- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Методы обучения дошкольников основам персональной финансовой грамотности в условиях доу
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Педагогика
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Методы обучения дошкольников основам персональной финансовой грамотности в условиях доу"?90 страниц
80 источников
Добавлена 27.07.2023 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 7
Глава 1. Психолого-педагогические основы обучения дошкольников азам финансовой грамотности в условиях ДОУ 11
1.1 Понятие «персональная финансовая грамотность», значение финансовой грамотности в современном мире 11
1.2 Психолого-педагогические особенности обучения детей дошкольного возраста 20
1.3 Выбор оптимальных методов обучения дошкольников основам финансовой грамотности 25
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Практика обучения дошкольников основам персональной финансовой грамотности в условиях ДОУ 42
2.1 Процедура эмпирического исследования, обоснование методов 42
2.2 Диагностика уровня сформированности финансовых представлений у дошкольников 58
2.3 Разработка программы обучения дошкольников основам персональной финансовой грамотности в условиях ДОУ 60
2.4 Анализ эффективности программы обучения дошкольников основам персональной финансовой грамотности в условиях ДОУ 66
Выводы по второй главе 73
Заключение 75
Список использованной литературы 77
Приложения 89
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность данной проблемы заключается в потребности общества в воспитании граждан, которые способны использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания и умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Согласно указу Президента России от 7 мая 2018 года № 204 и Государственной программы РФ «Развитие образования», (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г. № 1642 (73), перед педагогическими работниками страны стоит задача повышения уровня качества общего образования путем формирования функционально грамотных людей. Модернизация образования предполагает не только накопление суммы знаний, но и развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных функций. Одной из важных задач является формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть формирование ключевых компетенций. Финансовая грамотность позиционируется как один из базовых навыков XXI века.
25 сентября 2017 г. утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы. Целью настоящей Стратегии является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан (57).
Развитие финансовой грамотности обучающегося обусловлено его постоянным взаимодействием с окружающим миром, вхождения человека взрослеющего в социальную жизнь.
Успешность человека, его уверенность в завтрашнем дне, должна быть заложена с раннего возраста. Обучение ребенка должно соответствовать возможностям ребенка на определенном уровне его развития. Акцент в данной работе сделан на пропедевтический этап формирования финансовой грамотности, который целесообразно начинать у обучающихся дошкольного возраста.
Степень разработанности проблемы – проблематика формирования финансовой грамотности обучающихся привлекает внимание ученых, практиков из различных областей: педагогов, финансистов, психологов, методистов, банковских работников. В настоящее время различные аспекты формирования финансовой грамотности исследуются в работах Вашуковой И.С., Галицкого Е.Б., Калашниковой Н.Г., Козловой А.А, Корольковой Е.С., Лабезниковой А.Ю., Половниковой А.В., Рутковской Е.Л., Французовой О.А., Лавреновой Е.Б. и др.
Однако не смотря на важность и востребованность изучения финансовой грамотности, малоизученными остаются аспекты индивидуальной работы по данной тематике, при работе с дошкольным возрастом, что и определяет актуальность выбранной темы.
Объектом исследования является формирование персональной финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются психолого-педагогические методы обучения дошкольников основам персональной финансовой грамотности.
Цель работы – изучение теоретических и методических аспектов обучения дошкольников основам персональной финансовой грамотности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования предполагается решить следующие задачи:
1. Определить стратегии и перспективы развития финансовой грамотности в РФ;
2. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме;
3. Выявить особенности реализации современных методик по формирования персональной финансовой грамотности у дошкольников в процессе применения индивидуального подхода.;
4. Проанализировать и подобрать психолого-педагогические методы обучения дошкольников основам персональной финансовой грамотности.
5. Апробировать и проанализировать опыт применения разработанных методических рекомендаций, направленных на формирование персональной финансовой грамотности у дошкольников.
Гипотеза – формирование основ персональной финансовой грамотности будет эффективным, если:
- определены значимость, цели и задачи изучения финансовых вопросов относительно возраста и психологических особенностей обучающихся;
- системно организован образовательный процесс и налажено четкое взаимодействие в группе ребенок-родитель-воспитатель;
- методически обеспечен процесс формирования персональной финансовой грамотности у дошкольников;
- изучение финансовых вопросов организовано в деятельностной парадигме с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также иных положений, закрепленных в государственных образовательных стандартах.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
- теоретические (теоретический анализ педагогической, психологической, юридической, учебно-методической литературы; анализ нормативных правовых актов; федеральных государственных образовательных стандартов; образовательных программ).
- эмпирические (опрос, интервьюирование, наблюдение, анализ исследований и опыта деятельности в области управления формирования экономических представлений; беседы разного типа с последующим анализом полученных результатов и количественной обработкой данных).
-статистические (по t-критерию Стьюдента)
Новизна исследования состоит в разработке программы обучения дошкольников основам персональной финансовой грамотности в условиях ДОУ и анализе эффективности программы обучения дошкольников основам персональной финансовой грамотности в условиях ДОУ.
Теоретическая значимость исследования заключается формулировке психолого-педагогического базиса обучения дошкольников азам финансовой грамотности в условиях ДОУ, в рамках чего представлен анализ понятия «персональная финансовая грамотность», значения, финансовой грамотности в современном мире, обоснован выбор оптимальных методов обучения дошкольников основам финансовой грамотности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования воспитателями, родителями и педагогами предложенных заданий, а также алгоритмов моделирования заданий тематики финансовой грамотности для подготовки различных внеурочных мероприятий.
Структура работы состоит из: введения, два собирательных раздела (главы), включающих по три параграфа, заключения и списка литературы.
Глава 1. Психолого-педагогические основы обучения дошкольников азам финансовой грамотности в условиях ДОУ
1.1 Понятие «персональная финансовая грамотность», значение финансовой грамотности в современном мире
Понятие «финансовая грамотность» подразумевает умение распоряжаться своими деньгами и другими активами целенаправленно и осознанно. При этом принимать самостоятельные решения - на анализе реальной информации, а не опираясь на рекламу, советы знакомых и рекомендации сотрудников финансовых учреждений.
В современном мире каждый человек должен быть финансово грамотным, а особенно педагог, преподающий этот курс воспитанникам и их родителям. Педагог должен иметь системное мышление, знать смежные области. Понимать мало о многом, мыслить масштабно, критически и системно. Одновременно, уметь «глубоко нырять» в одну из областей. Разобраться, погрузиться, провести анализ, понять, как это можно использовать. И «вынырнуть» с идеей как сделать изучение этого направления лучше и понятнее воспитанникам…
«Финансовую грамотность» принято определять как совокупность знаний о финансовом секторе, особенностях его функционирования и регулирования, профессиональных участниках и предлагаемых ими финансовых инструментах, продуктах и услугах и умения их применять с полным осознанием итогов своих действий и готовностью нести ответственность за осуществляемые решения.
Финансово грамотное население характеризуется тем, что ежемесячно ведет учет расходов и доходов семьи, живет по средствам – без излишних долгов, осуществляет финансовое планирование на перспективу (готовность к непредвиденным обстоятельствам и подготовка к пенсии), приобретает финансовые продукты и услуги на основе выбора, ориентируется в вопросах финансовой сферы.
В целом суть финансовой грамотности можно определить, как способность максимально осознанно и ответственно подходить к решению любых финансовых вопросов на протяжении всего жизненного цикла человека. Низкий уровень финансовой грамотности приводит к отрицательным последствиям для потребителей финансовых услуг, государства, частного сектора и общества в целом. Проблема низкой финансовой грамотности является для России относительно новой. В настоящее время умением рационально распоряжаться деньгами обладает лишь малая часть населения Российской Федерации.
Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов, предпосылок финансовой грамотности.
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости (продление жизни готовой вещи), деловитости (практические навыки овладения) и рационального поведения в отношении простых обменных операций (хорошо подумать, прежде чем что-то сделать «7 раз отмерь, 1 раз отрежь»), трудолюбия (качество, когда ребёнок не только знает, что все хорошо работают, но и проявляет своё отношение к этой деятельности), здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Реализация государственной политики в сфере финансовой грамотности возможна, а том числе, посредством исполнения требований по достижению личностных результатов обучающихся, закреплённых в федеральных образовательных стандартах - (далее ФГОС)
В рамках развития данного проекта Специалистами ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», а также ведущих образовательных организаций высшего образования (Московского педагогического государственного университета, Института образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики») и региональных центров оценки качества образования (Московского центра качества образования, Центра оценки качества образования Красноярского края), издательства «Просвещение», учителями общеобразовательных организаций были созданы программы по изучению финансовой грамотности, а также методики и задания к 2020/2021 учебному году
Начало занятий с обучающимися по направлению финансовой грамотности как части составляющей финансовой грамотности, следует начинать с дошкольного возраста. На сегодняшний день существуют программы, разработанные специально для дошкольников, прошедшие апробацию и активно задействованные в современном обучении.
На основании вышеизложенных точек зрения понятие финансовой грамотности можно сформулировать следующим образом – это система знаний, умений, навыков и компетенций, а также способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности в соответствии с постоянно изменяющимися условиями жизни. Таким образом через финансовую грамотность будет реализована обучающая и развивающая функция образования и воспитания. Для этого в процессе реализации образовательных программ индивидуального образования должна быть сконструирована, выстроена система заданий, основанных на анализе и разрешении финансовых ситуаций из жизни, с которыми может столкнуться сначала ребенок, а в последствии и взрослый человек; должны быть исследованы проблемные вопросы, направленные на решение ребенком данных задач, определяющие собственное сознательное грамотное финансовое поведение. При этом решение финансовых ситуаций и вопросов не должно носить характер случайного выбора поведения обучающегося, а опираться на поведение, содержащее знание и понимание финансовой, правовой и социальной реальности, с которой может столкнуться человек в повседневной практике. Таким образом будут решены стратегии развития финансовой грамотности, заложенные требованиями Президента России.
Для того, чтобы проанализировать подходы к персональному обучению по финансовой грамотности, сначала необходимо разобраться в основных определениях, используемых в современной науке.
В современном образовательном процессе используются 2 понятия: «индивидуальное обучение» (или «индивидуальный подход») и «индивидуализация».
Первое понятие существует давно и существовало даже в советской системе образования, где несмотря на разные способности учеников, темп и качество их работы, дети приходили к единому содержанию знания.
Одним из принципов отечественной педагогики является индивидуальный подход, благодаря которому в учебно-воспитательной работе в классе достигается педагогическое взаимодействие с каждым ребёнком, основанное на знании его черт личности и условий жизни. Этот подход дает возможность использовать метапредметность в дисциплинах и максимально опереться на жизненный опыт самого ребенка. О необходимости сочетать постановку общих педагогических задач с индивидуальным подходом говорил А.С. Макаренко - «Я увидел в своей воспитательной работе, что да, должна быть и общая программа, «стандартная», и индивидуальный корректив к ней» (41).
Научные основы индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания были заложены К.Д. Ушинским, а затем А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским. Проблему индивидуального подхода в отечественной науке рассматривали А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин, И..С. Якиманская и другие.
Галина Михайловна Коджаспирова отмечает, что: «Индивидуальный подход в воспитании и обучении, заключается в осуществлении педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.). Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку» (33).
Особенностью реализации индивидуального подхода в групповом обучении дошкольников чаще всего выражается в уклоне на теорию темперамента ребенка.
Новый словарь методических терминов и понятий А. Н. Щукина (2009г.) дает нам следующую трактовку понятий «индивидуальный подход» - как планирование и организация обучения с учетом конкретных индивидуальных особенностей ученика и второго, важного для нас термина: «индивидуализации образования» - как процесса, направленного на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задается программой, и реальными возможностями каждого ученика (77).
Понятие «индивидуализации» появляется в российском образовании в связи с переходом на ФГОС. Также его рассматривают как «индивидуально-дифференцированное обучение»
В большинстве современных школ чаще всего используется индивидуальное обучение, включающее в себя личностный подход, принцип вариативности, и дифференциации обучения. Индивидуальный подход, основанный на принципе индивидуализации в обучении, применяется, как правило, к детям, одаренным или, наоборот, отстающим.
Отталкиваясь от анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме, мы наблюдаем следующие особенности в теории индивидуализации обучения:
1. Одной из важнейших основ индивидуализации в обучении является учёт психологических особенностей учащихся.
2. Индивидуализация обучения предполагает собой разделение учебного материала и разработку систем заданий разных уровней сложности и объёма, а также разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающих индивидуальные особенности каждого учащегося.
3. Создание возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усилия мотивации учения.
4. Основной целью индивидуализации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.
Реализуя же индивидуальный подход в обучении, учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям:
- быть единой для всех групп учащихся;
- показывать динамику перехода ученика из одной группы в другую, то есть учитель должен иметь возможность видеть рост ученика и учитывать его;
- наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся;
- предоставлять возможность выбрать систему работы с каждой из групп учащихся.
Здесь мы видим, что, обучение применительно к каждому отдельному ученику может быть развивающим лишь в том случае, если оно будет соответствовать уровню развития каждого ученика. Объективное выявление исходного уровня развития у каждого ученика — необходимое условие работы (28). Это соответствует и требованию индивидуального и индивидуализированного типа обучения.
Процесс индивидуализации образовательного процесса в своих работах рассматривали многие педагоги и психологи (Л. С. Выготский, А. А. Бударный, Г. Ф. Суворова, С.Д.Шевченко, И. Э. Унт, А. Н. Конева, В. П. Беспалько, М. Н. Скаткин, В. С. Мерлин, М. И. Махмутов, В. В. Давыдов и др.).
Согласно мнению И. М. Осмоловской, индивидуализация — это крайняя форма дифференциации обучения, при которой учебный процесс строится с учётом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика (49).
Во ФГОС ДОО предусмотрено формирование у детей элементарных потребительских представлений, в частности о товарах, услугах, деньги. В образовательной линии «Ребенок в мире культуры» в части «Предметный мир» указано, что ребенок 6 (7) лет имеет «представление об экономном ведении домашнего хозяйства, умеет экономно относиться к вещам, денег. Где ребенок различает социальные роли: «покупатель», «продавец», понятие «товар», «деньги», «экономный», «нерадивый».
Весь процесс формирования экономического опыта дошкольников происходит по двум направлениям:
1. Ребенок усваивает опыт предыдущих поколений в виде постоянных экономических законов и понятий (через телевидение, игру с друзьями, родителями). Сформированный опыт необходимо достоянием человека для ориентации и участия в социально - экономической сфере жизнедеятельности.
2. Элементарный экономический опыт ребенка формируется в различных видах деятельности и является результатом его собственной экономически целесообразного поведения. Это может быть наблюдение за экономическими процессами, выполнение социально - экономических ролей, участие в налаживании простейших экономических взаимосвязей между различными людьми (обмен, продажа, покупка).
Формирование социально-финансовой грамотности детей начинается с формирования элементарных представлений из экономической сферы жизни. Для взаимодействия и общения необходимо наличие лексического запаса экономической направленности (понятие об экономических действия приобрести, обменять; личные качества: щедрый, добрый, свойства, характеризующие товар: качественный, дешевый, дорогой, современный). Запас минимальной экономической лексики может быть как в активном, так и в пассивном состоянии. Следует придерживаться принципов:
Субъектности. Направленность педагогического процесса на воспитание дошкольников как активных деятелей, которые превращают окружающую среду и самих себя. Дети перестают быть объектами воздействия и становятся участниками совместной со взрослыми деятельности.
Ориентации на ценности. Формирование первичного экономического опыта происходит через систему общечеловеческих ценностей и личностных качеств, необходимых для общения с людьми и успешной экономической деятельности будущем.
Сознания. Использование методов обучения, которые открывают детям возможность быть самостоятельными, активными, реальными субъектами процесса познания (творческие проекты, игровая деятельность, наблюдение)
Системности. Рациональное, последовательное и целостное планирование познавательного материала, соблюдение логической последовательности во время его представления.
Доступности. Использование в образовательном процессе экономических понятий, доступных для восприятия дошкольниками.
Целесообразности. Направление усилий ребенка на достижение конкретной цели ее деятельности, результатов, проектирование действий, изменение их в соответствии собственных стремлений и конкретных обстоятельств.
Интегрированность задач экономического воспитания во всех видах творческой деятельности.
Дошкольников нужно знакомить с правилами поведения в различных ситуациях, связанных с экономическими отношениями, побуждать менять свою деятельность в зависимости от изменения условий и требований, учить контролировать себя и согласовывать свои действия с действиями других людей.
Формирование первичного социально-финансового опыта осуществляется при организованных занятий, наблюдений, трудовой деятельности, дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр.
Анализ работ современных исследователей показал, что такие основные характеристики личности как бережливость, экономность, трудолюбие, считаются обычным стилем, манерой поведения и отношения к предметному миру. Если их своевременно не сформировать, в поведении детей могут проявиться негативные качества, а именно: халатность, неряшливость, безразличие к поврежденным вещей, книг, игрушек.
В старшем дошкольном возрасте уместно сформировать у детей такие экономические знания и представления:
а) о товарах и услугах;
б) о людях, которые производят товары и оказывают услуги;
в) о том, каким должен быть товар (качественным, полезным, безопасным, соответствующей цены)
г) о необходимости вдумчивого подхода к выбору нужных товаров (промышленных и продовольственных)
д) о правилах безопасного и бережного пользования вещами;
е) о необходимости услуг, которыми пользуется семья и заведение дошкольного образования;
ж) о деньгах;
з) о рекламе;
а) о правилах рационального питания и культуру поведения.
1.2 Психолого-педагогические особенности обучения детей дошкольного возраста
Современные исследования ученых (А.Богуш, Н.Гавриш, Н. Грамма, Н. Побирченко, И. Рогальская, Г. Григоренко, Р.Жадан, Л. Кларин, Е. Курак, А. Шатова, А.Смоленцева), свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования именно с дошкольного возраста и указывают на роль и значимость формирования экономического мировоззрения: знакомства детей с рыночными отношениями, экономическими представлениями (о труде, о деньгах, о профессиях, о бюджете семьи, о качестве человека-хозяина), экономическими понятиями (категориями) и непосредственным применением их в различных видах деятельности (28).
Н. Гавриш, отмечала, что «Детям дошкольного возраста свойственно стремление иметь одновременно много ярких игрушек, полученные ими в социальной среде впечатление всегда порождают новые желания. Позиция детей в таких ситуациях зависит от уровня сформированности у них культуры желаний. Ее развитию способствует рассуждения ребенка вместе со взрослым над этими желаниями, целью которого является осознание им собственных желаний, понимания наличии желаний у других людей, которые тоже следует учитывать; зависимости реализации желаний от их содержания, реальности, важности; разницы между желаниями, мечтами и капризами и тому подобное. Решению указанных задач помогает чтение литературных текстов с духовно-нравственным содержанием, а также использование речевых игр и упражнений по их содержанию, полилога, экспериментальной деятельности (опыты с игрушками), создание игрушек-самоделок, игрового поля собственными руками и т.д.».(19)
Фрагмент для ознакомления 3
1. «Учительская газета», №39 от 26 сентября 2017 года. ICCS-2021: результаты намного лучше [Электронный ресурс] Режим доступа: http://old.ug.ru/archive/716 (дата обращения: 01.02.2022).
2. Gruzdeva, M.L., Prokhorova, O.N., Chanchina, A.V., Chelnokova, E.A., Khanzhina, E.V. Post-graduate information support for graduates of pedagogical universities (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 143-151.
3. Абросимова Е. Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов / Е.А. Абросимова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 192 с.
4. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
5. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности / Ю. Антонова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.
6. Бабушкина О.В. Формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы: теория и практика международных исследований / О.В. Бабушкина // http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/ year-2015/50-nomer-8–04–2015/946-formirovanie-funktsionalnoj-gramotnosti-obuchayushchikhsyaosnovnoj-shkoly-teoriya-i-praktika-mezhdunarodnykh-issledovanij (дата обращения: 31.12.2021).
7. Банк России. Финансовая культура. Методические материалы. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fincult.info/prepodavanie/base/metodicheskie-materialy/ (дата обращения: 31.07.2021).
8. Басюк В.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты / В.С. Басюк, Г.С. Ковалева // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. – Т.1, №4(61). – С.13-36
9. Беляева Н.Л. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Автореферат диссертации / Н.Л. Беляева. – Челябинск, 2008. – С. 10-11.
10. Бичева И.Б. Индивидуальная траектория профессионального развития педагога дошкольной образовательной организации / И.Б. Бичева, А.В. Мелентович // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал, 2018. – № 4 (28). – С. 267-279.
11. Бичева И.Б. Мнемотехника как современная технология речевого развития детей дошкольного возраста / И.Б. Бичева, А.И. Кузнецова, Е.А. Маковей // Проблемы современного педагогического образования, 2018. – Т. 59. № 3. – С. 87-89.
12. Бичева И.Б. Теоретико-методологические подходы к содержанию понятия «образовательная среда» / И.Б. Бичева, С.В. Десятова // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2017. – С. 130-134.
13. Бичева И.Б. Особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста / И.Б. Бичева, Л.Ю. Николаева, А.В. Степаненкова // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-finansovoy-gramotnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 31.07.2021).
14. Бичева И.Б., Степаненкова А.В. Формирование элементарных экономических представлений у детей дошкольного возраста как научно-методическая проблема // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах. Мининский университет. 2019. С. 26-29.
15. Бичева И.Б., Филатова О.М. Перспективы профессиональной подготовки педагогов: аксиологический подход / И.Б. Бичева, О.М. Филатова // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 3. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-3
16. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации / А.А. Бокарев // Финансы. – 2010. – №9. – С. 3-6.
17. Волкова, Т. А. Теоретические основы развития финансовой грамотности у детей дошкольного возраста / Т. А. Волкова // Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований : Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Нефтекамск, 17 декабря 2019 года / Под общей редакцией А.И. Вострецова. – Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2019. – С. 727-730.
18. Всероссийский форум экспертов по функциональной грамотности. [Электронный ресурс] / Институт стратегии и развития образования РАО по поручению Министерства Просвещения. Секция «Финансовая грамотность» – 2019. – Электрон. дан. Режим доступа: http://skiv.instrao.ru/content/board1/konferentsii-seminary-forumy/forum/finansovaya-gramotnost.php (дата обращения: 01.02.2022).
19. Гавриш Н. Книга – ннезаменимое средство духовно-нравственного воспитания / Н. Гавриш // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 9. – С. 10.
20. Галкина Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшого дошкольного возраста. Автореф. дис. … канд.пед.наук. – Екатеринбург, 1999. – 20 с.
21. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие/ Л.Н. Галкина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 89 с.
22. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 89 с.
23. Галкина, Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук / Л.Н. Галкина Челябинск, 1999. – 226 с.
24. Гладкова О.А. Актуальность проблемы повышения экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста / О.А. Гладкова, Л.В. Коломийченко // Пермский педагогический журнал. 2018. – №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-problemy-povysheniya-ekonomicheskoy-gramotnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 28.07.2021).
25. Горная Т.И. Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста в семье / Т.И. Горная // Современные наукоемкие технологии, 2016. – № 10-1. – С. 128-131.
26. Грама Н.Г. Започаткування основ економічного виховання дітей дошкільного віку /Н.Г.Грама //Наша школа, 2003. – №2. – С.58-62.
27. Дорожная карта мероприятий по включению финансовой грамотности в программы Российских образовательных организаций. [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Минфин России. – 2021. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=134011-plan_meropriyatii_dorozhnaya_karta_ryealizatsii_vtorogo_etapa_strategii_povysheniya_finansovoi_gramotnosti_v_rossiiskoi_federatsii_na_2017-2023_gody_na_period_2021-2023_godov(дата обращения: 07.02.2022).
28. Дудник Н.А. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: актуальность и значение / Н.А. Дудник // Концепт, 2015. – №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-aktualnost-i-znachenie (дата обращения: 11.08.2021).
29. Ермоленко В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект / В.А. Ермоленко // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время, 2015. – № 1. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschegosya-teoreticheskiyaspekt (дата обращения: 24.03.2017)
30. Жуйкова, Т. П. Теоретические подходы в экономическом воспитании / Т. П. Жуйкова, А. А. Кокухина // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). – Краснодар : Новация, 2016. – С. 108-111. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9594/ (дата обращения: 11.12.2021).
31. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика/ А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012. – 106 с.
32. Змиева С.И. Учебно-методические материалы по финансовой грамотности для младших школьников / С.И. Змиева // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. – Т.1, № 2 (37). – С.134–141.
33. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2000. – 176 с.
34. Комплект учебно-методических материалов образовательного курса для дошкольников «Приключения кота Белобока или экономика для малышей». [Электронный ресурс]/Официальный сайт Ваши финансы РФ. Финансовая грамотность каждому. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://vashifinancy.ru/materials/komplekt-uchebno-metodicheskikh-materialov-obrazovatelnogo-kursa-dlia-doshkolnikov-prikliucheniia-kota-beloboka-ili-ekonomika-dlia-malyshei/(дата обращения: 09.02.2022).
35. Кривошея Н. Б. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых как средство первоначального экономического воспитания: дис. ... канд. пед. наук./ Н.Б. Кривошея. – Славянск, 1996. – 216 с..
36. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников)/ Н.А. Крючкова. – Калининград, 2013. – 26 с.
37. Кузнецова С.В. Взгляд на требования к индивидуализации образовательного процесса: исторические и социально-правовые аспекты. /Актуальные вопросы гуманитарных наук: Сборник научных статей бакалавров, магистрантов и аспирантов. Выпуск 4 / Под ред. А.А. Сорокина, Г.В. Калабуховой. – Москва: Книгодел, 2021. – С.222-229
38. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников / Е.А. Курак. – М., 2002. – 80 с.
39. Кучманова, Е. Г. Психолого-педагогические основы реализации индивидуального подхода к младшим школьникам. Сущность индивидуального подхода / Е. Г. Кучманова, М. В. Ряполова. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Уфа : Лето, 2015. – С. 10-13. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7397/(дата обращения: 21.02.2022).
40. Леонтьев А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144с.
41. Макаренко А.С. Общение с трудными детьми/ А.С.Макаренко. - М.: Изд. АСТ. - 2014. - С.231
42. Методические рекомендаций для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по организации изучения образовательной области «Основы финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: https://mosmetod.ru/files/Doshkolniki/Rekomendatcii__FGAOU_DPO_TCRGOPiIT.pdf
43. Милославский В. Г. Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы / В.Г. Милославский, В.С. Герасимов, В.А. Транова, О.С. Герасимова, И.А. Хейлык // Молодой ученый. 2016. № 4. С. 108.
44. Модели Европейской классификации навыков, компетенций и профессий (ESCO), Партнерства за навыки XXI века, enGaude, Brookings и Pearson. Организация экономического сотрудничества и развития. 2013. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.oecd.org/skills/piaac/ (дата обращения: 01.02.2022).
45. Моисеева Д.В. Финансовая грамотность как социальное качество человека. Социологические науки №42-1, 29.02.2016 [Электронный ресурс]/ Научный журнал NovaInfo – 2016. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://novainfo.ru/article/4641#:~:text=%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%B2%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B%20%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9,%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения: 01.02.2022).
46. Моисеева Д.В., Романенко О.А. Финансовое просвещение дошкольников: обзор опыта и разработка программы для детей с ограниченными возможностями здоровья / Д.В. Моисеева, О.А. Романенко // Социальное пространство, 2019. – № 4 (21).
47. Новый взгляд на образование: раскрывая потенциал образовательных технологий. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности ... 43 Всемирный экономический форум, Женева, 2015. – 39 c.
48. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2003. –С. 35.
49. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе / И.М. Осмоловская. – М.: Издательство "Институт практической психологии", 1998. – с. 26-30.
50. Официальный сайт журнала «вопросы психологии» [Электронный ресурс]/Щедрина Е.В. За рубежом. Исследования экономических представлений у детей. -1991.- Электрон. дан – Режим доступа: http://voppsy.ru/issues/1991/912/912157.htm (дата обращения 02.07.2021)
51. Официальный сайт Риа Новости [Электронный ресурс]/Россия заняла девятое место в G20 по финансовой грамотности населения. -2019.- Электрон. дан. Режим доступа: https://ria.ru/20190214/1550838142.html (дата обращения: 01.02.2022).
52. Паттерны финансового поведения. [Электронный ресурс]/ Информационно-просветительский ресурс Fincult.info Центрального банка Российской Федерации – 2018. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://fincult.info/teaching/patterny-finansovogo-povedeniya/
53. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика: Сборник материалов / А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М., 2011. – 108 с.
54. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – ЦИПСиРКноРус. –Москва, 2012, 112 c.
55. Программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Золотая рыбка». [Электронный ресурс] -2020. - Электрон. дан. – Режим доступа: https://zolotayaribka.caduk.ru/p233aa1.html (дата обращения: 06.02.2022).
56. Различные подходы к решению проблемы индивидуального подхода в обучении http://www.405spb.edusite.ru/p199aa1.html#(дата обращения: 01.02.2022).
57. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг. [Электронный ресурс]/Официальный сайт компании «Гарант.Ру» - 2017. Электрон. дан. -Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558 (дата обращения: 08.02.2022).
58. Рутковская Е.Л. Факторы формирования финансовой грамотности школьников / Е.Л. Рутковская // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. – Т.1, №2. – С. 37
59. Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность как необходимый навык жизни в современном социуме: цели, содержание и первые результаты международного исследования / Е.Л. Рутковская // Преподавание истории и обществознания в школе, 2014. – № 4. – С. 36–45.
60. Рутковская, Е.Л. Тираж пособий по финграмотности не знает равных. [Электронный ресурс]/Сайт Ваши финансы РФ. Финансовая грамотность каждому - 2019. – Электон. дан. - Режим доступа: https://vashifinancy.ru/for-smi/press/news/elena-rutkovskaya-tirazh-posobiy-po-fingramotnosti-ne-znaet-ravnykh/(дата обращения: 01.02.2022).
61. Сазонова А.В. Формування первинного економічного досвіду старших дошкільників в ігровій діяльності. Автореф. дис. … канд.пед.наук./ А.В. Сазонова. – Одесса, 2007.- – 20 с.
62. Сайт правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]/Постановление от 26 декабря 2017 года №1642. Государственная программа «Развитие образования» переводится на проектное управление с 2018 года. – 2017. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://government.ru/docs/30832/(дата обращения: 14.02.2022).
63. Сергеев И.С. Индивидуальный подход в обучении. [Электронный ресурс]/Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Питер. – 316 е.: ил. – (Серия «Учебное пособие»). – 2004. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://uchebnikfree.com/osnovyi-pedagogiki/individualnyiy-podhod-obuchenii-4178.html(дата обращения: 01.02.2022).
64. Сидякина Е.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о деньгах как экономической категории / Е.А. Сидякина. – Тольятти: НаукаПолис, 2017. – 41 с.
65. Силина С.Н. От финансовой грамотности к финансовой культуре / С.Н. Силина, В.Ю. Ступин// Вестник балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология, 2017. – № 4. – С.72.
66. Синицына, В. Н. Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников через игровую деятельность / В. Н. Синицына // Молодой ученый. – 2021. – № 13 (355). – С. 282-284. –URL: https://moluch.ru/archive/355/79449/ (дата обращения: 28.07.2021).
67. Система (рамка) финансовой компетентности для учащихся школьного возраста, разработанная с рамках совместного Проект Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс].— Режим доступа // http://minfin.ru/ru/om/ fingram/directions/programs/#. (дата обращения: 01.02.2022).
68. Смешарики. «Азбука финансовой грамотности». [Электронный ресурс]/Сайт Youtube. TVSmeshariki – 2018. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s (дата обращения: 01.02.2022).
69. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику/ А.А. Смоленцева. – СПб.: Детство – Пресс, 2001. – 176 с.
70. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников / А.А. Смоленцева // Детский сад от А до Я. 2003. – №4. – С. 63.
71. Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/om/fingram/ (дата обращения: 22.02.2022).
72. Соколова ЕА. Основные модели государственной политики в области развития финансовой культуры населения /Е.А. Соколова // Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. Белгород. – 2019. – [Электронный ресурс] – Электрон. дан. - Режим доступа: https://doicode.ru/doifile/lj/50/lj-05-2019-127.pdf (дата обращения 01.08.2021)
73. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. [Электронный ресурс]/Официальные сетевые ресурсы Президента России -2018. - Электрон. Дан. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
74. Финансовая грамотность : практикум : в 4 частях / [О.Н. Исупова, А.А. Козлова, А.В. Половникова и др. ; стихи М.А. Лангер] ; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2018. – с. 54-58.
75. Финансовая грамотность. Банк заданий. 5-9 класс. [Электронный ресурс]/ Официальный сайт ФГБНУ Институт стратегии развития образования РАО// Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» -2019-2020. – Электрон. дан. - Режим доступа: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
76. Финансовая грамотность. Московская область. Отчет по результатам исследования PISA-2018. ФИОКО. - 2020. - [Электронный ресурс] - Электрон. дан. Режим доступа: https://mo.mosreg.ru/download/document/8002140 (дата обращения: 01.02.2022).
77. Ханова Т.Г., Прокофьева Н.М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте / Т.Г. Ханова, Н.М. Прокофьева // Государственный советник, 2018. – № 1 (21). – С. 25-31.
78. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа, методические рекомендации, конспекты занятий с детьми 5-7 лет / А.Д. Шатова. – М., 2015. – С. 174.
79. Шатова А.Д. Формирование элементарных экономических представлений дошкольников / А.Д. Шатова. – М., 2005. – 254 с.
80. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. – М., 2005. 254 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней