Фрагмент для ознакомления
2
Затем появилась должность представителя Правительства Российской Федерации по делам молодежи с созданием соответствующего аппарата (существовала с 29 января по 16 сентября 1992). В сентябре 1992 Президент Российской Федерации дважды повышал статус указанной структуры: 16 сентября создал Комитет по делам молодежи при Правительстве Российской Федерации, а 30 сентября – Комитет Российской Федерации по делам молодежи как орган федеральной исполнительной власти.
Новая модель правительственной структуры, построена на объединении нескольких направлений государственной политики, в Российской Федерации была введена 10 января 1994 путем создания Комитета по делам молодежи, физической культуры и туризма.
Но, уже 30 мая 1994 вновь появился узкопрофильный Комитет Российской Федерации по делам молодежи.
Более чем через два года (14 августа 1996) указанный орган переименовали в Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи.
Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи 30 апреля 1998 был ликвидирован, а 24 июня того же года его функции передали Министерству труда и социального развития, в котором создали Департамент по делам молодежи и ввели должность заместителя министра по вопросам молодежи.
Но, вскоре, 22 сентября 1998 вновь был создан отдельный Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи (с 25 мая 1995 – Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике). Однако 17 мая 2000 года указанный орган власти ликвидировали второй раз за короткую историю, передав его полномочия Министерству образования Российской Федерации. В образовательном министерстве выделили отдельный Департамент по молодежной политике и ввели должность профильного министра.
При этом 21 апреля того же года появилась Правительственная комиссия Российской Федерации по делам молодежи под председательством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации.
Оценивая указанные этапы реорганизации, известный российский исследователь молодежной политики И.М.Ильинский подчеркнул, что «статус специализированной структуры по работе с молодежью на федеральном уровне был снижен от большого Департамента в отдел в составе департамента Министерства образования и науки и управления в составе Федерального агентства по образованию», что препятствовало успешной реализации государственной молодежной политики .
После долгого застоя начался период изменений, во время которого в жизнь было воплощено два разных подхода. Указом Президента Российской Федерации 24 сентября 2007 года было восстановлено Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи, на который были возложены функции по определению государственной молодежной политики, создание во взаимодействии с общественными объединениями и движениями, представляющими интересы молодежи, условий для обеспечения здорового образа жизни молодежи, занятий спортом, морального и патриотического воспитания, реализации молодежью своих профессиональных возможностей, а также по координации в этой области органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
А 12 мая 2008 года Указом Президента Российской Федерации было создано Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и Федеральное агентство по делам молодежи.
29 мая 2008 года Постановлениями Правительства Российской Федерации были утверждены Положение о Министерстве спорта, туризма и молодежной политике Российской Федерации и о Федеральном агентство по делам молодежи.
В соответствии с Положением Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации является «федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по формированию и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в области физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики .
Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральных агентств по делам молодежи, по туризму, по физической культуре и спорту.
Направления деятельности российского Министерства сформулированы очень кратко.
Оно «создает во взаимодействии с общественными объединениями условия для обеспечения здорового образа жизни молодежи, занятий спортом, нравственного и патриотического воспитания, реализации молодежью своих профессиональных возможностей, координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области молодежной политики».
В соответствии с Положением Федеральное агентство по делам молодежи является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по предоставлению государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей.
Власти Российской Федерации долгое время сохраняют чисто молодежную структуру.
Современное Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации является приближенным к французской модели.
Нормативное закрепление полномочий федеральных органов исполнительной власти по отдельным аспектам государственной молодежной политики осуществлено путем принятия федеральных целевых программ.
21 мая 2012 г. – Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации преобразовано в Министерство спорта Российской Федерации, его функции по выработке и реализации государственной молодежной политики переданы Министерству образования и науки Российской Федерации.
Следует отметить, что в государство отказалось в дальнейшем от продолжения и утверждения на федеральном уровне Федеральной целевой программы «Молодежь России». Однако это дало импульс к формированию и утверждению региональных целевых программ, существующих и функционирующих в большинстве субъектов РФ в настоящее время.
Федеральная целевая программа «Молодежь России» (далее – Программа) была одной из социальных программ федерального уровня, реализуемых органами государственной власти.
Программа – это важный нормативный документ, определяющий содержание основных мероприятий по реализации государственной молодежной политики, создает правовые и организационные условия для координации усилий органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, а также оказывает влияние на управленческие и организационные действия местного самоуправления.
Целью Программы было развитие правовых, экономических и организационных условий для бесконфликтной интеграции молодых людей в общество, повышение их социальной активности и самореализации .
11 июля 2012 г. в ведение «Росмолодежи» переданы ФБГУ «Международный детский центр», «Российский центр содействия молодежному предпринимательству» и «Роспатриотцентр».
В октябре 2013 г. «Росмолодежь» презентовала доклад «Молодежь России 2000-2005: развитие человеческого капитала». В докладе проанализирован опыт реализации молодежной политики в России в 1992–2012 гг., а также отражен опыт реализации молодежной политики в ряде зарубежных стран. Определены цели, задачи и приоритеты молодежной политики в средней и долгосрочной перспективе, разработаны прогнозные сценарии развития человеческого капитала молодежи и проведена его оценка для каждого сценария. Предложена новая модель государственной молодежной политики на период до 2025 г. и организационно-экономический механизм ее институциализации.
29 ноября 2014 г. Правительство РФ утвердило «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Документ закрепляет принцип вертикали взаимодействия центра и регионов, согласно которой можно будет решать задачи в едином правовом и информационном пространстве.
Целью документа является создание долгосрочных ориентиров молодежной политики, а также параметры инвестиций в молодежные программы, проекты, общественные молодежные объединения и в инфраструктуру молодежной политики.
Социологическая интерпретация категории молодежь позволяет ее соотнести с любым социальным институтом как с органическим структурным элементом общества, но стержневым в определении молодежи как объекта социологии или целостного социального института являются распределительные отношения.
Это тот феномен, на котором строятся все социальные отношения, обретающие вещественную форму в социальных институтах, призванных быть «ареной» реализации личностью социальных ролей. Последние придают ей статус, служащий основой реализации исторически обусловленных принципов распределения.
В практике большинства стран мира социальная работа общего профиля предусматривает три сферы:
• социальная терапия на индивидуально-личностном и семейном уровнях с целью социальной адаптации и реабилитации индивида и разрешения конфликтных ситуаций в контексте окружающей его среды;
• социальная работа с группами, которые могут классифицироваться по возрасту, по полу, по интересам или схожим проблемам;
• социальная работа в общине, по месту жительства, ориентированная на расширение сети социальных услуг, укрепление общинных связей, создание благоприятного социально-психологического климата.
Выделяют две исторически сложившиеся системы социальной работы: европейскую и американскую.
Американской модели социальной работы свойственна направленность на работу с индивидуумом и его семьей, на улучшение функционирования личности, группы в существующей среде. Основные формы помощи – индивидуальная, групповая, общинная.
Основные формы государственного социального обеспечения – социальное страхование и государственное вспомоществование, при этом государственная поддержка существует только на уровне программ для беднейших слоёв населения.
Для европейской модели характерно большее внимание к изменению среды обитания индивида для поддержки, развития, защиты его и семьи. Основные формы работы связаны с социальным планированием, администрированием.
Социальное законодательство европейских стран отличается более высокой степенью участия государства в определении направлений, планировании, финансировании и проведении в жизнь социальной политики. В реализации задач социальной работы главное место уделяется местным органам самоуправления, а в своём содержании она охватывает разнообразные группы населения различными социальными услугами и видами помощи.
Во всех странах также развита и специализированная социальная работа, которой занимаются специалисты в сфере труда и занятости, здравоохранении и медико-реабилитационных службах, системах образования, правозащиты, пенитенциарных учреждениях, вооруженных силах.
Выводы к главе
Молодежь, как никто другой, чувствует нынешнюю бесперспективность и деградации жизни на селе, при первой же возможности оставляет его в поисках заработка и лучшей судьбы.
Но время идет, а проблем меньше не становится. Расслоение общества на богатых и бедных лишает реальных перспектив значительную часть молодых людей, которые имеют преодолевать на пути к самореализации и жизненного успеха гораздо больше препятствий, чем их более состоятельные сверстники. На фоне невысокого уровня жизни в стране, бедные слои оказываются лишенными минимально необходимых жизненных благ – в детстве, достаточного и разнообразного питания, сладостей, развлечений, а с годами – надлежащего образования, доступного жилья, работы.
Это приводит к ряду негативных последствий как для значительной части представителей молодого поколения, так и для будущего страны в целом – ухудшение здоровья населения, угрожающей демографической ситуации, вынужденной миграции, маргинализации общества, рост преступности и тому подобное. И переход от обсуждения молодежных проблем в их практическое решение.
Несмотря на определенные усилия органов государственной власти, органов местного и регионального самоуправления, общественных организаций социальное положение сельской молодежи остается сложным.
Необходимо подчеркнуть, что на формирование культуры молодёжи, её специфических черт оказывают влияние особенностей социально-экономического, социально-бытового, социально-культурного, социально-психологического порядка, которые обусловленные средой места проживания.
Среди социальных проблем общества, которые по мнению русской молодежи являются важнейшими есть: безработица, рост цен, низкий уровень заработной платы, общее снижение уровня жизни, рост преступности, обнищание населения, наркомания, СПИД.
Среди проблем, связанных с обеспечением здорового образа жизни: состояние окружающей среды, экология, низкий уровень медицинского обслуживания, злоупотребление курением, недостаточные возможности для занятий физической культурой и спортом, алкоголизм, низкий уровень осведомленности о здоровом образе жизни.
Современная образовательная система столкнулась на рядом проблем: падение престижа общего, профессионально-технического образования, ориентация на «потоковое» воспроизведение без учета требований потребителей, проблемой доступности образования.
В молодежной среде сельской местности царит высокий уровень вынужденной безработицы. Это свидетельствует о ряде проблем не только в системе образования, но и в обществе в целом.
Современное состояние здоровья сельской молодежи не может удовлетворить общество.
В последние годы среди молодежи отмечается широкое распространение социально обусловленных болезней; ухудшилась эпидемическая ситуация по ВИЧ / СПИДу; количество больных наркоманией среди несовершеннолетних увеличилась в 6-8 раз, смертность в этой группе выросла в 40 раз; каждый третий ребенок рождается с отклонением в развитии нервной системы.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 №2403-р "Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года" // Режим доступа: http://molodezh40.ru/dokumenty_rossiiskoi_federacii.
2. Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)».
3. Гурова, Е.В. Психология развития и возрастная психология: тексты: учеб.пособие / Е.В.Гурова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 174 с.
4. Додонов, Б.И. Компонентный анализ эмоционального содержания интересов, мечтаний и воспоминаний / Б.И.Додонов // Вопросы психологии. – 1977. – № 2. – С. 145-155.
5. Звоновский, В. Политика в пространстве жизненных интересов молодежи // Вестник общественного мнения. – 2007. – № 1. – с. 52-56.
6. Кон, И.С. Самосознание и образ «Я» / Психология развития: хрестоматия / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. М.: «ЧеРО», НОУ Московский психолого-социальный институт, 2005.
7. Левикова, С. И. Молодежная субкультура: учеб. пособие / С. И. Левикова. – Москва: Гранд: Фаир-пресс, 2004. – 420 с.
8. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р.Лурия. – СПб.: Питер, 2004.
9. Максименко, С.Д. Психология: учебник / С.Д. Максименко [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://uchebnikionline.com/psihologia/zagalna_psihologiya_-_maksimenko_sd_/emotsiyi_pochuttya.htm.
10. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности (круглый стол) // СоцИс. – 2003. – № 5. – С. 87-90.
11. Павелко, Р.В. Общая психология // Учебник / Р.В.Павелко. – М.: Кондор, 2009. – 576 с.
12. Першуткин, С.Н. Транзитный социум: Молодежная политика и социализация: Монография / Новосибирск: СибАГС, 1995.
13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999.
14. Социальная политика государства / науч. рук. Н.Д. Вавилина; отв. ред. О.В. Кузьмен. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 635 с.
15. Социальная политика: учебник / под ред. Н.А. Волгина. - М., 2002. - С.150-164.
16. Чередниченко, Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути. Санкт-Петербург: Российский христианский гуманитарный институт, 2004. - 368 с.
17. www.youngscience.ru – Президент России молодым ученым и специалистам.
18. www.youthdiplomacy.com – Лига международной молодежной дипломатии.
19. www.iconvention.ru – Всероссийский инновационный конвент.
20. http://vmo.rgub.ru/policy/news/index.php - Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодёжью.