Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы заключается в признании необходимости воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста, как базового морально-волевого качества личности, которое определяется потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания новых членов общества.
Российское образование претерпевает в последние годы множество изменений. Модернизация происходит в соответствии с мировыми тенденциями: предлагаются новые цели и содержание, новые отношения и поведение, повышается интерес к социокультурному и духовному назначению образования. 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ был утвержден (ФГОС ДО).
Включение дошкольного образования в систему общего образования, закрепленное в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», определяет возможность использования Концепции государственно-общественной системы олимпийского образования в дошкольных образовательных учреждениях, обладающей педагогическим потенциалом, включающим потенциал нравственного воспитания.
Задача стандарта: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества , представляется одной из наиболее значимых на сегодняшний день, в связи с заметным ухудшением социокультурной ситуации и нравственного состояния подрастающего поколения.
Огромный поток различной, часто негативной, информации, обрушиваясь на ребенка посредством телевидения, интернета, кино, мультфильмов, журналов, комиксов и т.д., снижает его душевную чувствительность к чужой боли, страданию. Поэтому у современных детей наблюдается повышенная агрессивность и равнодушное отношение к окружающим.
Преуменьшение роли личностного фактора в системе физической культуры, а также отсутствие индивидуального подхода к каждому спортсмену, выступает причиной низкой успешности и возникающих проблем.
В то же время в современных психолого-педагогических исследованиях данная проблема не получила должного развития (самостоятельного изучения).
К проблеме духовности и нравственности не раз обращались педагоги, философы, мыслители: И.Ф. Богданович, А.Г. Ободовский, В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, И.А. Ильин, В.А. Сухомлинский
Сложились определенные противоречия между:
– современными потребностями общества в нравственном воспитании, и традиционной системой дошкольного образования, в которой недостаточно уделено нравственному воспитанию детей дошкольного возраста;
– необходимостью формирования нравственности детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического обеспечения, по-зволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс в условиях ДОО.
Стремление найти пути разрешения указанных противоречий определило проблему нашего исследования, заключающуюся в необходимости разработки и реализации методики нравственного воспитания детей дошкольного посредством физических упражнений.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: воспитание нравственных качеств в процессе физического воспитания у детей дошкольного возраста.
Анализ научно-педагогической литературы по исследуемой проблеме позволил сформулировать гипотезу исследования: воспитание нравственных качеств в процессе физического воспитания у детей дошкольного возраста, будет эффективным в том случае, если:
Цель работы: формирование нравственных качеств в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы проблемы нравственного воспитания дошкольников в процессе физического воспитания.
2. Провести опытно-поисковую работу по нравственному воспитанию дошкольников в процессе физического воспитания.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретических (анализ и обобщение нормативных документов, психолого-педагогической и методической литерату¬ры, содержательная интерпретация и анализ результатов) и эмпириче¬ских (диагностическая беседа, анкетирование воспитателей детского сада и родителей воспитанников, методы графической обработки результатов).
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состо¬ит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использо¬ванных источников, приложений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста в исследованиях отечественных авторов
В начале работы дадим дефиницию ряду понятий, которые использованы для разрешения исследовательских задач. Ключевыми являются: дефиниция морали, нравственности, нравственного поведения воспитание.
Образование и становление современного глобализирующего мира менялись взгляды к определению ценностей, и дефиниция мораль претерпело ряд изменений. В связи с вышесказанным цель параграфа – изучения появления понятий о нравственности и их сравнение в толкованию различных ученых.
Нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии нравственных аспектов, представленных в программах педагоги отмечают детскую агрессивность, жестокость, эмоциональную глухоту, замкнутость на себе и собственных интересах.
В связи с этим разработка новых путей духовно-нравственного воспитания является в настоящее время одной из главных задач, которую ставят перед собой педагоги, психологи, родители
В последние годы всё чаще и чаще проблема духовно-нравственного воспитания соотносится с именем И.А. Ильина, человека, исследовавшего проблемы национальной духовности. Говоря о глобальном кризисе, постигшем современный мир, И.А. Ильин утверждал, что этот кризис связан с кризисом духовности.
Вводя такое понятие, как духовный опыт человека И.А. Ильин приходит к выводу: самое главное в деле воспитания – пробудить в ребенке «духовные переживания» для постижения таких понятий, как национальное и патриотическое служение, честь, благородство, совесть, любовь, истинное знание.
И.А. Ильин неустанно повторял, что духовность – качественная особенность человеческого рода. Поэтому все люди, причастные к воспитанию ребёнка, должны пробудить и уверить в нем духовность [1, c. 404–410]. Вот почему нельзя упустить детство как самую важную пору в формировании духовности человека, и если в детстве не состоится пробуждение духовности человека, то эгоизм имеющий глубокие биологические корни, попросту не даст развиться духовному началу.
Нравственность представляет собой сложное социально-психологическое образование, состоящее из личных убеждений и эмоциональных позиций, «контролирующих» потребности и мотивы и определяющих интересы личности, ее духовный облик и образ жизни.
Нравственность «задает» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противодействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе. Поэтому, нравственность можно определить как осознанное и выработанное личностью убеждение в необходимости придерживаться моральных норм в отношении к миру, людям и самому себе. Мораль – это отточенный поколениями нравственный закон, определяющий ценностные основы жизнедеятельности человека, воспринимаемый им не как догма, а как осознанная необходимость.
Мораль располагает большой исторической ролью, ведь как раз мораль одним из способов регулирования обществом. На этом основании справедливо выделить 3-и функции морали: функция гносеологическая (отражательная), регулятивная и гуманистическая (воспитательная).
Согласившись с регулятивной функцией морали, также можно выделить выделил функцию социальной ориентации. Еще можно повстречать такие функции как гносеологическую, воспитательную, революционно-критическую, апологетическую. Так или иначе, главной функцией, учитывая пройденную литературу, обнаруживается функция социального урегулирования.
Словарь философии в сокращенном варианте дефиницию нравственности тождественно определяет как дефиниция морали. Мораль обусловливается как «норма, принцип, правила поведения индивида, а также само поведение индивида (мотив поступка, результат деятельности), эмоции, мнения, в которых формулируется нормативная регуляция взаимоотношений человека друг с другом и общественным целым (коллектив, класс, народ, общество)».
В словаре С.И. Ожегова нравственность определяется как «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
Л.А. Григорович за нравственность считал личностную характеристику, включающую в себя доброту, дисциплинированность, умение взаимодействовать в коллективе и другие качества и свойства человека.
В общественных отношениях существуют высшие ценности, которые принимаются каждой личностью и несут характер абсолютности и всеобщности. Такие ценности еще можно назвать идеалами.
Одной из целей образовательного учреждения является развитие у детей этих общепринятых идеалов общества. Каждая личность следует определенным ценностным ориентирам, которые являются регулятором его поведения.
К ценностным ориентирам можно отнести такие личностные составляющие как мировоззрение, нравственные убеждения, нравственные принципы поведения, которые присутствуют во всех сферах жизни человека.
Поэтому можно сказать, что любые действия несут определенное нравственное значение.
За нравственные нормы можно считать правила, требования, определяющие поступки человека в той или иной ситуации. Нравственная норма является определенным ориентиром, способным побуждать к поступкам и действиям, или наоборот запрещать и предостерегать от них.
Сам процесс воспитания подразумевает собой двусторонний процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемых.
С древних времен считается, что воспитание нравственности - необходимый компонент в формировании личности. «Нравственность» следует рассматривать как «специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений» . «Мораль» таким образом, есть своеобразная форма социального сознания и социальный институт, в рамках которого регулируется поведенческая составляющая людей общества общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека [88, С. 188-192].
Авторы представляют при этом 3-и важнейших фактора, которые определяют нравственную культуру индивида:
- вид социальной практики индивида (хотя и весьма специфический);
-вся комплексность сложившихся в ходе этой деятельности правил взаимного действия с иными членами общества;
-дальнейшее усовершенствование личности на основании применения в дальнейшей общественной деятельности изученных норм и канонов поведения в окружении;
- начинающаяся и богатеющая в ходе этой деятельности совокупность нравственных идеалов, взглядов, норм, образцов поведения, отдаваемых в определенной общности;
- процесс духовного и нравственного формирования общества и индивида на костяке энергичного употребления оценочного и императивного способа регулирования поступков.
Отмечается, что «степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него общества и самовоспитанию» есть тоже нравственная культура, которая есть целостная система элементов, охватывающая культуру этического мышления; культуру чувств, культуру поведения, этикет» [8, 20].
«Нравственность» следует рассматривать как «специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений» . «Мораль» таким образом, есть своеобразная форма социального сознания и социальный институт, в рамках которого регулируется поведенческая составляющая людей общества общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бабаева Т.И. Диагностика взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: науч.-метод. пособие: в 3 ч. Ч. 2. Педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка дошкольного возраста. СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
2. Баталов, А. Г. Подходы к моделированию индивидуальных целевых систем соревнований высококвалифицированных лыжников-гонщиков / А. Г. Баталов, Н. А. Храмов // Олимпийский бюллетень. - 2018. – №6. – С. 31-36.
3. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 112 с.
4. Гераскин, К. М. Специфика реализации технико-тактической подготовленности лыжников-гонщиков в соревновательной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / К. М. Гераскин:. – Москва, 2015. – 23с
5. Гладкая, И.В. Поддержка профессионального развития студентов и учителей в открытой образовательной среде / Гладкая И.В., Пискунова Е.В. // Социокультурные контексты профессиональной деятельности и подготовки педагога [Текст]: коллективная монография / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 96-115.
6. Гладкая, И.В. Сказка в духовно-нравственном воспитании дошкольников / Гладкая И.В., Галстян А.Г. // Научные изыскания магистрантов. ОПОП «Духовнонравственное воспитание» [Текст]: коллективная монография. - Санкт-Петербург, 2017. - Выпуск 2. - С. 65-72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29008464 (дата обращения 25.11.2021).
7. Гурский, А. В. Педагогические технологии формирования структуры движений и сопряженного развития физических качеств лыжников-гонщиков / А. В. Гурский // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. – №7 (113). – С. 58-62.
8. Доронова, Т.Н., Глушкова, Г.В. Вместе с семьей: Пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. М.: Просвещение, 2005. 480 с.
9. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой. М.: Логос, 2015. 487с. 4. Нищев Н.В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. СПб.: ООО Изд-во «Детство-Пресс», 2013. 379 с.
10. Дунаев, К. С. О рациональном соотношении средств физической подготовки в этапах подготовительного периода высококвалифицированных биатлонистов / К. С. Дунаев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. –2017. – №11 (33). – С. 28-31.
11. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 248 с.
12. Жиренко, О.Е. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию 1–4 классы / О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. М. : ВАКО, 2007. 208 с. (Педагогика. Психология. Управление)
13. Ильин, И.А. Собр. Соч.: в 10 т. / И. А.Ильин. – М., 1998. – Т. 6.
14. Кондрашова, Н.В., Мялькина В.А. Воспитание гуманных чувств как одна из важных задач духовнонравственного воспитания дошкольников в современном детском саду // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 15. С. 1691–1695 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// e-koncept.ru/ 2016/96257.htm.
15. Конохова, Е.С. Образовательные ситуации как средство. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т. 2004. № 3. С. 104–107.
16. Крестовников, А.А. Лыжная подготовка : учебно-методическое пособие [Текст] / А.А. Крестовников, В.Д. Евстратов, К.Ю. Белоликов. – СПб.: РГПУ, 2012. – 141 с
17. Кузнецов, В. С. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: [учебное пособие для студентов вузов ] / В. С. Кузнецов, Ж. К. Холодов. - Москва: Академия, 2014. - 208 с.
18. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. С. Кузнецов – М.: Академия, 2016.-186с.
19. Левин, С. В. Гоночная подготовка биатлонистов-юниоров в подготовительном периоде: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Левин С. В. Воен.-мед. акад. им. С.М. Кирова. – Санкт-Петербург, 2016. – 23 с.
20. Маркушева, М.Е. Нравственное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 3. - С. 20-23.
21. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности школьника / И. С. Марьенко. — М. : Педагогика, 1985. — 102 с.
22. Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / В.Г. Нечаева, Г.А. Маркова. – М.: Просвещение,1984. – 272 с.
23. Огольцов, И.Г. Тренировка лыжника-гонщика [Текст] / И.Г. Огольцов.–М.: Физкультура и спорт, 2016. – 105 с.
24. Патранова, И.Р. Проектный метод // Дошкольное воспитание. 2013. № 3. С. 80-89.
25. Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования ДЕТСТВО/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
26. Современный словарь по психологии / авт.-сост. В. В. Юрчук. — Мн. : Элайда, 2000. — 704 с.
27. Спортивная метрология : учеб. для ин-тов физ. культуры / под ред. В. М. Зациорского. — М. : Физкультура и спорт, 1982. — 256 с.
28. Спортивные игры / под ред. В. Д. Ковалёва. — М. : Просвещение, 1988. — 304 с.
29. Спортивные игры: техника, тактика обучения : учеб. для студ. высш. пед. заведений / под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. — М. : Академия, 2001. — 510 с.
30. Столяров, В. И. Концепция физической культуры и физического воспитания (индивидуальный подход) / В. И. Столяров, И. М. Быховская, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 5. — С. 11 — 15.
31. Теория и методика физического воспитания / под ред. Б. А. Ашмарина. — М. : Просвещение, 1990. — 287 с.
32. Теория и методика физического воспитания : в 2 т. / под ред. Т. Ю. Круцевич. Киев : Олимпийская литература, 2003. — Т. 1. — 423 с.
33. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, B. C. Кузнецов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : издат. центр «Академия», 2014. — 480 с.
34. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. — М. : Советский спорт, 2003. — 464 с.
35. Туревский, И. М. Структура психофизической подготовленности учащейся молодежи / И. М. Туревский. — Тула, 1993. — 149 с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
37. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М. : Политиздат, 1980. — 444 с.
38. Черникова, О. А. Соперничество, риск, самообладание в спорте / О. А. Черникова. — М. : Физкультура и спорт, 1960. — 104 с.
39. Шахвердинов, Г. Г. Лесгафт П. Ф.: очерк жизни и научно-педагогической деятельности / Г. Г. Шахвердинов. — Л., 1950. — 40 с.
40. Шестакова, М.Ю. О духовно-нравственном воспитании дошкольников // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). СПб. : Заневская площадь, 2014. С. 162–163 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6653/ (дата обращения: 20.11.2021).
41. Щуркова, Н. Е. Программа воспитания школьника / Н. Е. Щуркова. — М. : Пед. о-во России, 1998. — 48 с.
42. Ясвин, В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. — М. : Смысл, 2001. — 365 с.