые карточки
-перенесите слово в нужное место
-впишите пропущенные слова
-угадай, что на картинке
-интерактивное видео (можно использовать видео с youtube)
-выделите слова в тексте
-игра на запоминание карточек
-множественный выбор
-выбор одного ответа
-выбрать верное утверждение
-истина или ложь
-флешкарточки
-слайдер изображений.
Для работы в сервисе необходимо зарегистрироваться (Приложение 2, Скриншот 1), затем выбрать шаблон (Приложение 3, Скриншот 1).
Все созданные материалы затем можно вставить в свои блоги или сайты или другие интернет-ресурсы.
Таким образом, сущностные характеристики сервиса Н5Р заключается в его легкости, доходчивости, наличии широкой линейки инструментов для различных образовательных целей, возможность включать полученный контент в любые облачные приложения.
диалоговые карточки, флешкарточки и слайдер изображений, игра на запоминание карточек, интерактивное видео
1.3 Пути использования конструктора интерактивного контента Н5Р при обучении лексике на среднем этапе
В основе работы над лексикой лежат определенные закономерности, принципы, соблюдение которых – необходимое условие эффективности процесса обучения.
Проанализируем их с точки зрения возможности применения H5P сервиса.
- дидактические принципы: наглядность, активность, прочность, системность, сознательность, научность, учет возрастных особенностей;
Упражнения с применением диалоговых карточек, флешкарточек и слайдера изображений, а также игры на запоминание карточек и интерактивного видео сервиса H5P удовлетворяют данному принципу.
-собственно методические принципы коммуникативная направленность обучения, ситуативность, коллективное взаимодействие, жизненная ориентация обучения, соответствие заданий речемыслительной деятельности, филологизация обучения;
Упражнения с применением интерактивного видео, множественного выбора, игры на запоминание карточек и т. д. сервиса H5P удовлетворяют данному принципу.
- частные методические принципы – поэтапность формирования навыка, адекватность упражнений формируемым действиям, взаимодействия упражнений по формированию лексической, грамматической, фонетической сторон речи, учет взаимодействия устно-речевых форм отработки лексики с развитием техники чтения и письма, взаимодействия всех видов речевой деятельности [Конышева 2006: 290].
Упражнения с применением заданий «перенесите слово в нужное место», «впишите пропущенные слова», «выделите слова в тексте» и др. сервиса H5P удовлетворяют данному принципу.
Таким образом, предлагаемый к использованию конструктор интерактивного контента Н5Р удовлетворяет этим принципам, а именно:
дидактические принципы сохраняются за счет наглядности, интерактивности, возможности настройки под требуемый уровень знаний учащихся;
собственно методические принципы сохраняются за счет того, что интерактивность повышает коммуникативность и ситуативность, а тот факт, что конструктор построен на основе облачных технологий, придает коллективности взаимодействию и возможность делать настройки в режиме реального времени;
частные методические принципы сохраняются за счет возможности формировать адекватные задания с поэтапным наращиванием сложности заданий.
Рисунок 4 - Учебные действия для формирования лексических навыков
Лексический навык как сложно структурированное действие включает в себя несколько операций, основными из которых являются:
операция вызова слова – перевод лексических единиц из долговременной памяти в оперативную адекватно речевой задаче в заданной ситуации;
операция сочетания слов – мгновенное сочетание данной лексической единицы с предыдущей и (или) последующей адекватно замыслу и нормам языка [там же: 296].
Для формирования лексических навыков необходимо формировать учебные действия, приведенные на рис.4.
При этом введение слова в долговременную память обычно осуществляется: по ассоциации; по семантической группировке лексики (синонимы, антонимы, близкие по значению слова); по тематическому признаку;
Работа с лексикой проходит на каждом занятии. Учащиеся часто встречаются с одинаковыми словами в процессе чтения текстов и выполнения домашних заданий. Учителю нужно знать наверняка, как освоили учащиеся новую лексику, какие лексические единицы стоит еще повторить, пока не будет достигнуто их абсолютное овладение. В этом также может помочь конструктор интерактивного контента Н5Р.
Таким образом, было показано, что предлагаемые конструктор интерактивного контента H5P удовлетворяет принципам работы над лексикой на среднем этапе обучения английскому языку.
Выводы по главе 1
В данной главе были проанализированы цели и содержание обучения лексике на среднем этапе и показано, что в соответствии с подходом Р. Г. Роговой, содержание образования может рассматриваться как система трех компонентов, один из которых, методический, представляет особый интерес в связи с целью и задачами данного исследования.
Было также показано, что предлагаемый к использованию для среднего этапа обучения английскому языку конструктор интерактивного контента Н5Р удовлетворяет принципам работы над лексикой на среднем этапе обучения английскому языку, а именно:
дидактическим принципам, которые сохраняются за счет наглядности, интерактивности, возможности настройки под требуемый уровень знаний учащихся.
собственно методическим принципам, которые сохраняются за счет того, что интерактивность повышает коммуникативность и ситуативность, а тот факт, что конструктор построен на основе облачных технологий, придает коллективности взаимодействию и возможность делать настройки в режиме реального времени.
частным методическим принципам, которые сохраняются за счет возможности формировать адекватные задания с поэтапным наращиванием сложности заданий.
Также, так как учащиеся часто встречаются с одинаковыми словами в процессе чтения текстов и выполнения домашних заданий и учителю нужно знать наверняка, как освоили учащиеся новую лексику, какие лексические единицы стоит еще повторить, пока не будет достигнуто их абсолютное овладение, то конструктор интерактивного контента Н5Р может и здесь быть полезным, а именно, помочь учителю отслеживать динамику усвоения учащимися пройденного материала.
Глава 2. Опытная работа по использованию конструктора интерактивного контента H5P при совершенствовании лексических умений на среднем этапе обучения
2.1 Диагностика и анализ уровня развития лексических умений и готовности к использованию сервиса интерактивного контента у учащихся 6 классов МБОУ «Нововаршавская гимназия»
Целью данной части исследования является применение конструктора интерактивного контента H5P для совершенствования лексических умений на среднем этапе. Экспериментальной базой для данной цели послужила "Нововаршавская гимназия".
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение (МБОУ) "Нововаршавская гимназия", основанная в 1992 году, находится в р. п. Нововаршавка Омской области.
Были проанализированы результаты применения методике в контрольной и экспериментальных группах, в которые вошло по 10 учеников.
Прежде чем применять конструктор интерактивного контента, была проведена диагностика учащихся относительно их готовности пользоваться H5P сервисом.
При этом, автором был разработан вопросник, которые позволил бы понять уровень готовности учащихся к применению ИКТ.
Вопросник состоял из следующих вопросов:
- имеете ли вы компьютером дома? Ответ: Да – 1, Нет – 0.
- пользуетесь ли вы компьютером в школе? Ответ: Да – 1, Нет – 0.
- есть ли у вас опыт компьютерных игр? Ответ: Да – 1, Нет – 0.
- приходилось ли вам работать с программами, содержащими инструкции на английском языке? Ответ: Да – 1, Нет – 0.
- есть вам требуется найти какой-то контент, знаете ли вы как это сделать в интернете? Ответ: Да – 1, Нет – 0.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Официальные документы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] - Режим доступа – http://xn--80abucjiibhv9a.xnp1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/749/10.12.17-%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7_1897.pdf (дата обращения 24.04.2020).
Литература
2. Азимов Э.Г. Словарь методических терминов. СПб., 1999. 556 с.
3. Андреев, А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования / А. А. Андреев // Школьные технологии. – 2001. – №3. – С. 154 – 168.
4. Английский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [Ю.Е. Ваулина, ДЖ.Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс.]/ - 2-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2008. - 136 с.
5. Беляев Б. В. Основы усвоения лексики иностранного языка: пособие для преподавателей и студентов. М.: Издательство «Просвещение», 2000. 136 с.
6. Бим И. Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского): учебное пособие / И. Л. Бим. - Обнинск: Титул, 2001.
7. Бронская В. С. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников / В. С. Бронская // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - №4. – С 59.
8. Бухбиндер, В. А. Развитие лексических навыков устной речи / В. А. Бухбиндер // Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках - Киев, 1980. - с.14 - 31.
9. Гальскова Н.Д. «Современная методика обучения иностранным языкам». Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «АРКТИ», 2003.
10. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г. Захарова. - М.: Изд. Центр «Академия», 2003. – С.376.
11. Интерактивное учебное видео Edpuzzle [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.edpuzzle.com (дата обращения 24.04.2020).
12. Иткис Г. И. О запоминании иноязычной лексики «опорного» характера Вопросы лексики и грамматики иностранных языков. М. 2005.С.53-70.
13. Каратова, Н. Приемы семантизации английской лексики / Н. Каратова // Учитель. - 2005. - №5. - с.63 - 66.
14. Коджиспарова, Г. М. Технические средства обучения / Г. М. Коджиспарова, К. В. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.
15. Колкер, Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку: метод. Пособие/ Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева.-М.:Academa, 2001. - 301с.
16. Конструктор словарных карточек БАРАБУК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://barabook.ru (дата обращения 24.04.2020).
17. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А.В. Конышева. – СПб. : Каро ; Минск : Четыре четверти, 2006. – 181 с. – Библиогр.: с. 175-180.
18. Кричевская К. С. К вопросу о содержании лексических правил в обучении иностранным языкам / К. С. Кричевская // ИЯШ. - 2010. №4. С.23-30
19. Марчан, Н. Б. О некоторых приёмах повышения эффективности изучения лексики / Марчан Н. Б. // Иностранные языки в школе.-2004.-№5. - С.77-78.
20. Михейчик А. Г. Влияние облачных технологий на образовательную парадигму [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dtconf.unibel.by/doc/Conference_2019.pdf (дата обращения 24.04.2020).
21. Обучающие изображения и презентации Genially [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.genial.ly (дата обращения 24.04.2020).
22. Павловская И.Ю., Башмакова Н.И. Основы методологии обучения иностранным языкам [Текст] Изд.2-е, испр. и дополн. - Спб: Филол. факультет СпбГу, 2007. - 224с.
23. Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранному языку М., 1977. 397 с.
24. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: Просвещение, 1998.
25. Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе и в средней школе. М.: Просвещение, 2000. 224с
26. Сервисы для создания интерактивного учебного контента [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://e-asveta.adu.by/index.php/distancionni-vseobuch/obuchenie-online/servisy-dlya-sozdaniya-interaktivnykh-uprazhneniy/217-сервисы-для-создания-интерактивного-учебного-контента (дата обращения 24.04.2020).
27. Смирнов А. В. Технические средства в обучении и воспитании детей / А. В. Смирнов. - М., 2005 – С.246, С.60.;
28. Таблица уровней английского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://englex.ru/english-levels-table/ (дата обращения 24.04.2020).
29. Уровень Intermediate — описание уровня владения английским B1 [Электронный ресурс] https://www.englishdom.com/blog/intermediate-opisanie-urovnya-vladeniya-anglijskim-b1/ (дата обращения 10.06.2020).
30. Филатов, В. М. Практикум по методике обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебно - методическая разработка для студентов педколледжей, пединститутов, педуниверситетов / В. М. Филатов. - Ростов н/Д: АНИОН, 2004. - 112 с.
31. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для студ. пединститутов.-М.:Высшая школа,1986.-212 с.