Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях в обществе все большую остроту начинает приобретать вопрос о роли социализации детей, имеющие ограниченные возможности. В связи с этим происходит переосмысление целей, задачи, а также содержание и процесса обучения и воспитания таких детей. В этом случае воспитательный и образовательный процесс обязательно должен выполнять важную роль в социализации детей.
Для успешной социализации индивида особенно важен этап детства. Именно в этот период закладываются основы социализации. Ребенок знакомится с правилами поведения, манерами, обычаями, постепенно усваивает язык окружающих его людей, то есть он овладевает человеческой культурой в самом широком смысле данного слова. Тем детям, которые имеют ограниченные возможности здоровья весьма овладеть полностью всеми элементами культурно-речевой среды.
В настоящее время специалистами поиск технологий, разных методов социального воспитания, средств, оказывающих помощь в преодолении проблем развития детей с ОВЗ: навыки социального взаимодействия, уверенность в своих действиях с опорой на отношения, а также собственные знания, при изменении социальной ситуации. При этом в качестве одного из эффективных средств, помогающих в социализации детей с ОВЗ, в настоящее время выступает арт-терапия.
Невзирая на имеющееся большое разнообразие методов арт-терапии и существенные различия между группами детей с ОВЗ, очень важно учитывать отдельные особенности при проведении арт-терапии. Ведь дети с ОВЗ нередко показывают затруднения в вербализации своих проблем и переживаний. При этом невербальная форма коммуникации для таких детей выступает более естественной. Дети с ОВЗ обладают спонтанными действиями и нередко не способны к рефлексии своих чувств и поступков.
Тем не менее на практике при работе с детьми с ОВЗ методы арт-терапии не используются или же используются без учета специфики детей с ОВЗ. Данное противоречие требует своего разрешения, что и делает рассмотрение темы «Методы арт-терапии в процессе социализации детей с ограниченными возможностями (на примере «Центр внешкольной работы» рп. Михайловка)» актуальным.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как: 1) А.Е. Васильченко, И.Г. Еременко, Е.С. Долматова, О.В. Кузнецова, А.С. Назаркина, Г.Е. Руденко, О.С. Шелудько и др., рассмотревшие особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и проблемы их социализации; М. Бруно, К.Д. Володина, С.Л. Выготский, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.Н. Иваненко, М.В. Киселева, А.И. Копытина, Э. Крамер, Н.Е. Пурник, П.Е. Сазонова, А. Спиваковская, И.В. Сусанина и др., объектом исследования которых стали методы арт-терапии; 3) К.С. Анисимова, Г.Л. Андросова, О.В. Барсукова, Н. Галкин, Л.И. Забара, Б. Калениченко, А.В. Киселева, В.А. Кулганов, Т.Н. Матанцева, В.В. Михайлова, А.А. Назаренко, Е.В. Раева, Т.А. Родермель, О. Смирнова, В.В. Смолянинова, Н.О. Сучкова, Л.Н. Якина и др., проследившие возможности методов арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ и их социализации. Однако комплексного исследования проведено не было.
Объект исследования: методы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ.
Предмет исследования: социализация детей с ОВЗ возможности методами арт-терапии.
Целью данной работы является выявление возможностей методов арт-терапии для социализации детей с ОВЗ.
Данная цель реализуется путем постановки и осуществления следующих задач:
- рассмотреть историю возникновения и суть методов арт-терапии;
- проследить влияние арт-терапии на формирование и развитие психических процессов у детей с ограниченными возможностями;
- провести анализ практического опыта психологической социализации детей с ограниченными возможностями методами арт-терапии;
- изучить особенности работы с детьми с ограниченными возможностями на базе ЦВР п. Михайловка Черемховского района;
- определить показатели и критерии социализации детей с ОВЗ и диагностическим путем выявить начальный уровень респондентов;
- разработать программу по социализации детей с ОВЗ с использованием методов арт-терапии;
- выявить эффективность разработанной программы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: базовые положения концептуального подхода к изучению и определению социализации детей с ОВЗ (П. Бурдье, Э. Гидденс, Л. Росс и др.); теоретические положения о специфике социализации детей с ОВЗ (Ф.В. Бородулина, Н.Ф. Дементьева, М.Н. Реут и др.); влияние методов арт-терапии на процесс социализации детей с ОВЗ (А.И. Копытин, И.Ю. Левченко и др.).
Гипотеза исследования: процесс социализации детей с ОВЗ будет протекать более успешнее, если:
1) будут применяться методы арт-терапии;
2) вся работа по социализации детей с ОВЗ методами арт-терапии будет строиться с обязательным учетом их физических и психологических особенностей;
3) будут учитываться возрастные особенности детей с ОВЗ и имеющиеся у них проблемы.
Методы исследования. Основными методами данного исследования являются: анализ источников и научной литературы; метод систематизации различных теорий, концепций, подходов; метод сравнения; диагностические методы: методика «Лесенка», являющаяся модификацией методики С.Я. Рубинштейна; тест по определению социального интеллекта Гилфорда; тест оценки социально-коммуникативной компетентности; методика «Пословицы» (разработана С.М. Петровой).
Эмпирическая база исследования: семейный клуб «Мы-особые» на базе муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы» рп. Михайловка Черемховского района
Практическая значимость данного исследования заключается в разработке программы «Волшебный мир», которая может быть полезна педагогам и психологам при социализации детей с ОВЗ.
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретическо-методологические основы применения арт-терапевтических методов в процессе социализации детей с ограниченными возможностями
1.1 Арт-терапия: история возникновения и сущность методов
Арт-терапия – это один из методов психологической работы, использующий в настоящее время широкие возможности искусства в целях достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном, а также личностном развитии индивида. Человек может свои чувства и своё состояние выразить в музыке, рисовании, движении. Также в процессе творческой деятельности создаётся особая атмосфера эмоциональной теплоты, а также происходит более глубокое понимание своего внутреннего мира и себя.
Арт-терапевтический метод возник еще в далеком прошлом. Это обусловлено тем, что в качестве средства исцеления разных болезней у многих народов применялись танцы, музыка, рисование, пение, скульптура, а также природа. Следует указать, что арт-терапия как отдельное психотерапевтическое направление, стала весьма активно развиваться именно благодаря практическим исследованиям ряда зарубежных психиатров с середины 1800-х гг. Например, первыми, кто обращает внимание на тот факт, что спонтанная художественная экспрессия способна обеспечивать лечебный эффект, стали следующие представители французской школы клинической психиатрии – А. Тардье и М. Симон. Далее творчеством душевнобольных глубоко занимались Делей, Х. Принцхорн, Р. Вольма, Ж. Винчон, К. Вьяр и ряд других [5, с. 22–24].
С позиции большинства исследователей, значимое влияние как на мышление, так и формы работы арт-терапевтов смогли оказать идеи К.-Г. Юнга, в которых рассматривались универсальные и персональные символы и активное воображении пациента. При этом конечный продукт творчества – выражение неосознанных психических процессов. В свою очередь М. Клейн, М. Милнер, М. Наумбург, Р. Пикфорд, А Хилл, И. Чампернон, А. Эренцвейг и ряд других психоаналитиков, вовлекая клиентов в процесс творчества и одновременно анализируя продукты их деятельности, сформировали первые аналоги современной арт-терапевтической практики.
В числе представителей разных направлений арт-терапии следует указать М. Наумбург, которую в Америке принято считать в качестве основательницей арт-терапевтического направления. Она в своих выводах опиралась на идеи З. Фрейда относительно переживаний которые возникают в подсознании, легко выражаемые в форме символов и образов. При этом идеи классического психоанализа, ставших основой работы М. Наумбург, максимально точно выражают задачи и сущность арт-терапевтического процесса. По мнению М. Наумбург арт-терапевтическая практика базируется на том, что максимально значимые переживания и мысли индивида, являющиеся непосредственным порождением его бессознательного, способны находить выражение в первую очередь в виде образов, нежели в словах. В 1940-е гг. М. Наумбург в психоаналитической работе с детьми начала использовать рисуночные техники как проективный инструмент диагностики. Она при этом указывает на значимость отношений психотерапевта и клиента, без которых нельзя добиться максимально устойчивых терапевтических эффектов [22].
Также необходимо указать следующих зарубежных специалистов, внесших существенный вклад в процесс развития арт-терапии: Э. Крамер, которая считала, что внутренние конфликты в процессе творческого акта способны быть пережитыми вновь и благодаря этому они разрешаются; Х. Квятковская, которая в рамках проведения семейных терапевтических сеансов смогла установить, что художественная сессия с непосредственным участием всех членов семьи может иметь терапевтический эффект и укреплять семейные отношения. А. Хилл первым в Европе начал применять термин «арт-терапия» в публикациях и исцеляющие свойства изобразительной деятельности при этом связывал с возможностью отвлечения пациента от своих «болезненных переживаний». В свою очередь Р. Пикфорда, М. Милнера, Д.В. Винникотта (1940–1960 года) принято называть «интеллектуальными лидерами» арт-терапевтического направления [27].
Вместе с зарубежными специалистами, также отечественные ученые изучали влияния разных видов искусства непосредственно на психофизическое состояние детей и взрослых. В этом отношении необходимо подчеркнуть вклад в становление отечественных арт-терапевтических методик известного ученного В.М. Бехтерева. Он влияние искусства на психофизические функции изучал в разных областях, например, музыкотерапии, библиотерапии, танцевальной терапии, а также изотерапия. На основе этого он выявил заметное положительное влияние терапии искусством на двигательную, сердечнососудистую, а также нервную системы человека [24, с. 11].
Также отечественными учеными изучали вопросы, как, например, взаимосвязь творческой деятельности и личностного развития, проводили анализ эмоциональных переживаний и происходящих изменений в процессе музыкальных и художественных занятий. Такого рода проблемы нашли свое отражение в исследованиях Л.О. Венгер, А.В. Запорожца, Н.Н. Волкова, П. Никифоровой и некоторых других научных деятелей данного времени. В.В. Рыжов, А.А. Попель изучали врожденную способность индивида к творческому самовыражению для самоисцеления ряда эмоциональных нарушений в рамках личностного развития. Рожнов раскрыл механизм воздействия арт-терапевтического рисования непосредственно на эмоциональную сферу личности с помощью снятия внутреннего напряжения на занятиях творческим самовыражением [17, с. 17].
Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев рассматривали взаимосвязь личностного развития индивида и художественной деятельности. Например, Л.С. Выготский склонялся к мнению, что наши
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андросова, Г.Л. Курс «Социально-бытовая ориентировка» как педагогическое средство социализации подростка с нарушением интеллекта / Г.Л. Андросова. – М., 2013. – 298 с.
2. Анисимова К.С. Влияние арт-терапии на социализацию детей с ОВЗ / К.С. Анисимова, В.В. Михайлова // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. – 2020. – № 2. – С. 43-46.
3. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник / под ред. Е. А. Медведевой. – М.: Юрайт, 2018. – 274 с.
4. Барсукова, О.В. Использование техник арт-терапии и арт-педагогики в работе педагога-психолога с детьми с особыми образовательными потребностями / О.В. Барсукова // Образование и воспитание. – 2016. – №5. – С. 33-35
5. Бруно, М. Терапия творческим самовыражением / М. Бруно. – Москва: Академ.проект, 2018, – 487 с.
6. Васильченко А.Е. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / А.Е. Васильченко, О.В. Кузнецова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – М., 2018. – С. 81-86.
7. Володина, К.А. Применение арт-терапии в деятельности практического психолога в организации / К.Д. Володина // Организационная психология. – 2017. – Т. 7. –№ 2. – С. 86-101.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / С.Л. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
9. Галкин, Н. Студия детей-инвалидов / Н. Галкин // Родительское собрание. – 2018. – №1. – С.29-31.
10. Долгобородова, Н.П. Понимание сути некоторых общественно-исторических понятий учащимися вспомогательной школы / Н.П. Долгобородова // Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – СПб., 2001. – С. 75 - 78.
11. Долматова, Е.С. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.С. Долматова, А.С. Назаркина, О.С. Шелудько // Бюллетень мед. интернет-конференций. – 2015. – Т. 5. – № 12. – С. 62 - 65.
12. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика / И.Г. Еременко. – Киев. 1995. – 322 с.
13. Забара, Л.И. Арт-терапия как инновационная технология социально-педагогической деятельности с детьми: к проблеме теории и методологии / Л.И. Забара, Л.Н. Якина // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 3. – С. 37 - 51.
14. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2006. – 170 с.
15. Иваненко, Л.Н. Изотерапия как метод арт-терапии [Электронный ресурс] / Л.Н. Иваненко. – Режим доступа: URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/11224-Izoterapiya_kak_metod_art-terapii.html / (дата обращения: 11.02.2022).
16. Калениченко, А.Б. Арт-терапевтические методы в работе с подростками, имеющих девиантное поведение [Электронный ресурс] / А.Б. Калениченко, Т.А. Родермель. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/artterapevticheskie-metody-v-rabote-s-podrostkami-imeyuschih-deviantnoe-povedenie / (дата обращения: 15.02.2022).
17. Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2017. – 480 с.
18. Клейберг, Ю.А. Социальные нормы и отношения / Ю.А. Клейберг. – М.: Вита-Пресс, 2017. – 254 с.
19. Козлова, С.И. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование / С.И. Козлова, Е. Семенова, Н.С. Демикова. – Л., 1987. - 234 c.
20. Копытин, А.И. Современная клиническая арт - терапия: учебное пособие / А.И. Копытин. – М.: Когито-Центр, 2015. – 264 с.
21. Крамер, Э. Искусствотерапия и общество / Э. Крамер // Родительское собрание. – 2017. - №2. – С.53-71.
22. Кулганов, В.А. Использование методов арт-терапии в коррекционных и лечебных целях для детей с ОВЗ / В.А. Кулганов, Е.В. Раева, А. В. Киселева // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 10 – С. 34-37.
23. Мехтиханова, Н.Н. Психология зависимого поведения: учеб. пособие / Н.Н. Мехтиханова. – Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 2015. – 122 с.
24. Москаленко, У.Д. Зависимость семейная болезнь / У.Д. Москаленко. – М.: ПЕР СЭ, 2009. – 129 с.
25. Назаренко, А.А. Арт-терапевтические методы в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / А.А. Назаренко, В.В. Смолянинова // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). – Казань: Молодой ученый, 2019. – С. 71-73. Электронный ресурс. –Режим доступа: URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14883/ (дата обращения: 15.02.2022).
26. Пинский, Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы / Б.И. Пинский. – М., 2017. – 264 с.
27. Пурник, Н.Е. Арт-терапия в развитии персонала / Н.Е. Пурник. – СПб.: Речь, 2018. – 234 с.
28. Разуван, Е.И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы / Е.И. Разуван // Дефектология. – 1989. – №3. – С. 31 - 34.
29. Руденко, Г.Е. Личностно-ориентированный подход в дополнительном образовании одаренных детей с ОВЗ / Г.Е. Руденко // Дополнительное образование и воспитание. – 2016. - №11. – С.44-46.
30. Сазонова, П.Е. История возникновения арт-терапевтического метода, как механизма психологического и педагогического воздействия [Электронный ресурс] / П.Е. Сазонова. – Режим доступа: URL: http://www.rusnauka.com/pdf/283376.pdf / (дата обращения: 12.02.2022).
31. Скрябина, О.А. Арт-терапия как метод психолого-педагогической помощь детям с ограниченными возможностями здоровья – обучающихся высших учебных заведений / О.А. Скрябина Т.Н. Матанцева // Концепт. – 2016. – Т. 28. – С. 109–111
32. Смирнова, О. Сказкотерапия как метод коррекции и развития детей с мультидефектами / О. Смирнова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2018. – №2. – С. 29 – 48.
33. Специальная педагогика: учеб. пособие / под. ред. Н.М.Назаровой. – М.: Академия, 2011. – 388 с.
34. Спиваковская, А. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. / А. Спиваковская. – М.: ООО Апрель Пресс, 2018. – 430 с.
35. Сусанина, И.В. Введение в арт-терапию: учеб. пособие / И.В. Сусанина. – М.: «Когито-Центр», 2007. – 95 с.
36. Сучкова, Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей / Н.О. Сучкова. – СПб.: Речь, Сфера, 2008. – 244 с.
37. Федяева, М.А. Использование арт-технологий в работе с детьми с ОВЗ [Электронный ресурс] // Совушка. 2017. №1(7). – Режим доступа: URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 15.02.2022).
38. Цветкова, Л.В. Деятельность центра художественного творчества по совершенствованию художественного воспитания / Л.В. Цветкова // Особенности художественного воспитания в условиях дополнительного образования. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2018. – С.3-14.
39. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына. – М.: Детство-пресс. 2014. – 272 с.
40. Юлдашева, О.Н. Семейная социализация детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы: автореф. дис. ... канд. социол. наук / О.Н. Юлдашева. – Уфа, 2010. – 24 с.