- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
вам Нужна Дипломная работа ?
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Формирование у дошкольников гуманного отношения к природе в процессе ознакомления с ростом и развитием растений (животных
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Дошкольная педагогика
54 страницы
50 источников
Добавлена 10.08.2020
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ 6
1.1 Понятие экологического воспитания старших дошкольников 6
1.2 Особенности экологического воспитания старших дошкольников 16
1.3 Воспитание гуманного отношения к природе в старшем дошкольном возрасте 21
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ 30
2.1 Критерии и диагностика уровня гуманного отношения к природе 30
2.2 Использования методов и приемов по формированию у дошкольников гуманного отношения к природе 36
2.3 Результаты экспериментальной деятельности направленные на формирование у дошкольников гуманного отношения к природе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………..……………………………………………..55
Фрагмент для ознакомления 2
Помимо указанных терминов, в литературе можно встретить и выражения «образование в области окружающей среды», «образование для устойчивого развития». Как правило, эти термины чаще используются в зарубежных странах, они шире, чем экологическое образование.
Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников:
- «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева [33]),
- «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (О.А. Соломенникова [42]),
- воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева [22]),
- воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина [35]),
- «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г. Филиппова [44]),
- «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе» (Е.Ф. Терентьева [23]),
- «формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности» (С.Н. Николаева [33]).
От формулировок указанных авторов несколько отличается точка зрения Т.В. Потаповой [31]. Данный автор перечисляет целый комплекс целей образования ребенка в области окружающей среды, среди которых указывает развитие у ребенка уверенности по отношению к своей среде обитания; элементарные знания о различиях между живой и неживой природой и представлениями о роли умственного и физического труда человека в преобразовании живой и неживой природы; элементарные навыки неразрушающего общения с дикой природой и творениями ума и рук человека; формирование ценностных установок, основ для последующего обучения правам человека и этической ответственности. В коллективной работе под руководством этого же автора в качестве цели программы указывается подготовка детей к необходимому для полноценной жизни в XXI веке эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.
Итак, мы выяснили, что в качестве целей и задач экологического образования авторы чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.
Н.А. Рыжова [40] предлагает понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде [40].
Организация работы по экологическому образованию в детском саду
В дошкольных учреждениях система экологического образования формировалась постепенно. Опыт показал, что наиболее эффективный путь – это экологизация всего образовательного процесса в детском саду.
Рисунок 1 – Схема системы экологического образования в ДОУ
На практике выделились две основные педагогические модели – «эколог» и «воспитатель», отличающиеся принципами организации работы.
В случае реализации первого варианта в дошкольном учреждении вводится ставка педагога-эколога (педагог дополнительного образования, воспитатель и т. п.), который координирует работу сотрудников дошкольного учреждения (специалистов, воспитателей) в области экологического образования. В рамках модели «эколог» каждый сотрудник берет на себя определенные функции в области экологического образования [49].
Целенаправленная и согласованная деятельность сотрудников детского сада позволяет осуществлять экологизацию различных видов деятельности ребенка и развивающей предметной среды, экологическое просвещение родителей, подготовку и переподготовку кадров, оценку окружающей среды, координацию с другими учреждениями. Модель «эколог» внедряется во многих дошкольных учреждениях страны. Вторая модель формируется в отсутствии педагога-эколога. В этом случае основную координирующую функцию берет на себя старший воспитатель или заведующая.
1.2 Особенности экологического воспитания старших дошкольников
Экологическое воспитание у детей дошкольного возраста это формирование осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе. Задачами экологического воспитания в ДОУ являются: формирование у детей умений и навыков по уходу за растительным и животным миром; воспитание чувственных эмоций и реакций детей на окружающую среду; воспитание заботливого отношения к природе путем направленного общения детей с окружающей средой; воспитание эстетических и патриотических чувств через взаимосвязь с природой.
Экологическим воспитание детей дошкольного возраста называется непрерывный процесс их воспитания и развития, который направлен на формирование экологической культуры у ребенка, и проявляется в положительном и эмоциональном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды и своему здоровью, в соблюдении определенных моральных норм, системе ценностных ориентаций [5].
В достижении данной цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области воспитания и развития ребенка:
- развивать систему элементарных экологических знаний, доступных для понимания ребенка дошкольного возраста, прежде всего как средства становления осознанного и правильного отношения к природе;
- сформировать познавательный интерес к миру природы;
- выработать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного поведения, как для природы, так и для самого ребенка;
- воспитывать человечное, осторожное, внимательное отношение к окружающему миру в целом; развивать чувства сопереживания к объектам природы;
- формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
- содействовать в усвоении и понимании простых норм поведения по отношению к природе, формировать навыки разумного природопользования в повседневной жизни;
- развивать умения и желания сохранять природу и оказывать ей помощь при необходимости (уход за живыми объектами), а также навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- формировать элементарные умения предугадывать последствия отдельных своих поступков по отношению к окружающей среде [41].
В результате экологического воспитания должна сформироваться экологически развитая личность, которой присуще экологическое сознание, характеризующееся включенностью человека в мир природы, восприятием природных объектов как полноправных субъектов, стремлением к взаимодействию с миром природы.
Дошкольный период детства является важнейшим периодом в развитии ребенка, в котором закладываются основы интеграции целостной личности. Знания, приобретенные в дальнейшем, могут преобразоваться в прочные убеждения. Экологическое просвещение может оказать видимое влияние на образ действий ребенка только тогда, когда охватит рациональную и эмоциональную сферу вместе. Основой такого воспитания должны стать складывающиеся в различные возрастные периоды отношения с окружающей средой.
В условиях экологического кризиса, охватившего планету Земля принципиально важен аксиологический (ценностный) подход в экологическом образовании детей дошкольного возраста. В настоящее время теория ценностей переживает свое возрождение в процессе объединения человечества в решении глобальных проблем. В связи с появлением новых социальных и научно-технических событий проблема аксиологизации образования воспринимается обществом как наиболее актуальная. Аксиологический подход к экологическому воспитанию дошкольников предполагает формирование у детей потребности и способности в реализации ценностного отношения к природе, людям и к себе как части природы.
В общем плане ценность − одно из ключевых понятий современной общественной мысли, которое используется в философии, социологии, психологии и педагогике при обозначении объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных целей, олицетворяющих собой общественные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного
Обществу присущи ценности, в том числе и эколого-ориентированные. Выживание общества с его собственной социальной структурой и противоречиями должно быть высшей целью для всех его членов [46].
Ориентация ребенка в мире ценностей может быть представлена как процесс восхождения личности к ценностям общества. Выделяют три его фазы:
- первая фаза – присвоение личностью ценностей общества, формирование в сознании личности ценностного «образа мира», отношения к явлениям окружающей действительности во всех сферах жизнедеятельности личности;
- вторая – изменение личности на основе присвоения его ценностей, когда личность сосредоточивает внимание на себе, чем обеспечивает самопознание, самооценку, формирование образа «Я». На этой стадии процесс приобретает качественно новые характеристики: переоценку ценностей, их большую дифференциацию, стабилизацию;
- третья – прогноз, проектирование, формирование «образа будущего». На этой стадии происходят согласование, систематизация и выстраивание структуры собственной шкалы ценностей, системы ценностных ориентаций личности [11].
Фаза присвоения ценностей захватывает младший школьный возраст, фаза преобразования – подростковый, прогноз – юношеский.
Процесс ценностной ориентации может быть представлен как развивающееся во времени жизненное пространство, в котором личность строит, приобретает определенную направленность согласно ценностям внешнего мира, самопознания, самооценки и саморазвития. Таким образом, ценностные ориентации личности, обеспечивают стержень, который уравновешивает поступки, поведение и деятельность.
Необходимость новых аксиологических ориентиров, которые несут в себе общечеловеческие ценности, была утверждена в русле таких научных течений, как русский космизм, учение о ноосфере, экологизм (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, К.Н. Вентцель и др.). На сегодняшний день происходит актуализация этих идей, где на первом плане выступает этико-экологическая проблематика ценностей [47].
Педагогический аспект вопроса ориентации личности в окружающем мире состоит в том, чтобы обширный спектр объективных ценностей культуры сделать предметом осознания, переживания особых потребностей личности, чтобы объективные ценности стали субъективно значимыми и устойчивыми жизненными ценностными ориентирами.
Концепция дошкольного воспитания ориентирована на общегуманистические ценности. Главной ее задачей является формирование в качестве человеческих базисных начал, которые созвучны понятиям красоты и добра в основных сферах действительности – природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом. Для конкретизации данной концепции выделяют три основные задачи дошкольного образования в сфере ценностного ориентирования детей:
1. сформировать у дошкольников адекватные представления о взаимосвязях в системе «человек – окружающий мир» и в самом окружающем мире, основывающихся на общечеловеческих принципах существования;
2. сформировать у ребенка ценностное отношение к окружающему миру, определяющее характер взаимодействия с ним, мотивы поведения, готовность выбирать те или иные поведенческие стратегии с точки зрения нравственной целесообразности;
3. сформировать систему умений и навыков ценностного взаимодействия с окружающим миром [15].
Важнейшим педагогическим ориентиром в соответствии с этими задачами является необходимость добиться того, чтобы:
- личность включала объекты окружающего мира в сферу «человеческого», а взаимодействие с ними включалось бы в сферу действия ценностных норм;
- для личности в роли соотносимых реалий могли выступать объекты окружающего мира, которые способны влиять на ее взгляды, оценки и отношения к живой и неживой природе;
- для личности могли выступать объекты окружающего мира в качестве полноправных партнеров жизненного взаимодействия [15].
В большинстве программ для дошкольных образовательных учреждений названные задачи заявлены в разных формах. В некоторых они выделены в специальные разделы, например, такие как: «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Истоки», «Детство», «Радуга» и др., в других эти задачи решаются в процессе взаимодействия воспитателя с детьми в ходе всего образовательного процесса, например: «Детский сад – дом радости», «Развитие» и др.
На сегодняшний день существует ряд программ, в которых в качестве ведущих выдвигаются задачи ценностного ориентирования, такие как, программа приобщения ребенка к социальному миру С. Козловой «Я – Человек» [20]; программы Т. Климовой «Мы открываем мир» [18], Н. Вересова «Мы – земляне» [4], Т.И. Поповой «Мир вокруг нас» [39] и др. Несмотря на заявленные в них задачи культуросообразного воспитания, большинство программ акцентированы все-таки на задачи экологического образования.
1.3 Воспитание гуманного отношения к природе в старшем дошкольном возрасте
У детей дошкольного возраста закладываются основы взаимодействия с окружающим миром природы: жизнью животных и растений. Основы воспитания гуманного отношения у воспитанников дошкольных организаций – одна из задач воспитателя, имеющая важное социальное значение для всего общества. В этом процессе необходимо заблаговременно начинать закладывать основы элементарных экологических представлений, привлекая и родителей (законных представителей) детей.
При изучении вопроса воспитания гуманного отношения к природе следует ориентироваться на направление нравственного воспитания, так как о любое отношение человека к миру природы должно носить гуманное направление, т.е. понимание и осмысление ценности любого проявления жизни, стремление защищать и сберечь природу и т.д. [8].
Г.М. Коджаспирова [19] считает, что воспитание гуманного отношения к природе носит характер целенаправленного развития у подрастающего поколения высокой экологической культуры, которая включает в себя знания о природе и гуманном, ответственном отношении к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности.
По определению В.А. Ясвина [50], воспитание гуманного отношения к природе – это «…специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный психолого-педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие личности ответственного отношения к природе как универсальной ценности…» [50].
Воспитание гуманного отношения к природе дошкольников Н.А. Рыжова [40] объясняет, как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, который направлен на формирование его экологической культуры, проявляющейся в эмоционально – положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций [40].
Процесс ознакомления детей с природой, основа которого – экологический подход, при котором психолого – педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, по определению С.Н. Николаевой [33] и есть воспитание гуманного отношения к природе у дошкольников.
Природа для ребенка неисчерпаемый и безграничный источник постоянного духовного развития. Дети все время, в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают пестрые цветы, бабочки, стрекозы, птицы, красочный хоровод осеннего листопада, журчащие ручейки и зеркальные лужицы, падающие хлопья снега. Постоянно изменяющийся волшебный мир природы вызывает у детей неподдельный, искренний интерес ко всему, что их окружает, побуждает их к деятельности. Однако не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, и не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным.
Осторожно ввести ребенка в мир природы, помочь ему сформировать в сознании разумные представления, дать необходимые знания о природных явлениях и объектах, воспитать у маленькой личности способность увидеть живописность и богатство родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшая задача экологического воспитания в детском саду. Гуманное отношение к природе не может быть сформировано само по себе. Именно воспитатель становится главным инициатором в процессе становления системы ценностных ориентаций для дошкольников. Первоначальные элементы экологической культуры детей закладываются только на основе взаимодействия и под руководством взрослых с объектами природного мира.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Бобылева, Л. Д. Повышение эффективности экологического воспитания [Текст] / Л. Д. Бобылева // Биология в школе. – 2018. – № 3. – С. 57–59.
2. Бойко, Л. А. Воспитание экологической культуры детей [Текст] / Л. А. Бойко // Начальная школа. – 2015. – № 6. – С. 79–82.
3. Бондаренко, Т. Э. Экологические занятия с детьми 5-6 лет [Текст] / Т. Э. Бондаренко. – Воронеж : Учитель, 2012. – 184 с.
4. Вересов, Н. Мы – земляне : программа по экологическому воспитанию старших дошкольников [Текст] / Н. Вересов // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 12. – С. 23–32.
5. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию [Текст] / О. А. Воронкевич – СПб. : Детство-Пресс, 2010. – 496 с.
6. Гайнуллова, Ф. Проблема экологического воспитания и образования детей в отечественной и зарубежной педагогике [Текст] / Ф. Гайнуллова // Детский сад от А до Я. – 2018. –№ 6. – С. 46–52.
7. Галушко, И. Г. Формирование у дошкольников положительного отношения к природе [Текст] / И. Г. Галушко, А. В. Галушко, Е. А. Лопатюк // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – Т. 2. – № 1. – С. 16–20.
8. Дементьева, Т. А. Формирование у дошкольников ответственного отношения к природе [Текст] / Т. А. Дементьева, Е. М. Ходеева, Н. П. Ломоносова // Дошкольное образование : опыт, проблемы, перспективы развития. – 2016. – № 3 (10). – С. 204–206.
9. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст] / Л. И. Егоренков. – М. : АРКГИ, 2010. – 128 с.
10. Заборина, М. А. О нравственном аспекте экологического воспитания [Текст] / М. А. Заборина // Аллея науки. – 2018. – Т. 4. – № 5 (21). – С. 863–866.
11. Заварухина, Т. А. Организация экологического воспитания в ДОУ [Текст] / Т. А. Заварухина // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы : материалы науч.-практич. конф. – Томск : ОГУ РЦРО, 2018. – С. 35–36
12. Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении : новый аспект образования [Текст] / И. Д. Зверев. – М. : Знание, 2010. – 96 с.
13. Зебзеева, В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста [Текст] / В. А. Зебзеева // Детский сад от А до Я. – 2018. – № 6. – С. 6–22.
14. Зебзеева, В. А. Эколого-субкультурные практики детей дошкольного возраста [Текст] / В. А. Зебзеева // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 7. – С. 3–7.
15. Иванова, А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду [Текст] / А. И. Иванова. – М. : Сфера, 2014. – 224 с.
16. Иванова, А. И. Живая экология : программа экологического образования дошкольников [Текст] / А. И. Иванова. – М. : Сфера, 2019. – 80 с.
17. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] / А. И. Иванова. – М. : Сфера, 2014. – 56 с.
18. Климова, Т. Мы открываем мир : прогр. экол. образования дошкольников [Текст] / Т. Климова, Н. Таранкова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 7. – С. 20–25.
19. Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст] / Г. М. Коджаспирова. – М. : Гардарики, 2017. – 528 с.
20. Козлова, С. А. Я – человек : программа социального развития ребенка [Текст] / С. А. Козлова. – М. : Школьная пресса, 2014. – 48 с.
21. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [Текст] / Н. В. Коломина. – М. : Педагогика, 2013. – 202 с.
22. Королева, А. Е. Экологическая дорожка : авторская программа [Текст] / А. Е. Королева, Г. Г. Кученева // Вестник АсЭКО – 2014. – Вып. 3–4 – С. 3–7.
23. Кроха : пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет [Текст] / Г. Г. Григорьева, Е. Ф. Терентьева, Н. П. Кочетова и др. – 4-е изд,, перераб. – М. : Просвещение, 2011. – 253 с.
24. Лаврентьева, Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Г. Лаврентьева. – Чита : ЗабГПУ, 2012. – 109 с.
25. Лихачев, Б. Т. Педагогика : курс лекций [Текст] / Б. Т. Лихачев. – М. : Владос, 2010. – 648 с.
26. Маркова, Т. А. Педагогические условия формирования экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста : дис. ... канд. пед. н. : 13.00.07 [Текст] / Т. А. Маркова. – СПб., 2010. – 227 с.
27. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста [Текст] / М. Д. Маханева. – М. : АРКТИ, 2014. – 320с.
28. Мельников, Т. Н. Гуманное отношение к природе как основа системы экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Н. Мельников, А. Л. Третьяков, Е. А. Плужникова // Образование в России: история, опыт, проблемы, перспективы. – 2019. – № 2 (11). – С. 57–63.
29. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] / под ред. П. Г. Саморуковой. – М. : Просвещение, 2012. – 222 с.
30. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст] / Л. П. Молодова. – Минск : Асар, 2016. – 86 с.
31. Надежда : программа подгот. детей дошк. возраста к обучению основам экологии, природопользования и правам человека [Текст] / Т. В. Потапова и др. – Пущино : Пущин. науч. центр РАН, 2018. – 39 с.
32. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С. Н. Николаева. – 2-е изд., испр. – М. : Академия, 2015. – 335 с.
33. Николаева, С. Н. Юный эколог : прогр. экол. воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 123 с.
34. Нисканен, Л. Г. Формирование у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе [Текст] / Л. Г. Нисканен, А. В. Прокопова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2013. – № 3 (25). – С. 86–93.
35. Орлихина, Н. Е. Моделирование развития сельской школы [Текст] / Н. Е. Орлихина, Н. Б. Фомина. – М. : АРКТИ, 2017. – 77 с.
36. Панов, В. И. Экологическая психология : опыт построения методологии [Текст] / В. И. Панов. – М. : Наука, 2014. – 197 с.
37. Пантелеева, Н. Г. Экологическое образование и воспитание как процесс формирования гуманно-деятельностного отношения к природе [Текст] / Н. Г. Пантелеева, А. Л. Третьяков // Детский сад от А до Я. – 2019. – № 3 (99). – С. 82–90.
38. Пермякова, Н. Е. Технологические этапы и механизмы развития отношения дошкольников к природе в процессе экологического воспитания [Текст] / Н. Е. Пермякова // Актуальные проблемы современной науки. – 2016. – № 4 (30). – С. 84–86.
39. Попова, Т. И. Мир вокруг нас : материалы комплекс. программы культур.-экол. образования и нравств. воспитания детей дошк. и мл. шк. возраста [Текст] / Т. И. Попова. – М. : Линка-пресс, 2018. – 189 с.
40. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду [Текст] / Н. А. Рыжова. – М. : Карапуз, 2011. – 432 с.
41. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст] / Т. А. Серебрякова. – М. : Академия, 2016. – 205 с.
42. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду : программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / О. А. Соломенникова. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2019. – 101 с.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – М. : Перспектива, 2014. – 32 с.
44. Филиппова, Г. Экологическое воспитание : психологические основы [Текст] / Г. Филиппова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 10. – С.74–77.
45. Францева, И. Т Формирование основ нравственного поведения дошкольников через экологическое воспитание [Текст] / И. Т. Францева // Дошкольное образование : опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. – № 3 (6). С. 235–236.
46. Чердымова, Е. И. Инновационные технологии в формировании экологического сознания у дошкольников [Текст] / Е. И. Чердымова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – № 5. – С. 163–167.
47. Экологическое воспитание дошкольников : тема номера [Текст] // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2010. – № 2. – С. 4–93.
48. Ягодин, Г. А. Устойчивое развитие. Человек и биосфера [Текст] / Г. А. Ягодин, Е. Е. Пуртова. – 3-е изд. – М. : Лаборатория знаний, 2019. – 108 с.
49. Яндимиркина, Е. В. Мониторинг как средство управления качеством экологического образования в дошкольном учреждении [Текст] / Е. В. Яндимиркина, Е. Л. Пашина // Обучение дошкольников. – 2010. – № 1. – С. 80–95.
50. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе : монография[Текст] / В. А. Ясвин. – М. : Смысл, 2010. – 456 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней