Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной дипломной работе, связана с тем, что в эпоху пандемии COVID-19 дистанционное обучение стало одним из основных методов организации учебного процесса на всех уровнях образования. Школьники и студенты, сидя дома в условиях карантина, получали задания через специальные интернет-ресурсы и после выполнения отправляли их преподавателю на проверку.
Такая форма образовательного взаимодействия показала ряд недоработок, поскольку после снятия карантинных ограничений многие образовательные учреждения проверили знания своих учащихся и пришли к неутешительным выводам – уровень знаний оказался критически низким в сравнении с очной формой обучения.
Поэтому сейчас целью государственных стандартов и программ, в которых учтено дистанционное обучение как одна из приоритетных форм, стало тотальное совершенствование данного метода организации учебного процесса. Это коснулось и учреждений среднего профессионального образования.
Степень изученности проблемы. Вопрос об эффективности дистанционных технологий в образовательном процессе был поднят в научной литературе еще до начала пандемии COVID-19, но эта тема разрабатывалась, скорее, на теоретическом уровне, поскольку данное явление не было массовым, а лишь экспериментально вводилась в некоторые учреждения образования.
Однако на сегодняшний день дистанционное обучение стало популярным наравне с очным, а потому в современной научной педагогической литературе не хватает исследований, посвященных этому вопросу.
Цель исследования – провести анализ правового регулирования дистанционного обучения на примере трудового права в учреждениях СПО.
Объект исследования – преподавание трудового права в учреждениях СПО.
Предмет исследования – правовое регулирование дистанционного обучения трудовому праву в учреждениях СПО.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть сущность дистанционного обучения.
2. Охарактеризовать виды современных технологий дистанционного обучения.
3. Выявить особенности дистанционного обучения в учреждениях СПО.
4. Проанализировать нормативно-правовое регулирование дистанционного обучения в учреждениях СПО.
5. Изучить программу дистанционного изучения трудового права в Тюменском колледже экономики, управления и права.
6. Провести анализ внутренних документов и общегосударственных нормативных актов, регулирующих дистанционное изучение трудового права в Тюменском колледже экономики, управления и права.
7. Определить уровень качества дистанционного изучения трудового права в Тюменском колледже экономики, управления и права.
8. Разработать предложения по совершенствованию дистанционного изучения трудового права в Тюменском колледже экономики, управления и права на основании редакции внутренних и внешних нормативных актов.
База исследования: Тюменский колледж экономики, управления и права.
Гипотеза исследования: на данный момент можно говорить о недостаточной проработанности нормативно-правовой базы, направленной на регулирование сферы дистанционного обучения в учреждениях среднего профессионального образования.
Методы исследования: анализ научной литературы и нормативно-правовых актов, описательный, сравнительный, обобщение, классификация, синтез, контент-анализ, наблюдение, опрос, проектирование, моделирование.
Теоретическая значимость исследования связана с изучением в рамках дипломной работы теоретических аспекты исследования принципов правового регулирования дистанционного обучения в учреждениях СПО на примере преподавания трудового права. Собранный из научных источников материал и анализ современного законодательства, который был проведен по определенному алгоритму, могут быть полезны для проведения дальнейших исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена оценкой уровня качества дистанционного изучения трудового права в Тюменском колледже экономики, управления и права, а также разработкой предложений по совершенствованию дистанционного изучения трудового права в Тюменском колледже экономики, управления и права на основании редакции внутренних и внешних нормативных актов.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, а также списка литературы и источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО
1.1. Сущность дистанционного обучения
Под дистанционным обучением в научной литературе понимается форма обучения (наряду с очной, заочной, заочной и экстернатом), при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения на основе компьютерных и телекоммуникационных технологий .
Дистанционное обучение основано на самостоятельной учебе студента по разработанной программе. Он периодически сдает преподавателю отчеты о проделанной работе для проверки.
До появления Интернета связь между преподавателем и учащимся была налажена, например, с помощью обычной почты. Это было заочное обучение. Чуть позже стали использовать радио, телевидение и спутниковую связь .
Эти форматы приобрели популярность из-за отсутствия привязки к месту и расписанию, что было и остается особенно ценным для жителей отдаленных населенных пунктов.
При этом существует также смежное дистанционному обучению понятие – онлайн-обучение, под которым понимается это приобретение знаний и навыков с помощью компьютера или другого устройства, подключенного к Интернету. Такое обучение проводится в конкретный момент выхода на связь всех участников образовательного процесса. Этот формат появился в сфере дистанционного обучения и стал его логическим продолжением с развитием Интернета и цифровых технологий .
Видеозаписи лекций появились в Интернете в конце 1990-х годов, но по-настоящему популярными они стали после 2010 года.
С тех пор онлайн-курсы стали не только средством получения знаний и сдачи онлайн-экзаменов, но и своего рода каналом прямого общения между преподавателем и учеником. Онлайн-обучение позволяет студентам полностью погрузиться в образовательную среду – смотреть / слушать уроки, выполнять задания, консультироваться с учителями и общаться со сверстниками благодаря подключению к сети .
В одной семантической связи с онлайн-обучением используется термин «электронное обучение». Он указывают на способность студента получать знания в разных форматах: аудио, видео, текст с гиперссылками, инфографика, программы, игры, инструменты и материалы для получения знаний через дополненную реальность и так далее.
Главное сходство всех рассматриваемых форм образовательного процесса – это наличие фактора самообучения, то есть процесса самостоятельного приобретения новых знаний и навыков .
Причем все эти формы реализуются вне учебных заведений и без прямого контакта с преподавателем. Данный процесс требует от студентов гораздо большей самодисциплины и осознанности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в действ. ред. от 01 июля 2020 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 16.04.2021)
2. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (в действ. ред. от 24 марта 2021 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 11.04.2021)
3. Приказ Министерства образования и науки № 22 «Об утверждении «Перечня профессий среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»» от 20 января 2014 года (в действ. ред.) // Гарант. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://ivo.garant.ru/#/document/70600458/paragraph/9:0 (Дата обращения: 13.04.2021)
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 513 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.03 «Право и судебное администрирование»» от 12 мая 2014 года (в действ. ред.) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167765/ (Дата обращения: 17.04.2021)
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 816 «Об утверждении «Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»» от 23 августа 2017 года (в действ. ред.) // Гарант. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://ivo.garant.ru/#/document/71770012/paragraph/1:0 (Дата обращения: 14.04.2021)
6. Письмо Министерства образования и науки № 06-381 «О направлении методических рекомендаций» от 10 апреля 2014 года (в действ. ред.) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153715/#:~:text=%3CПисьмо%3E%20Минобрнауки%20России%20от%2010.04.2014,реализации%20дополнительных%20профессиональных%20образовательных%20программ%22) (Дата обращения: 15.04.2021)
7. Постановление Совета Тюменского областного союза потребительских обществ № 3 «Об утверждении «Устава ЧПОУ ТОСПО «ТюмКЭУП» от 15 февраля 2018 года. – Тюмень: Тюменский колледж экономики, управления и права, 2018. – 36 с.
8. Бакина, Т.В. Организация дистанционного обучения в СПО по специальным дисциплинам / Т.В. Бакина // Профобразование. Специализированный сайт. – [Электронный ресурс] http://проф-обр.рф/blog/2020-05-21-1572#:~:text=Отличительной%20особенностью%20дистанционного%20обучения%20в,занятий%20в%20очной%20форме%20обучения (Дата обращения: 15.04.2021)
9. Баранова, И.Т., Колосова, А.А., Филимонова, Е.Н. Дистанционное обучение как альтернативная форма педагогического воздействия: достоинства и недостатки [Текст] / И.Т. Баранова, А.А. Колосова, Е.Н. Филимонова // Педагогические технологии. – 2020. – № 6. – С. 130–142.
10. Алексеева, И.А., Федорова, С.С. Принципы реализации дистанционных технологий в процессе обучения студентов / И.А. Алексеева, С.С. Федорова // Вопросы образования. – 2020. – № 12. – С. 45–58.
11. Аристова, А.А. Дистанционное обучение в России / А.А. Аристова. – Севастополь: Книга, 2021. – 268 с.
12. Баринова, С.М., Шиловская, А.Е. Принципы организации дистанционного и смешанного обучения в современном образовательном процессе [Текст] / С.М. Баринова, А.Е. Шиловская // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы и проблемы психологии и педагогики в современном мире». – Рязань: Рязанский государственный университет, 2020. – С. 125–140.
13. Борисова, И.М. Проблемы современного образования / И.М. Борисова. – Елец: Литера, 2020. – 214 с.
14. Веревкина, П.А. Электронное обучение / П.А. Веревкина. – Томск: Свет, 2020. – 260 с.
15. Владимирова, А.А., Самуилова, В.С., Хворостовская, Г.Н. Дистанционное обучение как форма педагогического воздействия: проблемы и перспективы [Текст] / А.А. Владимирова, В.С. Самуилова, Г.Н. Хворостовская // Материалы научно-практической конференции «Педагогические технологии в XXI веке: российский и зарубежный опыт». – Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2020. – С. 50–62.
16. Гольцева, М.Я. Дистанционные технологии / М.Я. Гольцева. – Воронеж: Статут, 2021. – 340 с.
17. Гусева, И.И. Образование: вчера, сегодня, завтра / И.И. Гусева. – М.: Паритет, 2020. – 200 с.
18. Добрушинская, Е.А., Крючкова, И.М., Василькова, Т.И. Принципы обучения в учреждениях среднего профессионального образования: основные направления и перспективы развития смешанного и дистанционного обучения [Текст] / Е.А. Добрушинская, Е.А. Крючкова, Т.И. Василькова // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 3. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2020. – С. 90–106.
19. Евграфова, Т.И. Среднее профессиональное образование в России: основные проблемы и перспективы развития / Т.И. Евграфова. – М.: Царьград, 2019. – 340 с.
20. Елисеева, А.В., Залесская, И.М. Дистанционное и смешанное обучение: проблемы реализации в современном педагогической пространстве [Текст] / А.В. Елисеева, И.М. Залеская // Материалы международной научно-практической конференции «Педагогические технологии в XXI веке: вопросы и ответы». – Мурманск: Мурманский государственный университет, 2020. – С. 113–124.
21. Желткова, М.С. Образовательная система России / М.С. Желткова. – Краснодар: Атлет, 2018. – 310 с.
22. Калязина, Е.Н. Инновационные технологии в образовании / Е.Н. Калязина. – Пермь: Декада, 2021. – 168 с.
23. Клинский, М.М. Факторы эффективности дистанционного образования в сфере СПО / М.М. Клинский // Психология и педагогика. – 2020. – № 8. – С. 90–106.
24. Левковская, Я.С., Петрова, И.Т., Мансурова, Е.В. Педагогические особенности реализации дистанционного обучения в современных образовательных учреждениях [Текст] / Я.С. Левковская, И.Т. Петрова, Е.В. Мансурова // Вопросы психологии и педагогики. – 2020. – № 9. – С. 106–115.
25. Мироненко, М.И., Астахова, И.С., Лабутская, О.А. Дистанционное и смешанное обучение в образовательных учреждениях: опыт российских педагогов [Текст] / М.И. Мироненко, И.С. Астахова, О.А. Лабутская // Вестник Рязанского государственного университета. Вып. 4. – Рязань: Издательство Рязанского государственного университета, 2020. – С. 50–62.
26. Национальный проект «Образование» // Министерство просвещения Российской Федерации. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] https://edu.gov.ru/national-project (Дата обращения: 15.04.2021)
27. Оноприенко, С.В., Володина, И.С. Специфические особенности применения дистанционных технологий в учреждениях среднего профессионального образования [Текст] / С.В. Оноприенко, И.С. Володина // Педагогика и психология. – 2020. – № 11. – С. 46–57.
28. Программа развития ЧПОУ ТОСПО «ТюмКЭУП» на 2021–2023 годы. – Тюмень: Тюменский колледж экономики, управления и права, 2020. – 15 с.
29. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 «Трудовое право» ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права». – Тюмень, 2018. – 54 с.
30. Радомская, О.Р. Профессиональное образование / О.Р. Радомская. – Белгород: Истина, 2019. – 450 с.
31. Тюменский колледж экономики, управления и права. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] http://www.tkfk.ru/ (Дата обращения: 19.04.2021)
32. Урманова, С.И. Педагогические технологии. Современный аспект / С.И. Урманова. – Липецк: Цитата, 2021. – 320 с.
33. Феклистова, Ю.Ю. Обучение в колледже и техникуме / Ю.Ю. Феклистова, 2020. – 198 с.
34. Фурманова, И.Т. Образовательные системы России / И.Т. Фурманова. – Омск: Статистика, 2019. – 320 с.
35. Харитонова, Е.В. Современная педагогика среднего профессионального образования / Е.В. Харитонова. – Соликамск: Сфера, 2021. – 180 с.
36. Цветкова, Е.Е. Концепция современного образования / Е.Е. Цветкова. – Таганрог: АСТ, 2020. – 390 с.
37. Чернова, Т.М. Дистанционное обучение / Т.М. Чернова. – Владимир: Познание, 2019. – 350 с.
38. Чумакова, С.В. Дистанционные технологии образования / С.В. Чумакова. – Вологда: Перспектива, 2020. – 390 с.
39. Юркина, Л.Ю. Психология образования / Л.Ю. Юркина. – М.: Форум, 2020. – 380 с.
40. Яковлева, С.И., Черткова, И.И., Мансурова, П.И. Дистанционное обучение: вопросы и ответы [Текст] / С.И. Яковлева, И.И. Черткова, П.И. Мансурова. – Кировоград: Смена, 2020. – 238 с.
Яковлева, С.И., Черткова, И.И., Мансурова, П.И. Дистанционное обучение: вопросы и ответы [Текст] / С.И. Яковлева, И.И. Черткова, П.И. Мансурова. – Кировоград: Смена, 2020. – 238 с.