Фрагмент для ознакомления
2
1. СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО БОРЬБЕ С ПИРАТСТВОМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ
На протяжении долгого времени процесс становления морского судоходства и развития международной морской торговли теснейшим образом переплетался с историей морского пиратства, которое видоизменялось, но никогда полностью не исчезало. С древнейших времен и по сегодняшний день пиратство продолжает оставаться одной из наиболее проблемных сфер регулирования международного морского права.
Данную тему очень важно рассматривать в научных исследованиях потому, что морское пиратство характеризуется высоким уровнем общественной опасностью, а также выраженными связями с другими сферами преступной деятельности, которые обуславливают глобальную международную преступность и подвергают опасности экономику и обществу многих стран мира.
Однако научные исследования, которые существуют в данный момент, недостаточно изучают тему морского пиратства, что негативно отражается на динамике научных и практических знаний в этой сфере.
Самые первые случаи пиратства были зафиксированы еще во времена фараонов в Древнем Египте. Здесь пираты устраивали нападения на торговые караваны, перемещающиеся по реке Нил. Пойманных пиратов ожидало несколько форм наказания. В лучшем случае их ждало отрубание конечностей, в худшем – смерть. Тяжесть наказания зависела от количества совершенных преступлений. Грубо говоря, от стажа пирата .
Другая форма пиратства была связана с действиями древних викингов, которые активно устраивали набеги на побережье Англии и Франции. Карьера пирата чаще всего завершалась смертью во время очередного набега.
Не менее активно процветали древние пираты в районе Средиземного моря. Древние греки и римляне постоянно подвергались набегам пиратов. Не менее активно пираты захватывали и грабили торговые суда. Уже тогда сформировалась практика захватывать торговые суда и их команды. Груз, команду, сам корабль можно было выгодно продать или перепродать.
Власти боролись с пиратством путем введения жестких законов. Как правило, пирата ждала, либо смерть во время боя, либо медленная смерть на строительстве или участие в гладиаторских боях.
Следующее появление пиратов связано с эпохой средневековья и до XIX века. Европейские пираты придумали несколько интересных форм нападения. Знаменитые Виталийские братья из Германии придумали гасить маяки, ограждавшие опасные рифы возле побережья. Бандиты убивали всех выжавших членов экипажа и пассажиров. Груз извлекался и продавался или оставлялся себе .
В дальнейшем европейские пираты стали называться корсарами или флибустьерами. Примечательно, что Европа стала автором каперства. Каперы – это пираты, поступившие на службу. Каперство активно процветало в XVI-XVII веках.
Автором этого изобретения стали англичане. Каперство позволило англичанам оседлать коммуникацию между Латинской Америкой и Испанией. В результате внушительная часть разграбленных испанцами золотых запасов южноамериканских племен попадали в Англию, а не в Испанию. Карибское море стало раем для пиратов.
В это время появилось такое понятие, как привлечение пиратов на военную службу. В частности, знаменитый пират Френсис Дрейк стал лордом и получил звание адмирала за свои победы над французами.
Однако судьба пиратов, не принявших условия службы, была суровой. Английская корона после короткого следствия вешала или сжигала пиратов. Самым тяжким преступлением пиратов считалось нападение на торговые или военные корабли под английским флагом.
После этого пираты перебрались в район Африки и Азии. Здесь можно было нападать на торговые суда, не опасаясь встречи с военными судами. ХХ век продолжил практику государственного пиратства. Т.н. призовое право вместе с кораблями-рейдерами позволяло захватывать корабли с военной контрабандой.
В дальнейшем ХХ век вновь воскресил настоящих пиратов. Пираты воскресли в регионе Африки и Азии. Причиной пиратства стала слабая государственная власть в странах региона и ужасные условия жизни населения. Сегодня в XXI веке ситуация не изменилась .
По-прежнему район Африки и Индонезия является опасным для судоходства. Правда сегодня Индонезия наращивает размеры своего военного флота для патрулирования всех своих островов. В зоне Гвинейского залива и Сомали патрулируют военные суда, охраняющие мирное судоходство.
С момента создания Лиги Наций неоднократно принимались попытки правовой борьбы с пиратством, как, например, проект Конвенции о борьбе с пиратством 1926 года и Международная конвенция о пиратстве 1930 года, однако эти попытки так и остались проектами, не принятыми международной организацией. Правовая база для борьбы с морским пиратством была несовершенна, и необходимо было предпринять новые меры в целях безопасности и борьбы с морским пиратством.
Деятельность пиратов ставит существенные препятствия на пути к практической реализации принципа свободы навигации, вызывает сбои в международной торговле, нанося большой ущерб водным и воздушным путям, судам, их пассажирам и членам экипажей. Будучи явлением международного масштаба, морское пиратство, подчеркивает С. В. Кручинин, «наносит вред современному мировому порядку, создавая хаос и препятствуя полноценному сотрудничеству отдельных государств».
В последнее время на территории Мирового океана произошел значительный всплеск преступности: пираты существенно расширили границы своих нападений. Как и в период «классической эпохи» пиратства резко возросло количество атак на коммерческие суда. Международным центром по борьбе с пиратством обращается внимание на то, что в настоящее время им занимается более 200 преступных группировок.
Статистика показывает, что за первые 9 месяцев 2021 года, по данным Международного морского бюро, было зафиксировано 97 актов пиратства и вооруженных ограблений (самый благоприятный показатель за последние 27 лет). Морскими пиратами было захвачено 85 судов, при этом 9 попыток захвата были предотвращены, 2 корабля были обстреляны и одно угнано.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
7. Алиева, М.И., Гусниев, А.А. Международно-правовое сотрудничество государств в борьбе с морским пиратством. / М.И. Алиева, А.А. Гусниев // Евразийский юридический журнал. – [Электронный ресурс]. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36826585 (Дата обращения: 06.03.2033)
8. Братышева, А.С., Бондаренко, Р.Н. Международное сотрудничество в борьбе с морским пиратством. – Сборник лучших студенческих научных работ и разработок – Челябинск: ЮУНИИ, 2018 – С. 96–178.
9. Варфоломеев, А.А. Современное морское пиратство и действующее международное право / А.А. Варфоломеев // Международная жизнь. – 2015. – № 4. – С. 149–162. – [Электронный ресурс]. – https://elibrary.ru/item.asp?id=23646172 (Дата обращения: 12.11.2021).
10. Гликштейн, Д. Незаконное использование интеллектуальной собственности. / Д. Гликштейн. – [Электронный ресурс]. – https://vitvet.com/articles/piratstvo/ (Дата обращения: 08.03.2022).
11. Князева, Н.А. Уголовно-правовое противодействие пиратству: современные проблемы правотворчества и правоприменения: автореф.на соиск. уч. ст. к.ю.н. / Н.А. Князева. – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. – 27 с.
12. Колодкин, А.Л. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы / А.Л. Колодкин, В.Н. Гуцуляк, Ю.В. Боброва // Московский журнал международного права М.: Статут, 2009. – С. 275–278. – [Электронный ресурс] https://elibrary.ru/item.asp?id=11911740 (Дата обращения: 12.11.2021).
13. Маймистова, И.В. Международно-правовые проблемы защиты от пиратства на море: автореф. на соиск. уч. ст. к.ю.н. / И.В. Маймистова. – [Электронный ресурс]. – СПб.: Российская академия правосудия, 2012. – 30 с.
14. Международно-правовые механизмы борьбы с пиратством // Гуманитарное право. Сетевой научный электронный журнал. – [Электронный ресурс]. – https://humanlaw.ru/easyblog/zapis/mezhdunarodno-pravovye-mekhanizmy-borby-s-piratstvom.html (Дата обращения: 09.03.2022).
15. Морозов. И.С. Борьба с пиратством в России и в мире. Юридический аспект. – Монография. / И.С. Морозов – Новосибирск: Аргумент, 2021 – 195 с.
16. Мялкина, К.А. Международно-правовая регламентация противодействия современным формам пиратства в целях обеспечения безопасности морских перевозок / К.А. Мялкина // Молодой ученый. – 2019. – № 10 (248). – С. 185–187. – [Электронный ресурс] https://moluch.ru/archive/248/57064/ (Дата обращения: 11.03.2022).
17. Сазонов, В. Авторское право в виртуальном мире. / В. Сазонов. – [Электронный ресурс]. – https://www.advgazeta.ru/mneniya/avtorskoe-pravo-v-virtualnom-mire/ (Дата обращения: 04.03.2022).
18. Саруханян, М.С. Современные проблемы теории и практики права глазами молодых исследователей / М.С. Саруханян // Материалы XV Всероссийской молодежной научно-практической конференции // Сборник статей Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. – 2018. – № 3. – С. 153–160. – [Электронный ресурс]. – https://elibrary.ru/item.asp?id=35317746 (Дата обращения: 12.11.2021).
19. Тодоров, А.А. Уголовно-правовая характеристика пиратства по российскому и зарубежному законодательству: автореф. на соиск. уч. ст. к.ю.н. / А.А. Тодоров. – М.: МГУ, 2012. – 32 с.
20. Францкевич, М.С. Вопросы регламентации безопасности мореплавания в рамках международного права / М.С. Францкевич // Сборник статей Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. – 2021. – Т. 17. №2. – С. 5–7. – [Электронный ресурс] https://elibrary.ru/item.asp?id=45709811 (Дата обращения: 12.11.2021).
21. Хижняк, В.С. Современные проблемы международно-правового сотрудничества по борьбе с пиратством / В.С. Хижняк // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2017. – № 8. – С. 3–5. – [Электронный ресурс] https://elibrary.ru/item.asp?id=29876130 (Дата обращения: 12.11.2021).
22. Хижняк, В.С. Проблемы совершенствования международно-правового механизма борьбы с пиратством // Вестник Саратовской государственной академии права. – 2011. – № 6. – С. 87–91.