Фрагмент для ознакомления
2
сопровождается у них изменением дыхания, частоты сердцебиений и т.д. В дошкольном возрасте отмечается постепенное повышение уровня подвижности нервных процессов по показателям теппинг-теста, скорости двигательной реакции, которое особенно выражено в 5 лет .
По мнению М.В. Антроповой, Н.В. Дубровинской, М.М. Кольцовой, Л.К. Семеновой, Д.А. Фарбер, Л.Е. Любомирского, А.М. Шлемина, Л.И. Пензулаевой в дошкольном возрасте относительная незрелость коры больших полушарий определяет специфику корково-подкорковых взаимодействий, выражающуюся в повышенной активности подкорковых структур, что находит свое отражение в характеристиках высших нервных функций и поведенческих реакций. Возраст 5 лет рассматривается как период, характеризующийся в сравнении с 3-4 годами значительно большей зрелостью высших отделов ЦНС. У детей 5 лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Высшая нервная деятельность во многом зависит от развития больших полушарий .
Проблемам изучения физического развития детей уделяется достаточно много внимания в научной литературе как отечественными, так и зарубежными учёными. Физическое развитие, наряду с рождаемостью и заболеваемостью, является одним из показателей уровня здоровья населения. Процессы физического и полового развития взаимосвязаны и отражают общие закономерности роста и развития, но в то же время существенно зависят от социальных, экономических, санитарно-гигиенических и других условий, влияние которых в значительной мере определяется возрастом человека.
В отдельные возрастные периоды процессы роста и развития протекают неравномерно. Функциональные системы организма и органы имеют свои специфические закономерности органогенеза, что наглядно подтверждают процессы роста и развития, особенно, в детском возрасте. Установлено, что увеличение органов не идёт пропорционально общему росту организма. Глубокая морфологическая перестройка происходит во всех органах и тканях организма детей. Дефинитивное (окончательное) формирование структуры органов заканчивается в различные возрастные периоды. При этом периоды быстрого роста органа сменяются периодами относительного замедления процессов, в течение которых происходит совершенствование функциональных параметров. Рост и развитие отдельных органов и систем организма неразрывно связаны между собой. Так, совершенствование органов дыхания благоприятно влияет на функции сердца, и, наоборот, усиление деятельности органов кровообращения способствует развитию респираторного аппарата. Совершенствование же функций центральной нервной системы оказывает благотворное влияние на весь организм .
У детей-дошкольников основными показателями физического развития, с которыми коррелирует большая часть антропологических признаков организма, являются масса тела, рост, окружность грудной клетки. При этом, в математической оценке физического развития детей наиболее достоверны показатели окружности грудной клетки, плеча, бедра, голени, которые напрямую зависимы от массы тела.
В дошкольном возрасте, в период развития ребёнка в дошкольном детстве, происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных способностей. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.
Развитие опорно-двигательной системы ребенка к 5-6 годам не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фазы развития не одинаковы .
Д.А. Фарбер, Л.К. Семенова, И.К. Корниенко, Т.И. Сирота отмечают, что одним из важных периодов ускоренного роста и развития является 5-летний возраст. Специалисты указывают, что на 5-и году годичные приросты длины тела составляют 7-8 см, а массы тела – 2 кг. По мнению ученых, с нарастанием у детей длины и массы тела меняется пропорция отдельных его частей. Между 5-6 годами происходит первое изменение формы тела: существенно увеличивается длина рук и ног, соотношение головы к туловищу становится ближе к таковому у взрослых .
Важным моментом в развитии опорно-двигательного аппарата детей 5-6 лет является формирование позвоночного столба. Физиологи указывают, что в этом возрасте завершается формирование кривизны позвоночника. Однако, по мнению М.В. Антроповой, Н.В. Дубровинской и др. позвоночный столб ребенка 5-6 лет весьма чувствителен к деформирующим воздействиям, что связано с относительно слабым развитием сухожилий, фасций, связок .
У детей к 6 годам отмечается изменения двигательных возможностей организма за счет морфо функциональной перестройки скелетных мышц, периферических и центральных звеньев нервной системы, обеспечивающих необходимый уровень координации движений.
Мышечная система ребенка развивается довольно интенсивно, но не равномерно. К 5-6 годам мышцы составляют 25% массы тела. К 5-6 годам хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, однако, мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. Развитие мелких мышц верхних конечностей ускоряется в 6-летнем возрасте.
Морфологическое развитие сгибателей опережает развитие разгибателей.
Относительно слабо развиты и мелкие мышцы кисти. Поэтому дети 5-6 лет, хорошо осваивая основные виды естественных движений (бег, прыжки, метания), не обладают точной координацией мелких тонких движений пальцев .
Таким образом, развитие ребенка дошкольного возраста предполагает важность воздействия на его организм методами физической культуры и ориентирует родителей и педагогов на становление у детей здорового образа жизни именно методами физического воспитания.
Среди детей с интеллектуальными нарушениями, посещающих детский сад, можно встретить тех, чье двигательное развитие характеризуется незрелостью, запаздыванием овладения количественной и качественной сторонами произвольной двигательной активности.
Это дети с интеллектуальными нарушениями с недостатками функций двигательной сферы, а именно:
- быстроты;
- силы;
- координированности;
- ритмичности;
- одновременности движений;
- общей двигательной активности;
- диспропорциональности развития отдельных мышечных групп;
- нарушений мелкой моторики;
- мимической и артикуляционной моторики .
В зависимости от преимущественного характера проявлений среди этих отклонений в нарушениях двигательной сферы, детей с интеллектуальными нарушениями условно можно выделить несколько групп.
1) Отклонения в развитии могут быть вызваны несовершенством физических предпосылок: состояния опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Несовершенство костно-мышечной системы оказывает существенное влияние на весь ход физического и моторного развития ребенка. Среди таких нарушений наиболее часто встречаются:
- позднее окостенение скелета;
- несформированность физиологических изгибов позвоночника и пяточно-пальцевого переката стопы;
- изменения мышечного тонуса .
В результате их проявлений у индивида возникают нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие. Они могут несколько отставать по срокам овладения основными движениями от своих сверстников, двигательные навыки несовершенны. Дети ходят и бегают с измененным положением туловища. Его наклон в ту или иную сторону приводит к изменению центра тяжести и формированию у него приспособительных поз (например, сутулости). Он с трудом прыгает, приземляясь на выпрямленные ноги. Страдают скоростно-силовые качества: движения медленные, ребенок не успевает за сверстниками, постоянно оказываются в положении «проигравших» в подвижных действиях. Можно отметить различия в объеме движений, доступном разным крупным и мелким мышечным группам. Изменения мышечного тонуса преимущественно влияют на качественную характеристику координационных функций. Человек не способен переносить длительное мышечное напряжение, быстро утомляются.
При неблагополучном состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем у ребенка наблюдается снижение двигательной активности, что в дальнейшем способно вызвать гипокинезию и оказать неблагоприятное влияние на качественную сторону движений. Особенно пострадают те двигательные навыки и физические качества, которые требуют высокого уровня адаптационных возможностей организма, т.е. предполагают сильную загруженность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В этом случае ребенок с трудом будут выполнять упражнения, будут значительно отставать в моторном развитии по таким показателям, как быстрота, выносливость, сила, ловкость. В целом у них быстрее наступает утомление, сопровождающееся одышкой, жалобами на плохое самочувствие, отказом от выполнения упражнений .
2) Нарушения двигательной активности проявляются либо в виде повышенной (гипер-), либо в виде пониженной (гипо-) ее интенсивности.
Ребенок с большой подвижностью всегда особенно заметен. Он отличаются неуравновешенным поведением. Из-за чрезмерной подвижности они не успевают вникнуть в суть деятельности, в результате чего отмечается малая степень осознанности движений. Предпочитают такие вида движений, как бег, прыжки. Избегают движений, требующих точности, сдержанности. Их движения быстры, резки, плохо координированы.
Ребенок с малой подвижностью обычно вял, пассивен, быстро устает. Он старается избегать активных действий. Движения отличаются и по качеству: неопределенны, медлительны, нечетки .
3) Недоразвитие произвольных движений.
Процесс развития произвольности движений обеспечивает своевременное и последовательное появление всех основных координационных способностей. Если овладение произвольностью проходит нормально, ребенок овладевает всеми видами движений в соответствии с возрастными показателями. В других случаях отмечаются отклонения от временных показателей в развитии той или иной моторной функции, которые иногда могут носить индивидуальный характер и не считаться нарушениями.
Наиболее часто выделяют такое состояние в двигательном развитии, как «моторная незрелость». В этом случае отмечается некоторая задержка в овладении основными движениями, страдает их качественная сторона. Производимые ребенком движения обычно имеют быстрый, порывистый, суетливый характер. Вместе с тем имеет место общая медлительность и неуклюжесть, отсутствие четкой соразмерности и последовательности в движениях. Точные, мелкие движения, требующие ловкости и координации, не удаются. Особенно страдают целенаправленные движения в мышцах органов артикуляции, мелкой моторики, что приводит к нарушениям речи, предметно-манипулятивной деятельности.
4) Несовершенство развития активности отдельных мышечных групп: общей, мелкой и артикуляционной моторики.
При анализе отдельных этапов моторного развития может быть обнаружена дифференциация в уровне развития активности разных мышечных групп. Один ребенок показывает большую динамику в развитии общей моторики, другой – в раз витии более мелких мышечных групп, что оказывает влияние на эффективность того вида координационных способностей, обязательной составной частью которого является данный двигательный компонент.
Нарушения координационных способностей могут быть вызваны недостаточным развитием мышц шеи и плечевого пояса, мышц рук, туловища и ног. Выраженность мышечных групп этих частей тела может не соответствовать норме. Отмечается сглаженность мышечного рельефа, в отдельных случаях – утончение конечностей. Возможно и диспропорциональное развитие отдельных мышечных групп (например, при выраженности мышц ног способность выдержать напряжение в руках минимальна). В таких случаях, как правило, страдает не процесс овладения основными движениями, а их качество. Снижен объем движений, нарушается соразмерность мышечных усилий, в результате чего отсутствует плавность движений, нечетко выражен их общий рисунок – движения «смазаны» .
В определении мелкой и артикуляционной моторики следует четко отделять собственно двигательные возможности и зрелость двигательного компонента целенаправленного действия. Достаточно часто при внешне нормальном развитии движений этих групп мышц отмечают их несовершенство в процессе разных видов деятельности. Так, движения мышц кистей и пальцев рук могут быть представлены в полном объеме, но при этом быть неточными, малодифференцированными, что наиболее ярко проявляется в процессе манипулятивной деятельности. Например, ребенок плохо удерживает карандаш, не может застегнуть пуговицу. А в артикуляционной моторике часто наблюдают общую невнятность, «смазанность» речи при изолированном правильном произнесении звуков, что связано с плохой переключаемостью, некачественным контролем над деятельностью органов артикуляции .
5) Недостаточность развития двигательных качеств.
Уровень развития двигательных качеств зависит от сохранности отдельных компонентов движения (скорости, координации) и индивидуальных особенностей ребенка. Трудности совершенствования качественной стороны движений могут носить как общий, так и частный характер. У ребенка обнаруживается или недоразвитие отдельной качественной характеристики движений (например, координации), или более широкое своеобразие деятельности двигательного анализатора. Однако в обоих случаях общие тенденции отклонений в качественной стороне движений проявляются во всех основных и наиболее своеобразных мышечных группах, т.е. в скелетной мускулатуре, мышцах кистей и пальцев рук, артикуляционной мускулатуре. Отклонениями от нормального развития в этом случае можно считать несоответствие нормативным показателям по состоянию быстроты, точности, переключаемости движений и т.д. При этом достаточно часто страдают целенаправленные координационные способности, составляющие основу бытовых, учебных и других видов деятельности. Несовершенство двигательных качеств проявляется в том, что человек медленно бегают, недалеко и неточно метают мяч, плохо прыгают и сохраняют равновесие и т.д.
В заключение следует напомнить, что все перечисленные выше отклонения двигательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями могут быть результатом либо физиологических (возрастных), либо патологических (неблагополучных, болезнетворных) причин. Поэтому они могут быть компенсированы и скоррегированы в ходе коррекционно-профилактической работы. В отдельных случаях ребенку необходима дополнительная помощь в специальных кабинетах и диспансерах. В целом же ребенок, имеющий незначительные нарушения двигательной сферы, способен успешно адаптироваться к окружающей среде.
1.3. Музыкально-ритмичные занятия как средство развития двигательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями
Произвольный характер двигательной деятельности тесно связан с высшими психическими функциями – мышлением и сознанием. Двигательная активность и познавательная деятельность человека тесно связаны с функцией второй сигнальной системы. Общим и ведущим физиологическим механизмом управления движениями и мыслительными операциями является срочная их корректировка на основе постоянного обмена информацией (сенсорная коррекция). В связи с этим можно использовать в качестве средства развития двигательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями музыкально-ритмические движения.
Использование музыкально-ритмических движений как средства развития двигательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями обусловлено соблюдением методической грамотности и целесообразности в процессе воспитания детей в рамках дошкольной образовательной организации .
Музыкальная ритмика как средство развития двигательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями выступает одним из звеньев коррекционной педагогики. Это комплексная методика, которая включает в себя средства методы музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой музыкальной ритмики выступает музыка и движение. Актуальность использования музыкальной ритмики в процессе эмоционального развития данной категории детей обусловлена необходимостью поиска наиболее эффективных и интересных форм коррекции движений детей.
Значение ритмического и музыкального воздействия для развития детей рассматривалось целым рядом крупных ученых.
Так, В.М. Бехтерев выделял следующие цели ритмического воспитания:
- выявление ритмических рефлексов ребенка;
- настройка детского организма на определенные раздражители (слуховые и зрительные);
- установление равновесия в деятельности нервной системы ребенка;
- снижение излишнего возбуждения у детей и повышение возбуждения у заторможенных детей;
- регуляция неправильных и лишних движений.
Музыкальная ритмика, по мнению В.Л. Гиляровского , оказывает влияние на общий тонус, моторику, настроение, способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга.
По мнению Л.В. Гурылевой , музыкально-ритмические движения развивают внимание (его концентрацию, объем, устойчивость, распределение) и память (зрительную, слуховую, моторную, комплексную).
Музыкальная ритмика, как указывала Т.Ф. Коренева , может быть использована как психотерапевтический, коллективно-психологический метод, в котором определенную роль играет музыкотерапия.
Особенно подчеркивала Е.А. Серебрякова благоприятное влияние ритма на болезненные отклонения в психофизическом состоянии человека и его воздействие на эмоциональную и эстетическую сферу.
По мнению Н.А. Зубачевской , использование музыкально-ритмических движений может быть включено в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амасьянц, Р.А. Клиника интеллектуальных нарушений / Р.А. Амасьянц. – М. : Педагогическое общество России, 2019. – 320 с.
2. Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития : хрестоматия / В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2018. – 379 с.
3. Баранов, Ю.А. Музыкотерапия как вид терапии / Ю.А. Баранов // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2012. – № 1. – С. 125–129.
4. Безбородова, Л.А. Основные аспекты психомоторики дошкольников и младших школьников / Л.А. Безбородова, М.А. Безбородова // Преподаватель XXI век. – 2019. – № 4. – Ч.1. – C. 174–180.
5. Бехтерев, В.М. Проблемы развития и воспитания человека : избранные психологические труды / В.М. Бехтерев. – М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2010. – 416 с.
6. Вагина, Н. Оздоровительная функция музыки как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников / Н. Вагина // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 3. – С. 100–102.
7. Васильева, О.Н. Особенности выработки точностного движения у детей 7 лет / О.Н. Васильева, Л.А. Леонова // Новые исследования по возрастной физиологии. – 2010. – № 114. – С. 101–105.
8. Галлямова, Ю.С. Среда темной сенсорной комнаты и музыкотерапия / Ю.С. Галлямова // Логопед в детском саду. – 2018. – № 2. – С. 38–42.
9. Гиляровский, В.А. Избранные труды / В.А. Гиляровский, Г.К. Ушаков. – М. : Медицина, 2013. – 328 с.
10. Голубева, М.С. Возможности психофизического развития детей с тяжелой умственной отсталостью / М.С. Голубева, О.А. Шаронова // Педагогика и психология : общая и специальная : сб. науч. тр. / Федер. агентство по образованию, Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова, Ин-т педагогики и психологии. – Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. – Вып. 7. – С. 5–12.
11. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева ; под ред. В.А. Сластенина. – 7-е изд., стер. – М. : Академия, 2011. – 268 с.
12. Гурылева, Л.В. Музыка и чувства : Опыт комплекс. работы педагога-психолога и муз. руководителя / Л.В. Гурылева, Т.В. Севастьянова ; Гл. упр. образования Администрации Ульян. обл. Ульян. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования, Центр развития ребенка – дет. сад. № 178 «Облачко». – Ульяновск : Ульян. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования, 2013. – 35 с.
13. Дети с особыми образовательными потребностями : тематический выпуск // Психология и школа. – 2011. – № 3. – С. 5–91.
14. Дмитриев, А.А. Специальная (коррекционная) педагогика / А.А. Дмитриев. – М. : Высшая школа, 2010. – 295 с.
15. Домаева, Т.П. Ритмическая гимнастика как одно из средств оздоровления дошкольников / Т.П. Домаева // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 5 (90). – С. 43–46.
16. Еременко, Е.В. Музыкотерапия в повседневной жизни / Е.В. Еременко // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 4. – С. 12–14.
17. Зубачевская, Н.А. Музыка как феномен психологического воздействия на музыкальном занятии в дошкольном учреждении / Н.А. Зубачевская // Детский сад : теория и практика. – 2013. – № 5. – С. 66–73.
18. Клюев, А.С. Музыкотерапия как метод музыкальной педагогики / А.С. Клюев // Искусство и образование. – 2012. – № 4. – С. 106–109.
19. Коренева, Т.Ф. Парциальная программа «В мире музыкальной драматургии» : музыкально-ритмическая деятельность с детьми дошкольного возраста : 3-7 лет / Т.Ф. Коренева. – М. : Русское слово, 2019. – 45 с.
20. Королева, К.И. Арт-терапия как один из новых методов психологической коррекции / К.И. Королева // Адаптивная физкультура. – 2018. – № 3. – С. 42–45.
21. Кравчук, А. Комплексное тестирование физических качеств, двигательных навыков и функционально-двигательных способностей детей раннего и дошкольного возраста / А. Кравчук // Здоровье дошкольника. – 2013. – № 6. – С. 2–11.
22. Лапутин, А.Н. Биомеханика физических упражнений / А.Н. Лапутин, В.Е. Хапко. – Киев : Рад. шк., 2016. – 133 с.
23. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – 6-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2011. – 144 с.
24. Мадонова, Е.Н. Арттерапия в решении задач психологической коррекции / Е.Н. Мадонова // Журнал прикладной психологии. – 2015. – № 5. – С. 25–29.
25. Маланов, С.В. К вопросу о развитии двигательных умений и способностей в дошкольном возрасте / С.В. Маланов // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2011. – Т. 4. – № 3. – C. 43–54.
26. Маланов, С.В. Развитие двигательных умений и способностей у детей дошкольного возраста / С.В. Маланов // Начальная школа : плюс-минус. – 2010. – № 7. – С. 13–20.
27. Мухина, М.П. Формирование двигательных способностей дошкольников / М.П. Мухина, А.И. Кравчук // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 3. – С. 62–64.
28. Прокофьева, В.Н. Физическая подготовленность и соматические особенности организма детей дошкольного возраста / В.Н. Прокофьева, В.И. Кузнецов, А.А. Кореневская // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 8. – С. 59–64.
29. Прописнова, Е.П. Интеграция двигательного и речевого развития дошкольников / Е.П. Прописнова // Начальная школа плюс до и после. – 2016. – № 7. – С. 11–13.
30. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике : практическое руководство / С.Я. Рубинштейн. – М. : АпрелЬ Пресс : Психотерапия, 2010. – 224 с.
31. Саженова, Н.А. Коррекционный потенциал музыкальных занятий в детском саду / Н.А. Саженова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2014. – № 1. – С. 6–9.
32. Сафронова, Я.Ю. Ритмическая гимнастика в физическом развитии дошкольника / Я.Ю. Сафронова // Молодой ученый. – 2017. – № 47–1 (181). – С. 135–137.
33. Семаго, Н.Я. Проблемные дети : Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – 3-е изд. – М. : АРКТИ, 2013. – 208 с.
34. Семенова, Т. Особенности формирования двигательных навыков у дошкольников / Т. Семенова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 12. – С. 105–111.
35. Серебрякова, Е.А. Музыкальная терапия в практике оздоровления психоэмоционального состояния человека / Е.А. Серебрякова // Мир образования – образование в мире. – 2014. – № 2 (54). – С. 225–230.
36. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О.В. Солодянкина. – М. : АРКТИ, 2017. – 80 с.
37. Специальная педагогика : в 3 т. / под ред. Н.М. Назаровой. – М. : Академия, 2018. – 3 т.
38. Специальная психология / В.И. Лубовский и др. ; под ред. В.И. Лубовского. – 5-е изд., стереотипное. – М. : Академия, 2017. – 464 с.
39. Становление субъективности дошкольника при овладении двигательными навыками / В.И. Панов и др. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – № 4. – С. 60–69.
40. Структура психомоторики и сенситивные проявления двигательных способностей детей / О.П. Панфилов и др. // Теория и практика физической культуры. – 2012. – № 12. – С. 38–41.
41. Сухая, С. Исцеление музыкой / С. Сухая // Народное образование. – 2010. – № 9. – С. 232–233.
42. Тятюшкина, С.Е. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как инновационная технология физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками / С.Е. Тятюшкина // Новая наука : опыт, традиции, инновации. – 2017. – № 1–2 (123). – С. 151–153.
43. Федорова, С.Ю. Развитие двигательных способностей дошкольников : теория и методика / С.Ю. Федорова ; Авт. некоммер. образоват. орг. высш. образования «Одинцов. гуманитар. ун-т». – Одинцово : Одинцов. гуманитар. ун-т, 2015. – 184 с.
44. Физкультурно-оздоровительная работа в школе / С.А. Баранцев и др. ; под ред. А.М. Шлемина. – М. : Просвещение, 2018. – 143 с.
45. Фомина, Н.А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности дошкольниками средствами сюжетно-ролевой ритмической гимнастики / Н.А. Фомина // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2014. – № 1. – С. 63–66.
46. Фомина, Н.А. Ритмическая гимнастика в системе физического воспитания дошкольников и младших школьников / Н.А. Фомина. – Волгоград : Волгоградская государственная академия физической культуры, 2013. – 204 с.
47. Формирование координационных способностей детей 4-12 лет / В.Г. Никитушкин и др. // Вестник спортивной науки. – 2012. – № 2. – С. 25–29.
48. Хабарова, Т.В. Модель двигательного режима, способствующего развитию двигательных способностей детей 5-7 лет в условиях ДОУ / Т.В. Хабарова // Дошкольная педагогика. – 2010. – № 3. – С. 30–34.
49. Шебеко, В.Н. Двигательные способности и моторная одаренность ребенка / В.Н. Шебеко // Инструктор по физкультуре. – 2012. – № 2. – С. 6–16.
50. Яковлева, Л. Для чего необходимо обследование двигательных навыков детей / Л. Яковлева, Р. Юдина // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 2. – С. 43–46.