Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Литературные утопии в настоящее время находятся в центре внимания отечественных литературоведов, проблематика утопических проектов обсуждается на междисциплинарных научных форумах (Ростов-на-Дону, 2017, 2018) [56]; в статьях Т.Е. Абрамзон [1], С.Л. Андреевой и М.Л. Бедриковой [10] и др. Анализируя утопические проекты, исследователи рассматривают вопрос о роли искусства в идеальном государственном устройстве будущего.
В 1920-е годы в советской литературе наблюдался расцвет научно-фантастического направления. Среди фантастических произведений особое место традиционно занимают утопии. Именно фантастическая литература раньше других видов в послереволюционный период смогла представить концепцию идеального государства будущего. Писатели сосредоточены на описании гипотетической социальной структуры, а фантастический материал адекватно реализует извечную мечту человечества о счастье. В 1920–е годы социальная фантастика развивалась в рамках утопического романа.
К фантастическому направлению обратились такие писатели, как Е. Замятин, М. Булгаков, В. Катаев, А. Толстой и другие.
В конце XX века возрастает интерес к исследованию жанра антиутопия, что связано с приходом к читателю созданных ранее, но запрещенных в рамках политики СССР антиутопий, а также последующим развалом СССР. По проблеме, поднимающейся в нашем исследовании, написано большое количество диссертаций, монографий, критических статей, однако нет единого понимания жанровой природы, выделения типологических признаков, а также классификаций жанра, мало внимания уделяется особенностям отечественной традиции антиутопии, не разработана единая терминологическая база. Исходя из чего, мы попытаемся обобщить и систематизировать один из малоизученных аспектов теории и истории антиутопии. Поэтому актуальность работы определяется изучением основных специфических черт антиутопического жанра и их реализацией в произведениях русской литературы XX века.
Объект исследования: жанр утопии в русской литературе XX века.
Предметом исследования является специфика жанра антиутопии в русской литературе XX века.
Материалом исследования послужили романы Е.И. Замятина «Мы», А.В. Чаянова «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» и Л.Н. Андреева «Дневник Сатаны» как наиболее показательных в области исследуемой проблемы.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании жанра «антиутопия» в русской литературе XX века.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть зарождение и развитие утопического жанра с литературоведческих позиций;
• выявить типологические черты литературной утопии и уровень их реализации в тексте;
• определить жанровую природу и жанровый статус антиутопии, обозначить терминологическую базу исследования;
• рассмотреть жанровые признаки антиутопии, выявить наиболее устойчивые черты;
• проанализировать произведения русской литературы XX века, выявить в них черты, которые формируют жанровую модель антиутопии.
Логика и последовательность решения поставленных задач обусловили структуру работы. Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Становление жанра "антиутопия" в русской литературе 20-х годов XX века
1.1 Утопия как исток антиутопии
Слово «утопия» происходит от греческого «eu» – лучший, совершенный и «topos» – место, страна совершенства». Буквально смысл понятия «утопия» – место, которого нет [60]. Следует отметить, что понятия «утопия», «утопический» вошли в литературу в XVI веке. Изначально термин «утопия» ведет свое происхождение от названия фантастического, вымышленного острова в знаменитой «Утопии» Томаса Мора. Однако термин в то время не ограничивался литературным значением, а использовался также в философии, эстетике и культурологии.
Утопия занимает особое место в культурном пространстве и литературном процессе, являясь, с одной стороны, неотъемлемым свойством культуры, и, с другой – специфическим литературным жанром, характер существования которого обусловлен пограничным положением, спецификой вымысла, «структурированного на основе игры реальностями – онтологической и художественной» [41, с. 12].
Первоначально, утопия – это одна из форм общественного сознания, наряду с мифом, идеологией, моралью, религией, наукой, искусством, философией и пр. По мнению О.А. Павловой, она включает в себя «такие абстрактные идеи как, «свобода – равенство – братство», всеобщая гармония, совершенство, бесконфликтность, тотальная рационализация жизни» [41, с. 24].
Отметим, что эти идеи воспринимались как реальные цели, несмотря на то, что в действительности они практически не выполнимы. Подобные мысли высказывал В.П. Шестаков, отмечая черты утопии как формы общественного сознания: «осмысление социального идеала», «социальная критика», «стремление бежать от мрачной действительности», «попытки предвосхитить будущее общества». Впоследствии, понятие «утопия» стало применяться к литературе [62].
Еще раз подчеркнем, что строгого определения утопии в художественно-литературном аспекте нет. Одна из причин, безусловно, являющаяся одним из главных препятствий, – большое количество исторических, социологических, философских и культурологических исследований. Сложность заключается в нефилологических аспектах, затрудняющих филологическое осмысление рассматриваемого нами явления.
Долгое время исследователи уделяли недостаточное внимание утопии, научный интерес к этому жанру появился лишь в конце XX в. Рассмотрим основные этапы развития жанра утопии в русской литературе и выявить на каждом из них основные содержательные аспекты.
Расцвет антиутопии приходится на XX век. Связано это как с расцветом в первые десятилетия XX века утопического сознания, так и с приходящимися на это же время попытками воплощения, с приведением в движение тех социальных механизмов, благодаря которым массовое духовное порабощение на основе современных научных достижений стало реальностью. Безусловно, в первую очередь именно на основе реалий XX века возникли антиутопические социальные модели в произведениях очень разных писателей. Антиутопические произведения являются как бы сигналом, предупреждением о возможном скором закате цивилизации.
Многие утопические сочинения предлагали решение отдельных проблем: трактаты «о вечном мире», педагогические (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо), научно-технические (Ф. Бэкон) и т.д. в литературе России XVIII-XIX веков – «Путешествие в землю Офирскую» (1786) M.M. Щербатова, «Рассуждение о мире и войне» (1803) В.Ф. Малиновского, сочинения декабристов и революционных демократов, романы А.А. Богданова и т.д.
Утопия выполняла важные идеологические, воспитательные и познавательные функции. Она была выражением интересов определенных классов и социальных слоев, как правило, находящихся не у власти.
По мере развития научных знаний об обществе утопия в значительной мере утрачивает свою познавательную и прогностическую роль, теряет свои позитивистские позиции. В XIX-XX веках понятие «утопия» приобретает характер отрицательного обозначения всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы радикального переустройства общественных отношений; утопии становятся «превращенными формами социального идеала» [41, с. 247]. Здесь важно объяснить понятие «негативная утопия» (термин О. Хаксли), которое, в сущности, синонимично понятию «антиутопия», рисующей не желаемое будущее, а будущее, которое следует избежать, если это возможно, будущее, которое заведомо должно восприниматься как нежелательное, в отличие от позитивной утопии, содержащей мечту о желанном будущем.
С термином «негативная утопия» исследователи связывают определение жанрового подвида антиутопии – «дистопия». Павлова О.А. трактует этот термин следующим образом: «Дистопия – это жанровая разновидность негативной утопии, возникшая в XX веке. Её отличительная черта заключается в том, что она не содержит детально изображенной структуры псевдосовершенного мира – его описание подается через точку зрения “драматизированного сознания” (П. Лаббок) нарратора, носителя мифологем тоталитарного мира, которые постепенно, в ходе развития сюжета, начинают подвергаться сомнению, что и составляет концептуальное ядро произведения» [41, с. 217]. Дополним понимание определения еще одной научной интерпретацией: «Художественная дистопия – не роман, а romance, то есть, повышенно личный текст, с совершенно иными отношениями автора и героев. В текстах дистопии решается задача перестройки сознания» [57, с. 60].
Например, произведение Дж. Оруэлла «1984» является классическим примером дистопии.
Наиболее известными и типичными антиутопиями являются романы «Мы» (1920) Е. Замятина, «О дивный новый мир» (1932) О. Хаксли, «Котлован» А. Платонова, «Ферма животных» и «1984» (1949) Дж. Оруэлла, «Заводной апельсин» и «1985» Э. Берджесса, «Возвышенные меритократии» М. Янга, «Повелитель мух» У. Голдинга и др., которые продолжили трагическую ноту осознания страшных последствий для человечества при реализации утопических проектов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамзон, Т. Е. Поэтические мифологии XVIII века: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук / Т. Е. Абрамзон. – М.: ОГИ, 2004. – 48 с.
2. Абрамзон, Т.Е. К вопросу о русском счастье (поэзия ХVIII века) // LibriMagistri. 2015. № 1. С. 116-133.
3. Аверинцев С.С. Вода // Мифы народов мира. – М. : Советская энциклопедия, 1980. – Т. 1.
4. Айхенвальд Ю. Леонид Андреев // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. Берлин, 1923.
5. Андреев Л. Дневник: роман, рассказы. – СПб. : Азбука классика, 2008
6. Андреев Л. Н. Пьесы [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://ilibrary.ru/text/1645/p.2/index.html
7. Андреев Л.Н. Собрание сочинений [Текст]: В 6 т. / Л. Н. Андреев. М.: Худож. лит., 1990-1996. Т.3. С. 278
8. Андреев Л.Н. Собрание сочинений. В б-ти т. Т. б. М., 1996
9. Андреев, Л.Н. Анатэма [Электронный ресурс] // URL: https://www.litmir.me/br/?b=47727&p=1#section_1
10. Андреева, С.Л., Бедрикова, М.Л. Жанровые признаки антиутопии в повести Ю. Давыдова «Африканский вариант»// Вестник Томского государственного университета. Филология.2017. №49. С.113-134
11. Артемьева Т. В. От славного прошлого к светлому будущему: философия истории и утопия в России эпохи Просвещения / Т. В. Артемьева. – Спб.: Алетейя, 2005. - 496 с.
12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М., 1986.
13. Бердяев Н. А. О назначении человека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.odinblago.ru/filosofiya/berdyaev/o_naznachenii_ cheloveka
14. Благой, Д. Д. История русской литературы XVIII века / Д. Д. Благой. – М.: Учпедгиз, 1955. – 350 с.
15. Боева Г.Н. Певец «ужасов» и «кошмаров» // Боева Г.Н. Творчество Леонида Андреева и эпоха модерна. СПб.: ИД «Петрополис», 2016. С. 196-217.
16. Боева Г.Н. Поэтика ужаса в творчестве Л.Андреева: рецептивный аспект // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2015. № 3(2). С. 66-70.
17. Боева Г.Н. Творчество Л.Андреева и эпоха модерна. СПб.: ИД «Петрополис», 2016.
18. Бушмина И.В. Итальянский текст в прозе Л. Андреева // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. – 2013. – № 5. – С. 112–113
19. Васенов М. По литературному полю // Красноярец. 1908. 16 июля (№155)
20. Герасимов И. Душа человека переходного времени. Случай А. Чаянова. Казань: АННА,1997.
21. Глушанина Н. И. Проблема жанра утопии в контексте путевой литературы петровской эпохи / Н. И. Глушанина // Поэтика жанра. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1995. - С. 3-23
22. Гмызин В. А. От «городов-спрутов» к «городам для людей»: смена концепций города в русской прозе рубежа ХХ-ХХI вв. // Мировая литература глазами современной молодёжи. Цифровая эпоха: сб. материалов IV междунар. молодёж. науч.-практ. конф., 18–20 сентября 2018 г. / науч. ред. С. В. Рудакова. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. университета им. Г. И. Носова, 2018. С.116–120
23. Гуревич П.С. Основы философии: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.
24. Гусева Т.К. Гармония и хаос: концепция экзистенциального человека Леонида Андреева //Вестник Московского гуманитарного университета им. М. Шолохова. Филологические науки. 2012. № 2. С. 14-26.
25. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 4. / В. И. Даль – М.: Русский язык, 1991. – 700 с.
26. Демидова С.А. «Правила добра»: экзистенциальная аксиология Леонида Андреева// Гуманитарная парадигма. 2019. № 3 (10). С. 90-100.
27. Замятин Е.И. Мы. – М.: Мол.гвардия, 1990.
28. Зверев А. Крушение утопии // Иностранная литература, 1988. №11.
29. Корнеева Е.В. Мотив танца в художественной системе Леонида Андреева // Филоlogos. – Выпуск 6 (№ 3–4). – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2009
30. Ланин Б. Анатомия литературной антиутопии. - [Электронный ресурс] – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/120/386/1217/017_LANIN.pdf
31. Липков А. И. Проблемы художественного воздействия: принцип аттракциона. М., 1990.
32. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. - С. 459-460
33. Лотарев, К. А. Истоки и особенности российского консерватизма / К. А. Лотарев // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 3. – С. 207–225
34. Лотман Ю. М. Отзвуки концепции «Москва - третий Рим» в идеологии Петра Первого. К проблеме средневековой традиции в культуре барокко / Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский // Художественный язык средневековья. – М., 1982.
35. Любимова А. Ф. Утопия и антиутопия: опыт жанровых дефиниций / А. Ф.Любимова // Традиции и взаимодействия в зарубежных литературах. - Пермь, 1994. - С. 92-98.
36. Мильдон В. И. Санскрит во льдах, или возвращение из Офира / В. И. Мильдон. – М.: РОССПЭН, 2006. - 288 с.
37. Московкина И.И. «Дневник Сатаны» Л. Андреева в контексте неомифологии XX века // Эстетика диссонансов. О творчестве Л.Н. Андреева. Межвузовский сборник трудов к 125-летию со дня рождения писателя. Орел, 1996.
38. Московкина И.И. Между «pro» и «contra»: координаты художественного мира Леонида Андреева : монография. – Харьков : ХНУ имени В.Н. Каразина, 2005. – С. 233– 259
39. Муравьев В.Б. Творец московской гофманиады // Чаянов А.В. Московская гофманиада / Послесловие В.Б. Муравьева; Примечания В.Б. Муравьева, С.Б. Фроловой. – М.: ТОНЧУ, 2006.
40. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] // URL: http://enc-dic.com/ozhegov/Anafema-472.html
41. Павлова, О.А. Метаморфозы литературной утопии: теоретический аспект. – Волгоград: волгоградское научное издательство, 2004. – 472 с.
42. Петрушкова Е . С . Мотив ужаса в прозе Леонида Андреева // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. № 3 (19). С. 90–98
43. Платон. Государство. СПб: Азбука, Азбука - Аттикус. – 2018
44. Плешков А.А. Тропами экзистенциализма: Леонид Андреев как философский писатель// Вопросы философии. 2012. № 9. С. 109-119
45. Привалова, М. В. Русская социальная утопия XVIII века и первой половины XIX (на материале произведений А. Радищева и М. Щербатова) / М. В. Привалова // Гуманитарный вектор. – 2013. – № 5. – С. 25–29
46. Радь Э.А., Гареева Ю.А. Философские искания в творчестве Л.Андреева: общая характеристика // В сборнике: Перспективы развития современного гуманитарного знания. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. отв.ред. Л.В. Климина. 2019. С. 254-261
47. Роле С. Страх в творчестве Леонида Андреева // Семиотика страха: Сб. статей / Сост. Нора Букс и Франсис Конт. М.: Русский институт: «Европа», 2005. С. 168–171
48. Савельева В.В. Авторский символизм в драматургии Л. Андреева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 147-152
49. Скороход Н.С. Леонид Андреев // Жизнь замечатель ных людей (ЖЗЛ) : серия биографий. Вып. 1431. – М. : Молодая гвардия, 2013.
50. Соливетти К. Утопия или метаутопия? // Вторая проза. Trento: Dipartimento di scienze filologiche e storiche, 1995. – С. 297–314
51. Солодский, Б. С. Русская утопия XVIII века и нравственный идеал человека / Б. С. Солодский // Вопросы философии. – 1975. – № 5. – С. 92–101
52. Суперанская, А.В. Словарь русских личных имён. М.: АСТ, Астрель, 2001.
53. Тараканова, А. Д. Русская литературная утопия второй половины XVIII века / А. Д. Тараканова // Ученые записки Казанского гос. ун-та. – 2009. – № 3. – С. 39–46
54. Титаренко С.Д. Творчество Леонида Андреева в зеркале символистской антропологии и философии искусства //Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2018. №1. С. 136-146.
55. Устинов Д. В. «Утопия как деятельность» в русской культуре второй половины XVIII в. / Д. В. Устинов, А. Ю. Веселова // Вестник СПбГУ. – СПб., 1998. - Вып. 1. - Сер 2. - С. 76- 80.
56. Утопические проекты в истории культуры / Сб. материалов Всероссийской (с международным участием) междисциплинарной конференции «Утопические проекты в истории культуры (К 500-летию «Утопии» Т. Мора)».Ростов-на-Дону: Изд-во «Фонд науки и образования», 2017.
57. Чаликова В.А. Утопия и свобода. М.: Весть, 1994.
58. Чаянов, А. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bookscafe.net/book/chayanov_aleksandrputeshestvie_moego_brata_alekseya_v_stranu_krestyanskoy_utopii-2409.html
59. Чернышёва Т. А. Русская утопия / Т. А. Чернышева. - Сибирь-Иркутск-Новосибирск, 1990. - № 6. - С. 118-127
60. Шестаков В. П. Эволюция русской литературной утопии / В. П. Шестаков // Русская литературная утопия. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - С. 5-32.
61. Шестаков, В. П. Эсхатология и утопия: очерки русской философии и культуры: учеб. пособие / В. П. Шестаков. – М.: Владос, 1995. – 208 с.
62. Шестаков, В.П. Русская литературная утопия // Вечер в 2217. – М.: Прогресс,1990. – 719 с.
63. Шишкина С.Г. Литературная антиутопия: к вопросу о границах жанра // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. 2007. № 2. С. 199-208.
64. Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А. Еф рон. – СПб., 1895. – Т. 15. – С. 83–84
65. Юрьева Л.М. Русская антиутопия в контексте мировой литературы. – М.: ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, 2005. С. 73-76
66. Ялом И. Д. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://www.litmir.me/br/?b=179901&p1