Фрагмент для ознакомления
2
Режим секретности — это установленный нормами права единый порядок обращения со сведениями, составляющими государственную тайну и конфиденциальную информацию [16].
Цель режима секретности в системе делопроизводства – обеспечить информационную безопасность органов государственной власти. Можно сказать, более конкретно - обеспечить тайну тех сведений, которые могут быть использованы в ущерб интересам Российского государства.
Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Назначением режима секретности является предотвращение утечки закрытой (конфиденциальной) информации по агентурным каналам.
Режим секретности по содержанию включает в себя порядок:
установления степени секретности сведений, содержащихся в работах, документах и изделиях;
допуска граждан к работам, документам и изделиям, которые содержат закрытую информацию;
выполнения должностными лицами своих должностных обязанностей по сохранению государственных и служебных тайн, по соблюдению режима секретности;
обеспечения секретности при ведении секретного делопроизводства; при использовании технических средств, передаче, обработке и хранении информации закрытого характера.
проведения служебных расследований по фактам разглашения секретных сведений.
По режиму доступа информация делится на открытую и с ограниченным доступом. В свою очередь, информация с ограниченным доступом делится на конфиденциальную и секретную.
Под конфиденциальной информацией понимаются сведения, находящиеся в собственности, использовании или в распоряжении отдельных физических или юридических лиц и распространяются по их желанию в соответствии с предусмотренными ими условиями. По содержанию конфиденциальная информация может иметь профессиональный, деловой, производственный, банковский, коммерческий, личный и другой характер.
1.2 Сведения, относящиеся к секретной информации
Система классификации секретной информации, действующая в Российской Федерации — России в настоящее время, установлена Законом Российской Федерации «О государственной тайне» № 5485-1 от 21 июля 1993 года [4].
Этот закон, претерпевший несколько редакций, устанавливает систему классификации, очерчивает круг сведений, подлежащих и не подлежащих засекречиванию, порядок засекречивания и рассекречивания, допуск лиц к секретной информации, а также меры, применяемые для защиты государственной тайны.
Согласно статье 8 закона «О государственной тайне» [4], уровень секретности информации должен соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесён безопасности государства вследствие распространения указанных сведений.
В настоящее время существует три уровня секретности и соответствующие им грифы секретности: секретные, совершенно секретные, особой важности.
Отнесение секретных сведений к тому или иному уровню секретности регулируется постановлением Правительства Российской Федерации № 870 от 4 сентября 1995 года «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности», которое так классифицирует информацию:
секретные: к секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесённый интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.
совершенно секретные: к совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.
особой важности: к сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.
После отнесения сведений к определенному уровню секретности на носители информации, содержащие государственную тайну, наносятся следующие реквизиты:
степень секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;
сведения об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя;
регистрационный номер;
дата или условия рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.
Помимо данных реквизитов на носителе или в сопроводительной документации могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися сведениями. Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
При невозможности нанесения таких реквизитов на сам носитель, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель.
Если носитель содержит части, относящиеся к различным степеням секретности, то каждой из этих частей присваивается соответствующий гриф секретности, а всему носителю присваивается гриф секретности, соответствующий наивысшему грифу частей носителя.
Все виды сведений, сохранность которых защищается на законодательном уровне, перечислены в одноименном перечне, утвержденном Указом Президента России от 06.03.1997 № 188 [5]. Так, в соответствии с документом, к категории конфиденциальной информации относятся:
1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, сведения о лицах, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, а также сведения о мерах государственной защиты, если законодательством Российской Федерации такие сведения не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.
3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).
6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
7. Сведения, содержащиеся в личных делах осужденных, а также сведения о принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц, кроме сведений, которые являются общедоступными.
В соответствии со ст. 7 Закона о государственной тайне предусмотрен перечень сведений, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию [4]:
1. чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях;
2. состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности;
3. привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
4. фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами;
5. размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации
6. о состоянии здоровья высших должностных лиц России.
1.3 Порядок допуска к секретным документам и ответственность за нарушение режима секретности
Допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений [16].
Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.
Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:
принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
согласие на частичные, временные ограничения их прав;
письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом;
ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.
Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
4. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне"
5. Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера"
6. Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне"
7. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов: Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 6.30-2003
8. Об утверждении документов, регламентирующих порядок обращения со служебными сведениями ограниченного распространения: приказ МВД России от 15.12.1997 № 825дсп
9. О мерах по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России
10. Быкова, Т. А. Документационное обеспечение управления (делопроизводство): учебное пособие / Т. А. Быкова, Т. В. Кузнецова, Л. В. Санкина. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2013. – 304 с.
11. Березина, Н. М. Современное делопроизводство / Н. М. Березина, Л. М. Лысенко, Е. П. Воронцова. – СПб. : Питер,-2017. – C 224.
12. Вершинина, Е. С. Делопроизводство и режим секретности в органах внутренних дел [Электронный ресурс]: учеб.–метод. пособие / Е. С. Вершинина. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2014
13. Документоведение : учеб. пособие / сост. С. Г. Клюев. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2015. - 268 с.
14. Документационное обеспечение управления и делопроизводство [Электронный ресурс] : учеб. для бакалавров : электрон. копия / И. Н. Кузнецов. - Электрон. текстовые дан. - М. : Юрайт, 2014. – Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http://libkrumvd.ru.
15. Дюкарев, Н.Н. Документационное обеспечение управления в ОВД [Текст] : учеб. пособие / Н. Н. Дюкарев. - М. : ЦОКР МВД России, 2010. - 144 с.
16. Ерошенков Н. В. Формы и методы обучения сотрудников и работников органов внутренних дел, допущенных к государственной тайне, по вопросам обеспечения режима секретности // Актуальные проблемы оперативно-разыскной деятельности: сб. науч. тр. / под ред. Ю. С. Чичерина [и др.]. Волгоград: ВА МВД России, 2016. 156 с.
17. Журавленко, Н.И. Основы защиты информации: Учебное пособие. – Уфа: Инфра-М, 2015. – 392с.
18. Кузнецов, И. Н. Документационное обеспечение управления и делопроизводство: учебник для бакалавров / И. Н. Кузнецов. – М.: Юрайт, 2015. – 575с.
19. Калашникова Л. М. Правовые основы обеспечения режима секретности в органах внутренних дел России : выпускная квалификационная работа (ВКР) бакалавра по направлению подготовки 40.03.01 – Юриспруденция / Л. М. Калашникова ; рук. А. Л. Пашин. – Орёл : [б.н.]. 2016. – 69 c.
20. Корякин В. М. Соблюдение режима защиты государственной тайны (режима секретности) как предмет общего надзора органов военной прокуратуры // Право в Вооруженных Силах. 2016. № 9—10
21. Куприянов А.И., Сахаров А.В., Шевцов В.А. Основы защиты информации // Учебное пособие для вузов. – М.: Academia. 2008
22. Скрипко, П.Б. Основы делопроизводства [Электронный ресурс] : учеб.–практич. пособие / П. Б. Скрипко. - Хабаровск : ДВЮИ МВД России, 2014
23. Фисун Ю.А. Государственно-правовые основы информационной безопасности в органах внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. наук; Юридические науки : 12.00.02 / Акад.упр. МВД России
24. Ярочкин, В.И. Информационная безопасность. Учебник для вузов/ В.И. Ярочкин- М.: Академический Проект, Мир, 2004