Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях возрождения национальной системы образования развитие межличностных отношений участников учебно-воспитательного процесса является одной из насущных педагогических задач. Становление межличностных отношений со сверстниками происходит в первые годы обучения, поэтому исследования данной проблемы младших школьников приобретает особое значение. Именно этот возраст является переломным моментом в жизни ребенка: он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, в нее начинают складываться новые разнообразные формы деятельности.
Актуальность исследования проблемы становления отношений между младшими школьниками вызвана также необходимостью преодоления авторитарных тенденций обучения и воспитания, которые частично сохранились в современной начальной школе и сдерживают их развитие.
Изучению межличностных отношений детей посвящено достаточно много исследований в отечественной и зарубежной социальной психологии и педагогике. На основе анализа своего опыта А.С. Макаренко определил, что коллективом можно назвать группу обучающихся с общими целями, которые реализуются в совместной деятельности [2]. Коллектив обучающихся является сложным социально-педагогическим явлением, воспитывающей средой, существенно влияющей на социализацию личности и формирование ее нравственных качеств и ориентиров. Он обеспечивает разнообразный опыт деятельности и общения, создает условия для развития организаторских умений и способностей, учит сотрудничеству.
Следовательно, общение – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Как полагал Л. С. Выготский, развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и в общении[9]. Общие вопросы развития личности и влияния на этот процесс межличностного общения и взаимодействия исследовали А.А. Бодалев [5], Л.И. Божович [6],А. Н. Леонтьев [17], А. Маслоу [19], В. Н. Мясищев [23], А.В. Петровский [28], А.А. Реан [34], [40], С.А. Рубинштейн [35] и другие.
Сущность понятия, особенности и условия развития межличностных отношений раскрывают Л.И. Божович [6], В.А. Калашникова [12], Н. Н. Обозов [25], Л.М. Фридман [46], а также в психологических словарях [18], [20] и учебной литературе [1], [10], [32], [36].
Возрастные особенности третьеклассников, в том числе особенности развития их межличностных отношений изложены в работах В.С. Мухиной [22], С. В. Поповой-Денисовой [31], М. Е. Сачковой [37], Е.О. Смирновой ([35],[36]), а также в учебной литературе [8], [36].
В работах Я. Л. Коломинского ([14],[15],[16]) раскрыта социология малых групп, в том числе и их роль в развитии межличностных отношений.
Вопросы оценки межличностных отношений описаны в работах Г.М. Андреевой [1], М.Р. Битяновой [3].
Ученые отмечают, что в младшем школьном возрасте для развития ребенка важно его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками осуществляется познавательная предметная деятельность и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Общение со сверстниками задает направление его развития. Итак, межличностные отношения являются одним из факторов, влияющих на развитие личности. Поэтому проблемами межличностных отношений занимаются многие ученые и эти проблемы актуальны на сегодня.
Межличностные отношения реализуются в коллективе, и непременным условием развития личности младшего школьника является именно творческое развитие в совместной деятельности. Данные вопросы раскрыты в работах И.П. Иванова [11], С.Д. Полякова [30], Е.В. Титовой [42], [43], Н.П. Царевой [47] и др. Раскрыты возможности использования коллективных творческих дел в формировании социальной компетентности младших школьников, становлении коллектива ([26],[44],).
Учитывая широкий спектр возможностей коллективной творческой деятельности, мы положили в основу решения проблемы развития межличностных отношений младших школьников идею использования коллективных творческих дел.
Объект исследования – формирование межличностных отношений третьеклассников.
Предмет исследования – формирование межличностных отношений третьеклассников посредством организации коллективных творческих дел.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать проект развития межличностных отношений третьеклассников посредством коллективных творческих дел.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что использование коллективных творческих дел, организованных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей третьеклассников, будет эффективным для развития их межличностных отношений.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие «межличностные отношения»;
2) изложить психологические особенности развития межличностных отношений третьеклассников;
3) раскрыть возможности коллективных творческих дел в развитии межличностных отношений третьеклассников;
4) разработать проект по использованию коллективных творческих дел для развития межличностных отношений третьеклассников и оценить его эффективность.
Методы исследования – анализ психологической, педагогической и методической литературы, педагогическое проектирование, педагогический эксперимент, математические методы обработки его результатов.
База исследования –
Глава 1. Теоретические основы развития межличностных отношений третьеклассников посредством коллективных творческих дел
1.1. Сущность понятия «межличностные отношения»
В современной психологии и педагогике фигурирует множество мнений относительно места межличностных отношений в жизнедеятельности людей. Поскольку любая личность рассматривается в ее взаимосвязи с другими представителями определенной социальной группы, к которой она принадлежит, то именно в человеческих отношениях оказывается глубинный смысл человеческого «Я» и неповторимыми красками «вплетается в канву объективных общественных отношений, позволяя выделить особый их уровень - межличностные отношения, основанные на основе определенных чувств человека, возникающих в нее по поводу другого человека, его поведения, деятельности, позиции в обществе» [5, с. 43]. В связи с этим В.Н. Мясищев [24] считал, что определяющим для личности является отношение к людям, то есть взаимоотношения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. , Екатеринбург, 14 апреля 2020 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. – С. 117-121.
2. а [Текст] / В. В. Архипова. – СПб. : Эксклюзив, 1995. – 234 с. 6. Безродных, Т. В. Межличностные отношения детей младшего школьного возраста. Современные образовательные технологии: психология и педагогика [Текст] / Т. В. Безродных.— Новосибирск : ЦРНС, 2009. — 311 с.
3. Агафонова, В. А. Деятельность учителя по формированию и развитию межличностных отношений младших школьников в процессе их социализации [Текст] / В. А. Агафонова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. –2015. –№3. – 98-99 с.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 376 с.
5. Бабанский, Ю. К. Педагогика: Курс лекций / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1988. – 125 с.
6. Битянова, М. Р. Как измерить отношения в классе: социометрический метод в школьной практике / М.Р. Битянова. – М.: Чистые пруды, 2005.
7. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. – М.: Знание, 1981. – 30 с.
8. Бодалев, А. А. Личность и общение: Выбор. психол. соч. / А.А. Бодалев. – М.: Междунар. псих. акад., 1995. – 326 с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Академия, 2008.
10. Васянович, Г. П. Педагогічна етика : навч. посібник / Г. П. Васянович. –Львів: Норма, 2005. – 344 с.
11. Волков, Б. С. От младшего школьного возраста до юношества // Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б. С. Волков, Н. В. Волкова; под ред. Б. С. Волкова. – В 2-х частях. – Ч. 2 – М.: ВЛАДОС, 2005. – 343 с.
12. Газман, О. С. Детский коллектив как субъект воспитания // Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли [Текст] : А. Ю. Гордина, Л. И. Новиковой ; под ред. А. Ю. Гордина. – М. : Педагогика, 1973. – 71-109 с.
13. Горбатенко А. C. Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности / А. С. Горбатенко [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.psichology.vuzlib.net/book_o184_page_28.html (Дата обращения: 23.09.2016).
14. Давыдова Е. В. Искусство разработки проектов.//Информатика и образование. — № 8. — 2005.
15. Детская практическая психология: Учебник / Под ред.проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. — 255 с.
16. Дубинина, М. В. Коллективное творческое дело как средство формирования коммуникативных навыков младших школьников / М. В. Дубинина // Наука через призму времени. – 2018. – № 8(17). – С. 64-67.
17. Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Гиросвещение, 1999. - 464 с.
18. Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И. П. Иванов. – М.: Педагогика,1989. – 58 с.
19. Калашникова, В. А. Методика формирования и развития межличностных отношений детского сообщества в эстетической воспитательно-образовательной среде / В.А. Калашникова // Вестник Удмуртского университета. - 2011. – №2. – С. 107-111.
20. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов / Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. - Ярославль, 2006. - 378 с.
21. Кобзева, Ю. И. Коллективное творческое дело как эффективный метод обучения иностранному языку / Ю. И. Кобзева, А. Н. Мурзич // Актуальные проблемы лингвистики и методики : Материалы XII студенческой научно-практической конференции с международным участием
22. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. Учеб. пособие для психологов, педагогов, социологов / Я. Л. Коломинский. – М.: АСТ, 2010. – 446 с.
23. Коломинский, Я. Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. пособие для педагогов и психологов / Я. Л. Коломинский. – Минск: ФУА-информ, 2003. – 312 с.
24. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности. Учебное пособие. Минск: Тетра-Системс, 2000.
25. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобраз. искусства. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 172 с.
26. Кудусова, Т. Х. Личностные особенности младших школьников, способствующие развитию их межличностных отношений [Текст] : Т. Х. Кудусова, Н. Н. Мозговая // Международная научно-практическая конференция «Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития». Нижний Новгород, 2015.
27. Кулакова Е. А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей /Под общей редакцией к. пс. Н. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
28. Лазурский, А. Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы [Текст] : А. Ф. Лазурский. –СПб. : Алетейя, 2011. – 192 с. 74
29. Леонтьев, А. А. Психология коллективной деятельности в учении [Текст] / А. А. Леонтьев. М. : Начальная школа. – 2002. – 3-6 с.
30. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 302 с.
31. Леонтьева, Л. В. Коллективное творческое дело как средство развития социальной компетентности старших дошкольников / Л. В. Леонтьева // Вопросы педагогики. – 2018. – № 6-1. – С. 113-117.
32. Лепихова, Л. А. Межличностные отношения / Л. А. Лепихова // Психология личности: словарь-справочник / под ред. П. П. Горностая, Т. М. Титаренко. – К.: Рута, 2001. – С. 71-72.
33. Лутошкин Л. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М.: Педагогика, 2001. Макаренко А. С. Цель воспитания. Организационное строение коллектива. Перспектива //Пед. соч.: В 8 т. — М.: Педагогика, 1984.
34. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.
35. Межличностные отношения // Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов н/Д : Феникс, 1998. – 198 с.
36. Межличностные отношения ребёнка от рождения до семи лет. / Под ред. И.О. Смирновой. – М.-Воронеж, 2001.
37. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. – 4-е изд.– М.: Академия, 1999. – 456 с.
38. Мясищев, В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / В. Н. Мясищев // Психология личности. Хрестоматия. – Т.2.– Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1999. – С. 197-244.
39. Наумова, М.Л. Коррекция межличностных отношений детей младшего возраста методами арт-терапии / М.Л. Наумова. – М.: Социосфера, 2013.
40. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. – К.: Лыбидь, 1990. – 191 с.
41. Одинцова, Е. А. Особенности формирования межличностных отношений младших школьников в процессе организации коллективной художественной деятельности / Е. А. Одинцова // Проблемы художественно-эстетического образования и воспитания в контексте социокультурных вызовов : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Липецк, 10 декабря 2020 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. – С. 222-227.
42. Организация системы коллективных отношений и творческих дел как средство воспитания сознательной дисциплинированности учащихся: Учебн. пособ. к спец. курсу. – Пермь, 1991.
43. Петровский, А. В. Введение в психологию / А. В. Петровский – М.: Академия, 1995. – 496с.
44. Поляков С.Д. Коллективное творческое воспитание: перезагрузка. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. — 176 с.
45. Попова-Денисова, С.В. Развитие межличностных отношений у младших школьников / С. В. Попова-Денисова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - №41. - С.109-113.
46. Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Г. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова [и др.]; под ред. Т. Д. Марцинковский. - М.: Академия, 2001.-352 с.
47. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А. А. Реана. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
48. Реан, А. А. Социально-педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2000. – 212 с.
49. Рубинштейн, С.А. Теоретические вопросы психологии и проблема личности / С.А. Рубинштейн // Психология личности. Тексты. – М.: изд-во МГУ, 2012.
50. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е. Е. Сапогова. – М.: Аспект-пресс, 2001. – 460 с.
51. Сачкова, М. Е. Специфика межличностных отношений младших школьников / М. Е. Сачкова - Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 2 – Том II. – С. 252-256.
52. Сироткин О.Е. Содержание и технологии социализации обучающихся младшего школьного возраста // Молодой исследователь Дона. 2021. №4 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-tehnologii-sotsializatsii-obuchayuschihsya-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 11.03.2022).
53. Смирнова, Е.О. Психология ребёнка / Е.О. Смирнова. - М.: Школа- пресс, 1997.
54. Смирнова, Е.О. Соотношение межличностных отношений в раннем онтогенезе / Е.О. Смирнова //Вопросы психологии – 1994. - №6.- С. 5-15.
55. Социальная психология. Краткий очерк / Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю.А. Щерковина. - М., Политиздат, 1975.- 65 с.
56. Сухомлинский, В. А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. – Київ: Радянська школа,1971.- 89 с.
57. Титова, Е.В. Методологический потенциал концепции коллективного творческого воспитания / Е.В. Титова // Российский гуманитарный журнал. - 2014. - №3 – Т. 3. – С. 203-213.
58. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
59. Филонов, Г.Н. Воспитание личности школьника / Г.Н. Филонов. – М.: Педагогика, 1985. –93 с.
60. Фридман, Л.М. Психологическая наука – учителю / Л.М. Фридман, К.Н. Волков. - М.: Просвещение, 1985. –96 с.
61. Царева, Н. П. Социальное творчество как современная форма реализации идей коммунарской педагогики / Н. П. Царева // Российский гуманитарный журнал. - 2014. - №3. – Т. 3. – С. 214-220.
62. Юденкова И.В. Коллективные творческие дела как средство формирования социальной компетентности у младших школьников // И.В. Юденкова, С.В. Горская, М.С. Балагурова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 8-4. – С. 631-634.
63. Яланская, А. А. Организация коллективной жизнедеятельности детского хореографического коллектива как важный фактор его командообразования / А. А. Яланская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 467-471. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66322/ (дата обращения: 11.03.2022).
64. Ackoff R. L On Purposeful Systems / Ackoff, R. L. and F. E. Emery. – Chicago: Aldine, 1972. – 228 р.