Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
Опорой и базой продуктивной деятельности человека на протяже-нии исторического пути развития являются традиции, в которых сосредо-точен бесценный опыт, дающий новым поколениям проявить на его основе свои лучшие качества и творческие способности.
В области музыкального искусства русская исполнительская школа обладает огромным авторитетом и влиянием, имеет огромное влияние во всем мире. Она до настоящего времени сохраняет свое ведущее значение для музыкантов всех специальностей.
Традиции русской фортепианной школы на протяжении всего ХХ и начала XXI веков привлекают заинтересованное внимание музыкантов- пианистов всего мира и служат своеобразным «банком идей» для развития других национальных исполнительских школ.
С конца XVIII столетия в Россию начинает интенсивно проникать немецкий клавиризм. В 1773 году выходит первое на русском языке руко-водство по игре на клавире - перевод работы немецкого педагога Г.С. Ле-лейна «Клавикордная школа или краткое и основательное показание к со-гласию и мелодии, практическими примерами изъясненное». Получившее большое распространение в России в последние десятилетия XVIII столе-тия, это руководство явилось проводником наиболее передовых идей того времени в области фортепианного преподавания - педагогики Ф. Э. Баха. Важнейшая задача педагога, по мысли Лелейна, заключается в том, чтобы воспитывать не «механического» исполнителя, но музыканта, имеющего «понятие и чувствие».
В 1802 году Петербург посетил выдающийся композитор и пианист Муцио Клементи, создатель лондонской пианистической школы. С этого времени начинается период длительного взаимовлияния русской пиани-стической культуры и английского пианизма. Из учеников Клементи, живших в России в начале XIX столетия, - Кленгеля, Бергера и Фильда, - наибольшее значение для развития русской школы пианизма имела дея-тельность этого последнего.
Из пианистов, долго живших в России, должен быть упомянут, наконец, выдающийся немецкий виртуоз и популярный в свое время ком-позитор Адольф Гензельт.
Наряду с музыкантами, длительное время жившими в России, для развития русского пианизма имело немалое значение и эпизодическое пре-бывание в ней видных иностранных гастролеров. Начиная с первых деся-тилетий XIX века, Россию (посещали почти все крупнейшие западноевро-пейские артисты, в том числе пианистки: Плейель, Бельвиль-Ури, Клара Шуман, пианисты: Гуммель, Герц, Дёлер, Дрейшок, Л. Мейер, Тальберг, Лист. Приезд их обычно являлся одним из значительнейших событий се-зона. Их концерты оживленно комментировались на страницах прессы, иногда в ней помещались даже довольно обширные статьи, освещающие биографию и деятельность этих артистов. Отклики на игру иностранных концертантов были обычно в духе эстетических вкусов русской критики того времени. Порицалась внешняя виртуозность, даже самая ослепитель-ная (у Тальберга), отсутствие «души» в исполнении (у Дрейшока). Насто-роженно отнеслись к демонической страстности и оркестральности Листа (лишь немногие, вроде Серова и Стасова, приняли полностью и безуслов-но его искусство). Приветствовалась грациозность игры (у Плейель), про-никновенность и поэтичность ее (у Листа), певучесть (у Талъберга, Листа).
В данной работе мы обратились к изучению проявлений фортепиа-нной исполнительской школы в деятельности педагогов-музыкантов, кото-рые, сами являясь представителями одной из ветвей русской фортепианной школы, творчески развивают в своей деятельности воспринятые ими от своих учителей принципы и идеи.
По мнению профессора МГК им. П.И. Чайковского Л.Е. Слуцкой, «Не будет преувеличением утверждать... что концептуальные подходы к музыкально-исполнительскому искусству и педагогике, сложившиеся в прежние годы, не претерпели ныне принципиальных, сущностных измене-ний».
К изучению традиций русской фортепианной школы обращались многие авторы - педагоги и исполнители, в трудах которых анализируют-ся различные направления фортепианной педагогики, педагогическое творчество выдающихся пианистов. Это Лев Аронович Баренбойм, Саму-ил Моисеевич Майкапар, Яков Исаакович Мильштейн, Александр Алек-сандрович Николаев, Самарий Ильич Савшинский, Геннадий Моисеевич Цыпин и другие авторы.
Важная роль в изучении фортепианных школ принадлежит методи-ческим трудам и мемуарам известных педагогов-музыкантов, в том числе, выдающихся исполнителей-пианистов - Александра Борисовича Гольден-вейзера, Константина Николаевича Игумнова, Евгения Яковлевича Ли-бермана, Якова Исааковича Мильштейна, Генриха Густавовича Нейгауза и других.
Методологическая основа данного исследования состоит в обраще-нии к исследованиям, в которых изучаются традиции русской и китайской фортепианной школы и ее проявления в современной образовательной практике; работы, освещающие историю фортепианной педагогики; пси-хологические исследования процессов самоактуализации и персонифика-ции; мемуары выдающихся педагогов-музыкантов, в которых показаны традиции фортепианного искусства.
Таким образом, тема данной курсовой работы является актуальной.
Предметом изучения является музыкальная педагогика.
Объектом изучения является методика преподавания фортепианной игры в России и Китае.
В данной работе необходимо решить ряд задач:
- изучить историю фортепианного образования в России.
- изучить становление фортепианного образования в Китае.
- рассмотреть методы преподавания фортепианного исполнитель-ского искусства в России.
- рассмотреть методы преподавания фортепианного исполнитель-ского искусства в Китае.
Целью данной работы является проведение сравнительного анализа методики преподавания игры на фортепиано в России и в Китае.
В данной работе были использованы следующие методы исследо-вания: анализ литературы, синтез, обобщение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литера-туры.
Глава 1. Исторические предпосылки развития фортепианного обуче-ния в российских и китайских университетах.
1.1 История фортепианного образования в России.
В течение первого периода фортепианная музыка в России получи-ла распространение главным образом в среде дворянства (сначала в XVII-XVIII веках в аристократических, а впоследствии и в более широких дво-рянских кругах). Объяснялось это, по-видимому, с одной стороны, боль-шей восприимчивостью дворянства, по сравнению с другими слоями рус-ского населения, ко всему иноземному; с другой стороны, значительной дороговизной тогдашних инструментов, делавших их доступными лишь для имущих классов. Дворянами были не только преобладающая часть слушателей, но и большая часть исполнителей этого времени. Дворянство являлось законодателем и тогдашних эстетических вкусов в русской фор-тепианной культуре. [1, с. 95]
Говоря о проникновении в Россию иностранного искусства, необ-ходимо иметь в виду, что, попадая на русскую почву, оно вскоре прини-мало иной отпечаток и подвергалось воздействию русской культуры. Не следует думать также, что в России усваивались все традиции западноев-ропейского пианизма. Многое отбрасывалось, оказавшись нежизнеспособ-ным. Закреплялось только то, что соответствовало художественным вку-сам русского общества того времени. А вкусы эти формировались под влиянием не только иноземных веяний, но и являлись в значительной мере следствием многовекового и самобытного развития русской художествен-ной мысли.
Характерной особенностью первого периода русского пианизма является преобладание в нем любительского домашнего музицировали. В то время по существовавшим правилам общественного поведения, дворя-нину не подобало заниматься искусством профессионально. [1, с. 125]
Говоря о любительском характере русского пианизма той эпохи, надо отчетливо представлять себе, что так называемые любители далеко не всегда были невеждами в искусстве. Напротив, многие из них являлись об-разованными музыкантами, по своей выучке не уступающими профессио-налам. И если термином «любители» приходится пользоваться» то только с целью оттенить некоторые особенности музыкальной деятельности этих пианистов в отличие от деятельности их преемников - музыкантов поры расцвета профессионализма.
Наряду с любителями в течение первого периода появляются и рус-ские пианисты-профессионалы. В XVIII столетии их было еще немного, но, начиная с первых десятилетий прошлого века, количество их быстро уве-личивается. [2, с. 74]
Среди русских пианистов-профессионалов первой половины про-шлого столетия особенно выделялись Герке и Виллуан.
Антон Августович Герке был известным в свое время пианистом, одним из лучших учеников Фильда. Обладая исключительной работоспо-собностью, он за долгие годы хвоей педагогической деятельности воспитал огромное количество пианистов, среди которых были такие выдающиеся исполнители, как М. П. Мусоргский и Н. Н. Пургольд (жена Н. А. Римско-го-Корсакова).
Начиная с 30-х годов в России резко усиливается тяга к профессио-нальной выучке консерваторского типа. Это отражается и в общественной мысли того времени и в деятельности отдельных музыкантов. Все более осознается необходимость в России консерваторий.
Антон Рубинштейн - целая эпоха в истории русского и мирового пианистического искусства. Его игра покоряла всякого слушателя - и про-фессионала, и незнатока, оставляя в душе каждого неизгладимый след на всю жизнь. Рубинштейна нередко пытались сравнивать с Листом, спорили о том, кто из них выше. [2, с. 80]
Связи Рубинштейна с пианистической культурой были, однако, значительно шире. Он воспринял искусство и других западноевропейских романтиков
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абдуллин, Э. Б. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специ-альности 030700 - Музыкальное образование / Э. Б. Абдуллин / под ред. Г. М. Цыпина - М.: Academia, 2003. - 366 с.
2. Академический музыкальный колледж при Московской консервато-рии им. П. И. Чайковского: буклет / сост. Е. Д. Кузнецова. - С. 12 [Элек-тронный ресурс]. - Режим доступа: http s: //amumgk.ru/wp- content/uploads/music-college125.pdf.
3. Алексеев, А. Д. Из истории фортепианной педагогики. Хрестоматия / А. Д. Алексеев. - Киев: Музыкальная Украина, 1974. - 164 с.
4. Алексеев, А. Д. Творчество музыканта-исполнителя: На материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и настоящего / А. Д. Алексеев. - М. : Музыка, 1991. - 104 с.
5. Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и об-разовании / Б. В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1973. - 144 с.
6. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. - Л.: Музыка, 1971. - 376 с.
7. Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Баренбойм. - Л. :Музыка, 1974. - 338 с.
8. Баренбойм, Л. А. О фортепианно-педагогических школах вообще и школе Николаева в частности / Л. А. Баренбойм // Статьи и воспоминания современников. Письма. - Л.: Музыка, 1979. - 328 с.
9. Баренбойм, Л. А. Путь к музицированию / Л. А. Баренбойм. - Л.: Музыка, 1979. - 351 с.
10. Баренбойм, Л. А. Фортепианная педагогика / Л. А. Баренбойм. - М.: Издательский дом «Классика - ХХ1», 2007. - 192 с.
11. Болотов, Ю. В. Исполнительская и педагогическая деятельность А.Н. Есиповой в контексте отечественного фортепианного искусства / Ю.
17
B. Болотов. Автореф. дисс. канд. искусствоведения. - СПб, 2008. - 26 с.
12. Бородин, А. Б. Формирование понятия «фортепианная школа» у музыкантов-исполнителей в процессе профессионального вузовского об-разования: автореф. дисс. канд. пед. наук / A. B. Бородин. - Екатеринбург: УГЛУ 2007. - 24 с.
13. Варламов, Д. И. Теоретические и методологические исследования исполнительской школы в музыкальном искусстве / Д. И. Варламов, Е.
C. Виноградова // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-7. - С. 1407-1411 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.fundamental-research.ru/ru/article/view? id=33355 (дата обращения: 30.03.2019).
14. Варламов, Д. И. Теоретические и методологические основы исследо-вания исполнительской школы в музыкальном искусстве / Е. С. Виногра-дова // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-7. - С. 1407-1411.
15. Генрих Густавович Нейгауз. История музыки в лицах [Электрон-ный ресурс]. - Режим доступа: http://strip-music.ru/istoriya/genrix- gustavovich-nej gauz.html.
16. Го Хуа (КНР) Наследие духовных традиций в фортепианной му-зыке русских композиторов: автореф. дисс. канд. пед. наук / Хуа Го. - М. МГПУ, 2018. - 26 с.
17.. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. - М.: АСТ, Харвест, 1998. - 800 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc philosophy/1236/1.
18. Гольденвейзер, А. Б. О музыкальном искусстве. Сборник статей / ред.- сост. Д. Д. Благой. - М.: Музыка, 1975. - 416 с.
19. Гольденвейзер, А. Б. О музыкальном исполнительстве / А. Б. Голь-денвейзер // Вопросы музыкально-исполнительского искусства - Вып. 2. - М., 1958. - с. 35-71.
20. Гольденвейзер, А. Б. Процесс работы пианиста-исполнителя над му-зыкальным произведением: психологический анализ / А. Б. Гольденвейзер. - М.: Классика -XXI, 2004. - 96 с.
21.. Гофман, И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепиан-ной игре / И. Гофман. - М.: Классика XXI, 2007. - 189 с.
22. Григорьев, Л. Г. Виктор Карпович Мержанов / Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек, 1990 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www.belcanto .ru/merj anov.html.
23. Григорьев, Л. Г. Константин Николаевич Игумнов / Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.belcanto.ru/igumnovhtml.
24. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. - СПб.: Питер, 2009. - 464 с.
25. Интроспекция / Психологос. Энциклопедия практической психоло-гии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles/view/introspekciya.
26. Кабкова, Е. П. Музыкальная культура Москвы: цикл лекций для музыкакльно-педагогических вузов: монография / Е. П. Кабкова. - М.: МАО, 2015. - 192 с.
27.. Кобзарь, Б. С. Перспективы образования на рубеже Третьего тыся-челетия / Б. С. Кобзарь // Мир образования - образование в мире.
- 2001. - №1. - С. 73.
28.. Коган, Г. М. Вопросы пианизма / Г. М. Коган . - М. :Сов. компо-зитор, 1968. - 462 с.
29. Коган, Г. М. Работа пианиста / Г. М. Коган. - М. :Классика-ХХ1, 2004.
- 203 с.
30. Коган, Г. М. У врат мастерства. Работа пианиста (сборник) / Г. М. Коган. - М.: Музыка, 1969. - 342 с.