Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению такой проблемы как сформированность представлений о профессиях у детей 5-6 лет.
Актуальность исследования. Выдвигая новые педагогические проблемы, каждый этап развития человечества по-иному ставит те, которые исследовались ранее. К таким принадлежит и проблема трудового воспитания дошкольников. В третьем тысячелетии понятие «трудовое воспитание дошкольников» насыщается качественно новым содержанием. Оно тесно связано с личностно ориентированным и развивающим воспитанием, вопросами социализации личности ребенка и т.д.
Вхождение России в рыночные отношения ставит перед педагогами и родителями очень сложную задачу: воспитать всесторонне развитую, творческую личность с ярко выраженной индивидуальностью, обладающую такими важными качествами, как ответственность, трудолюбие, работоспособность, коммуникабельность, толерантность, стрессоустойчивость; личность, легко адаптирующуюся к окружающей среде, умеющую рационально организовывать и использовать свой умственный и физический потенциал.
В дошкольном возрасте складываются благоприятные условия для формирования у ребенка необходимых для включения в труд взрослых качеств, для выработки первоначальных трудовых умений и навыков. Для ознакомления детей с профессиями взрослых используются самые разнообразные методы, а именно: наблюдение за трудом взрослых, экскурсии (они могут быть как реальными, так и виртуальными), беседы, чтение художественных произведений, рассматривание картин, (вопросы) воспитателя, демонстрация видеофильмов и презентаций, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и конечно участие детей в труде взрослых.
В тоже время, содержание образовательно-воспитательной работы по ознакомлению детей с профессиями должно учитывать уровень знаний детей. Эта проблема позволяет сформулировать следующие противоречия:
- между важным значением образовательно-воспитательной работы по ознакомлению детей с профессиями и отсутствием критериальной характеристики исследования уровня знания детей дошкольного возраста о труде взрослых;
- между возможностями образовательных ситуаций и фрагментарным использованием этих ситуаций в образовательно-воспитательной работе по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых.
Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность проблемы уровня знаний о труде взрослых с одной стороны и ее значимость для практической работы в дошкольном учреждении обусловили выбор темы дипломной работы «Изучение сформированности представлений о профессиях у детей 5-6 лет».
Объект исследования: процесс формирования знаний детей 5-6 лет о труде взрослых
Предмет исследования: образовательные ситуации, направленные на формирование знаний детей 5-6 лет о профессиях.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать проект педагогических технологий формирования представлений о профессиях у детей 5-6 лет.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования представлений о профессиях у детей 5-6 лет.
2. Организовать опытно-экспериментальные исследования по изучению сформированности представлений о профессиях у детей 5-6 лет.
3. Выяснить уровни сформированности представлений о профессиях у детей 5-6 лет на констатирующем этапе исследования.
4. Предложить и апробировать проект педагогических технологий формирования представлений о профессиях у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования: реализация проекта педагогических технологий формирования представлений о профессиях у детей 5-6 лет, будет более эффективна, при соблюдении следующих условий:
- приобщение детей к труду взрослых, а именно непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий с обязательным включением предварительных бесед о данных профессиях;
- приближение работы взрослых к детям – экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий;
- совместная деятельность детей и взрослых, которая будет включать сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ научно-методической литературы;
- эмпирический: опрос детей; педагогический эксперимент;
- статистический: качественный, количественный анализ данных.
Практическая значимость работы заключается в разработке проекта педагогических технологий формирования представлений о профессиях у детей 5-6 лет. Этот проект может быть рекомендован для внедрения в воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений в рамках обеспечения трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы и снабженных выводами, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о профессиях у детей 5-6 лет
1.1. Нравственное воспитание о профессиях у детей 5-6 лет
Трудовое воспитание выступает основой нравственного воспитания ребенка, а формирование представлений о профессиях закладывает базу для нравственно-трудового развития детей 5-6 лет.
Большую роль в воспитании К.Д. Ушинский [47] придавал выработке у ребят любви к труду. В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» [47] он произвел попытку дать обоснование важности труда как фактора правильного психического развития ребенка и его воспитания, о потребности совершенствовать идею соединения обучения с полезным трудом [47].
А.С. Макаренко [30] заявлял: «Труд – важнейший способ воспитания, в ходе трудового воспитания складывается индивидуальность ребенка, формируются общественные отношения. Деятельность – всегда была базой для человеческой жизни и культуры. Вследствие этого и в воспитательной работе труд обязан являться одним из наиболее ключевых элементов».
Понимая большую значимость труда в воспитании подрастающего поколения, в собственных работах часто затрагивал эту тему В.А. Сухомлинский [41]. По словам В.А. Сухомлинского [41], труд становиться великим педагогом, если он входит в духовную жизнь наших детей, дает радость дружбы и товарищества, формирует любопытство и пытливость, вызывает волнующую радость преодоление проблем, раскрывает всегда новую и новую красоту в находящемся вокруг мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без каких невозможна жизнь человека.
Исследователи педагогического творчества В.А. Сухомлинского [41] особенно акцентируют обоснованные им и использованные на практике теоретические положения, связанные с трудностями трудового воспитания (радость труда, заинтересованность к труду, многообразие трудовой деятельности и т.д.).
Все элементы трудового воспитания детей должны осуществляться постепенно, с учетом возраста, на базе принципов целостности, непрерывности и ориентированы на постановление основной миссии:
- сформировать устойчивые ориентации на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности;
- обеспечить практическую и морально-эмоциональную готовность к творческому труду;
- развить высоконравственное отношение воспитанников к трудовой деятельности.
Трудовое воспитание ставит целью формирование самостоятельности, инициативности, готовности творчески различать проблемные ситуации, старательно и активно участвовать в труде. Трудовое воспитание основывается на вовлечении детей в многообразные педагогически организованные разновидности социально полезного труда с целью передачи им минимального производственного навыка, трудовых умений и навыков, формирование у них творческого практического мышления, трудолюбия. Вследствие этого цель трудового воспитания связана с развитием эмоциональной и практической готовности обучающихся к труду [2].
Система трудового воспитания строится на формах и способах, которые гарантируют осмысленное, целенаправленное осуществление социально полезного труда, выдержку и дисциплинированность, ответственность за собственный вклад коллектива в развитии социального богатства, выработку взаимоотношений товарищества и взаимопомощи, нетерпимость к тунеядству.
Таким образом, трудовое воспитание есть процедура организации и стимулирований всевозможной трудовой деятельности обучающихся и развитие у них добросовестного взаимоотношения к труду, проявлению в нем инициативы, творчества, стремления к достижению наиболее высочайших результатов.
Тем не менее, в современной образовательной ситуации задачи трудового воспитания трансформируются, наполняются новым содержанием, что отражается в полной мере и в реализации воспитательного процесса.
В условиях информатизации образования существенно меняется сущность трудового воспитания:
- уже с дошкольного возраста родители и воспитатели пытаются отыскать особенности ребенка, которые в будущем могут быть основанием его профессиональной ориентации;
- стратегия личностной траектории профильного развития начинает формироваться уже с дошкольного возраста [44].
Однако организация трудового воспитания осложняется неоднозначной экономической и социокультурной ситуацией в России, породившей снижение престижности многих профессий и потерю уважения к труду вообще, а также поиск молодежью «легких» жизненных путей вследствие частичной утраты нравственной ценности труда.
В современных условиях ученые отмечают тенденцию самоустранения родителей от трудового воспитания детей дома и перенос этих функций на образовательные учреждения. Связано это с рядом причин как воспитательного, так и социально-экономического характера – повышение уровня значения учебного труда, острый дефицит свободного времени родителей, несовершенство его организации, противоречия между профессиональной и семейной ролью матери, сложностью экономического обеспечения семьи. В то же время, анализ общих тенденций воспитательного процесса, осуществляемого семьёй, показывает, что на трудовое воспитание негативное влияние оказывает, существующая несогласованность действий и ценностных оценок труда со стороны родителей и педагогов. Она обусловлена сложившимися в последнее время противоречиями процесса труда и потребления. С одной стороны, воспитательная деятельность образовательного учреждения направлена на осознание детьми значимости, важности, полезности всякого труда, на формирование положительного отношение к людям всех профессий, на понимание того, что только хороший честный труд может принести человеку благополучие. А, с другой, в семье ребёнок видит, что реальная действительность не соответствует тому, что говорят и чему учат в образовательном учреждении.
Естественно, названные выше факты не могут не влиять на формирование потребности в труде у дошкольников, однако, при этом воспитываются нежелательные мотивы участия в труде, причём, роль семьи продолжает оставаться значимой, первоосновой. В этих условиях руководящая, просветительская функция образовательного учреждения приобретает особое значение.
Трудовая деятельность детей, как правило, реализуется в рамках воспитательного процесса. В связи с этим она подчиняется всем тем нормам и требованиям, что и весь воспитательный процесс. Поэтому любые трудовые поручения и трудовые операции, выполняемые детьми в рамках воспитательного процесса, должны быть целесообразными и нацеленными на формирование конкретных универсальных действий в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Исключением из этого правила выступают практики дежурств детей, участия в субботниках и пр. [6].
Однако, на участие детей в подобной деятельности от каждого родителя (или законного представителя) ребенка необходимо получить письменное разрешение. Практика участия детей в такого рода трудовых мероприятиях должна быть закреплена в Уставе общеобразовательного учреждения, о чем своевременно должны быть уведомлены родители (или законные представители) воспитанников. При этом родители вправе своего разрешения на трудовую деятельность ребенка вне воспитательного процесса не давать, а их ребенок может в ней не участвовать, поскольку такие трудовые поручения носят добровольный характер. В случае если разрешение от родителя не получено, либо даже получен отказ, а ребенка все равно привлекают к дежурству и прочим трудовым поручениям, не связанным прямо с воспитательным процессом, то такой детский труд считается принудительным и эксплуатирующим, что преследуется по закону. Также не стоит забывать, что любая трудовая деятельность (даже входящая в воспитательный процесс) должна реализовываться строго при соблюдении всех норм безопасности и соответствовать требованиям федеральных образовательных государственных стандартов. Помимо прочего, трудовые поручения должны быть посильны для ребенка в виду его возрастных и индивидуальных особенностей, учитывать состояние здоровья и связанные с ним ограничения деятельности. Важно помнить, что, согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», участие в добровольном труде не предоставляет никаких преимуществ детям по сравнению с теми, кто принимать участия в труде отказался [49, c. 122-124].
Таким образом, на современном этапе трудового воспитания дошкольников мы можем отметить такие наиболее значимые проблемы как снижение престижности многих трудовых профессий и потеря уважения к труду вообще, поиск «легких» жизненных путей вследствие частичной утраты нравственной ценности труда, тенденция самоустранения родителей от трудового воспитания детей дома и жесткая регламентация процесса детского труда со стороны нормативно-правовых документов. Подытоживая нормативно-правовое обеспечение процесса трудового воспитания детей дошкольного возраста, отметим следующее. Обязательное участие в трудовой деятельности имеет место лишь в тех случаях, когда указанная трудовая деятельность является частью воспитательного процесса. Т.е. реализуется согласно плану и программе на специально организованных занятиях. Трудовые поручения при этом посильны, безопасны, учитывают возрастные и индивидуальные возможности дошкольников, особенности их здоровья. Трудовая деятельность целесообразна и направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Привлечение дошкольников к труду, не входящему в воспитательный процесс, возможно исключительно на добровольном согласии самих учащихся и их родителей (законных представителей).
Труд – это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд способен духовно обогатить человека. Труд развевает человека физически, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия.
Навыки – действия, становящиеся автоматическими в результате длительного повторения. Высшей формой навыков являются те навыки человека, компоненты которых предварительно осознаются, осмысленно расчленяются и объединяются в системы, отвечающие обобщенным особенностям. Навыки являются не только итогом, но и условием творческой деятельности человека.
Навык – автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе выполнения этого действия.
Р.С. Буре [7] отмечает, что овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желания трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.
Для ребенка в дошкольном возрасте каждый трудовой процесс привлекателен, так как дает возможность проявить самостоятельность, удовлетворить потребность в деятельности: надеть ботинки, снять пальто, шапку, сложить в ящик кубики. Педагогу очень важно поддерживать все попытки детей к самостоятельным действиям.
С.А. Козлова [15] указывает на то, что ребенок дошкольного возраста, даже при детальном показе и объяснении, не может усвоить все приемы работы сразу. Задача воспитателя – так организовать показ и объяснение, чтобы ребенок уяснил каждый прием, их последовательность. Педагог должен показать и объяснить не всю программу действий сразу, а каждый отдельный прием по очереди, тут же включая малыша в его выполнение. Например, он показывает, как держать ложки (в левой руке), и предлагает ребенку сделать то же самое. Затем показывает, как встать около стола (напротив стула), и просит малыша встать напротив стула и т.д.
Итак, показ и объяснение всегда предваряют деятельность ребенка, но постоянно чередуются с его аналогичными действиями. Такой характер обучения трудовым действиям применительно к детям дошкольного возраста обусловлен тем, что они не могут сразу все увидеть, запомнить и воспроизвести. Воспитатель постепенно ведет малыша по пути совершения трудового действия, выступая в роли своеобразного «поводыря», добивается того, чтобы ребенок действовал в соответствии с заданным образцом. Трудовой навык, как и любой другой, складывается в процессе многократного упражнения. Большие возможности для этого содержатся в дидактических и ролевых играх, игровых упражнениях, широко применяемых в младших группах. Например, навыки самообслуживания (одевания, раздевания) закрепляются в играх с куклами, которых малыши многократно раздевают, одевают, укладывают спать.
Когда ребенок дошкольного возраста воспроизводит новое или малознакомое действие, ему почти всегда нужна помощь взрослого. Педагогу следует это учитывать и направлять свое руководство на оказание помощи. В каждом конкретном случае форма помощи может быть различной.