Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Необычайная динамика современной жизни приводит к переменам мировоззрения и идеологии, культуры и образования. Противоречия между цивилизационными процессами и индивидуальностью человека, между нуждами современности и традиционной образовательной ситуацией дают толчок к новым исследованиям в гуманитарной области, в том числе и в педагогике. Новые тенденции предопределяют процессы, происходящие в культуре, и формируют запросы по модернизации образовательного пространства, непрерывного обновления содержания художественного образования.
Запросы, задекларированные в государственных образовательных документах, направляют педагогическую деятельность на поиск и расширение возможностей непосредственного взаимодействия учителя с учащимися на информационном, поликультурном, межличностном уровнях, что формирует основу для внедрения в современную образование эффективных условий и средств, образовательных технологий развития у учащихся высоких личностных качеств и психических функций: мышления, внимания, воображения, новых перспектив в обучении и воспитании личности всесторонне развитой, культурной, творческой, способной к самовыражению. Необходимость развития творческих способностей учащихся в ХХI веке связана с проблемами образования, прежде всего, с поиском новых средств формирования ключевых компетентностей школьников, ведь по окончании обучения в школе им необходимо будет реализовывать личностные качества, приобретенные знания, умения, навыки в соответствии с запросами современного общества, определять свое место в жизни и быть способным к самовыражению.
Содержание учебных предметов художественно-эстетического цикла (образовательной области “Искусство”) в учреждениях общего среднего образования направлен на развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся, формирование их художественно-образного, ассоциативного, критического мышления; создание благоприятных условий для продуцирования креативных идей, реализация собственных творческих потребностей в художественной деятельности и познании, усвоение образного содержания произведений искусства, что открывает широкие возможности эффективного воздействия на личность учащихся, однако урочная программа не позволяет в полном объеме развить творческие качества обучающихся, что может быть реализовано в рамках дополнительного образования.
Научная, социальная и педагогическая значимость, актуальность обозначенной проблемы, недостаточность ее теоретической и практической проработки, наличие указанных противоречий обусловили выбор темы диссертационного исследования: “Развитие творческих способностей подростков средствами искусства в системе дополнительного образования”.
Объект исследования - процесс музыкального обучения и воспитания подростков на занятиях музыки в учреждениях общего среднего образования.
Предмет исследования - методика развития творческих способностей подростков на интегрированных занятиях музыки.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить методику развития творческих способностей подростков на интегрированных занятиях музыки в учреждениях дополнительного образования.
Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть состояние изучения проблемы творческого развития личности подростка средствами искусства в гуманитарно-педагогическом знании;
2. Указать содержание и компоненты творческих способностей подростков;
3. Изучить дополнительное образование как развивающая и воспитательная система и его роль в развитии творческих способностей детей;
4. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-методическую модель развития творческих способностей подростков на интегрированных занятиях музыки в рамках дополнительного образования.
Теоретико-методологическая основа исследования состоит из теорий развития творческих способностей (Дж. Гилфорд, Е. Ильин, Е. Торренс и др.), что позволяют выявить параметры и показатели творческих способностей; экспериментальных и теоретических исследований феномена творческих способностей как многоуровневого явления (Д. Богоявленская, Т. Барышева и др.); музыкально - педагогических концепций формирования творческой личности отраженных в исследованиях педагогов-новаторов ХХ-ХХИ вв. (Б. Асафьев, Д. Кабалевский, А. Рудницкая В.Шацкая, Б.Яворский) и современных основателей научной музыкально-педагогической мысли (Н. Гузий, Н. Гуральник, А. Козырь, А. Михайличенко, Г. Падалка, Г.Савченко, О. Хижная, А. Щелокова и др.).
Методология исследования базируется на идеях холистско-эмерджентного (Н. Сегеда), личностно-деятельностного (Б. Ананьев, В. Давыдов, Д. Эльконин, Л. Подымова и др.), праксиологичного (Б. Григорьев, Есть. Егоров, Т. Котарбинський и др.), компетентностного (В. Луговой, А. Пометун, Хуторской и др.), интегрированного (Ю. Мальованный, Л. Масол, Л. Предтеченская, Т. Хребто и др.) и средового (К. Приходченко, А.Стрельников, И. Шендрик и др.) подходов.
Методы исследования. Для достижения указанной цели и решения поставленных задач исследования использованы следующие методы: теоретические (анализ философской, психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования для выявления сущности и разработки структуры творческих способностей; контент-анализ нормативных документов учреждений общего среднего образования для выявления содержания методического обеспечения интегрированных занятий музыки; обобщение и систематизация полученных материалов для внедрения методики развития творческих способностей подростков в образовательный процесс; педагогическое моделирование, прогнозирование образовательных тенденций в контексте исследовательских задач); эмпирико-педагогические (анкетирование, наблюдение, диагностическая беседа, тестирование, анализ творческих работ, выполненных учащимися, для выявления показателей творческих способностей подростков и динамики ее развития, метод самооценки и метод экспертных оценок); методы математической статистики (количественный и качественный анализ полученных данных для проверки и подтверждения достоверности результатов опытно - экспериментальной работы).
Теоретическая значимость полученных результатов заключается в том, что впервые:
˗ путем научной рефлексии проблем развития личностных качеств и общих учебных умений актуализирован педагогическую проблему развития творческих способностей подростков на интегрированных занятиях музыки в рамках дополнительного образования и раскрыто их развивающий потенциал как эвристического художественно-образовательной среды;
˗ выделены педагогическую сущность и разработана структура творческих способностей подростков в измерениях холистско-эмерджентного, личностно - деятельностного, компетентностного, праксиологичного подходов;
˗ определены критерии, проявления и дана характеристика уровней сформированности структурных компонентов творческих способностей подростков на интегрированных занятиях музыки в рамках дополнительного образования;
Практическая значимость. Основные теоретические положения исследования и методические рекомендации могут быть использованы учителями учреждений общего среднего образования как учебный материал в преподавании интегрированных занятий музыки. Результаты исследования рекомендованы для диагностики развития творческих способностей учащихся подросткового возраста на интегрированных занятиях музыки в рамках дополнительного образования. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена методика развития творческих способностей подростков может служить основой при разработке программ, создание предметных методик.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Состояние изучения проблемы творческого развития личности подростка средствами искусства в гуманитарно-педагогическом знании
Феномен человека был и является предметом научного интереса философов, мыслителей, педагогов, психологов, социологов как прошлого, так и современности. В каждую культурно-историческую эпоху человек и его место в мире изучались по - разному.
Истоки этого феномена связывают с эпохой Античности, когда человек воспринимался как часть космоса. В эпоху Средневековья в центре мира и над миром был Бог, а человек воспринимался в качестве раба Божия. В эпоху Возрождения провозглашается культ личности, где в центре находится человек, который объединяет в себе чувственное, интеллектуальное и творческое начала. Эпоха Просвещения провозглашает личность, отдаваемый через творчество. Философы-романисты (И.Фихте, Ф.Шеллинг, Ф.Шлегель и др.) изучают культ личности, которая имеет творческую интуицию. В гуманистической философии (Н.Кузанський, П.Мирандола, П.Помпонацци, Б.Телезио, М.Монтень, Н.Макиавелли, Н.Коперник, Дж.Бруно, Т.Мор, Т.Кампанелла, Г.Сковорода и др.) и психологии (А.Маслоу, А.Олпорт, К.Роджерс и др.) личность рассматривается как ценность, ради которой собственно и осуществляется эволюция общества.
В современных научных исследованиях и общественном сознании категория личности занимает ведущее место. Ее вполне обоснованно ученые квалифицируют как целостное образование, благодаря которому происходит анализ и синтез психологических функций, процессов, состояний, свойств человека. Теоретическое осмысление феномена личности выделяем в исследованиях западноевропейских ученых (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, К.Хорни, Э.Фромм, А.Маслоу), отечественных психологов и педагогов (В.Мясищев, С.Рубинштейн, А.Леонтьев, Г.Челпанов, В.Сухомлинский, А.Макаренко и других).
Небезосновательно понятие личности тесно связывают с понятием человека, индивида и индивидуальности, сочетающей в себе совокупность всех человеческих качеств независимо от того, присущи ли они или нет конкретному человеку. Феноменальность ее заключается в том, что носителем личностного начала является индивид, а сущность личности формируется в социально-жизненном пространстве как социально-культурной среде взаимодействия индивида с окружающим миром. Личность не может создать себя. Она всегда формируется и развивается на основе усвоения и присвоения достижений общечеловеческой и национальной культуры, постижения общечеловеческого и национального опыта жизнедеятельности в социуме (Социальное воспитание как целевая функция дополнительного образования детей: сборник научных статей международной научно-практической конференции, Курск, 24-25 января 2019 г. / под общ. ред. Т.А. Антопольской. – Курск: ЗАО «Университетская книга», 2019. – 423 с.).
Проблемы творческой личности и творческого начала в человеке издавна и до сих пор остаются актуальными. Еще древнегреческие философы Платон и Аристотель придавали исключительное значение творчества в жизни человека. Глубокий интерес к изучению этой проблемы в философском аспекте обнаружено в трудах А.Бергсона, В.Библера, Д.Дьюи и других. Идея необходимости творческого развития личности в истории педагогической мысли занимает видное место (И.Зязюн, А.Рудницкая В.Сухомлинский, К.Ушинский и др.).
Важным для научного познания является также уточнение терминологического значения понятий “творчество” и “креативность”. Творчество как явление возникает в процессе становления индивида, каждая потенциально одаренный человек не всегда сам стремится к новому, нередко его привлекают к творчеству. Творчество является продуктивной деятельностью, что способна порождать качественно новые материальные и духовные ценности. Креативность является необходимым условием творчества. Если творчество толкуют как специфический процесс, что касается создания нового, то креативность изучают как потенциал, внутренний ресурс человека (Привалова Т. Д., Петрова О. Ю. Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1871–1875. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86401.htm.).
Феномен искусства настолько сложен и многогранен, что в вопросах изучения проблематики следует апеллировать к целому ряду наук: философии, эстетики, культурологии, общей истории и истории искусств. Искусство как специфическое явление состоит из познавательной, оценочной, творческой (духовной и материальной) и знаково-коммуникативной подсистем. Благодаря этому оно является средством общения людей, обогащения их знаний о мире и самих себя, способом воспитания человека на основе системы ценностей, источником высоких эстетических ощущений. Следовательно, искусство является исторически сложившейся системой различных способов освоения мира, которые имеют как общие, так и индивидуально - своеобразные черты (Магульян, В. В. Особенности формирования и развития креативных способностей подростков в деятельности художественной направленности педагога дополнительного образования / В. В. Магульян. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 44-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15704/ (дата обращения: 04.01.2022).).
Если квалифицировать понятие искусства в широком смысле, то оно является одной из форм познания человечеством действительности, которая отражается в произведениях искусства. Искусство является частью духовной жизни как человека, так и общества, и в целом является разнообразным продуктом творческой деятельности всех поколений. Если рассматривать понятие искусства в более узком смысле, то оно является осмыслением действительности мастером, отражением его внешнего и внутреннего мира, что в результате дает продукт искусства (песню, картину, танец, спектакль и т. п), приносит эстетическое наслаждение не только самому творцу, но и прочим людям. Именно искусство воспитывает в человеке творчество, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Айзенк Г. Тесты Айзенка. IQ. Перезагрузка мозга. Лучший способ развить свои интеллектуальные способности. / Г. Айзенк. - М. : Єксмо ООО, 2016. - 256 с.
2. Алиев Ю. Б., Безбородова Л. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Ю. Б. Алиев, Л. Безбородова. - М. : “Академия”, 2002. - 416 с.
3. Амтхауэр Р. Тест структуры интеллекта (TSI) / Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. - СПб. : Питер, 2003. - 560с.
4. Андреев В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд. / В. И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2012. - 608с.
5. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей : Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В. П. Анисимов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
6. Банникова М., Федорова А. Картины в картинах. [Электронный ресурс] / М. Банникова, А. Федорова. - Режим доступа : http://rekursia.tilda.ws/
7. Барышева Т. А. Шекалов В. А. Как воспитать в ребёнке творческую личность? / Т. А. Барышева, В. А. Шекалов // Серия “Мир вашего ребёнка”. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 224 с.
8. Булатова О. С. Педагогический артистизм Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. С. Булатова. - М.: Академия, 2001. - 240 с.
9. Бьюзен Т. Супермышление. Как изменить жизнь при помощи интеллект- карт /Т.Бьюзен. - М.: - Попурри, 2014. - 272с.
10. Горин П.М., Утёмов В.В. Научное творчество. Практическое руководство по развитию креативного мышления. Методы и приемы ТРИЗ / П.М.Горин, В.В.Утёмов. - М.: Либроком, 2014. - 112с.
11. Грецов А. Г. Лучшие упражнения для развития креативности. Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Грецов Андрей Геннадьевич. - СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2006. - 44 с. - Режим доступа: http: //refleader.ru/j gepolotrotrpol .html
12. Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы востребованности, привлекательности, результативности: мат. Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. Челябинск. В 2-х ч. Челябинск - Москва, 30 октября - 2 ноября 2013 г.Ч. 1: ЧИППКРО, 2013. 340 с.
13. Ибрагимов К.Т. Подготовка педагогов к формированию творческих способностей подростков в системе дополнительного образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-pedagogov-k-formirovaniyu-tvorcheskih-sposobnostey-podrostkov-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 04.01.2022).
14. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. - СПб. : Питер, 2012. - 830 с.
15. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. А. Карелин. - М. : Эксмо, 2007. - 416с.
16. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению / О.В.Карцер. - СП-б.: Музыкальная палитра, 2005. - 47с.
17. Кирнарская Д. К. Психология музыкальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. - М. : Таланты XI столетия, 2004. - 496с.
18. Креативная педагогика. Методология, теория, практика / под ред. д. т. н., проф. В. В. Попова, акад. РАО Ю. Г. Круглова. 3-е изд. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 319 с.
19. Кряжева К. Л. Развитие индивидуально-творческих воспитанников объединений дополнительного образования // Перспективы науки и образования. Воронеж : ООО «Научно-образовательная инициатива, 2018. № 5. С. 118-124
20. Магомедова Л.И. Развитие творческих способностей детей через различные виды искусств в системе дополнительного образования // Интернет-журнал «Мир науки». — 2018 №5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/36PDMN518.pdf.
21. Магульян, В. В. Особенности формирования и развития креативных способностей подростков в деятельности художественной направленности педагога дополнительного образования / В. В. Магульян. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 44-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15704/ (дата обращения: 04.01.2022).
22. Методика определения уровня воображения // Психология от А до Я. - М., 2000. - 320 с.
23. Немов Р. С. Психология. Ученик для студентов высш. уч. заведений. / Р. С. Немов // Кн. 1. Общие основы психологии. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2005. - 688с.
24. Овчинникова Ю.В., Гычев А.В., Грицкевич Н.К. Психолого-педагогические средства развития творческих способностей подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей // Вестник ТГПУ. 2012. №6 (121). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-sredstva-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-podrostkov-v-usloviyah-uchrezhdeniya-dopolnitelnogo (дата обращения: 04.01.2022).
25. Петрушин В.И. Музыкальная психология / В.И.Петрушин. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
26. Привалова Т. Д., Петрова О. Ю. Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1871–1875. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86401.htm.
27. Райгородский Д. Я. Энциклопедия психодиагностики. - М.: Бахрах-М, 2015. - 704 с.
28. Римская Р. П. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. / Р. П. Римская, С.Н. Римский; - М.: ACT -ПРЕСС, 2007. -376 с.
29. Роэм Д. Визуальное мышление. Как “продавать” свои идеи при помощи визуальных образов. / Ден Роэм. - М.: Эксмо, 2012. - 300с.
30. Святкова О. Развиваем творческие способности [рисунки] / О. Святкова. - М.: Изд-во Розовый слон, 2002. - 10 с.
31. Соколова Н.А. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.А. Соколова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 224 с.
32. Социальное воспитание как целевая функция дополнительного образования детей: сборник научных статей международной научно-практической конференции, Курск, 24-25 января 2019 г. / под общ. ред. Т.А. Антопольской. – Курск: ЗАО «Университетская книга», 2019. – 423 с.
33. Стулова Г. П. О формировании творческих способностей учащихся // Наука и школа. М. :. Изд-во МПГУ, 2015. № 4. С. 95-99
34. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей [текст] / Л. Ю. Субботина.- Ярославль : Академия развития, 2001. - 240 с.
35. Творчество: теория, диагностика, технология: словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере / под ред. Т. А. Барышевой. СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. 293 с.
36. Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://psychok.net/testy/577-test- kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya
37. Токарев В. Тренировка памяти. Пять тренингов по Ф.Лёзеру - №1 / В.Токарев. - М.: Издательские решения, 2016. - 80с.
38. Торшилова Е., Морозова Т. Диагностики эстетического восприятия
39. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты Текст. / Е.Е. Туник. Спб.: “Дидактика плюс”, 2002, - 45с.
40. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. /Б.Г.Херсонский.- СПб: Речь, 2003. - 120с.
41. Энциклопедия психологических тестов для детей. - М.: Аркадия, 2008. - 255 с.
42. Price R. Droodles: The Classic Collection / Roger Price, Bob Lovka. -Tallfellow Press, 2000 - 79 р.
43. Torrance E. The nature of creativity as manifest in the testing / E. Torrance // The nature of creativity. - Cambridge, 1988. - 446р.