Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
2
Мир меняется, меняются и формы его осоз нания. Сценическое искусство, как и люб ой другой вид искусства, вынуждено под страиваться под изменения, происходящ ие вокруг. И чем больше меняется мир, тем острее встает проблема осознания акте рами сценического действия как главно го выразительного средства театральн ого искусства. Однако при изучении сценического иску сства нельзя сосредотачивать свое вни мание на чем-то одном, ведь все, что связ ано со сценическим действием, отличает ся целостностью, как отмечал К.С. Станис лавский. И именно в сценическом действ ии отражается целостность всей систем ы сценического искусства.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЦЕНИЧЕС КОГО ИСКУССТВА 1.1 История возникновения и развития сц енического искусства
В V в. до н.э. сценическое искусство было неотхемлемой частью религиозных праз дников в Афинах. Выражалось оно в песно пениях и драматических играх во время шествия со статуей Диониса. Вообще ист ория афинского театра начиналась как х удожественная самодеятельность, а в ка честве актеров нередко выступали мест ные зеваки. Изначально в качестве пост ановок использовались трагедии (комед ии пришли позднее), причем постановки п рактически никогда не повторялись. Это было необходимо для того, чтобы авторы продолжали создавать интересные и акт
3
уальные произведения. Таким образом, д раматург не только создавал свое произ ведение, но и был полноценным участник ом представления: выполнял роли режисс ера, композитора, балетмейстера и даже актера. Естественно, это были исключит ельно талантливейшие люди. Само понятие образа пытался осмыслить С.М. Михоэлс. Он трактовал его так: «...Обра з я понимаю не просто как образ живого ч еловека. Я понимаю образ прежде всего к ак возможность раскрытия определенно й сферы своего мироощущения...Возьмем х отя бы Лира. Он король, а я хоть и не корол ь, но я выше Лира» [4, с.53]. Или, например, трак товка образа Вл. И. Немировичем-Данченк о: «Что такое образ? Когда вы прочитаете то или иное произведение, у вас непреме нно складывается какое-то внутреннее в идение и чувствование прочитанного, пр ичем тут сказываются ваши индивидуаль ные склонности, может быть, враждебные данной авторской идее, а может быть, и уд ачно совпадающие с ней. То, что складыва ется таким образом в вашем сознании, - эт о и есть образ. Возникает он по двум лини ям: внутренней и внешней» [5, с.177]. Понятие сценического образа попыталс я раскрыть В.В. Норенко: «В вопросе сцени ческого образа требовательный педаго г настаивал на четком разграничении фу нкционального назначения роли в спект акле, относя к образу «роль в пьесе», а «ро ль для пьесы» он рассматривал как «сцен ический облик», который также приобрет ает в каждом конкретном случае решающе е значение. В «образе» главное — внутрен няя сущность человека, которая находит
4
выражение в его «облике». «Облик» имеет г ромадное значение...дает возможность о стрых решений, но не может подменять «об раз», компенсировать отсутствие харак тера» [1, с.53]. Образ, который создан только на основе сцены, еще не может быть полноценным. Во площение сценического образа — это сло жный творческий процесс, который требу ет обладания определенными профессио нальными знаниями и навыками [9]. При соз дании образа нужно стремиться к освобо ждению от технической стороны роли и д остижению такой степени свободы, при к оторой возникает импровизационное со стояние.
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИ Я 2.1 Действие как главное сценическое ср едство
Сценической действие — это главное и н еобходимое условие пребывание актера на сцене, одна из главных предпосылок с оздания правдивого сценического обра за. Это обусловлено тем, что актер выход ит на сцену не для того, чтобы механичес ки произносить заученный текст, а для т ого, чтобы действовать, ставить перед с обой определенные задачи и цели и доби ваться их. Таким образом, можно сделать вывод, что сценическое действие представляет со бой единый психофизический процесс, ко торые направлен на то, чтобы достичь оп ределенной цели, борясь с различными ж
5
изненными обстоятельствами. Действие само по себе не станет действ ием, если вокруг него не будет обстояте льств. Например, покуривание сигареты в разных обстоятельствах будет выгляд еть по-разному: если сигарету курит взр ослый человек, чтобы «снять стресс», буд ет создаваться одно сценическое дейст вие, а если нужно показать, что сигарету курит подросток, спрятавшийся от родит елей, - другое. Действие на сцене всегда направлена на определенную цель, для достижения кото рой необходимо приложить волевые усил ия. Это позволяет отличать действие от чувств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сценическое искусство — это сложная си стема, требующая колоссального мастер ства и знания основ сценического дейст вия. Недостаточно просто хотеть стать актером или хотеть создавать сценичес кий образ, нужно знать особенности его построения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов, М.В., Норенко, В.В. О Соловьеве. Актер как объект режиссерско-педагоги ческой деятельности в методике В.Н. Сол овьева. - Спб., 1996; 2. Ганелин, Е.Р. Еще раз о феномене «перев оплощения». От характерности — к сценич ескому образу // Вестник Санкт-Петербур гского университета. - 2012. - с.116-126; 3. Кириллова, М.Е., Житенев, Т.Е. Искусство
6
звучащего слова. История жанра // Вестни к Волжского университета им. В.Н. Татище ва. - 2012. - с.1-10; 4. Михоэлс, С.М. Статьи, беседы, речи. - М.: И скусство, 1981. - 557с.; 5. Немирович-Данченко, Вл.И. Хрестомати я. - М.: Искусство, 1984. - 623с.; 6. Станиславский, К.С. Работа актера над собой. - М.: Гослитиздат, 1938. - 576с.; 7. Старков, Г.В. Законы природы — законы искусства // Мир науки, культуры, образов ания. - 2007. - с.46-48; 8. Тумашов, М.А., Тумашова, Г.А. Сценическо е событие как основной структурный эле мент спектакля // Мир науки, культуры, об разования. - 2018. - с.68-72; 9. Усов, В.В. О создании вокально-сценич еского образа // Мир науки, культуры, обр азования. - 2013. - с.307-308; 10. Шаталина, А.Г. Специфические особенн ости актерской игры в тетрах малого фо рмата // Манускрипт. - 2016. - с.203-206