Фрагмент для ознакомления
2
Красота и поэтичность слов и сравнений передают и красоту окружающего мира («жемчуг росы»). Но в словах заключен и иной подтекст: «заря», «гость благодатный» (солнце), «светлокрылой», «крылатый» – в них и мощь, и величие, и удивительное чувство свободы. Они помогают поэту передать то необычное состояние, когда природа и человек едины, когда человек буквально сливается с окружающим его миром:
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод, –
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
«Приход весны», 1831
В этом маленьком стихотворении (всего 6 строк!) Жуковский сумел найти необходимые слова, чтобы передать радость жизни, удивительное чувство слияния пробуждающейся надежды в душе человека с пробуждающейся природой .
Человека и мир, постижение мира, «тайна жизни», – проблемы философские волновали Жуковского, воодушевленного стремленьем «картиной, звуком, выраженьем «во все» «вдохнуть жизнь» .
Центральное место в пейзажной лирике Баратынского занимает патриотический мотив родной земли, повторенный в нескольких произведениях. Разочарованный и уставший от " бурь "и "битв" лирический герой мечтает вернуться на "родное небо", на "отцовские поля". В то же время он провозглашает патриархальность и преимущества простого сельскохозяйственного труда. Возвращение "под сень ветвистых берез" означает обретение долгожданного покоя и счастья.
В реальной жизни Баратынский действительно довольно успешно занимался сельским хозяйством. Поэтому его герой не только восторженно созерцает красоту пейзажа, но и активно работает над его благоустройством ("на бреге я посажу уединенный лес").
Картины родного пейзажа часто переплетаются с грустными мотивами запоздалого возвращения лирического героя. Чувствуя себя "блудным сыном", он осознает, что даже величественная природа подвержена разрушительным изменениям ("далеко текла вода, их ложе заросло травой"). Но дух многих поколений предков заставляет лирического героя "хвалить"... леса, долины, воды", которые переходят к нему по наследству .
В отличие от тихого и спокойного родного пейзажа выделяется мотив бушующей стихии, олицетворяющей как враждебный мир, окружающий человека, так и его внутреннюю борьбу. Это традиционный для поэзии образ моря или океана с его "бешеными волнами". В стихотворении «Знаки» Баратынский обращается к проблеме противостояния чувственного восприятия и научного анализа .
Он считает, что многие беды современного общества связаны с тем, что человек отвернулся от природы. В прошлом, ее сердце было открыто для людей. Естественные признаки (крик ворона, рычание волка, появление голубей) служили иррациональным, но единственно верным ориентиром в жизни человека. Забвение этих знаков было роковой ошибкой человечества, решившего руководствоваться только собственным ограниченным разумом.
Кольцов влюблен в природу. Обладая редкостным чувством ее красоты, он способен радоваться самому обычному, повседневному ее проявлению . Его влечет к себе «степь раздольная» да «привольная» ( «Косарь»). Для него цветок в долине — «природы милое творенье», дышащее чем-то «благоуханным и святым» ( «Цветок», 1836). Ему радостно видеть, как «Красавица зорька В небе загорелась, Из большова леса Солнышко выходит» ( «Песня пахаря»). Но поэт любит природу не в покое, а в движении ( «Урожай»), в ее пробуждении и расцвете ( «Цветок», «Пора любви»), а не в увядании. Поздняя осень с ее непогодой: тучами, туманами, дождями — «омрачает свет очей» ( «Осень») .
Глубоко и нежно любя природу, Кольцов, однако, не создал ни одного стихотворения, посвященного только ей.
Природа не мыслится поэтом вне человека. Она воспринимается им активно, как среда его действования, как источник благоденствия и радости человека.
Отмечая эту особенность поэзии Кольцова, М. Е. Салтыков-Щедрин писал: «Тем именно и велик Кольцов, тем и могуч талант его, что он никогда не привязывается к природе для природы, а везде видит человека, над нею парящего» .
Природа, являющаяся источником жизни и красоты, областью труда, одухотворяется, оживляется и очеловечивается Кольцовым. У него «туча черная понахмурилась», «ополчилася» и пролилася «слезой крупною» ( «Урожай»), а «дремучий лес призадумался» ( «Лес»). Его герой обращается к природе как к живому существу: «Ах ты, степь моя, Степь привольная» ( «Косарь»).
1.2. Особенности творчества С.И. Есенина
Творчество Сергея Есенина, уникально яркое и глубокое, теперь прочно вошло в нашу литературу и пользуется большим успехом у многих читателей. Стихи поэта полны душевной теплоты и искренности, страстной любви к бескрайним просторам родных полей, неиссякаемой грусти, которую он сумел передать так эмоционально и так громко.
Сергей Есенин вошел в нашу литературу как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено все, что составляет душу творчества Есенина. В нем содержится полнокровная, искрящаяся радость молодого человека, заново открывающего удивительный мир, тонко ощущающего полноту земного очарования, и глубокая трагедия человека, который слишком долго оставался в тени старых чувств и взглядов. И, если в лучших стихотворениях Сергея Есенина - поток самых сокровенных, самых сокровенных человеческих чувств, они до краев наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях - отчаяние, тлен, безнадежная грусть. Сергей Есенин-прежде всего певец России, и в его стихах, искренних и откровенных по-русски, мы чувствуем биение беспокойного нежного сердца. В них есть "русский дух", они "пахнут Россией". Они вобрали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока.
За последние полвека усилия нескольких поколений ученых создали серьезную научную основу для «есенинологии», основанной на монографиях С.И. Зинина, Ю.Л. Прокушева, Е.И. Наумова, А.М. Марченко, Т.К. Савченко, М.В. Скороходова и других. В литературной критике особое внимание уделяется рассмотрению жанрового диапазона поэзии С.А. Есенина. По мнению многих критиков и литературоведов (Е.И. Наумов, А.А. Волков, А.М. Марченко, В.Г. Базанов, Л.Л. Бельская и др.) жанровая оригинальность есенинских текстов поражает своей универсальностью. Он писал и о родной природе, и о любви, и о социальных темах, которые волновали поколения.
Несмотря на то, что С.А. Есенин является довольно популярным поэтом, на сегодняшний день его творчество недостаточно исследовано, что не позволяет полностью понять научную проблематику его произведений . Существует множество мнений критиков о Есенине, но большинство согласны с тем, что Сергей Есенин писал о том, что волновало его и его современников, в его творчестве отражались глубокие общественные проблемы, он отзывался на любые перемены в политической жизни России. Сергей Александрович был ребенком своего времени, который знал много катаклизмов. Все темы творчества Есенина, особенно любовь к Родине и любовь к природе, настолько тесно связаны, что их невозможно отличить друг от друга. Как мы знаем, родился поэт в рязанской глубинке и впитал в себя всю атмосферу деревенской жизни и родной природы. В детстве он восхищался окружающим его миром, «рожденным с песнями в травяном одеяле», и считал себя его неотъемлемой частью. Именно такие мотивы встречаются нам в раннем творчестве поэта: оно пропитано любовью к родной земле .
Но в художественном мире поэта происходят и дальнейшие изменения, ведь жизнь вокруг тоже не стоит на месте. Мир деревенского мифа, так тщательно и с такой любовью создававшийся, вдруг оказался прошлым. Деревянной, голубой, березовой Руси приходит конец, а эпитет «златой» переносится на совсем другой, уже враждебный хронотоп: «Золотая дремотная Азия / Опочила на куполах». Мирный пастух и тихий инок исчезают из стихов Есенина, вместо них возникает другой образ поэта – скандалиста и хулигана, которой бесцельно и мучительно прожигает жизнь. Стихотворение «Да! Теперь решено. Без возврата», написанное в 1922 году, лишь отчасти опирается на реальную биографию Есенина, однако именно оно принесло ему скандальную известность.
Хулиган стал гораздо более известен, нежели московский имажинист или рязанский Лель. Эпатажный образ всегда больше привлекал читателей и зрителей, стоит вспомнить того же Маяковского, к слову, в некотором смысле противника Есенина. Как было сказано выше, в ранней лирике Есенина предстает скромный, но величественный, прекрасный и милый его сердцу пейзаж среднерусской полосы: голубые озера, бескрайние и золотистые поля, осеняя роща, и, конечно же, такая родная и любимая его сердцу береза.
Есенин ощущает себя частью родной природы, неотъемлемым элементом этих бескрайних просторов, которые для него – чудесный храм. Но уже и в этот период родина не представляется Есенину идиллическим «заоблачным раем». Он любит настоящую крестьянскую Русь. Особенно ярко гуманизм и демократическая устремленность молодого Есенина проявляются в его стихотворении «Русь». Это произведение является наиболее зрелым и в идейном, и в художественном отношении среди остальных дооктябрьских произведений .
Поэт был ярым противником войны, и в данном стихотворение отражен его отклик на начавшуюся Первую мировую. Стихотворение было опубликовано в 1915 году в журнале «Северные записки». И именно это стихотворение, по воспоминаниям одного из современников поэта, принесло ему известность и имя. Он описывает наивного крестьянина, который живет в своем волшебном и чудесном мире, но именно эту простоту он и ценит в крестьянах. Ценит их суеверия, патриархальные традиции, размеренный образ жизни. И всё это ломает война, которую поэт сравнивает с предсказанием «черных воронов».
Автор не выражает прямо свои антивоенные настроения, но всё это слышится в картинах уже мрачной родной природы, в боли оставшихся ждать своих мужей женщин. Так, идейно-эстетическую ценность поэзии Сергея Есенина до 1917 года определяют следующие факторы:
1) любовь к родине;
2) ненависть к войне;
3) озабоченность судьбой крестьянской Руси;
4) тяготение к демократическим идеям, к реализму и народности.
Сергей Есенин был среди тех русских писателей, которые с самых первых дней Октября открыто заняли сторону восставшего народа. Сам поэт об этом писал: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном» .
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Александров, И. А. Пейзаж в лирике К. Батюшкова и О. Мандельштама (стилевые функции цветописи) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1232.
2. Анисимова, Е. Е. Творчество В. А. Жуковского в рецептивном сознании русской литературы первой половины XX века. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / Национальный исследовательский Томский государственный университет. Томск, 2016
3. Банникова, М. С. Объекты водной стихии и их семантика в поэзии А. С. Пушкина и Ф. И. Тютчева (сопоставительный аспект) // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 2-2. С. 245-249.
4. Барулин, А. Н. Грамматика и семантика поэзии. Элегия В. А. Жуковского «Море» // Материалы международного конгресса "100 лет Р. О. Якобсону". Российский государственный гуманитарный университет, Историко-филологический факультет, Факультет теоретической и прикладной лингвистики, Институт высших гуманитарных исследований, Институт славяноведения и балканистики Российской академии наук. 1996. С. 154-155.
5. Барулин, А. Н. Функции аллитерации в элегии В. А. Жуковского «Море» // В сборнике: Роман Якобсон. Тексты, документы, исследования. Москва, 1999. С. 696-714.
6. Бухарова З. Сергей Есенин. Радуница // Ежемесячные литературные и популярно-научные приложения к журналу «Нива» на 1915 г. – Пг., 1916. Т. 2.
7. Быстров, Н. Л. О смысле поэзии у Пушкина (опыт философский интерпретации) // Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2006. № 42. С. 147-156.
8. Венгров Н. Сергей Есенин. «Радуница» // Современный мир. – Пг., 1916. № 2.
9. Вершинина, Н. Л. Крымский контекст в стихотворении А. С. Пушкина «Земля и море» (1821) // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 228-234.
10. Власов В.Г. Стили в искусстве. — Словарь. Т.2. — СПб.: Лита, 1998. — 643с.
11. Галич А. Стихотворения и поэмы. — СПб., 2006.
12. Галимова, Е. Ш. Поэзия пространства: образы моря, реки, болота, тундры и мотив пути в северном тексте русской литературы. Архангельск, 2013. – 288 с.
13. Грекова, Е. В. Пространственные решения в элегии В. А. Жуковского «Море» // Мир романтизма. 2014. № 17 (41). С. 62-65.
14. Грудева, Е. В. Научно-практический семинар «Золотой век русской поэзии: поиски и достижения» // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. № 4 (85). С. 172-175.
15. Достоевский Ф.М. Объявление о подписке на журнал "Время", 1860.
16. Едигарова, М. А. Образы-символы в лирике Д. Г. Байрона и их рецепция в поэзии А. С. Пушкина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 4. С. 148-149.
17. Емелин, И. А. Становление и развитие изобразительно-выразительной системы в романтической поэзии А. С. Пушкина. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). Москва, 2011
18. Есенин С.А. О себе // Сайт государственного музея-заповедника С.А. Есенина [Электронный ресурс] – 2005-2021. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.museum-esenin.ru/tvorchestvo/1194
19. Есенин С.А. Письмо Лившиц Е.И. // Сайт государственного музеязаповедника С.А. Есенина [Электронный ресурс] – 2005-2021. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.museumesenin.ru/tvorchestvo/883
20. Есенин С. Полн. собр. соч. В 7 т., 9 кн. — М., 1995–2001.
21. Занковская Л.В. «Большое видится на расстояньи…» С. Есенин, В. Маяковский и Б. Пастернак. М., 2005.
22. Иванов, П. С. Образы стихий и пространственная картина мира в поэзии А. С. Пушкина (мотивный комплекс, мифопоэтика). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Сибирский федеральный университет. Кемерово, 2010
23. Изряднова А.Р. Воспоминания // Воспоминания о Сергее Есенине. – М., 1965
24. Кошелева, И. М. Мифология природы в поэзии В. А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 6 (18). С. 82-84.
25. Меликян, Т. Образы-символы Крыма, моря и юга в поэзии А. С. Пушкина и Б. Л. Пастернака // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2013. № 6. С. 93-99.
26. Орлова, И. А. Образ Дали в поэзии А. С. Пушкина // Русская речь. 2008. № 4. С. 9-13.
27. Прокофьева, Н. Н. История русской литературы XIX века. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 032900 "Русский язык и литература" в 3-х частях / Москва, 2005. Сер. Учебник для вузов Том Часть 1 1795-1830-е годы
28. Рудакова, С. В. Проблема влияния поэзии В. А. Жуковского на лирику Е. А. Боратынского // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук. Материалы XXV международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". 2015. С. 63-71.
29. Рудакова, С. В. Системность художественного мышления Е. А. Боратынского – лирика. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2014
30. Руденко, Ю. К. Принципы и приёмы художественного смыслообразования: стихотворение А. С. Пушкина «Арион» // История и культура. 2016. № 14 (14). С. 23-81.
31. Русское зарубежье о Есенине. Воспоминания, эссе, очерки, рецензии, статьи: в 2-х т. — М., 1995. — Т. 2.
32. Сакулин П. Народный златоцвет // Вестник Европы. – Пг., 1916. Кн. 5
33. Шершеневич В. Великолепный очевидец// Мой век, мои друзья и подруги: Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова. — М.: Московский рабочий, 1990.
34. Шукуров Д. Л. Концепция слова в дискурсе русского литературного авангарда. — СПб.: Иваново, 2007.
Электронные источники:
35. Бердинских М. В. Имидж поэта и эстетические пристрастия маргинальных слоев советской эпохи 1920-х годов URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-poeta-i-esteticheskie-pristrastiya-marginalnyh-sloev-sovetskoy-epohi-1920-h-godov
36. Зубарев Д. Ю. Общественное мнение: дискуссии о дефиниции URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennoe-mnenie-diskussii-o-definitsii
37. Юнг К. Г. Архетип и символ. Об архетипах коллективного бессознательного. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/4229/4232
38. Колесов В. В. Русская душа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-dusha
39. Михайловский А. В. Китеж - незримый град Руси URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitezh-nezrimyy-grad-rusi
40. Тоска и томление по Святой Руси URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2013/1/toska-i-tomlenie-po-svyatoj-rusi.html
41. Воронова О. Е. Национальное и общечеловеческое в творчестве Сергея Есенина. Архетипы. Универсалии. Концепты URL: http://dspace.rsu.edu.ru/xmlui/handle/123456789/884
42. Бубнов С. А. Художественные особенности книги стихов С. А. Есенина «Радуница» в оценках современников поэта https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennye-osobennosti-knigi-stihov-s-a-esenina-radunitsa-v-otsenkah-sovremennikov-poeta
43. Сергей Есенин URL: https://www.culture.ru/persons/8133/sergei-esenin
44. Бубнов С. А. С. А. Есенин и писатели «Крестьянской купницы» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/s-a-esenin-i-pisateli-krestyanskoy-kupnitsy
45. Соколова Л. В. Смысловая оппозиция образов-концептов Поэт-пророк и поэт-хулиган в творчестве С. Есенина 1920-х годов (к вопросу о национальной картине мира в поэзии С. Есенина) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovaya-oppozitsiya-obrazov-kontseptov-poet-prorok-i-poet-huligan-v-tvorchestve-s-esenina-1920-h-godov-k-voprosu-o-natsionalnoy-kartine
46. Юдушкина О. В. Евангельская символика в «Маленькой поэме» С. А. Есенина «Товарищ» (1917) (опыт интерпретации) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evangelskaya-simvolika-v-malenkoy-poeme-s-a-esenina-tovarisch-1917-opyt-interpretatsii
47. Юдушкина О. В. Эсхатологическая символика поэм С. А. Есенина "Кобыльи корабли" и "Сорокоуст" (1919) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eshatologicheskaya-simvolika-poem-s-a-esenina-kobyli-korabli-i-sorokoust-1919
48. Литературные манифесты: от символизма до Октября URL: https://ruslit.traumlibrary.net/book/sbornik-literaturnie-manifesty/sbornik-literaturnie-manifesty.html
49. Титова У. А. Эстетическая концепция имажинизма. Основополагающие принципы и положения URL: http://www.museum-esenin.ru/publish/1284
50. Мариенгоф Ф. Кондитерская солнц URL: https://libking.ru/books/poetry-/poetry/277169-anatoliy-mariengof-konditerskaya-solnts.html
51. Луков А. В., Луков Вл. А. Авангард во французском кино 1920-х годов: от «Молчания» Л. Деллюка до «андалузского пса» Л. Бунюэля и С. Дали URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/3/Lukovs_Avant-garde/#_ftn1
52. Ольшанский Д. А. Основы идеологии модернизма URL: http://anthropology.ru/ru/text/olshanskiy-da/osnovy-ideologii-modernizma
53. Мусинова Н.Е. В.Я. Брюсов в поиске новых художественных форм URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-ya-bryusov-v-poiske-novyh-hudozhestvennyh-form
54. Бранская Е. В., Панфилова М. И. Модерн, модернизм, постмодернизм (к определению понятий) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modern-modernizm-postmodernizm-k-opredeleniyu-ponyatiy
55. Стоева Н. В. Имажинизм: "Кафейная эпоха" URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imazhinizm-kafeynaya-epoha
56. Шершеневич В. Листы имажиниста URL: https://ruslit.traumlibrary.net/book/shershenevich-listy/shershenevich-listy.html
57. Имажинизм URL: https://slova.org.ru/serebryanyj-vek/imazhinizm/
58. Есенин и Дункан: большая любовь URL: https://goodhouse-ru.turbopages.org/goodhouse.ru/s/stars/zvezdnye-istorii/esenin-i-dunkan-bolnaya-lyubov
59. КРАНДИЕВСКАЯ-ТОЛСТАЯ H. В. Сергей Есенин и Айседора Дункан URL: https://esenin.ru/o-esenine/vospominaniia/krandievskaia-tolstaia-h-v-sergei-esenin-i-aisedora-dunkan
60. «ЗНАКОМЫЙ ВАШ СЕРГЕЙ ЕСЕНИН» URL: http://esenin-museum.ru/portfolios/esenin
61. Есенин С. Русь URL: https://www.culture.ru/poems/43503/rus
62. Есенин С. Гой ты, Русь, моя родная… URL: https://www.culture.ru/poems/44393/goi-ty-rus-moya-rodnaya
63. Есенин С. Сыплет черемуха снегом… URL: https://www.culture.ru/poems/44414/syplet-cheremukha-snegom
64. Есенин С. Певущий зов URL: https://www.culture.ru/poems/43703/pevushii-zov
65. Есенин С. Товарищ URL: https://www.culture.ru/poems/43543/tovarish
66. Есенин С. Где ты, где ты, отчий дом… URL: https://www.culture.ru/poems/44318/gde-ty-gde-ty-otchii-dom
67. Есенин С. Инония URL: https://rustih.ru/sergej-esenin-inoniya-proroku-ieremii
68. Есенин С. Сорокоуст URL: https://rustih.ru/sergej-esenin-sorokoust-a-mariengofu/