Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена несколькими причинами. Во-первых, миграционные процессы происходили на протяжении всей истории человечества. Люди переезжали с насиженных мест по разным причинам: в поисках лучшей жизни, от войн и эпидемий, на заработки. Феномен миграции рассматривается в разных социогуманитарных науках: от географии до геополитики. Несмотря на кажущуюся простоту явления в теоретической науке не сложилось единого подхода к рассматриваемому понятию, а также причинам его возникновения и его функциям. В этой связи возникает необходимость уточнения понятийного аппарата рассматриваемого явления.
Во-вторых, процессы глобализации приводят к тому, что миграционные переезды становятся обыденной реальностью для все большей части населения нашей планеты. Особенно большое значение данная тенденция имеет в крупных городах мегаполисах, которые выступают центрами, притягивающими мигрантов, в первую очередь трудовых. Ключевым аспектом миграционных процессов в период глобализации является экономический фактор, что ставит новые задачи по управлению миграционными процессами. Как следствие, возникает неравномерное распределение производительных сил, которое приводит к возникновению конфликтов. Проблема заключается в том, что мигранты, прибывшие из стран постсоветского пространства готовы выполнять работу, на которую не согласны коренные жители.
В-третьих, выбранная проблематика актуальна и для нашей страны. Для выстраивания грамотной миграционной политики необходимо проводить, в том числе и регулярный мониторинг миграционных процессов, как внутри страны, так и на международном уровне. Таким образом, исследование тенденций миграционных процессов в России представляют особую актуальность.
Способность обучающихся работать в команде, группе – одно из наиболее востребованных личных качеств, наряду с чуткостью, терпением, надежностью и самоуважением. Это качество необходимо учащимся для построения отношений с товарищами на основе сотрудничества, поэтому организация групповой работы в учебном процессе является одной из актуальных форм развития коммуникативных возможностей учащихся.
Объект исследования: миграция населения и их изучение в школьном курсе географии.
Предмет исследования: миграционные процессы в России и методика их изучения с применением групповой формы обучения.
Цель исследования – рассмотреть миграционные процессы в России и их изучение в школьном курсе географии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать динамику численности;
изучить показатели воспроизводства населения;
определить размещение населения;
рассмотреть особенности процесса урбанизации;
изучить подходы к определению и классификации миграции населения;
рассмотреть основные причины и функции миграции населения.
охарактеризовать изучение в школьном курсе географии миграционных процессов в России;
изучить механизмы регулирования миграционных процессов в России;
рассмотреть понятие и сущность групповой работы;
определить особенности организации групповой работы в процессе обучения;
выявить роль педагога при организации групповой работы на уроках;
охарактеризовать методическую разработку учебного занятия на тему «Миграции населения России» с применением групповой работы.
Методы исследования: анализ, синтез, статистические методы исследования, исторический, графические методы представления результатов исследования.
Теоретико-методологическая и информационная база исследования. Изучению вопросов миграции населения России послужили работы известных экономико-географов, экономистов и демографов: А.Г. Аганбегян[2], Е.В. Антонов[4], А.Г. Махрова[16], М.Л. Альпидовская[5], В.Н. Бобков[6], К.В. Власова[7] и других, а также материалы сборников и статей и статистические данные международных агентств мониторинга.
Информационной базой исследования послужили официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, данные отечественной справочной и научной литературы, аналитические обзоры и документы, опубликованные в официальных электронных изданиях сети Интернет. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что систематизированы материалы по вопросам миграции населения в России, рассмотрены теоретико-методические основы организации и проведения групповых форм при изучении школьного курса «География России».
Научная новизна: изучены и отобраны теоретические подходы к определению и классификации миграции населения; выявлены основные причины и функции миграции населения; проанализирована общая миграционная ситуация в России; собраны статистические данные о направлениях и интенсивности миграции населения в России; выделены механизмы регулирования миграционных процессов в России; проанализированы теоретические основы групповой работы в школе на уроках географии.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть использованы в школьном курсе на уроках географии.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И АНАЛИЗА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
1.1 Динамика численности
Динамика населения тип математики, используемый для моделирования и изучения размера и возрастного состава население в качестве динамические системы. Миграция населения России – это все люди, живущие на Земле. Численность напрямую зависит от процесса смены поколений, сопровождающегося рождаемостью и смертностью. На январь 2022 в мире насчитывалось приблизительно 7,8 млрд жителей.
Динамика населения традиционно была доминирующей отраслью математическая биология, история которого насчитывает более 220 лет, хотя за последнее столетие область математической биологии значительно расширилась. Начало динамики численности населения считается делом Мальтус, сформулированный как Мальтузианская модель роста.
Согласно Мальтусу, предполагая, что условия (окружающая среда) остаются постоянными (при прочих равных условиях), население будет расти (или сокращаться) экспоненциально. Этот принцип лег в основу последующих предсказательных теорий, таких как демографический исследования, такие как работа Бенджамин Гомпертц и Пьер Франсуа Верхюльст в начале 19 века, который уточнил и скорректировал мальтузианскую демографическую модель [2, с. 4].
Более общая формулировка модели была предложена Ф. Дж. Ричардс в 1959 г., далее расширен Саймон Хопкинс, в котором модели Gompertz, Verhulst, а также Людвиг фон Берталанфи рассматриваются как частные случаи общей формулировки. В Уравнения Лотки – Вольтерра хищник-жертва еще один известный пример, а также альтернатива Уравнения Ардити – Гинзбурга. Динамика популяции пересекается с другой активной областью исследований в математической биологии: математическая эпидемиология, изучение инфекционных заболеваний, поражающих население. Были предложены и проанализированы различные модели распространения вирусов, которые дают важные результаты, которые могут быть применены при принятии решений в отношении политики здравоохранения.
Динамика населения – это изменение количества населения. Изменение численности населения может происходить под влиянием механического дви¬жения (миграций) и в результате естественного движения.
Естественное движение населения – это изменение численности населения под воздействием естественных процессов (рождаемости и смертности), которые определяют смену людских поколений.
Рождаемость в России составляет 12 промилле, что означает 12 человек на одну тысячу человек (данные за 2009 год) (в 2002 году 10 человек на 1000 человек) [8, с. 133].
За последние годы ситуация несколько улучшилась, что связано с проведением государством активной демографической политики. Однако ежегодная естественная убыль населения остается достаточно высокой, значительно сократился миграционный прирост населения.
Факторы влияющие на рождаемость:
уровень жизни населения;
национальные особенности;
уровень образования женщины;
состояние системы здравоохранения страны.
Самый высокий уровень рождаемости в республиках Волго-Вятского, Северо-Кавказского и Уральского экономических районов.
Самый низкий уровень рождаемости в Северо-западном и Центральном экономических районах. Смертность в России составляет 15 человек на 1000 человек. Смертность среди российских мужчин и женщин в трудоспособном возрасте значительно выше среднеевропейского показателя.
В России сформировалась особая модель смертности:
Огромный разрыв в средней продолжительности жизни мужчины и женщины (13 лет). В среднем мужчины доживают до 61 года, женщины до 74 лет. Снижение продолжительности жизни [9, с. 198].
Изменения в структуре причин смертности:
1. Болезни органов пищеварения.
2. Раковые заболевания.
3. Территориальный фактор.
4. Отравления, СПИД, суицид.
Механическое движение населения – перемещение людей на постоянное или временное жительство, обусловленное природными, экономическими, политическими и другими причинами (Рис.1) [14, с. 21].
Рис.1. Механическое движение населения
Внутренние перемещения не меняют численность населения страны, а изменяют численность населения отдельных районов. В настоящий момент внутренняя миграция охватывает 80% общего миграционного оборота.
Внутренняя миграция бывает:
1. постоянная (переезд на постоянное место жительства);
2. сезонная (перемещение в зависимости от времени года);
3. маятниковая (регулярные, обычно ежедневные, перемещения населения из одного населенного пункта в другой на работу или учебу и обратно);
4. также сформировался характерный для северных районов западной и восточной Сибири вахтовая.
Внешнюю миграцию подразделяют на:
1. Иммиграцию (въезд граждан на территорию страны).
2. Эмиграцию (выезд граждан из своей страны в другую страну на постоянное или длительное жительство).
В социальных науках демография резервирует изучение человеческих популяций, которые отличаются от популяций животных не столько значениями биологических параметров (продолжительность жизни, интервал между поколениями и т. д.), Сколько осознанием их и который позволяет задавать вопросы заинтересованным лицам. У людей есть возраст, то есть дата рождения. Они являются субъектами таких событий, как брак и деторождение, выявление которых предполагает либо опрос заинтересованных сторон (перепись или опрос), либо соответствующих институтов ( гражданский статус ). Эта идентификация требует, чтобы были известны имена людей, которые затем исчезают при обработке данных. Записи о местах рождения, проживания и смерти также предполагают, в частности, для изучения миграции, признанное географическое разделение [16, с. 23].
Таким образом, качество и прогресс демографических знаний зависят от административных институтов, необходимых для сбора данных и обеспечения секретности.
Изучение точности численности человеческих популяций, полученной путем обследования или расчетов, или датировки демографических событий, в частности рождений и смертей, задействует психологию людей, их уверенность или недоверие к людям, следователи и счетчики, их избирательная память о семейных событиях, степень их приверженности классификационным институтам.
1.2 Показатели воспроизводства населения
Для определения воспроизводства в обществе учитываются данные о смертности и рождаемости за один год. Данный параметр определяет число детей, рожденных в течение этого периода на 1000 человек. Для определения смертности используются данные о численности умерших.
Разница между рождаемостью и смертностью определяет величину естественного прироста. Страны различаются по доле людей разного возраста. Наука, изучающая взаимосвязь периодов развития и упадка общества с различными событиями, называется демографией.
Для существования стабильного населения рождаемость должна быть выше смертности. Поэтому страны заинтересованы в повышении рождаемости и снижении смертности [20, с. 259].
Наука выделяет 3 основных типа воспроизводства населения:
современный;
патриархальный;
архаичный.
Современные типы более рациональны в современном обществе, которое называет традиционные типы патриархальными. Архаичный тип означает быстрое рождение и высокий уровень смертности. Этот тип в настоящее время наблюдается только в некоторых африканских племенах. Рассмотрим подробнее первые два типа воспроизведения.
Тип 1 относится к современному обществу и широко распространен в промышленно-развитых странах. Хотя смертность низкая, рождаемость детей резко сократилась. Продолжительность жизни возрастает до 75 лет и количество рожденных детей снижается. Естественный рост населения достигает нуля, и он может опуститься ниже этой границы. Количество населения уменьшается. Этот феномен называется «демографическим кризисом», а общий образ жизни – «депопуляция». Используя пирамиду, основанную на поле и возрасте, ученые определили пределы убыли населения, при которых количество детей сокращается и преобладает старшая часть общества.
Тип 2 еще называют традиционным. Его активно наблюдали в середине 20-го столетия. Благодаря высокому уровню развития сельского хозяйства людям требовалось больше работников. Отсюда и высокий уровень рождаемости. Активная смертность наблюдается в период войн, катастроф и эпидемий. При высоких показателях урожайности смертность была крайне низкой. В связи с серией постоянных конфликтов между странами рост населения стал заметен только несколько лет назад. В результате развития медицины в ХХ – начале ХХI века резко снизилась смертность, а коэффициент смертности остался на 4-5, и в некоторых странах достиг 6-7. Рождаемость выросла (демографический всплеск) – в результате население увеличилось за счет большого числа рожденных детей. Данные хорошо подтверждены половозрастными моделями [12, с. 8].
Так называемый «современный» или «рациональный» тип воспроизводства населения возникает в результате перехода от аграрной к индустриальной экономике. Этот тип воспроизводства характеризуется низкой фертильностью, близкой к среднему возрасту, низким естественным ростом и высокой средней продолжительностью жизни. Это характерно для экономики развитых стран, где более высокий уровень жизни и культура населения. Низкая рождаемость нашей страны тесно связана с целесообразным планированием размеров семьи. На показатели уровня смертности оказывает влияние высокий процент молодежи, рожденной в конце восьмидесятых – начале девяностых годов прошлого века.
Продолжительность жизни – один из важных демографических факторов. Он показывает среднее число лет, которые человек может теоретически прожить, если нынешние показатели смертности и рождения
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 27.03.2019 № 130 16, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательств РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Аганбегян, А.Г. Демографическая драма на пути перспективного развития России / А.Г. Аганбегян // Народонаселение. – 2017. – №3. – С. 4–23.
3. Адам Смит: основные идеи, теории и труды экономиста. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.syl.ru/article/ 379788/adam-smit-osnovnyie-idei-teorii-i-trudyi-ekonomista
4. Антонов, Е.В. Крупнейшие городские агломерации и формы расселения надагломерационного уровня / Е.В. Антонов, А.Г. Махрова // Известия Российской академии наук. Серия географическая. – 2019. – № 4. – С. 31–45.
5. Альпидовская, М.Л. Макроэкономика: учебник / М.Л. Альпидовская. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 192 c.
6. Бобков, В.Н. Сравнительные характеристики индикаторов качества и уровня жизни в российских регионах: Субъекты, федеральные округа, Арктика / В.Н. Бобков, А.А Гулюгина, Е.Г Зленко, Е.В. Одинцова // Уровень жизни населения регионов России. – 2017. – №1 – С. 50-64.
7. Власова, К.В. Особенности изменения подходов к определению понятия «миграция» / К.В. Власова // Общество. Наука. Инновации. – Киров: Вятский государственный университет, 2018. – С. 154-164.
8. Гаврилова, И.А. Качество жизни населения: стратегия повышения, государственное регулирование / И.А. Гаврилова // Фундаментальные исследования. Академия естествознания. – 2017. – № 4-1. – С. 133-137.
9. Гордеев, Н.Г. Трудовая миграция: актуальные проблемы и пути их решения / Н.Г. Гордеев // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2018. Т. 9. № 1 (18). – С. 40-43
10. Зубарев, Н.Ю. Динамика численности населения России в контексте теории демографического перехода / Н.Ю. Зубарев // Журнал экономической теории. – 2019. – Т. 16. – №2. – С. 198-206
11. Зубаревич, Н.В. Неравенство регионов и крупных городов России: что изменилось в 2010-е годы? / Н.В. Зубаревич // Общественные науки и современность. – 2019. – № 4. – С. 57–70.
12. Зубаревич, Н.В. Развитие больших городов в России в 2010-х годах / Н.В. Зубаревич, С.Г. Сафронов // Региональные исследования. – 2019. – № 1 (63). – С. 39–51.
13. Иванов, С.Ф. Детерминанты демографического перехода на глобальном юге / С.Ф. Иванов // Демографическое обозрение. – 2017. – Т. 4. – №2. – С. 6–52.
14. Ильяшенко, В.В. Макроэкономика (для бакалавров) / В.В. Ильяшенко. - М.: КноРус, 2019. - 416 c.
15. Кириллов, П.Л. Изменение межрегиональных пропорций в расселении на территории России в 2002–2017 гг. / П.Л. Кириллов, А.Г. Махрова // Население и экономика. – 2019. – Т. 3. – № 1. – С. 21–37.
16. Клеева, Л.П. Миграция как фактор динамики населения Российской Федерации / Л.П. Клеева // Энергия: экономика, техника, экология. – 2020. № 9. – С. 34-47.
17. Колесникова, О.А. Внешняя трудовая миграция и ее социально-экономические последствия / О.А. Колесникова // Вестник Воронежского института высоких технологий. – 2018. № 1 (24). – С. 143-146.
18. Куликов, Н.Д. Современные проблемы развития экономики России / Н.Д. Куликов // Общественные и экономические науки. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/SNF_ social/4(4).pdf
19. Махрова, А.Г. Полииерархический анализ сезонной дачной субурбанизации в современной России / А.Г. Махрова // Региональные исследования. – 2017. – №3. – С. 23–34.
20. Миграционная политика: диагностика, вызовы, предложения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/218427665
21. Миграция населения в России: тенденции, проблемы, пути решения. Социальный бюллетень [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ac.gov.ru/files/publication/a/16766.pdf
22. Миляева Ю.В. Основные тенденции миграционных процессов в современной России / Вопросы студенческой науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tendentsii-migratsionnyh-protsessov-v-sovremennoy-rossii
23. Михайлова Н.В. Причины миграции в рамках стран СНГ и стратегия миграционной политики Российской Федерации / Вестник РУДН. Серия: Политология, 2017. – Т. 19. – №3. – С. 259-266.
24. Общая численность населения России по годам с 1897 по 2020 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infotables.ru/statistika/31-rossijskaya-federatsiya/782-obshchaya-chislennost-naseleniya-rossii
25. Общий прирост населения по данным Росстата [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/12781
26. Официальный сайт Международного валютного фонда. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.imf.org/external/russian/index.htm.
27. Официальный сайт Программы Развития ООН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hdr.undp.org/en
28. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/.
29. Питухина, М.А. Зарубежная трудовая миграция в субъектах арктической зоны РФ / М.А. Питухина // Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. – 2020. № 3. – С. 90-94.
30. Пруель, Н.А. Миграция в современной России: масштабы, основные направления и проблемы / Н.А Пруель // Russian journal of regional studies. 2020. № 1. – С. 133-158.
31. Рейтинг стран мира по уровню жизни населения. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kakdobratsyado. ru/rejting-stran-mira-po-urovnyu-zhizni-naseleniya/
32. Реэр, Д. Экономические и социальные последствия демографического перехода: пер. с англ. / Д. Реэр // Демографическое обозрение. – 2017. – Т. 1. – №4. – С. 41–67.
33. Рее, О.И. Проблемные задания как фактор повышения интереса к изучению предмета в школьном курсе географии / О.И. Рее // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Пенза, 2019. – С. 89-91.
34. Серафимович, А.Е. Образовательная миграция и обучение иностранных студентов: современное состояние, тенденции развития / А.Е. Серафимович // Юридическое образование и наука. – 2018. № 1. – С. 19-23.
35. Соболь, Т.А. Современный уровень и качество жизни населения / Т.А. Соболь // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2018. №2 (25) – С. 7-14.
36. Суяркова, О.В. Влияние трудовой миграции на экономику стран-реципиентов / О.В. Суяркова // Электронный научный журнал. – 2019. № 3. – С. 170-174.
37. Томаева, Д.М. Понятие «миграция»: основные подходы к определению / Д.М. Томаева // Научное мнение. Экономические, юридические и социологические науки. – 2018. № 1 – С. 39-43.
38. Троянская, М.А. Миграция на приграничных территориях России и Казахстана: практические аспекты / М.А. Троянская // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2021. – Т. 17. – № 1 (394). – С. 4-25.
39. Чурсина, А.С. Качество жизни населения в современной России / А.С. Чурсина // Научное сообщество студентов: материалы XIV Междунар. студенч. науч. - практ. конф. (Чебоксары, 26 мая 2017 г.). - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 287-289.
40. Чикарова, Г.И. Международная студенческая миграция: наметившиеся тренды и новые вызовы / Г.И. Чикарова // Гуманитарий Юга России. – 2020. Т. 9. № 5. – С. 188-198.
41. Численность и миграция населения Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gks.ru/folder/11110/document/13283