Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из приоритетных вопросов современного российского образования является реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, в основу которого положен системно-деятельностный подход к обучению, ориентированный на планируемые результаты обучения и воспитания. Это в свою очередь нацеливает на проектирование универсальных учебных действий, которыми должны овладеть обучающиеся.
Согласно ФГОС ООО, универсальные учебные действия представляют собой три блока: регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий [20].
Данный подход порождает ряд вопросов, например, о том, как обучать и как оценивать результаты обучения. Нарастающий интерес со стороны ученых, отражающийся в поиске ответов на эти вопросы, доказывает актуальность этой темы. В настоящее время появилось значительное количество публикаций, посвященных вопросам формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся основной школы. Многие из них представляют собой описание специфических заданий по учебным предметам, способствующих, по мнению авторов, формированию конкретных видов УУД. Другие касаются вопросов уточнения сущности УУД как педагогического феномена.
Дидактические принципы формирования универсальных учебных действий изучались С. Н. Синячкиной, которая определяла зависимость УУД «не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности».
Регулятивные УУД формируются путем поэтапного ответа на письменные вопросы. Познавательные УУД формируются в процессе поиска главного в прочитанном и в момент развернутого изложения последовательности дальнейших действий.
Рабочие программы основного общего образования по алгебре составлены на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В них также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования [1, с.3].
В данной работе предлагается преподносить эти диалоговые знания в форме активных методов, а именно, интерактивных игр.
Реализация методики происходит в 7- 9 классах общеобразовательной школы.
Материалом для изучения послужили труды по вопросами психологии подростков таких исследователей, как Эльконин И.Д, в Асмолов, А.Г., Егорычева И.Д., Божович Л.И и др. В свою очередь, для анализа игровой деятельности учащихся, были использованы материалы Григорьева В.М. , Аникеевой В.П., Палагиной Н.Н. и др.
При этом несмотря на то, что как вопросы игры в образовании, так и вопросы универсальных учебных действий по-отдельности достаточно хорошо изучены, вместе они в полном объеме для учащихся старшего подросткового возраста не рассматривались в полной мере, в связи с чем данная работа является актуальной.
Кроме того, проблема изучения влияния игр на формирование УУД у обучающихся 7-9 классов на уроках алгебры с точки зрения развития творческого мышления является актуальной, так как у школьников данной возрастной группы наблюдается снижение интереса к изучению алгебры из-за однотипности и шаблонности уроков , иными словами учебный процесс становится скучным. , как активный метод, не занимает у игрока долгого времени. Максимум из минимума- так можно охарактеризовать данный процесс транслирования смыслов в игре. Скорость восприятия информации в такой форме существенно увеличена, в первую очередь, за счет визуально образного ряда, а усталость от количества поступающих смыслов снижена, что может быть полезным для учащихся подросткового возраста, на примере которых проводится данное исследование.
Цель данного исследования: реализация активных методов на уроках алгебры как средство развития творческого мышления учащихся 7-9 классов
Объект данного исследования: - активные методы для развития творческого мышления.
Предмет данного исследования- уроки алгебры в 7-9 классах. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить особенность психологического развития учеников 7-9 классов;
- провести обзор активных методов как средства развития творческого мышления;
- проанализировать творческое мышление как подход к формированию познавательных УУД;
- привести методику активных методов для уроков алгебры в 7-9 классах для развития творческого мышления;
- представить результаты внедрения методики активных методов.
Структура данного исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Особенности творческого мышления в познавательном процессе учеников 7-9 классов
1.1. Особенность психологического развития учеников 7-9 классов
На этапе основного общего образования периоду обучения в 7-9 классе соответствует подростковый период учащихся.
Д.Б. Эльконин, разрабатывая научную концепцию периодизации психического развития личности, взял за основу конкретно-историческое понимание природы детства, прежде всего, учитывая социально-исторические условия развития ребенка. Рассматривая возрастное развитие как общее изменение личности, ученый обращал внимание на динамику взаимоотношений с окружающим миром, формирование мотивов поведения и деятельности, ценностных ориентаций [23, с.14].
Таким образом, под подростковым периодом понимается этап взросления ребенка, когда детство заканчивается и ребенок переходит от детства к взрослости.
Структура, представляющая возрастную периодизацию приведена на рис.1.
Считается, что подростковый период, являясь переходным от периода детства к периоду зрелости, критичен. Основная черта данного возраста – его противоречивость.
Подросток остается учеником. На данном этапе учебная деятельность является основной, но не ведущей. Это связано с настойчивым стремлением ребенка к утверждению своего «Я» перед взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них.
Д.Б. Эльконин в качестве ведущей деятельности выдвигает общение со сверстниками, и все исследователи отмечают особую роль подобного общения ребенка как основу его полноценного психологического развития. Любимым времяпровождением подростка являются «тусовки» в компании сверстников.
Рисунок 1. Возрастная периодизация
На уроках они предпочитают не слушать и отвечать, а перебрасываться записками, обсуждать свои проблемы, играть, просто разговаривать друг с другом. Интимно-личностное общение со сверстниками, согласно Д.Б. Эльконину, становится ведущим видом деятельности. В центр общения выходит сверстник.
Проблему «совмещения» учебной деятельности и потребности общаться со сверстниками возможно решить, если учебную деятельность сделать содержанием ведущей для подростка деятельности – общения. Исследования, проведенные Г. Г. Кравцовым и его учениками, экспериментально доказали, что отличительной чертой общения в подростковом возрасте является его содержательный, деловой характер [8, с.36]. Отношения участников совместно осуществляемой деятельности таковы, что все члены коллектива равны в праве на постановку целей и оценку результатов этой деятельности. Таким образом, новизна общения подростков друг с другом и со взрослым – в его предметном содержании. Предмет этот может быть различным – от мальчишеских или девчоночьих «тайн», связанных с игрой, приключением по мотивам фильма или знакомой сказки, до достаточно серьезного увлечения какой-либо областью науки, спорта, культуры.
Также началу подросткового периода характерно временное снижение успеваемости. Однако в некоторых случаях сниженная успеваемость остается на данном уровне и на последующих возрастных этапах.
При переходе на этап основного общего образования обучающийся начинает изучать основы наук, что предполагает большую мыслительную и учебно-познавательную деятельность. Перед обучающимся стоит задача овладеть системой научных понятий, особой системой знаков. Обучающийся учится строить рассуждения на теоретическом уровне. Такая деятельность способствует развитию теоретического, рефлексивного и формального мышления (Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология).
В подростковом возрасте происходят существенные изменения в интеллектуальных процессах ребенка. Представители отечественной психологии считают, что именно развитие мышления является ведущей функцией на этапе подросткового возраста.
Развитие восприятия происходит через аналитико-синтетическую, избирательную, целенаправленную деятельность. Наблюдается улучшение основных параметров внимания. Если у младшего школьника рабочее внимание является непроизвольным, то подросток вполне может управлять своим вниманием.
Память по внутренним своим характеристикам становится опосредованной логическими операциями; запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер. Происходит увеличение объема памяти, избирательность и точность мыслительной деятельности. Механическая память заменяется смысловой.
Постепенно в мозговой деятельности происходит перестройка процессов мышления – теоретическое мышление сменяет оперирование конкретными представлениями. Обучающийся психологически погружен в реальности предметного мира, образно-знаковых систем, природы и социального пространства. Материал, который изучается в школе, обуславливается построением и проверкой своих гипотез, правда такое погружение происходит постепенно, максимально увеличиваясь только к концу подросткового периода, то есть к 8-9 классам. Теоретическое дискурсивное мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от одного суждения к другому. Также подростковому периоду свойственно формальное мышление. Ребенок способен рассуждать, при этом он не связывает себя с определенной ситуацией.
Воображение носит раздвоенный характер в переходном возрасте: подразделяется на субъективное и объективное воображение. Иными словами, впервые только в переходном возрасте и образуется фантазия. По мнению Вундта, ребенок вообще не обладает комбинирующей фантазией. Данные слова являются верными, так как подросток начинает выделять и осознавать указанную форму как особую функцию.
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что у подростка с перехода на этап основного общего образования меняется абсолютно все – от поведения до развития познавательных процессов. Изменяется восприятие окружающего мира, отношение к родным, товарищам, одноклассникам, учителям – и в этот момент нужно относится к подростку более трепетно. С тем, чтобы сохранить желание учиться, ходить в школу, общаться с людьми. При формировании УУД важно учитывать такие психические аспекты как виды памяти, виды внимания, тип воображения, ведущий тип мышления – иными словами, преподавателю важно знать, что является ведущим среди всех психических процессов для того, чтобы подобрать необходимую методику обучения.
1.2. Активные методы как средство развития творческого мышления
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом [4, с.45].
Одной из основных целей обучения русскому языку является формирование и развитие коммуникативной компетенции. Для достижения данной цели необходимо, прежде всего, мотивировать обучающегося на изучение русского языка. Мотивация обучающихся к обучение является актуальной проблемой на современном этапе развития системы образования. Под мотивацией А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский понимают побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
Игра является многогранным социокультурным феноменом, в рамках которого решают проблемы психологического, методического, социального и педагогического характера. Игровую деятельность рассматривали такие выдающиеся педагоги, как Я. А. Каменский, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.
Игра ассоциируется и осуществляется с такими видами деятельности, как: театр, музыка, спорт, литература, искусство, воспитание и образование, наука (как форма математического и иного моделирования), политика, бизнес, боевые операции и др. При этом игра может представлять собой как форму трудовой деятельности, так и отсутствие этой деятельности («вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате ее, а в самом процессе» [20, С.117].), актуализируя тем самым свой дуалистический принцип.
Все многообразие форм существующих в мире игр можно свести к общей схеме с четырьмя общими группами по Р.Кайуа, представленной и приведенной на рис 2 [21, С.45].
Игра является одним из средств мотивации к изучению русского языка. Под игрой понимается коммуникативная деятельность, однако осуществляется она согласно игровым правилам и является конкретной.
В «Современном педагогическом словаре» игра определяется в качестве обширного круга деятельности не только человека, но и животных, где игра противопоставляется унитарно-практической деятельности, причем от игровой деятельности человек и животное получают удовольствие.
Рисунок 2 Группы существующих в мире игр
С психологической позиции игра исследуется как особый тип деятельности, который строится в рамках условных ситуаций, причем данный тип деятельности направлен на воссоздание и усвоение общественного опыта, который зафиксирован в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.