Фрагмент для ознакомления
2
работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задачи [19; 22].
Таким образом, результаты проведенного нами анализа литературных данных, позволяют нам заключить, что в основе индивидуальной коррекционной работы для ребенка с ТНР должен лежать комплексный подход.
3. Портфолио
3. 1. Характеристика на ребенка 6 лет с ТНР
Таблица 1. Общие сведения о ребенке
ФИО ребенка Торишний Никита Викторович
Дата рождения 07.02.2014
Заключения специалистов: психиатра, невролога, сурдолога, отоларинголога, окулиста, ортопеда, ортодонта, педиатра/ терапевта (на основании выписки из мед. карты) Невролог: стертая псевдобульбарная дизартрия, отоларинголог – хронический тонзиллит, фарингит, ортопед – сколеотическая осанка, плоскостопие.
Посещал ли образовательную организацию, программа обучения Посещал детский сад (логопедическая группа), обучается в подготовительной группе детского сада.
Занятия с логопедом: в течение какого времени, частота, эффективность С 3 до 5 лет посещал групповые логопедические занятия 2 раза в неделю, отмечается положительный результат.
Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений Ребенок необщителен, ответственный, старательный. Дружит с несколькими детьми в классе. Избегает шумных, подвижных игр. Отмечается повышенная тревожность. Предпочитает индивидуальные виды деятельности групповым.
Данные о родителях и семье Семья полная. Мама – повар, папа –дальнобойщик, сестра – ученица 7 класса.
Общий анамнез
- от какой беременности
- характер беременности
- течение родов
- рост и вес при рождении
- на какие сутки выписан из роддома
- вскармливание
- особенности питания
- перенесенные заболевания - ребенок рожден от второй беременности
- беременность протекала с легким токсикозом в первом триместре, ОРЗ – на 21 неделе.
- роды на 39 неделе, кесарево сечение.
- 3250 г и 52 см.
- выписан из роддома на третьи сутки.
- грудное вскармливание в течение 8 месяцев.
- прикормы введены планово, в срок.
- прививки в соответствии с календарем прививок. В первый год жизни перенес ОРВИ, отит.
Раннее психомоторное развитие
- когда стал держать голову
- когда стал самостоятельно садиться, ходить
- когда появились зубы
-поведение ребенка до года - голову стал держать в 3 месяца
- самостоятельно садиться стал в 7 месяцев
- первые зуб – в 6 месяцев.
- до года не ходил, плохо узнавал родственников, постоянно плакал, долго отказывался от прикормов.
Речевой анамнез
- гуление, лепет
- первые слова, фразы
- как шло развитие речи
- с какого времени замечено нарушение речи - гуление, лепет – примерно с 6 месяцев.\
- первое слово – Даха (сестра) – в 1 год и 2 мес. Первая фраза – дать мне! С 1 г. и 5 мес.
- Наблюдалось звуконарушение, отставание в речи. В 3 года и 3 месяца активный словарный запас составлял не более 10-15 слов, предложения не говорил, плохо понимал смысл сказанных слов.
- первые нарушения речи были замечены в возрасте 2,5 года. В 3 г. и 4 мес. Пошел с детский сад. Был поставлен диагноз ОНР и дизартрия.
Заключение и рекомендации ПМПК Общее недоразвитие речи 3 уровня, стертая псевдобульбарная дизартрия
Никита - застенчивый, не решительный мальчик. В общении избирателен, мало с кем общается в группе. Родители не занимаются с ребенком из-за нехватки времени, так как папа работает дальнобойщиком, мама – повар круглосуточной столовой. Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими происходит по необходимости (если его что-то просят или просит он). Предпочитает наблюдение за сверстниками. Знания об окружающем мире ограничены. Программный материал не усваивает. Никите необходимы дополнительные занятия с логопедом по ряду причин.
Несмотря на то, что анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий, речевая моторика развита недостаточно. Никита не может удерживать положение органов артикуляции. Речь невнятная, голос тихий.
Понимание речи у ребенка на бытовом уровне. Не всегда может выполнить простую инструкцию. Необходимо неоднократное повторение, иногда с демонстрацией действия.
Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой. Тяжело запоминает учебный материал.
Не устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной помощи взрослого; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; непоследователен и нелогичен в своих суждениях.
К заданиям относится избирательно, если задание не нравится, то не выполняет его (отворачивается).
Отмечается нарушение общей моторики. Ребенок не может четко повторить движения, отмечается нарушение пространственной ориентировки. Движения выполняются с напряжением, в замедленном темпе. Отмечаются ошибки при воспроизведении ритмического рисунка.
Отмечается нарушение координации движений как при выполнении статических упражнений, так и при выполнении динамических упражнений. Отмечается нарушение баланса, координации, равновесия, трудности выполнения упражнений с закрытыми глазами, преобладает замедленный темп.
У ребенка нарушена мимическая мускулатура. При попытке воспроизвести движения, как правило, подключатся мышцы-антагонисты. Движения несимметричны. Ребенок может воспроизвести движения, в которых задействованы обе стороны. Однако движения, при которых необходимо задействовать только одну сторону, или отдельную группу мышц, даются ребенку крайне сложно. У ребенка отмечаются отдельные нарушения объема и качества движения мышц лба, глаз, щек. Нарушена возможность произвольного формирования определенных мимических поз, нарушен символический праксис. При этом ребенку проще воспроизвести движения по образцу, движения по речевой инструкции дается намного труднее. Ребенку легче воспроизводить базовые эмоции. Все это говорит о недостаточном уровне развития мимической мускулатуры, что влечет за собой нарушения артикуляции.
Наблюдается незначительная асимметрия губ, которая может быть обусловлена патологическим тонусом мимической мускулатуры. Это может стать причиной нарушения артикуляции. Также отмечается незначительное укорочение верхней губы. Отсутствует 2 верхних зуба, что также может стать причиной нарушения дикции и артикуляции. Патологических изменений языка, уздечки, мягкого неба не отмечается. Рубцовых изменений, послеоперационных шрамов не отмечается. Наблюдается незначительная отечность глотки, неба, боковых стенок глотки. Отмечается незначительное искривление носовой перегородки, гипертрофия носовых раковин, аденоиды в анамнезе. Это также может стать причиной развития нарушений произношения, нарушений речи.
Установлено нарушение двигательной функции губ, рта. Резко ограничена подвижность нижней челюсти. Отмечается нарушение произношения сонорных звуков. Отмечается гипертонус, повышенная активность мягкого неба. Это является одним из признаков дизартрии и может приводить к существенным нарушениям произношения, и речи в целом.
У ребенка нарушается динамическая организация губ, языка, нижней челюсти. Ребенок не может произвольно контролировать мимическую мускулатуру, отмечается гипертонус мышц. Ребенок может выполнить упражнения в отдельности, но после объединения их в определенную последовательность выполнить не может. Словесные инструкции трудно даются ребенку и делают невозможным выполнение упражнений. Выполнение по показу дается легче, однако требуется несколько повторений. Отмечается нарушение динамической функции, в частности, нарушение динамической организации губ, языка, нижней челюсти.
У ребенка отмечается нарушение воспроизведения силы голоса, тембра, модуляции голоса, интонации. При этом нарушений в восприятии не наблюдается. Обращает на себя внимание тот факт, что у ребенка отмечается нарушение воспроизводства восклицательной и побудительной интонации и хорошо развита вопросительная и повествовательная интонация.
У ребенка отмечается нарушение способности воспринимать и воспроизводить темпы, отмечается нарушение способности воспроизводить заданный ритмический рисунок. В основном отмечается смешение и замедление. При зрительной опоре нарушения проявляются реже. Повторение слогов в указанном ритме также нарушается.
У ребенка отмечается нарушение речевого и неречевого дыхания. В частности, у ребенка наблюдается грудное дыхание при исследовании в различных положениях (сидя, стоя, лежа). Вместе с тем, брюшного и диафрагмального дыхания не отмечается. Иногда появляется смешанное дыхание. Дифференциации носового и ротового дыхания не наблюдается. Во всех случаях попадает дыхание через рот. Также обращает на себя внимание замедление продолжительности речевого дыхания, недостаточный объем речевого дыхания, учащенная частота речевого дыхания.
У детей в равной степени встречается, как звуконарушение, так и нарушение слоговой структуры. Из нарушений слоговой структуры у детей чаще всего встречается элизия, при которой происходит пропуск или сокращение слов. Элизия чаще всего происходит в тех слогах, которые стоят в начале слова. Также наблюдается перестановка слогов и персеверация, при которой ребенок застреёт на одном слоге. Такое чаще всего наблюдается в начале слога и со слогом, который повторяется, например (бабочка, кукуруза). Ребенок произносит как ба-ба-бабочка, ку-ку-куруза.
Ребенок хорошо дифференцирует гласные звуки среди других звуков, среди слогов и слов. При этом проще всего ребенку узнать необходимый звук среди других подобных звуков, сложнее- среди слогов. Труднее всего ребенку распознать необходимый звук среди слов. Что касается звуков, произношение которых у ребенка нарушено, ребенок не дифференцирует их ни среди других звуков, ни среди слогов, ни среди слов. Отмечается нарушение сонорных звуков, некоторые твердые звуки смягчаются.
При анализе особенностей фонематического восприятия установили, что у ребенка некоторые согласные в начале слова опускаются, в конце слова – смягчаются. Гласные воспринимаются безошибочно. Отмечается нарушение звуко-слогового анализа: в частности, при работе с односоставными слогами, ребенок справляется с заданиями. При работе с двух – и трех составными слогами, ребенок не справляется с заданием или выполняет его с ошибками. Отмечаются некоторые нарушения словообразования: безошибочно придумал слова из 3 звуков, но не смог придумать слова и 4 и 5 звуками. Нарушен процесс звуко-слогового синтеза: из четырех заданий ребенок полностью справился только с одним.
У ребенка полиморфное нарушение звукопроизношения (нарушены звуки шипящей фонетической группы и соноры [Р] и [Р’]). Фонологические дефекты: отсутствие звука [Р’], свистящий паросигматизм – замена звука [Ж] на звук [З] по акустическим признакам, недефференциация звука [Щ] –в неконтролируемых случаях заменяется на звук [С], параротацизм –замена звука [Р] на звук [Л], в некоторых случаях звук [Р] отсутствует. Антропофонические дефекты: свистящий сигматизм –искажение звука [Ш]
При обследовании номинативного словаря на предмет употребления слов высокой частоты употребления, нами было установлено, что более развит пассивный словарь, чем активный. С большинством заданий на оценку пассивного словаря ребенок справился, тогда как с аналогичными заданиями на оценку активного словаря ребенок не справился. При этом легче давалась работа со словами высокой частоты употребления, сложнее – со словами низкой частоты употребления. Также стоит отметить, что ребенок не справился с называнием детенышей по картинке. Многие малознакомые предметы и названия ребенок назвать не смог. Таким образом, слова высокой частоты употребления ребенку даются намного лучше по сравнению со словами низкого употребления и с незнакомыми словами. Не справился ребенок с заданиями на подбор и название предметов по описанию, с названием семантически близких слов, с пониманием и называнием обобщающих понятий, с дополнением тематического ряда. Предикативный словарь у ребенка не развит (с одним заданием не справился, второе отказался выполнять). При исследовании адъекативного словаря отметили, что ребенок называет и понимает слова, называющие прилагательные. Вместе с тем, ребенок не справился с заданием по образованию прилагательных по отдельным признакам. Испытывает трудности при использовании наречия времени. Довольно легко ребенку даются задания на образование наречий места и образа действия. С заданиями на исследование употребления системной лексики не справился.
У ребенка отмечаются следующие нарушения грамматического строя речи: понимание отношений, выраженные предлогами; понимание падежных окончаний существительных; понимание формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени; понимание префиксальных изменений глагольных форм; понимание глаголов совершенного и несовершенного вида; понимание залоговых отношений, понимание предложений с просьбами. Ребенок не может выполнить действия из 2-3 просьб, не понимает инверсионные конструкции, не может определить, что было сделано раньше, что позже. Из перечня слов ребенок не может выбрать наиболее подходящие по смыслу слова. Также ребенок не смог исправить слова, в которых нарушен порядок слов в предложении. Нарушено понимание смысла некоторых предложений, отсутствуют логические связи.
У ребенка отмечается ярко выраженное нарушение употребления грамматических форм. Так, ребенок на справился с заданиями на
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников/Е. С. Анищенкова. -М.: Астрель, 2017. – 207 с.
2. Арушанова А.Е. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2015. – 120 с.
3. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Особый ребенок. - №4. – 2016. – С. 35-44.
4. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии / Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2018. – 250 с.
5. Бабина Г.В. Логопедия. Дизартрия [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Бабина Г.В., Белякова Л.И., Идес Р.Е.— Москва: Московский педагогический государственный университет, 2016.— 104 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72499.html
6. Баряева Л.Б., Миккоева Н.В. Развивающие игры в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи // Вестник ТГПУ. - №6(147). - 2015. - С.163-166
7. Беспалова Н.В. Активные методы обучения – разновидность самостоятельной работы // Вологдинские чтения. Материалы конференции. Дальневосточный федеральный университет. – 2019. – № 74. – С. 93–96.
8. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой./ Р. Г. Бушлякова. - М.: «Издательство Детство-Пресс», 2016 .- 120 с.
9. Быкова В. П. Особенности развития связанного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S11. – 0,3 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2017/470130.htm.
10. Винарская, Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи [Текст] / Е.Н. Винарская // Язык и человек. - М.: Изд-во МГУ, 2016. - С.55-62.
11. Глухов В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Специальная педагогика. - №1. – 2017. - С.89—97.
12. Горина Е.А. Игровое взаимодействие как инструмент формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогический Гаудеамус. - №4. – Т.16. – 2017. – С.79-84.
13. Дзюба О.В. Формирование коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи // Преподаватель XX век. - №2. – 2019. – С. 85-89.
14. Князева Н.Н. Речевое и социально-коммуникативное развитие старших дошкольников в игре в рамках реализации ФГОС // Гуманитарные исследования. - №3 (20). – 2018. – С. 139-143.
15. Лебедева О. В., Хайновская Л. П. Программированное обучение на уроках русского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 10 (октябрь). – С. 196–200.
16. Логопедия: дизартрия [Электронный ресурс]: учебное пособие (практикум)/ —Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2018.— 126 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/92701.html
17. Лорофеева О.В. Особенности межличностного общения у дошкольников с патологией речи в системе «Взрослый ребенок» в процессе игровой дидактической деятельности // Образование и наука. – №10 (78). – 2015. - С.79-87.
18. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
19. Нищева Н. В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 240 с.
20. Нищева Н.В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
21. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [Р], [Р’]— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
22. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
23. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (часть I). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
24. Полный справочник логопеда [Электронный ресурс]/ О.Д. Абрамович [и др.].— Саратов: Научная книга, 2019.— 295 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80216.html
25. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ Приходько О.Г.— Санкт-Петербург: КАРО, 2016.— 160 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61010.html
26. Серебрякова О.В. Этапы коррекции и развития межличностных отношений дошкольников с речевыми нарушениями средствами творческой игры // Вестник ДВГСГА. Гуманитарные науки. № 1/2(8). - 2017. – С.77 – 83.
27. Ткаченко, Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М., Издательство ГНОМ и Д, 2015. —32 с. (Практическая логопедия.)
28. Филичева Т. Б Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г.B. Чиркина. [Электронный ресурс URL: http://pedlib.ni/Books/3/0317/3 0317- 100.shtml%5d/l. - (Дата обращения 16.05.2020).
29. Филичева Т.Б. Исправление нарушений речи у дошкольников [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, педагогов и родителей/ Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В.— Москва: Изд-во В. Секачев, 2019.— 198 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/90103.html
30. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 2016. - 240 с.