Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день, социальная сфера деятельности широко востребована, активно развивается в нашей стране. И как следствие, требуются новые квалифицированные кадры в социальной сфере деятельности.
Формирование профессиональных качеств не менее важная задача для получения необходимых показателей в социальной сфере деятельности. Коммуникативные навыки являются основополагающими для построения взаимоотношений. Социальная работа – не исключение. Социальная работа, подразумевает собой общественную работу, равно как служение обществу и на его благо, посредством построения коммуникаций. Уметь выстроить эффективное взаимодействие – показатель профессионализма. Все вышеизложенное определяет актуальность настоящего исследования.
Цель исследования – определить роль коммуникативных качеств для социального работника на примере ОГБУСО ЦСО (Парус надежды) ВРП Кузоватово.
Исходя из поставленной цели, задачи исследования следующие:
- определить роль личных качеств социального работника в коммуникации;
- изучить профессиональные качества и навыки социального работника в общении;
- охарактеризовать компоненты профессионального общения социального работника;
- описать объект исследования;
- провести анализ уровня коммуникативных качеств социальных работников;
- описать содержание программы для внедрения в организацию;
- провести апробацию программы.
Объект исследования - ОГБУСО ЦСО (Парус надежды) ВРП Кузоватово.
Предмет исследования – коммуникативные качества социальных работников в ОГБУСО ЦСО (Парус надежды) ВРП Кузоватово.
Методы исследования: анализ, синтез, дедукция.
Гипотеза исследования заключается в том, что если в процессе формирования коммуникативных способностей менеджера, применять корректирующие методики, то этот процесс качественно улучшится.
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и списка литературы.
Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативных навыков социального работника
1.1 Роль личных качеств социального работника в коммуникации
Роль личных качеств социального работника в коммуникации безусловно велика.
Так как сфера, в которой он реализует свои функции является социальной, то есть общественной, той где все строится на общении и непрерывном взаимодействии.
Есть определенная личная предрасположенность к такой работе, к служению людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
К примеру, психологические характеристики - интроверсия и экстроверсия. Экстраверту, как известно, намного проще устанавливать контакт с окружающими. Интроверту, безусловно сложнее.
Как бы то ни было, человек должен быть уверен в самом себе, только в этом случае он может оказать помощь другим.
Личные качества социального работника так или иначе все необходимы для успешной коммуникации специалиста.
Личностные качества социального работника – предопределяющий фактор успешной работы в данной области, и повышения по карьерной лестнице.
Не каждый человек годен на подобную службу. Важным фактором является – система ценностей человека, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности.
Многие из тех, кто собирается стать специалистом в этой области, могут обнаружить серьезные «расхождения во взглядах» между своими установками и системой ценностей социальной работы как профессии и как призвания. В этом случае им придется посвятить себя какой-то другой деятельности .
Также стоит учитывать непрерывное воздействие на социальную сферу деятельности таких факторов, как политические силы, экономические условия, демографические тенденции, технический прогресс и т.д.
В этой связи, социальная работа была и остается одной из самых трудных. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением и не всегда хорошо оплачивается, но является одним из самых благородных сфер деятельности человека .
Некоторые социальные работники чувствуют себя как рыба в воде в конфликтных ситуациях, другие — в ситуациях сотрудничества и взаимопомощи. Одни умело общаются с разговорчивыми клиентами социальных служб, другие успешно находят взаимопонимание с застенчивыми, закомплексованными и неразговорчивыми.
Некоторые сотрудники допускают агрессивное, или же враждебное отношение к себе, другим это чуждо. Некоторым проще находить общий язык с детьми, и они им сочувствуют искренне, а есть те, у кого большее сочувствие вызывают пожилые граждане и пенсионеры.
Личностные качества социального работника подразделяются на группы.
Чем выше социальная значимость профессии, тем более объемными должными быть личные блоки, со свойствами личности, тем больше требований к личным качествам.
Когда же дело касается специалиста социальной сферы, то при подборе персонала следует оценивать целостный образ личности, в формировании которой существенную роль играет, с одной стороны, опыт работы с людьми, а с другой — установки и ценностные ориентации кандидата.
Важные психологические качества, (самоконтроль, самокритичность, самооценка поступков) являются основополагающими. Безусловно, ведь в отсутствии самоконтроля, к примеру, невозможно оказать помощь другими, иными словами, если ты не можешь справится с самим собой. Не менее важны показатели стрессоустойчивости социального работника:
- самовнушаемость;
- умение переключаться и управлять своими эмоциями.
Коммуникабельность – группа личностных качеств социального работника. Она выражается в умении эффективно устанавливать контакт с клиентами социальных служб, и выражается:
- в эмпатичности (возможности сопереживания нуждам других людей);
- аттрактивность (иными словами, внешняя привлекательность личности;
- красноречие (выражается во внушении и убеждении словом) и др .
Определение личностных качеств социального работника базируется на теоретических представлениях.
Например, теория Т. Парсонса, он придерживается точки зрения: «ясное понимание себя, своих способностей, интересов, стремлений, возможностей; знание требований и условий для достижения успеха; адекватное соотнесение первых двух факторов» .
В отечественной литературе, в рамках психологии, в трудах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова и других исследователей, был проведен анализ психических явлений в процессе деятельности субъекта.
В профессиональном самоопределении важную роль играют не столько объективные факторы (такие как семья, школа, группы сверстников), сколько субъективные (интересы личности).
Интересы личности – это определяющий фактор в выборе профессиональной сферы деятельности.
Интерес личности по своей структуре подразделяется на:
- содержание;
- широта;
- глубина;
- устойчивость.
Собственно профессиональный интерес характеризуется большой интенсивностью внимания, волевых усилий, эмоциональных переживаний. На этом уровне субъект принимает решение превратить свое хобби в профессию. Внимание следует уделить и способностям, на них также необходимо ориентироваться в выборе профессии.
Таким образом, социальная работа как профессия требует основательной подготовки и постоянного совершенствования специалистов в данной профессиональной области.
Социальный работник профессионально оказывает помощь другим людям, в этой связи он должен обладать навыками педагогической деятельности.
Знания, умения и навыки социальной работы составляют фундамент педагогической культуры специалиста социальной сферы. Педагогическая культура включает в себя:
- психолого-педагогическую направленность личности социального работника;
- педагогические способности и мастерство;
- искусство делового общения социального работника;
- культуру служебного поведения (этический кодекс).
Педагогические способности проявляются в склонности человека работать с людьми, проявлять к ним интерес, терпение, выдержку и т.д. Но задатки еще не сами способности, а лишь анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе их развития.
Социальный работник должен видеть конечный результат, итоги предпринимаемых действий. Работая с человеком, он обязан предвидеть
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1 Басов Н.Ф. Подготовка кадров социальных работников в высшей школе / Н. Ф. Басов // Ученый совет. – 2013. – №1. – С. 31–35.
2 Гуслов М.Н. Основные направления деятельности и организации работы социального работника в семье / Организация и содержание работы по социальной защите женщин детей и семей. – М., 2010. – 233 с.
3 Жуков В.И. Теория социальной работы: учебник / В.И. Жуков. – М., 2011. – 144 с.
4 Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: учеб. Пособие – М.: ВЛАДОС, 2012. – 240 с.
5 Краснова О. В., Лидерс А. Г. Социальная психология старения: учеб. пособ для студ. высш. учеб. за- вед. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 213 с.
6 Курилович Н. В. Комплексный подход к подготовке специалистов социальной работы – геронтологов: монография / Н. В. Курилович, Н. Б. Николюкина. Тамбов, 2007. – 189 с.
7 Курилович Н. В. Методологический аспект формирования культуры профессионального общения будущего социального работника // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. №. 1-2. С. 344-354.
8 Курин А. Ю. Компьютерная компетентность как составляющая профессиональной компетентности социального работника // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2010. № 9 (89). С. 28-33.
9 Основы социальной работы: учебник / ред. П. Д. Павленок. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 560 с.
10 Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие/ П. Д. Павленок. - 9-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К', 2010. - 564 с.
11 Платонова Н. М. Инновации в социальной работе: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. М. Платонова, М. Ю. Платонов. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 256 с.
12 Социальная работа: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. – 3-е изд., – М., 2015. – 301 с.
13 Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Технология социальной работы: учебник для бакалавров, - М.:Юрайт, 2012. - 557 с.
14 Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учебное пособие / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. - 4-е изд. - М. : Академический Проект : Гаудеамус, 2011. – 512 с.
15 Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие / Е. И. Холостова . - 7-е изд. - М. : Юрайт, 2011. - 905 с.